Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: что это такое и как происходит

Нормы закона

Исполнительное производство в целом регулируется федеральным законом № 229 принятый в 2007 году. Службу судебных приставов создали для приведения в жизнь судебных решений. Регламентируется деятельность этого ведомства профильным ФЗ № 118 от 1997 года. Положение о ФССП утвердили в 2004 году Президентским указом № 1316. В своей деятельности ведомство руководствуется:

  • Конституцией РФ;
  • Кодексами – Гражданским, Гражданско-процессуальным, КоАП;
  • ФЗ № 135;
  • нормативными актами Минюста.

При подаче жалоб на нарушения, допущенные сотрудниками ФССП, нужно ориентироваться на положения российского законодательства. Его нормами чётко определено, каким образом обязаны действовать судебные приставы-исполнители, и каких ограничений придерживаться.

Нормативное регулирование

На основании положений главы 3 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992г. обязанность надзирать за выполнением законодательных актов службами, производящими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Помимо этого, существуют различные ведомственные акты, которыми работники прокуратуры должны руководствоваться при осуществлении контрольных функций по исполнению норм права сотрудниками ФССП.

Одним из таких документов является указание Генпрокуратуры РФ от 25.04.1999г. №19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора … обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения», а также №155/7 от 12.05.2009г. «Об организации …».

Прокурор вправе (полномочия прокурора):

    1. проводить проверки исполнения за­конов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов;
    2. поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам су­дебных приставов;
    3. вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса (в случае поступления в прокуратуру жалобы на дей­ствия (бездействие) судебного пристава-исполнителя);
    4. затребовать в прокуратуру (либо знакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы;
    5. направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоя­щему должностному лицу;
    6. предостерегать должностных лиц ФССП о недо­пустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»);
    7. внести представление об устранении допущенных на­рушений, причин и условий, им способствующих;
    8. поставить вопрос о применении к судебным приставам-на­рушителям закона мер дисциплинарного воздействия;
    9. возбудить уголовное дело (в случае выявления в деятельности судебных приста­вов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений).

В ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» указано, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц). Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за испол­нением законов судебными приставами, поскольку возмо­жен выход последних за рамки предоставленных им закон­ных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.

В случае поступления в прокуратуру жалобы на дей­ствия (бездействие) судебного пристава-исполнителя проку­рор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважи­тельных причин может повлечь за собой вынесение послед­ним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответству­ющий суд для принятия решения.

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление ис­полнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя за­конным требованием прокуроров может являться основани­ем для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном на­званной выше статьей КоАП РФ.

Исполнительный процесс представляет собой крайне ем­кую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение уста­новленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, напри­мер: постановление о возбуждени исполнительного произ­водства, постановление об окончании исполнительного про­изводства и ряд других регламентированных законом актов.

В силу ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ», наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт, прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоя­щему должностному лицу. Условием эффективности приня­тия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного по­становления прошел незначительный период времени и по­следствия принятия решения судебным приставом-исполни­телем не приняли необратимый характер.

Предостережение о недо­пустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории кото­рых относятся и судебные приставы.

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявле­ны нарушения требований законов в деятельности судебных приставов, не связан­ные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление об устранении допущенных на­рушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-на­рушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по резуль­татам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворен­ных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения про­цессуального характера носят систематический характер. В случае выявления в деятельности судебных приста­вов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномо­чиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), проку­рор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголовное дело.

Что понимается под надзором за работой служащих ФССП и для чего он введен

Контроль за выполнением должностных обязанностей работниками является одним из видов слежения соответствующих организаций за выполнением законных требований сотрудниками службы в выполнении решений суда, в частности, и конфискация активов.

Работники прокуратуры наделены полномочиями, дающими им методы воздействия на сотрудников службы при нарушении ими правомочий и интересов различных субъектов. Такая процедура поднимает степень доверия к судебной системе, совершенствуя её и развивая деятельность работников, а также производит обеспечение правопорядка в при ведении судопроизводства.

Кто занимается принудительным исполнением?

