Обязанности судебного пристава-исполнителя: права и полномочия, задачи

Задачи ФССП России

Согласно Положению о ФССП России, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316, основными задачами ФССП России являются:

  • обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ. Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;
  • управление территориальными органами ФССП России.

При этом следует отметить, что все задачи, за исключением последней, реализуются посредством решения корреспондирующих задач, возлагаемых на судебных приставов.

Так, в соответствии со ст. 1 Закона о судебных приставах на судебных приставов в РФ возлагается решение важных для государства и общества задач: 1 — обеспечение установленного порядка деятельности судов; 2 — исполнение судебных актов и актов специально уполномоченных органов: 3 — предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

Указание на последнюю задачу отсутствовало в первоначальной редакции рассматриваемой статьи. Однако позднее оно хотя и с некоторым опозданием, но вполне обоснованно появилось в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах».

Первая задача реализуется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС). Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями. Предварительное расследование преступлений осуществляют дознаватели ФССП России.

При этом необходимо учитывать, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Нормативной правовой основой указанной деятельности, наряду с Конституцией РФ и Законом о судебных приставах, выступают: Гражданский процессуальный кодекс (далее — ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс (далее — АПК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс (далее—УПК РФ). Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ), указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2006 г. № 384 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов», приказ Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительном производстве», а также ряд других актов.

При этом согласно приказу Минюста России № 384 исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

  • обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
  • выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
  • исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
  • обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
  • проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности;
  • поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
  • взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел:
  • осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
  • участие в совершении исполнительных действий.

Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 410-ФЗ на судебных приставов по ОУПДС возложены обязанности:

  • по обеспечению препровождения иностранных граждан или лиц без гражданства в специальные учреждения, создаваемые в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • препровождения иностранных граждан или лиц без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЗ судебные приставы по ОУПДС обязаны также:

  • оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
  • оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Исходя из буквального толкования ст. 1 Закона о судебных приставах следует, что деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяется на все федеральные суды, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Поскольку в судебную систему входят и мировые суды — суды субъектов РФ, то на них также должна распространяться компетенция судебных приставов по ОУПДС.

В то же время остается открытым вопрос о том, возлагается ли на судебных приставов задача по обеспечению установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Приходится констатировать, что в законодательстве о судебных приставах указанный вопрос прямо не решен.

Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.

Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского Суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как «часть суда». При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти — Федеральную службу судебных приставов, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

Решение указанной задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения. Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий но исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.

Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст. 7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай, в частности, предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст. 1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 197- ФЗ и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве. К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся: Министерство финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.

Из сказанного, можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в ст. 1 Закона о судебных приставах в узком смысле. К недостаткам указанной правовой нормы можно отнести отсутствие в ней регламентации стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.

На судебных приставов возлагаются задачи по

Судебные приставы осуществляют свою деятельность руководствуясь прежде всего Конституцией Российской Федерации, а также законами: О судебных приставах, об исполнительном производстве, о государственной гражданской службе.

Существуют задачи судебных приставов, которые они выполняют в рамках закона о судебных приставов и закона об исполнительном производстве: охрана установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных решений и актов других органов, розыск должников, их имущества и детей, предварительное расследование в форме дознания.

Для выполнения каждой задачи службы судебных приставов существует отдельное подразделение в службе:

ОУПДС — Расшифровывается Охрана Установленного Порядка Деятельности Судов. Эти приставы осуществляют охрану зданий судов, структурных подразделений ФССП и осуществляют привод должников в суд и в структурные подразделения.

Приставы-исполнители — исполняют решение суда и различных органов. В основную задачу приставов-исполнителей входит принудительное исполнение решения суда и ведение исполнитеьного производства.

Приставы-исполнители по розыску — осуществляют розыск должников, их имущества и детей. Судебные приставы-исполнители по розыску в рамках исполнительного производства заводят разыскное дело, в котором могут содержаться личные данные и информация не подлежащая разглашению. Именно по этому с разыскным делом не имеет право ознакамливаться даже пристав-исполнитель инициатор розыска, а тем более должник или взыскатель.

