Уклонение от уплаты таможенных платежей: способы, ответственность

Общие понятия

Итак, как наверняка многим известно, любая форма ввоза или вывозы какого-либо товара из территориальных пределов Российской Федерации подлежит обязательной оплате. Соответственно, лицо, каким-либо образом совершившее перемещение какого-либо предмета через границу без уплаты положенных пошлин, автоматически становится правонарушителем, а в определённых ситуациях и преступником. В России существует ФЗ за номером № 311, который был утверждён 27.11.2010 г. и устанавливает все имеющиеся нюансы таможенного регулирования в нашей стране.

Например, в соответствии со статьёй 114 вышеназванного ФЗ, плательщиком рассматриваемых пошлин/налогов является декларант, то есть лицо, непосредственно участвующее в возникающих взаимоотношениях между компанией отправителем и таможенными органами, путём документального сопровождения товара, в том числе осуществления соответствующего декларирования.

Особенности уклонения от уплаты таможенных платежей

При пересечении товара через границу РФ физические и юридические лица обязаны уплачивать определенные таможенные платежи. К основным сборам относятся:

  • основная таможенная пошлина;
  • дополнительные пошлины (за хранение, оформление и т. д.);
  • акцизы и НДС;
  • сборы на лицензирование;
  • плата за участие в таможенных аукционах;
  • сборы для аттестата специалиста.

Пересекая границу, физические лица и организации обязаны подавать таможенную декларацию. Уклоняться от уплаты налогов нельзя, так как нарушитель будет привлечен к ответственности по УК РФ.

Для профилактики осуществления преступлений требуется принятие дополнительных мер. Такими мерами может быть повышение крупного и особо крупного размера ущерба, усиление таможенного контроля и антикоррупционные законы.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Средства, взимаемые с организации или физического лица при перемещении товара через границу, идет в бюджет страны. Поэтому уклонение от этой обязанности, а тем более злостное уклонение, является административным или уголовным преступлением. Состав данного деяния заключается в следующем:

  1. Объектом преступления, с юридической точки зрения, выступает финансовая деятельность государства.
  2. Объективная сторона – отказ лица от выполнения обязанностей по уплате платежей, нежелание соблюдать правила налогообложения.
  3. Субъект – физическое или должностное лицо.
  4. Субъективная сторона – наличие прямого умысла.

На квалификацию преступления также влияют следующие признаки:

  1. Преступление совершено несколькими лицами по предварительной договоренности.
  2. Нарушитель уже был ранее судим за подобные деяния в сфере налогообложения.
  3. Неуплата таможенных платежей осуществлялась лицом неоднократно.
  4. Сумма долга зафиксирована в особо крупном размере.

Эти признаки свидетельствует о повышенной опасности совершенного преступления, поэтому напрямую влияют на степень наказания. Что касается умысла, с которым совершается деяние, то его наличие следует доказать. Например, сокрытие информации при заполнении декларации может быть ошибкой, а не умышленным поступком.

Важно разделять уклонение от уплаты таможенной пошлины и контрабанду, так как признаки этих преступлений во многом схожи. При контрабанде следует обращать внимание на признаки незаконного перемещения. В то время как уклонение от уплаты чаще всего осуществляется с помощью предоставления неправдивой информации, а не с помощью сокрытия ввозимых товаров.

Разновидности

Для квалификации данного преступления способ ее совершения очень важен. Только так можно определить, является ли деяние преступным. Методы, которые используют злоумышленники, можно сравнить с теми, что применяют при уплате налогов. Основными разновидностями деяния являются:

  1. Уменьшение реальной стоимости товаров. Таки образом снижается размер таможенных платежей.
  2. Сокрытие груза. Для этого в таможенной декларации не указывается тот или иной товар, а значит, и платить за него владельцу не нужно.
  3. Предоставление неправдивых сведений. К примеру, алкогольные напитки в декларации могут быть указаны как безалкогольные. И уже нет необходимости платить за акциз.

Например, часто используется способ с заменой кода товаров в соответствии с ВЭД. Это приводит к тому, что снижается стоимость на перевозимые предметы. А для того чтобы реальный владелец смог избежать уголовного преследования, используются фирмы-однодневки.

Еще один реальный способ, очень быстро вычисляемый работниками таможни, предоставление фиктивных данных о стране-производителе. Это очень выгодно для злоумышленников, так как они могут получить тарифные преференции (освобождение от уплаты). Достаточно лишь указать страну-производителя, входящую в зону свободной торговли.

На самом деле таких способов очень много. Сотрудникам таможни нередко приходится осуществлять огромное количество мероприятий, чтобы выявить и доказать факт совершения преступления. Но когда это удается, злоумышленник может получить реальный тюремный срок.

Методика расследования

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, необходимо доказать факт совершения преступления. Когда речь заходит об уклонении от уплаты таможенных платежей, возникает немало проблем с расследованием. Например, для этого по закону предоставляется только 15 дней.