В России действует Федеральная служба судебных приставов, сотрудники которой уполномочены осуществлять принудительное исполнение актов, исходящих из судов и различных правомочных органов. Если встает вопрос, кому подчиняются судебные приставы, то ответ на него прост. Деятельность службы контролирует и координирует Министерство юстиции РФ. Как и любая часть правовой системы, состоит она из различных иерархических ветвей, нижние из которых подчинены высшим инстанциям, где территориальные органы соединены в единую систему центральным аппаратом. К примеру, кому подчиняются судебные приставы отдельно взятого подразделения? Однозначно, старшему по чину, то есть человеку, назначенному высшим руководством для управления в конкретном подразделении.

Меры реагирования

При выявлении нарушений предписаний исполнителями суда, предусмотрены такие меры пресечения:

  • Опротестование актов, которые противоречат законодательной базе;
  • Исковые заявления в судебные учреждения с целью защиты правовых интересов всех пострадавших;
  • Возбуждение уголовного дела/производства об административном своеволии.
Важно: определяя меры борьбы, прокурор обязан брать за основу положения из Закона о прокуратуре и постановления Генерального прокурора, а также полагаться на личные соображения в борьбе с преступлением, исходя из сложившейся ситуации.

Что обозначает данное понятие и зачем нужен надзор

Прокурорский надзор за судебными приставами, это разновидность слежения соответствующих органов за законной деятельностью государственных органов в выполнении приговоров по итогам суда, так как конфискация имущества возложена на исполнителей суда.

В Законе о прокуратуре нет отдельно выделенной главы об осуществлении контроля служащих суда, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты его воздействия. Поэтому данные полномочия сочетаются с прочими видами деятельности прокуратуры.

Как организовать прокурорский надзор, смотрите в этом видео:

Такая неопределенность приводит к возникновению сложностей и препятствий на пути качественного выполнения прокурорских обязанностей. Важно: данная ветвь тесно граничит с контролем соблюдения прав и свобод граждан.

Данный процесс со стороны органов юстиции поднимает уровень доверия к судьям, так как совершенствует и улучшает их деятельность, и обеспечивает правопорядок в судебных процессах.

В чем выражается надзор за исполнением законов судебными приставами

Действия уполномоченного генерального прокурора выражаются в контроле следующих мероприятий со стороны исполнителей:

  • Осуществление требуемых мер и правил использования и формирования документов;
  • Контроль за учетом ходатайства в отношении тех или иных сотрудников в вопросах исполнительного производства;
  • Правомерность наложения ареста на имущество;
  • В полном ли объеме принимаются меры в розыске должников; Осуществление контроля над ведением документации.

Кто осуществляет надзор за судебными приставами?

При контроле активности исполнительных инстанций, наблюдение за исполнением законов осуществляется над такими мероприятиями:

  • Предоставление безопасности госслужащих, которые являются участниками судебных слушаний и прений;
  • Обеспечение безопасности самих судебных процессов;
  • Качество подготовки помещений, необходимых для выполнения судебного производства;
  • Контроль над доставкой на суд вещественных доказательств;
  • Контроль над исполнением решений и приговоров судьи;
  • Правомерность требования дачи свидетельских показаний в процессе разбирательств, граждан, уклоняющихся от явки;
  • Правомерность использования специальных средств с целью силового воздействия;
  • Контроль обоюдной работы приставов и сотрудников силовых структур в отношении лиц, находящихся под стражей;
  • Контроль над соблюдением сроков в отношении выполнения предписаний исполнительных листов.

Как составить жалобу?

Процедура подачи жалобы следующая.

  1. Составлять жалобу следует в письменной форме. Обязательно с подписью лица, которое обратилось с ней. Следует указать Ф.И.О. судебного исполнителя, незаконное действие, бездействие или постановление которого вы хотите обжаловать.
  2. Далее, Ф.И.О. того гражданина, который подает заявление, его домашний адрес или место его пребывания.
  3. Потом формулируются основания для обжалования постановления, его бездействие или действия.
  4. После этого, гражданин, подающий претензию, выдвигает требования.

Можно не спешить с предоставлением документов, подтверждающих обстоятельства, указанные в жалобе. Если это будет необходимо, вы получите запрос на них от должностного лица, которое будет рассматривать жалобы. Но, вы должны знать, что в таком случае рассмотрение жалобы приостанавливают не более чем на 10 дней.