Дознаватели — возбуждают уголовные дела, расследуют преступления. Дознаватели являются специалистами (не приставами). Они занимаются предварительным расследованием в форме дознания. Существует список статей уголовного кодекса РФ, по которым проходит работа дознавателя.

Согласно Положению о ФССП России, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316, основными задачами ФССП России являются:

— обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

— организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

— управление территориальными органами ФССП России.

При этом следует отметить, что все задачи, за исключением последней, реализуются посредством решения корреспондирующих задач, возлагаемых на судебных приставов.

Так, в соответствии со ст. 1 Закона о судебных приставах на судебных приставов в РФ возлагается решение важных для государства и общества задач: 1) обеспечение установленного порядка деятельности судов; 2) исполнение актов юрисдикционных органов; 3) предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

Указание на последнюю задачу отсутствовало в первоначальной редакции рассматриваемой статьи. Однако позднее оно хотя и с некоторым опозданием, но вполне обоснованно появилось в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах».

Первая задача реализуется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС). Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями. Предварительное расследование преступлений осуществляют дознаватели ФССП России.

При этом необходимо учитывать, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Нормативной правовой основой указанной деятельности, наряду с Конституцией РФ и Законом о судебных приставах, выступают: Гражданский процессуальный кодекс (далее — ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс (далее — АПК РФ), Уголовнопроцессуальный кодекс (далее — УПК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ), Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2006 г. N 384 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов», Приказ Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 г. N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительном производстве», а также ряд других актов.

При этом согласно Приказу Минюста России N 384 исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

— обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

— выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

— исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

— обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

— проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности;

— поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

— взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;

— осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

— участие в совершении исполнительных действий.

Исходя из буквального толкования ст. 1 Закона о судебных приставах следует, что деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяется на все федеральные суды, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» относятся:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Поскольку в судебную систему входят и мировые суды — суды субъектов РФ, то на них также должна распространяться компетенция судебных приставов по ОУПДС.

В то же время остается открытым вопрос о том, возлагается ли на судебных приставов задача по обеспечению установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Приходится констатировать, что в законодательстве о судебных приставах указанный вопрос прямо не решен.

Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.

Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как «часть суда». При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти — Федеральную службу судебных приставов, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

Решение указанной задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения. Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий по исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.

Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст. 7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай, в частности, предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст. 1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве. К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся: Министерство финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.

Из сказанного можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в ст. 1 Закона о судебных приставах в узком смысле. К недостаткам указанной правовой нормы можно отнести отсутствие в ней регламентации стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.

Статья 1. Задачи судебных приставов. На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

1. Законодатель возложил на судебных приставов, точнее на службу судебных приставов (ст. 5), выполнение двух функций: обеспечение установленного порядка деятельности названных в комментируемой статье судов и принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, вступивших в законную силу, которым в соответствии с Законом предоставлено право при осуществлении своих полномочий возлагать на граждан, организации, Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, бюджеты различных уровней обязанности в пользу других (в том числе вышеуказанных) лиц.
2. Задачу по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют соответствующие судебные приставы. Задачу по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, выполняют судебные приставы-исполнители (ст. 4).
3. Согласно п. 1 Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 1999 г. N 226, под обеспечением установленного порядка деятельности судов понимается следующий комплекс мер:
обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
взаимодействие с сотрудниками милиции, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.
Кроме того, перечень обязанностей судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов закреплен также в ст. 11 комментируемого Закона, который, по существу, представляет собой комплекс вышеуказанных мер, только закрепленный уже на законодательном уровне.
Следует отметить, что в настоящее время не отсутствует только нормативный правовой акт, специально определяющий порядок выполнения судебными приставами задачи по обеспечению установленного порядка деятельности высших судов, но и не закреплен указанный порядок в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации», Законе РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР». Можно указать только на то, что организационно-методическое руководство деятельностью службы судебных приставов, осуществляемой в целях обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской, отнесено к функции Департамента судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (см. комментарий к ст. 5).
Поэтому комплекс мер, направленный на обеспечение установленного порядка деятельности судов, предусмотренный вышеуказанной Инструкцией, реализуется службой судебных приставов и при обеспечении установленного порядка деятельности высших судов, с учетом конкретных указаний и распоряжений председателей высших судов и главного судебного пристава Российской Федерации.
4. Как указано в п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 8-П, правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника — физического лица либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц.
Поэтому непосредственно задача по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, выполняется судебными приставами при отказе должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Перечень актов судебных и других органов, которые подлежат принудительному исполнению службой судебных приставов, указан в ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», который регулирует порядок их принудительного исполнения в процессе исполнительного производства.