В течение этого времени необходимо проверить большое количество документов и совершить иные следственные мероприятия. Что касается документов, то это не только налоговая декларация, но и другие официальны бумаги, черновики, блокноты и т. д. Естественно, 15 дней мало, особенно если действует группа лиц и нужно определить личности всех преступников.

Таможенные органы могут самостоятельно проводить дознание. Но только в том случае, когда подозреваемое лицо уже установлено. На практике большая часть следственных мероприятий, осуществляемых сотрудниками таможни, проводятся без реального подозреваемого.

Во время следствия необходимо выяснить следующее:

  • установление места, времени и субъекта, который переместил товар через границу;
  • определение размера неуплаченной суммы;
  • определение способа, с помощью которого злоумышленник нарушил закон.

После этого возможно изъятие товара и преодоление вмешательства нарушителя в расследование.

Справка: что касается проблем с привлечением лица к ответственности, то к ним относится несовершенство процедуры поимки нарушителя, длительные судебные разбирательства и т. д.

Наказание и ответственность

Если потенциальный плательщик налогов смог уклониться от своей обязанности, его может ожидать административная ответственность. Но только тогда, когда дело идет о пропуске установленных для оплаты сроков (ст. 16.22 КоАП). Санкции статьи предусматривают:

  • для физических лиц штраф в размере 2, 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей;
  • с юридических лиц принято взимать 30–50 тыс. рублей.

Если деяние имеет признаки уголовного преступления, то наступает ответственность по статье 194 УК РФ. Степень наказания зависит от того, какой размер нанесенного ущерба – крупный или особо крупный. Также влияют другие отягчающие обстоятельства:

  • штраф (от 100 тысяч до 1 млн. рублей);
  • обязательные работы (не более 480 часов);
  • принудительные работы (до 5 лет);
  • запрет на занятие определенных должностей;
  • условный срок (до 2 лет);
  • тюремное заключение (12 лет).

Если человек при пересечении границы нарушает закон, это может быть не только уклонение от уплаты таможенных платежей. Большая часть таких злоумышленников занимается контрабандой товаров, а это также уголовное преступление. Максимальный срок лишения свободы в обоих случаях составляет 12 лет.

Обязанность уплаты таможенных платежей: кто и на каком основании платит

Плательщиками таможенных платежей, согласно ст. 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, являются декларанты или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Они же несут ответственность за неуплату таможенных платежей.

Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от условий избранной декларантом таможенной процедуры.

Ст. 55 ТК ЕАЭС определяет порядок исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов установлены ст. 30, 31 и 32 Федерального закона от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов также оговорены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Виды правонарушений при уклонении от уплаты таможенных платежей

Как отмечают эксперты, уклонение от уплаты таможенных платежей может проявляться в форме действия и в форме бездействия. Виды правонарушений:

  1. предоставление таможенным органам заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, которое влечет за собой неуплату или неполную уплату таможенных платежей;
  2. нарушение сроков уплаты таможенных платежей;
  3. предоставление таможенным органам поддельных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей.

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей разнообразны. Рассмотрим их подробнее.

  1. О первом способе рассказал начальник главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев. Он отметил, что наиболее распространенной схемой является ввоз товара под «чужим» кодом. Это означает, что изменяют, например, одну цифру в коде классификации. Товар меняется, следовательно, меняется необходимость уплаты пошлины, к примеру, на новый товар действует льгота по пошлине. Нарушения с кодами составляют треть всех махинаций.
  2. Распространен временный ввоз транспортных средств без уплаты таможенных пошлин с использованием впоследствии машин/яхт/самолетов в коммерческих целях. Пример: участники преступной группы взяли за границей в аренду 4 самолета и организовали на территории России частные коммерческие рейсы. Сумма неуплаченных таможенных платежей при этом составила порядка 635 млн. руб.
  3. Практикуют занижение стоимости товаров в таможенных декларациях. Например, компания ввезла в Россию свыше 33 тысяч ампул с инъекциями для лица и тела. Задекларировала их как «продукты для ухода за кожей» и заявила стоимость от 8 до 40 рублей за штуку. На официальном сайте Федеральной таможенной службы после этого появилась информация, что при проверке выявилось несоответствие декларации и фактического товара, сведения, которые были предоставлены таможенникам, оказались ложными: «По заключению таможенного эксперта, большая часть товаров представляла собой косметическую продукцию — филлеры на основе водного раствора гиалуроновой кислоты. Розничная цена таких товаров на территории России составляет в среднем 2,5 тыс. рублей за ампулу, что многократно превышает цену, которую указали в таможенной декларации».

Административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных платежей

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 16.22) предусмотрено наказание за нарушение сроков уплаты таможенных платежей в виде административного штрафа:
• для физических лиц — в размере от 500 до 2500 руб.;
• для должностных лиц — от 5000 до 10000 руб.;
• для юридических лиц — от 50000 до 300000 руб.