Жалоба, которая была подана в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

В чем заключаются надзорные функции

Генеральной прокураторой осуществляется контроль за:

  • применением соответствующих мер при принятии решений или формировании документации;
  • учетом заявлений, составленных на действия сотрудников при проведении исполнительных мероприятий;
  • правомерностью конфискации имущественных объектов;
  • полнотой применения мер при поиске должника;
  • ведением документационного учета.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (далее – закон) её сотрудники производят контрольные функции за выполнением требований законодательной базы исполнителями при осуществлении своих обязанностей.

Надзорные мероприятия за активностью сотрудников службы производится над:

  • обеспечение защищенности сторон судебного процесса и её операций;
  • качественностью подготовки помещений для ведения судопроизводства;
  • доставкой в судебные слушания вещественных доказательств;
  • выполнением вердиктов судьи;
  • требованиями взятия свидетельских показаний при проведении слушаний, лиц, избегающих явки;
  • исполнение положений законодательства;
  • проведением совместных операций приставов и служащих иных силовых ведомств в отношении субъектов, находящихся под стражей;
  • соблюдением регламентированных сроков при выполнении предписаний вердиктов суда.

Как происходит реализация судебных решений?

Кому подчиняются судебные приставы района? Своему непосредственному начальнику. Он выполняет распоряжения краевого или областного руководства ФССП. Когда в службу поступает документация из суда для принудительного исполнения по вынесенному решению, у приставов начинается работа в рамках их полномочий:

  • сотрудники исполнительной структуры обязаны по долгу службы организовать своевременное, полное и правильное выполнение требований;
  • предоставить каждой стороне в исполнительном производстве материалы для ознакомления с постановлением, дать возможность выписать важные для них моменты, снять копию с документов;
  • рассмотреть поданные заявления с различными ходатайствами от участников, вынести свое решение, разъяснить, кому подчиняются судебные приставы города, в каком порядке происходит обжалование постановлений в данной сфере;
  • получить и обработать персональную информацию, если она необходима для производства;
  • объявить розыск лиц, указанных в исполнительной документации в рамках своих правомочий и в соответствии с законодательными установками;
  • осуществить розыскную деятельность по судебным актам, когда этого требует федеральный исполнительный орган при осуществлении функций нормативно-правового регулирования, чтобы обеспечить установленный порядок в судебной деятельности для исполнения правовых решений.

В данном случае описаны обязанности общего порядка, которые выполняют приставы-исполнители.

Права судебного исполнителя

На основании актов судебным приставам дано право на:

  • получение объяснений, справок в рамках исполнительного дела;
  • свободный вход в здания, которые занимает должник, он может вскрыть помещение или хранилище;
  • арест, изъятие, передачу для хранение в специально отведенные места имущества;
  • блокировку денежных средств и ценностей.

Структура подчинения судебных приставов позволяет самостоятельно совершать те действия на объекте, которые предусмотрены законом для исполнительного производства. Гражданин может обжаловать их поступки, обратившись в вышестоящие органы.

Как работает отдельно взятое подразделение?

Кому подчиняются судебные приставы в России? В системе исполнительной власти существует строгое распределение, где город подчиняется районному начальству, тот в свою очередь области, а завершается все в Центральном аппарате. Регламентируют их полномочия положения о судебных приставах согласно действующему на всей территории РФ Федеральному закону № 118-ФЗ. Работники подразделений, которые следят за безопасностью в судах, принадлежат к гражданским служащим, их отдел скрыт под аббревиатурой ОУПДС (обеспечение установленного порядка деятельности судов). Но организация труда по строгости приравнена к военизированным структурам. Весь персонал подчинен своему руководителю и выполняет беспрекословно его приказания:

  • принудительно приводит на судебные заседания лиц, игнорирующих повестки и явки;
  • охраняет судебные здания;
  • выезжает на аресты имущества.

Сотрудникам приходится во время выполнения служебного долга:

  • наблюдать скандалы;
  • отражать попытки к нападениям со стороны должников;
  • испытывать эмоциональное напряжение;
  • переживать нервные потрясения.

Прежде чем включить в штат специалиста, его направляют для прохождения специального обучения, после чего он работает под контролем старших наставников, чтобы его руководство было уверено в моральных качествах пристава.