Задачи органа принудительного исполнения. Требования, предъявляемые к судебным приставам

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Задачей судебных приставов-исполнителей является обеспечение деятельности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве. Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России. Их невыполнение влечет исполнительную ответственность.

Задачи, стоящие перед судебными приставами-исполнителями, предопределяют совокупность требований, предъявляемых к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Статьей 3 Закона о судебных приставах установлено:

ѕ судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности;

ѕ судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе;

ѕ на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Деятельность судебных приставов-исполнителей

Непосредственное принудительное исполнение судебных и иных актов осуществляют приставы-исполнители. В соответствии с Законом о судебных приставах приставы-исполнители обязаны:

ѕ принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

ѕ предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

ѕ рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу (или должен взять самоотвод), если он является родственником сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересован в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом.

Судебный пристав-исполнитель имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие ему предпринимать действия с целью исполнения судебного и иного акта. В соответствии с Законом об исполнительном производстве (ст. 64) он имеет право совершать следующие действия на всей территории Российской Федерации и на территории иностранных государств, куда направляется поручение в соответствии с международным договором РФ:

ѕ вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

ѕ запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;

ѕ проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

ѕ давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

ѕ входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам;

ѕ с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника без разрешения старшего судебного пристава) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

ѕ в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

ѕ производить оценку имущества в порядке и пределах установленных Законом об исполнительном производстве;

ѕ привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

ѕ производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

ѕ запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

ѕ рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

ѕ взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом;

ѕ обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;

ѕ устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ;

ѕ проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе;

ѕ совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В соответствии со ст. 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель имеет право:

ѕ получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

ѕ давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

ѕ входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

ѕ арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

ѕ использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

ѕ в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

ѕ объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

ѕ вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

ѕ совершать иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.

Исполнительное законодательство определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок оспаривания его действий и постановлений. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а именно Российской Федерацией, поскольку система принудительного исполнения входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

Судебные приставы: функции, задачи, обязанности

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) — федеральный орган государственной власти, функциями которого являются обеспечение установленного порядка деятельности судов, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, а также должностных лиц. Кроме того, данный государственный орган реализует правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В Российской Федерации судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими Российской Федерации.

Федеральная служба судебных приставов России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Основными задачами данного органа государственной власти являются:

  1. Обеспечение установленного порядка деятельности судов всех уровней, а также мировых судей;
  2. Организация принудительного исполнения вступивших в законную силу и не исполняемых в добровольном порядке судебных актов, судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, а также актов других органов и должностных лиц;
  3. Исполнение уголовно-процессуального законодательства по делам, отнесённым к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
  4. Управление территориальными органами
  5. ФССП России.

Судебные приставы подразделяются на:

  • судебных приставов-исполнителей;
  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В чем заключается разница между двумя этими должностями?

Судебный пристав-исполнитель — должностной лицо, в чьи обязанности входит непосредственно принудительное исполнение судебных актов, актов других органов.