Статья 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 1 ст. 194 УК РФ

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 194 УК РФ

То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. – Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 3 ст. 194 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

Ч. 4 ст. 194 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание.

Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере – шесть миллионов рублей.

Статья 193.1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов
Статья 195 УК РФ Неправомерные действия при банкротстве

Комментарий к ст. 194 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления – таможенные платежи. К ним относятся (ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза): ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию. Таможенные сборы также относятся к таможенным платежам, однако вследствие добровольности их уплаты они не могут являться предметом этого преступления.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере (свыше 1 млн. руб. для физических лиц и 2 млн. руб. для организаций).
Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми: занижение стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

3. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. В связи с этим не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей направляют плательщику требование об уплате таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Квалификацией по п. “б” ч. 3 ст. 194 УК охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК).

Статья 154. Ответственность за уплату таможенных платежей. Ответственность перед таможенным органами Российской Федерации за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец склада, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.

Если договором владельца склада временного хранения с лицом, помещающим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет это лицо, то владелец таможенного склада несет солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей.
Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган Российской Федерации, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица — лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.
Комментарий к статье 154
Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец такого склада.
Ответственность перевозчика, лица, помещающего товары и транспортные средства на склад временного хранения или получившего разрешение таможенного органа на хранение в местах, не являющихся складом временного хранения, и владельца склада временного хранения за товары и транспортные средства перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, определяется актами законодательства Российской Федерации.
Частью 3 комментируемой статьи закреплено положение о том, что, если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такого лица — лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств.
Статья 155. Сроки временного хранения
Сроки временного хранения устанавливаются таможенным органом Российской Федерации исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации, характера товара и используемого транспортного средства. Установленные сроки могут продлеваться таможенным органом Российской Федерации.
Общий срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев, а в случаях, предусмотренных другими статьями настоящего Кодекса, — указанных в них сроков. Государственный таможенный комитет Российской Федерации может устанавливать более короткие предельные сроки хранения товаров отдельных категорий.
Комментарий к статье 155
При ввозе товары и транспортные средства находятся на временном хранении в течение срока, предусмотренного Положением о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, с момента:
— уведомления перевозчиком таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль, о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки;
— представления товаров и транспортных средств таможенному органу, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в случаях, предусмотренных Положением о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем.
При вывозе товары и транспортные средства находятся на временном хранении с момента принятия таможенным органом грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными актами ГТК РФ в качестве таможенной декларации, в отношении этих товаров и транспортных средств.
Для перевозки товаров под таможенным контролем временное хранение прерывается.
Срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим разделом.
Таможенный орган вправе, с учетом времени, необходимого на подачу таможенной декларации, вида товаров, а также используемых для их перевозки транспортных средств уменьшать без согласия перевозчика, лица, перемещающего товары, и владельца склада временного хранения срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения.
Решение об установлении такого срока принимает начальник таможенного органа с указанием об этом в подтверждении о прибытии с обязательным извещением о принятом решении владельца склада временного хранения, перевозчика и лица, перемещающего товары.
Животные, растения, а также неконсервированные продукты питания и другие скоропортящиеся товары, как правило, могут храниться на складе временного хранения не более трех суток. Таможенный орган, если имеется возможность хранить товары данной категории без потери их качества и иных потребительских свойств, может продлевать данный срок.
Предельный срок временного хранения на складе временного хранения товаров и транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию либо вывоз из Российской Федерации запрещен, составляет трое суток.
Товары и транспортные средства после их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом могут храниться на складе временного хранения не более трех суток. Таможенный орган может продлевать данный срок с учетом особенностей вида товаров, а также используемых для их перевозки транспортных средств до десяти суток.
Срок хранения товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и хранящихся в пунктах пропуска перед погрузкой на другие транспортные средства (например, формирование коносаментной партии), неограничен.

Заключение

В заключение следует сказать, что всё вышеописанное – это лишь малая часть в пояснении особенностей злодеяния, связанного с таможенным законодательством.

Источники

  • https://ugolovnyiexpert.ru/ekonomika/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-uplaty-tamozhennyh-platezhej.html
  • https://ypravo.com/uklonenie/ot-uplaty-tamozhennyh-platezhej.html
  • https://www.customscard.ru/payment-system/news/123/uklonenie-ot-uplaty-tamozhennykh-platezhey-chto-budet-s-uchastnikom-ved-kotoryy-ne-platit-tamozhne
  • https://ukrf-stat.ru/statya-194-uk-rf-uklonenie-ot-uplaty-tamozhennyx-platezhej-vzimaemyx-s-organizacii-ili-fizicheskogo-lica/
  • https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/17226/

[свернуть]