Назначение и объект надзора

Субъектом прокурорской проверки является комплекс мероприятий по реализации требований суда. Объектами контроля признаются действия территориальных организаций приставов и граждан, осуществляющих работу в них. Работники прокуратуры должны непрерывно контролировать следование СП Конституции РФ, нормам действующего федерального, регионального законодательства.

Базовыми задачами прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов являются:

  • Анализ работы приставов на соответствие действующему постановлению суда, полномочиям, определенным законодательством.
  • Оценка законности решений СП.
  • Защита интересов субъектов исполнительного производства.

Прокуратура должна следить, исполняются ли судебными приставами решения суда в соответствии с законом

П.2 ст.1 закона о прокуратуре определяет основные цели работы службы надзора по отношению к СП:

  • Соблюдение верховенства закона, обеспечение защиты государства, общества, прав граждан.
  • Актуальность обнаружения нарушений и принятие соответствующих мер к должностным лицам.
  • Отслеживание правомерности деятельности СП, направленной на исполнение требований суда, по отношению к должникам и гражданам, вовлеченным в процесс.

В связи с тем, что служба приставов занимается оперативно-розыскной работой, предметом надзора прокуратуры становится порядок осуществления мероприятий по расследованию, оценка разрешения обращений и сообщений о возможных преступлениях, а также порядок соблюдения конституционных прав граждан.

Надзор осуществляется по двум основным направлениям:

  • Соблюдение государственного законодательства и регламента деятельности ССП.
  • Следование решениям суда и иным нормативно-правовым актам.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами на основании заявлений и обращений граждан. Задачами надзора являются не только защита заявителей, но и интересов служащих ССП. Если в действиях исполнителя обнаружено нарушение, проверяющий выносит предписание на имя вышестоящего должностного лица в рамках организации или субъекта.

Кому жаловаться

Если служба судебных приставов допустила какое-то нарушение, то его можно обжаловать вышестоящему руководителю. Одновременно можно направить свои претензии в правоохранительные органы:

  • прокуратуру;
  • районный суд.

В управление старшему (главному) приставу

Обнаружив проявления беспредела со стороны судебных приставов, нужно руководствоваться при подаче жалобы ст. 123 ФЗ № 229. В соответствии с п. 1 этой статьи обжалование постановления пристава-исполнителя адресуется его непосредственному руководителю. Однако постановление, которое им уже было утверждено, придётся, согласно п. 2 ст. 123 ФЗ № 229, обжаловать в более высокой инстанции. Ею становится главный судебный пристав территориального управления.

В районный суд

Когда при взыскании долга судебными приставами игнорируются нормы исполнительного производства, стоит воспользоваться правом на судебную защиту.

Не добившись результата при рассмотрении жалобы в порядке подчинённости, следует обратиться в районный суд. Ведомственные «Методические рекомендации», принятые в 2011 году, позволяют оспорить в суде действия и постановления, принятые главным российским судебным приставом.

На подачу искового заявления об административном правонарушении, допущенном работником ФССП, отводится 10-дневный срок со дня, когда российский гражданин выявил нарушение своих прав. Если времени прошло больше, то параллельно понадобится осуществить подачу заявления о продлении этого срока. К нему понадобится приложить документ, подтверждающий уважительность причины, не позволившей своевременно направить обращение в районный суд.

После регистрации рассмотрение пройдёт в течение 10-дневного срока. Если случай окажется сложным – то продолжительность рассмотрения может продлеваться до одного месяца.

Признав действия (бездействие) судебного пристава незаконными, суд взыщет издержки по проведению процесса с федерального ведомства. А оно заберёт соответствующую сумму у сотрудника, допустившего нарушения.

Какими полномочиями обладает сотрудник прокуратуры при выполнении контрольных функций

При обнаружении нарушений в действиях сотрудников ФССП прокурорский работник вправе:

  • получать доступ к любой информации;
  • требовать предоставления от руководства службы отчетных данных, необходимой документации, подтверждающих материалов;
  • вправе задействовать при возникновении сложной ситуации иных специалистов, определяемых ст.21 Закона;
  • вызов необходимых лиц для получения сведений о причинах правонарушения;
  • проведение проверочных мероприятий для выявления правомерности производимых действий;
  • пользоваться беспрепятственным доступом к контролируемым помещениям и территориям.