Основной обязанностью является исполнение решений, постановлений, заключающееся во взыскании денежных сумм. Взыскание подразумевает под собой наложение ареста на денежные средства, как на наличные, так и находящиеся на счетах должника, также и арест имущества, с последующей его реализацией и погашением задолженности. Кроме того, для скорейшего исполнения находящихся в производстве исполнительных документов, судебный пристав наделен дополнительными полномочиями, а именно: возможностью установления запрета выезда за пределы Российской Федерации, запрета на выдачу загранпаспорта, запрета на отчуждение имущества (движимого или недвижимого), запрета на отчуждение плодов интеллектуальной деятельности.

Чаще всего жалобы на судебных приставов подаются именно на действия (бездействие) сих доблестных представителей службы. Возможны случаи, когда пристав-исполнитель слишком рьяно относятся к исполнению своих должностных обязанностей и в результате оставляют должника в буквальном смысле без средств к существованию и последнего имущества. Однако, чаще возможен противоположный вариант, когда в рамках возбужденного исполнительного производства исполнительные действия не производятся.

Какие действия в данном случае необходимо предпринять должнику и взыскателю для защиты своих прав в рамках возбужденного исполнительного производства? Прежде всего нужно знать, что Федеральная служба судебных приставов, как и любой другой орган государственной власти, в своей деятельности руководствуется законами и подзаконными актами. Основными нормативными актами являются:

  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Первый из них определяет сроки, условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, регламентирует размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника, также содержит виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Вторым законом регламентированы права и обязанности судебных приставов.

Пристав по ОУПДС — встречается в основном на входе в органы судебной власти (суды), требуя от вас предъявить паспорт (сумку, коробку, барсетку и т.д.). При осуществлении исполнительных действий выступают в качестве силовой поддержки пристава-исполнителя, а также в качестве бесплатной рабочей силы для погрузки, выгрузки, подъёма и переноса изъятого у должников имущества.

При осуществлении своих служебных обязанностей судебными приставами исполнителями обязательно ношение форменной одежды и нагрудного служебного знака судебнoго пристава, что отличает их от всевозможных коллекторов, представляющихся зачастую именно приставами.

Нагрудный служебный знак представляет сoбой фигурный щит, с наложенными на него рифлёными лучами с лентами, круглым медальoном с двуглавым oрлoм, лентой с серией и номером, а также надписью «ФССП России». Каждый нагрудный знак имеет свою серию и нoмер. Данный знак должен размещаться на левой стороне груди форменной одежды или гражданского костюма судебного пристава.

Так что, при наличии элементарных познаний в области исполнительного производства, вы можете обезопасить себя от большинства проблем, возникающих в ходе исполнения судебных и иных актов.

Гражданский кодекс

Правда ,что при любом нарушении Земельного кодекса или другого нормативного акта РФ, в силу ст 45 ГПК РФ, прокурор может обратиться в суд с гражданским иском о восстановлении нарушенных прав

Жалоба на бездействие администрации города

Жалоба пишется в тогда, когда ваши права уже были ущемлены или нарушены. Жалобу пишут в случае неправомерных действий или бездействия и пассивности со стороны государственных органов, должностных лиц.

Жалобы на проводников

Жалоба на проводника РЖД, вызванная неправомерным поведением проводника по отношению к пассажиру, может направляться письменно и устно.

Закон об эмансипации несовершеннолетних

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Статья 27. Эмансипация 1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия

Исполнение решения суда

Исполнение решения суда строго регламентируется: ГПК РФ Статья 210. Исполнение решения суда «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 27.06.2018, с изм. от 23.07.2018)

 

Как в суде доказать гражданский брак

Гражданский брак – это брак, который не регистрируется в государственных органах. Порядок доказательства существования брака через суд (если речь идет о судебном доказательстве) регламентируется гражданско-процессуальным законодательством

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

  • по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

  • по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также

  • по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

— осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

— обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

— применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

— организует:

  • розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

  • участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

  • хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

— формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

— осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;

  • Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

  • Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

  • Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Обязанности судебных приставов

Обязанности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

  • Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд;

  • Поддерживать общественный порядок в суде.

  • Охранять здания суда;

  • Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание;

  • Проходить специальную подготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

Главная обязанность пристава-исполнителя — принять все меры для исполнения решения суда.

