Пени НК РФ: общие сведения и нюансы начисления санкций

Статья 75 НК РФ: официальный текст

Каковы основания для начисления пени?

Пеня — это не мера налоговой ответственности, а выплата компенсационного характера. Компенсационный характер пени вытекает из основания, которое служит для ее начисления: несвоевременная уплата налога, сбора, страхового взноса (пп. 1 и 7 ст. 75 НК РФ). Для каждого налогового платежа существуют сроки уплаты, которые прописаны в НК РФ. Соответственно, если в указанный срок платеж не был сделан, то есть основание для начисления пени.

Начисление пени производится, начиная со дня, который непосредственно следует за днем, установленным как крайний срок для уплаты налога, и завершается с момента погашения налоговой задолженности (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Субъекты РФ вправе установить возможность начисления с 01.05.2017 пени по налогу на имущество физлиц, начисляемому от кадастровой стоимости, рассчитанному за 2015 год (п. 4.1 ст. 75 НК РФ).

Как рассчитывается размер пени?

Каждый день просрочки уплаты налоговых обязательств обойдется в 1/300 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ). Давайте для наглядности рассчитаем пени на конкретном примере.

ООО «Дел» не уплатило 26.09.2016 НДС за август 2016 года в размере 100 000 руб. Это значит, что с 27.09.2016 будут начисляться пени. За день их размер составит 100 000 * 10% / 300 = 33,33 руб.

С 01.10.2017 для юрлиц сумма пеней за период, превышающий 30 календарных дней, будет рассчитываться как состоящая из 2-х частей (подп. «б» п. 12 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ):

  • за первые 30 календарных дней – по ставке 1/300;
  • за последующие дни – по ставке 1/150, т. е. исходя из ее величины, увеличенной в 2 раза.

Статья 75 НК РФ. Пеня (действующая редакция)

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

ч. 4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.Абзац исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

ч. 5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

ч. 6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

ч.7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Пункт 8 статьи 75 применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года.

ч. 8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков).

П.2 ст.75 НК РФ

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ)

П.3 ст.75 НК РФ

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. (В редакции Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ)

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. (Абзац введен — Федеральный закон от 09.07.1999 № 154-ФЗот 16.11.2011 № 321-ФЗ)

П.4 ст.75 НК РФ

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной:

для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

для организаций:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

П.4.1 ст.75 НК РФ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц пени начисляются:

пп.1 за налоговый период 2015 года — начиная с 1 мая 2017 года;

пп.2 за налоговый период 2016 года — начиная с 1 июля 2018 года;

пп.3 за налоговый период 2017 года — начиная с 1 июля 2019 года.

(Пункт введен — Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗот 27.11.2017 № 335-ФЗ)

Порядок начисления пени

Начисление пени производится за каждыйкалендарныйдень текущей просрочки уплаты налогового платежа. К примеру, налог нужно заплатить до 25 июля, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму для погашения налоговой задолженности до указанной даты включительно. Следовательно, с 26 июля начинает начисляться пеня. Начисление пени будет производиться до дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме.

Иными словами, для определения величины пени нужны сумма налоговой задолженности и период просрочки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Однако при исчислении периода просрочки (за который начисляются пени) необходимо учесть одну особенность: налоговым законодательством точно определен лишь первый день такого периода – день, следующий за установленным днем уплаты налога или сбора. О последнем дне расчетного периода в п. 3 ст. 75 НК РФ не сказано ни слова. Зато в п. 4 названной статьи содержится важная оговорка – пеня определяется за каждый день просрочки.

Предположим, что налогоплательщик уплатил налог с нарушением установленного срока: не 25 июля, а лишь 16 августа 2016 года. Какой день – 15 или 16 августа следует считать последним днем просрочки? Возможны варианты.

Два мнения по поводу одного дня

В недавнем Письме Минфина России от 05.06.2016 № 03‑02‑07/39318 изложена следующая точка зрения: Налоговым кодексом не предусмотрено начисление пеней за день, в котором просрочка исполнения обязанности по уплате налога отсутствует. Финансисты рассуждают так: в момент предъявления в банк платежного поручения просрочка исполнения обязанности по уплате налога в силу п. 3 ст. 45 НК РФ отсутствует. Следовательно, деньпогашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени.

Сказанное означает следующее. К примеру, налог на прибыль по сроку должен быть уплачен 28 июля 2016 года. Однако налогоплательщик платежное поручение направил лишь на следующий день, то есть 29 июля. Формально в описанной ситуации имеется однодневная просрочка. Но! В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ период просрочки начинается с 29 июля, то есть в день, когда в банк подано платежное поручение, а налог (как отмечено в Письме № 03‑02‑07/39318) считается уплаченным. Получается, что в данном случае нет никакой просрочки. Идем дальше.

Обозначенная позиция финансистов отличается от мнения налоговиков относительно последнего дня периода просрочки. Последние при расчете величины пеней, как правило, руководствуются разъяснениями, содержащимися в п. 57 и 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где сказано (практически дословно), что пени начисляются по день фактического погашения недоимки.

Иными словами, налоговики настаивают на включении дня погашения налоговой задолженности в период для расчета пеней, тогда как финансисты считают, что этот день следует исключить из расчета. То есть предметом разногласий представителей двух контролирующих ведомств является день погашения задолженности.