Полномочия прокурора включают:

  • вынесение решений о компенсации нанесенного ущерба лицам при проведении незаконных мер;
  • освобождение субъектов, арест которых осуществлялся не на основании норм права;
  • принятие участия в судебных разбирательствах судов различных уровней для защиты правомочий людей и учреждений;
  • выставление требований о возможном привлечении нарушителей к административной либо уголовной ответственности.

Такие полномочия позволяют осуществлять надзор за законностью действий подведомственных подразделений.

Должностные обязанности

Статья 151 УПК РФ утверждает права должностных лиц со стороны ФССП на проведение дознаний с перечнем преступных деяний, которые включены в деятельность судебных приставов. Приступить к деятельности может каждый гражданин, утвержденный в должности, если он достиг 20-летнего возраста и не имеет судимости. Кроме того, специалист должен обладать крепким здоровьем и быть образованным. Сотрудники могут выполнять процедуру дознания относительно лиц, которые:

  • уклоняются от алиментов и погашения кредитов;
  • препятствуют правосудию;
  • неуважительно относятся к суду;
  • разглашают сведения по судебным процессам, судьям, участникам;
  • совершают действия с описанным или арестованным имуществом;
  • не исполняют судебных приговоров.

При этом АПК РФ в статьях 17.3, 17.8 установил ответственность для граждан, если они препятствуют работе приставов, которые сами обязаны соблюдать законодательные положения и ни на шаг не отступать от нормативов. Наказание последует за неисполнение распоряжений судей и судебных исполнителей, а также любого правонарушения, затрагивающего деятельность ФССП РФ.

Порядок и срок рассмотрения

Подавать жалобы на своих сотрудников ФССП рекомендует в порядке подчинённости. Если обычные обращения граждан государственными структурами рассматриваются в 30-дневный срок, то в этом случае – втрое быстрее. В п. 1 ст. 126 ФЗ № 229 указано, что компетентное должностное лицо Федеральной Службы должно разобраться с жалобой на протяжении десяти дней после её поступления.

Для принятия решения должностные лица Федеральной Службы могут:

  • затребовать для изучения материалы искового производства, осуществлявшегося подчинённым сотрудником;
  • проверять запланированные и осуществлённые им действия.

Подчинённый по результатам проверки может:

  • обязываться к проведению определённых мероприятий, им не планировавшихся;
  • подвергаться дисциплинарному взысканию.

Принятое по жалобе решение оформляется, согласно п. 1 ст. 127 ФЗ № 229, постановлением, содержащим определённые обязательные элементы. В нём обязательно наличие:

  • должности и ФИО лица, принявшего решение;
  • ФИО и адреса жалобщика/наименования и местонахождения юридического лица;
  • сжатого изложения сути поступившего заявления;
  • обоснования решения;
  • самого решения;
  • информации о том, как оно может быть обжаловано.

Копию принятого постановления, согласно п. 6, отправляют жалобщику в трёхдневный срок.

В прокуратуре и районном суде также будут истребовать документы по рассматриваемому делу.

Одновременное направление искового заявления в суд затормозит рассмотрение жалобы, поданной должностному лицу федеральной службы. Оно будет приостановлено в соответствии с нормой п. 2 ст. 126 ФЗ № 229.

Трудности ОУПДС

Во время работы происходит арест собственности, с которой не все граждане расстаются мирным способом. Для пресечения драк, безопасности окружающих и собственной жизни приставам разрешено применять физическую силу, а в крайне сложных ситуациях — огнестрельное оружие. В этой сфере работают образованные люди со знанием нормативных актов, так как превышение полномочий или бездействие наказуемо. Профессионалу сразу становится сразу понятно, кому подчиняется служба судебных приставов РФ. В первую очередь закону, по которому их может ожидать уголовная ответственность.

Кто именно контролирует работу судебных приставов?