Ответственность судебных приставов

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки.

Законодательство устанавливает следующий перечень дисциплинарных взысканий:

  • замечание,

  • выговор,

  • предупреждение о неполном служебном соответствии,

  • увольнение.

При этом применение других взысканий не допускается.

Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица.

До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Подразделения в зависимости от исполняемых обязанностей

Структура ФССП неоднородна. Она состоит из двух неравнозначных по численности личного состава и задачам, стоящим перед сотрудниками, подразделений. Первый блок – силовой. Призван обеспечивать охрану и силовое обеспечение исполнения судебных решений. Вторая, большая часть служащих ФССП – это клерки низшего и среднего звена. Их задачи – техническое обеспечение исполнительного производства. Около 70% этих служащих – женщины.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Это силовой блок ФССП. Комплектуется на контрактной основе из числа лиц, прошедших службу в рядах вооруженных сил или силовых ведомствах. Основные требования, предъявляемые к сотрудникам, сходный с требованиями к сотрудникам полиции:

  • возраст при заключении первого контракта – не младше 21 года и не старше 40 лет;
  • среднее или высшее образование;
  • отсутствие судимостей;
  • состояние здоровья, отвечающее требованиям, предъявляемым к военнослужащим по призыву: категории годности. А, Б1– Б3;
  • отсутствие гражданства иностранного государства.

Кроме перечисленных требований, в приеме на службу отказывают лицам:

  • признанных судами недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • имеющих психическое или иное заболевание, препятствующее поступлению на госслужбу;
  • не прошедших процедуры допуска к гостайне, если работа с такими сведениями входит в круг должностных обязанностей;
  • вышедших из гражданства рф;
  • состоящих в близком родстве со служащими ФССП, являющимися непосредственными начальниками принимаемого на работу кандидата или могущими оказать влияние на продвижение по службе;
  • предоставивших недостоверные сведения или подложные документы в кадровый отдел ФССП;
  • уклонившихся от предоставления декларации о доходах, или сообщивших недостоверные сведения о наличии долговых или имущественных обязательств;
  • не прошедших военную службу по призыву, без законных оснований к освобождению или отсрочке;
  • уволенных с государственной службы вследствие утраты доверия или совершения дискредитирующего поступка;
  • не предоставивших сведения о наличии аккаунтов в социальных сетях.

Как следует из перечня ограничений при приеме в ФССП, кандидат в силовые структуры ФССП должен иметь безупречную репутацию, обладать крепким здоровьем и быть готовым соблюдать ограничения, накладываемые на него правилами несения службы и внутреннего распорядка внутри судебной системы.

С 2012 года для сотрудников силового блока введен отличительный элемент форменной одежды – зеленый берет. Он вручается наиболее подготовленным сотрудникам, сдавшим квалификационный экзамен ФССП. Одновременно с беретом вручается личное наградное холодное оружие – боевой нож «Комбат».

Судебный пристав-исполнитель, исполняющий судебные акты и акты других органов

Служащие этого блока должны отвечать перечисленным выше требованиям, за исключением положений, касающихся прохождения воинской службы и отказа в приеме на работу вследствие уклонения от неё. Однако, это касается только лиц женского пола, которые составляют большую часть корпуса судебных приставов в России.

Работа пристава, исполняющего судебные акты, не относится к категории опасных или влекущих причинение вреда здоровью. В большинстве случаев, основную часть рабочего времени приставы проводят в офисных помещениях, периодически выезжая для исполнения действий, связанных с наложением ареста, изъятием имущества или для его розыска. Их в обязательном порядке сопровождают коллеги из силового блока, вооруженные табельным оружием и специальными средствами. Для предотвращения нападения со стороны должников и их близких. Служба судебным приставом традиционно относится к наиболее коррупционной в системе госслужбы в связи с возможностью субъективных суждений при оценке стоимости подлежащего аресту и изъятию у должника имущества.