  1. Старший пристав – он является непосредственным руководителем всех приставов. Если приставы работают неответственно или же не выполняют поставленных требований, а порой, превышают свои полномочия, это повод писать жалобу старшему приставу. В действительности, это чаще всего срабатывает, что позволяет получить позитивные результаты воздействий;
  2. Если вы имеете дело с преступление в виде взяточничества, то вам непременно нужно запастись доказательствами, после чего, подать заявление в прокуратуру. Чаще всего, прокуратура сразу же начинает процесс исследования документов, производит расследование, и такого пристава весьма быстро привлекают к ответственности;
  3. Главное управление ФССП России – это высшая инстанция, куда вы можете обратиться в том случае, если пристав и старший пристав, так и не изменили тактики своего поведения и нарушают ваши законные права и интересы.

Надзорные задачи за действиями приставов-исполнителей

Основными контрольными функциями являются:

  • исполнение служащими правил, предусмотренных нормами права, и применяемых в рамках должностных полномочий;
  • решения, принимаемые сотрудниками службы, должны соответствовать положениям законодательной базы в сфере исполнения решений суда;
  • соблюдение законных прав различных субъектов при осуществлении исполнительных мероприятий.

К объектам прокурорского контроля относятся:

  • ФССП России и её территориальные отделения;
  • сотрудники службы, осуществляющие действия по выполнению решений суда;
  • администрация учреждений, занимающихся исполнением наказаний и применением мер принуждения;
  • руководство колоний, изоляторов и иных мест ограничения либо лишения свободы.

О порядке обжалования постановлений приставов, их бездействия или действий

Куда можно пожаловаться на исполнителя судового решения? Чтобы оспорить постановление исполнителя, его действие либо бездействие, можно обратиться в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Ваше заявление в суд должно быть рассмотрено в десятидневный срок, учитывая особенности, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Есть еще варианты куда жаловаться на исполнителей, судового производства. Существует возможность подачи жалобы непосредственно в Федеральную службу судебных исполнителей.

Кроме этого, как показывает практика, существует еще очень действенный адрес куда жаловаться на судебных исполнителей — это Администрация Президента.

В случае, если вы подозреваете исполнителя во взяточничестве либо в присвоении средств, полученных от должника, обращайтесь с жалобой в прокуратуру. Это тоже бывает эффективно и решения оттуда приходят практически сразу.

Наконец, не стоит забывать о неформальном методе борьбы с беззаконием на местах. Кроме официальных жалоб, которые вы отправляете в государственные органы, воспользуйтесь не менее действенным способом обратить внимание на злоупотребления представителя судебной власти — публикацией в интернете. Поделитесь своими негативными отзывами и жалобами на судебного пристава. Высказанная публично жалоба, значительно повышает ваши шансы на то, что вы будете услышаны. Такую жалобу чиновникам будет очень сложно оставить без внимания.

Отстаивайте и защищайте свои права всеми доступными способами и используйте как можно больше шансов чтобы пресечь злоупотребления судебных приставов и заставить их исполнять свои обязанности в рамках закона.

Когда могут отказать

Должностных лиц ФССП обязывают принимать к рассмотрению любые жалобы, поступившие на действия или бездействие сотрудника федерального ведомства. Однако у них имеются законные основания отказаться принимать заявление:

  • в нём обжалованы результаты оценки стоимости имущества, проведённой экспертом-оценщиком. Его судебный пристав обязан привлекать в случаях, предусмотренных нормами пунктов 2 и 3 ст. 85 ФЗ № 229;
  • не соблюдены установленные в ст. 124 ФЗ № 229 требования к форме и изложению жалобы;
  • упущен срок для предъявления претензий;
  • суд уже принимал решение по идентичной жалобе.

Если должностным лицом Федеральной Службы жалоба не принята, то остаётся возможность оспорить правомерность действий судебного пристава в прокуратуре или в суде.

Мероприятия надзора

Порядок организации прокурорского контроля состоит в распределении полномочий между структурными подразделениями прокуратуры, работой которых является осуществление надзора следующих действий:

  • Полнота исполнения российского законодательства.
  • Применение закона о работе приставов исключительно в рамках прописанных норм.
  • Проверка соответствия документов, издаваемых приставами, нормативно-правовым актам РФ.
  • Обеспечение законности исполнительских действий по гражданским делам.
  • Рассмотрение обращений граждан о правонарушениях в работе СП.
  • Участие прокурора в делах, касающихся судебного оспаривания действий приставов и др.

В обязанности проверяющего входит анализ и выявление правонарушений в работе судебного пристава

При этом обеспечивается слаженная работа подразделений, искореняется задвоенность действий подчиненных и достигается максимальная эффективность труда. Проверки действий службы судебных приставов могут иметь систематический и внеплановый характер. Первый тип предполагает осуществление надзора в запланированные подразделением сроки, а второй – реагирование на обращения граждан, представителей органов власти, информации из СМИ.

В зависимости от направления расследований федеральная и территориальная служба прокуратуры имеет подразделение на следующие отделы:

  • Госнадзор за реализацией свода законов государства.
  • Контроль хода следствия.
  • Проверка оперативно-розыскных мероприятий и следствий.
  • Контролирование особо важных дел по нарушению уголовно-процессуального свода законов главным управлением СП.

Сущность деятельности прокурора по надзору за работой СП определяется тремя правилами:

  • Доскональное изучение законодательства, регулирующего деятельность СП.
  • Анализ статистических данных.
  • Оценка фактов возникновения нарушений и мер, принятых для их исправления.

Работа проверяющего состоит из следующих этапов:

  1. Приглашение для дачи показаний должностного лица, на действия которого получена жалоба.
  2. Изучение фактов деятельности пристава по спорному производству. При этом проверка материалов дела происходит непосредственно в службе приставов, либо путем направления запроса на предоставление документов.
  3. Выявление нарушений и привлечение старших по должности приставов к урегулированию вопросов, вынесение предложений о дисциплинарном наказании виновного лица. При обнаружении препятствий исполнения судебного решения прокурор обязан предпринять исчерпывающие решения для обеих сторон: не только к СП, но и к гражданам, исполняющим их законные требования.
  4. Подготовка заключения и характеристики мер наказания.

Неправомерные действия судебных приставов могут повлечь за собою административную и уголовную ответственность

Организация мероприятий

Эффективность надзора за исполнением законов судебными приставами на 100% зависима от четкого планирования, связанных с ним мероприятий определенными сотрудниками прокуратуры – помощников прокурора или его заместителя.

Важно: чтобы качественно организовать работу по наблюдению, следует знать на высоте законодательную базу и практику его применения, для этого сотрудники постоянно повышают квалификацию.

Что входит в надзор за исполнением законов, смотрите в этом видео:

Также с целью проведения качественных мероприятий:

  • Сотрудники прокуратуры обеспечиваются нормативными актами, методическими пособиями и разработками;
  • Перед проведением надзора собираются и анализируются информация и материалы;
  • Разрабатывается план мероприятия;
  • Для успешного прокурорского регулирования судебных исполнителей, работники прокуратуры должны располагать полной и достоверной информацией о случаях нарушений – сбор, обработка и хранение сведений в процессе расследования.
  • В число организационных работ включаются проверки организаций или лиц на предмет выявления нарушений;
  • Аналитические мероприятия;
  • Сотрудничество с прочими отделами прокуратуры; ·
  • Учет проделанной работы.

Важно: внедрение научных рекомендаций и передового опыта – основной элемент организации работы.

Источники

  • https://PravPotreb.com/zhaloby/kuda-zhalovatsya-na-sudebnyh-pristavov.html
  • http://dolgi-faq.ru/vzyskanie/pristavy/kto-osushhestvlyaet-nadzor-za-sudebnymi-pristavami/
  • https://jurkom74.ru/ucheba/polnomochiya-prokurora-pri-osuschestvlenii-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-sudebnimi-pristavami
  • https://FB.ru/article/447416/komu-podchinyayutsya-sudebnyie-pristavyi-kontroliruyuschie-organyi-ierarhiya-i-struktura-podchineniya
  • https://dolg.guru/dolgi/sudebnye-pristavy/prokurorskii-nadzor-za-sudebnymi-pristavami.html
  • https://urhelp.guru/sud/kak-i-kuda-zhalovatsya-na-sudebnyh-pristavov.html
  • https://MoyDolg.com/pristavy/obshhie-voprosy-2/nadzor-za-ispolneniem-zakonov.html
  • https://resheniya-sudov.ru/stati/kto-kontroliruet-rabotu-sudebnyx-pristavov-1115/

[свернуть]