Права и обязанности судебного пристава

Приставы наделены чрезвычайно обширными полномочиями. При этом круг обязанностей – тоже не мал. Круг прав и обязанностей различается, в зависимости от того, в какой из структур ФССП осуществляется служба. Полный перечень содержится в ст. 11 и 12 ФЗ-118, в редакции от 27.12.2019г.

Обязанности судебного пристава исполнителя:

  • Обеспечение безопасности судей, судебных заседателей, участников судебного процесса в помещениях судов и при производстве процессуальных действий за их пределами.
  • Поддержание порядка в залах судебных заседаний и во время судебного процесса.
  • Охрана помещений суда в нерабочее время.
  • Обеспечение явки (принудительной) в судебное заседание участников процесса.
  • Доставление к судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от явки.
  • Обеспечение безопасности приставов во время исполнения обязанностей внеслужебных помещений.
  • Пресечение преступлений и правонарушений со стороны должников и лиц, препятствующих исполнению судебного решения.
  • Выдворение за пределы РФ иностранцев и лиц без гражданства на основании решения суда об их депортации.
  • Взаимодействие с сотрудниками МВД и ФСИН при конвоировании и охране подсудимых в помещениях судов и другие. Полный перечень содержится в ст. 11 ФЗ-118.

Права:

  • Входить в помещения лиц, уклоняющихся от явки в суд или уклоняющихся от взаимодействия с приставом-исполнителем, а также помещения, в которых находится имущество должника, подлежащее аресту или изъятию.
  • Осуществлять привод уклоняющихся от явки в суд лиц.
  • Осуществлять контрольно-пропускной режим в помещениях судов.
  • Проводить проверку документов и досмотр личных вещей посетителей судебных учреждений.
  • Изымать у посетителей оружие, взрывчатые вещества и запрещены предметы при попытке пронести их в помещение суда.
  • Осуществлять административное производство при рассмотрении дел о нарушении порядка в судах.
  • Применять физическую силу, спецсредства и оружие при совершении преступлений насильственного характера или нападении на работников судов или посетителей.

Задачи судебных приставов

Задачи приставов и ФССП, вытекают из целей, ради которых в России была возрождена эта структура.

В соответствии с ними, на приставов возлагается:

  • обеспечение порядка деятельности вертикали судебной власти: конституционного, верховного, областных и районных общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • принудительное исполнение актов судей и должностных лиц, наделенных полномочиями по выдаче исполнительных документов;
  • в сфере своей компетенции – осуществление правоприменительной практики, охране, контролю и надзору при осуществлении правосудия и во время исполнительного производства.

Порядок назначения на должность судебного пристава и освобождение от должности

Закон ФЗ-118 не содержит подробного описания процедуры назначения на должность работников ФССП. Она регламентируется внутриведомственными приказами и инструкциями. Однако, в законе есть ст. 3 задающая общую канву и закрепляющая основополагающие требования:

  • судебным приставом не может быть ранее судимый;
  • минимальный возраст пристава – 20 лет;
  • не могут быть приняты на службу лица, не соответствующие ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • при вступлении в должность приставы приносят присягу, что уравнивает их в морально-нравственных аспектах с военнослужащими и работниками силовых структур.

На практике, назначению на должность предшествует длительная процедура проверок:

По линии МВД – на наличие судимостей и дискредитирующих связей;

По медицинской линии: проверка на наркотическую и алкогольную зависимости, тестирование с целью выявления психических заболеваний, тестирование с целью выявить тип ВНД и способность к адекватному поведению в экстремальных ситуациях, проверка физической подготовки при поступлении на службу в силовой блок

Источники

  • https://isfic.info/fssp/pristav02.htm
  • https://pravozakoniya.ru/drugoe/na-sudebnyh-pristavov-vozlagayutsya-zadachi-po/
  • https://diktaturastore.ru/prava-sudebnyh-pristavov-po-oupds/
  • https://www.cherlock.ru/articles/sydebnie-pristavi
  • https://www.audit-it.ru/terms/agreements/sudebnyy_pristav.html
  • https://bankrotof.net/sudebnye-pristavy/dejstviya-v-otnoshenii-dolzhnika/

[свернуть]