Учитывать (или нет) его при определении размера пени – решать вам, исходя из возможных рисков. Со своей стороны добавим, что финансисты в Письме № 03‑02‑07/39318 высказали (на наш взгляд) более обоснованную точку зрения по анализируемому вопросу, нежели высшие арбитры, которые ограничились, по сути, лишь указанием на необходимость включения спорного дня в период просрочки, при этом никак не аргументируя свою позицию.

Но вернемся к нашему примеру. Учитывая разъяснения Минфина, получается, что пени налогоплательщик должен исчислить за 21 день, то есть с 26 июля по 15 августа.

Итак, для расчета пени нужны сумма налоговой задолженности и две даты – определенный налоговым законодательством срок уплаты налога и дата погашения недоимки.

Формула расчета пени

Формула для расчета пени приведена в п. 4 ст. 75 НК РФ.

Пени

=

Сумма налоговой задолженности

х

1/300 ставки рефинансирования

х

Количество

дней

просрочки

Важная деталь: с 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке (Указание Банка России от 11.12.2015 № 3894‑У).

Для расчета пеней ключевая ставка применяется в том размере, в котором она действовала в период просрочки. Расчет усложняется, если ключевая ставка изменяется в периоде просрочки.

С 14 июня 2016 года величина ключевой ставки составляет 10,5% (Информация Банка России от 10.06.2016).

Обратите внимание

В начале августа на сайте regulation.gov.ru было размещено уведомление о разработке проекта поправок в ст. 75 НК РФ, целью которых является увеличение ставки пени. Но текст самого законопроекта пока не опубликован.

Пример 1.

Величина просроченного налогового платежа за период с 26 июля по 15 августа 2016 года составила 178 000 руб.

Размер пени составит 1 308,3 руб. (178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 21 дн.).

Налоговая задолженность может погашаться частями. Как это скажется на расчете пеней – покажем на примере.

Пример 2.

Воспользуемся данными предыдущего примера. Уплату налога (178 000 руб.) налогоплательщик произвел двумя платежами:

– 1 августа 2016 года – 80 000 руб.;

– 15 августа 2016 года – 98 000 руб.

Недоимка по налогу и соответствующий ей размер пени составит:

Период просрочкиКоличество днейСумма просрочки, руб.Пени,

руб.

С 26 по 31 июля6178 000373,8

(178 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 6 дн.)

С 1 по 15 августа1598 000514,5

(98 000 руб. х 1/300 х 0,105 х 15 дн.)

Итого пени к уплате888,3 (373,8 + 514,5)

И последнее. Уплата пени обычно осуществляется одновременно с уплатой основного долга по налогу. Также возможна их уплата после перечисления полной суммы просроченной налоговой задолженности.

Резюмируем сказанное. Пеня – является инструментом, обеспечивающим своевременную уплату налогов и сборов, поскольку ее начисление прекращается при погашении просроченного налогового платежа. Размер пени исчисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки рефинансирования (которая с 2016 года приравнена к ключевой ставке).

Но есть одна сложность: период просрочки законодательно не определен. Финансисты считают (Письмо № 03‑02‑07/39318), что день погашения налоговой задолженности не должен учитываться при расчете пени. То есть, если платежное поручение на перечисление налога на прибыль направлено в банк 29 июля вместо установленного Налоговым кодексом 28 июля, оснований для расчета пени не возникает. Ведь пени рассчитываются со дня, следующего после установленного срока уплаты, а день погашения налоговой задолженности, по мнению Минфина, должен исключаться из расчета пени.

Тогда как налоговики, руководствуясь разъяснениями Пленума ВАС (п. 57, 61 Постановления № 57), напротив, полагают, что пени начисляются по день фактического погашения недоимки. Выгода первой из двух изложенных позиций очевидна, как, впрочем, и ее риск. Поэтому с учетом данного обстоятельства налогоплательщику следует самостоятельно решить, какому из обозначенных вариантов расчета пени отдать предпочтение.

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, задолженность помещается в картотеку и будет списываться по мере поступления средств.

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом взыскание может быть обращено как на движимое так и на недвижимое имущество. После вынесеня такого решения, ФНС вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Исполняют данное решение судебные приставы. Для этого ФНС направляет им постановление о взыскании имиущества. Приставы вправе наложить арест на активы должника, провести их оценку, изъять и/или передать их на хранение и другие меры, предусмотренные законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ. Если в течение 2-х месяцев задолженность погасить не удается, приставы передают изъятое имущество должника специальной организации на реализацию.

Шаг 4. Если вышеперечисленные мероприятия не привели к полному погашению задолженности, приставы выносят постановление о возврате исполнительного документа, а ФНС на основании этого документа принимает решение о банкротстве фирмы или ИП (пп.4.1 п.1 ст. 59 НК РФ).

Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. или задолженность взыскивается с консолидированной группы налогоплательщиков, то ФНС вправе обратиться в суд:

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

  • неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

  • ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

  • день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;

  • день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Нюансы статьи 75 НК РФ

Пени действующий Налоговый кодекс регламентирует в части 1, где есть глава 11 и статья 75, как и их применение, при этом оговаривается, что пеня должна уплачиваться в отдельности от возникшей задолженности, и вне зависимости от того, применяются ли меры ответственности за нарушение законодательства.

Для начислений пени руководствуются Налоговым кодексом

Начисление неустойки в 2019 году происходит за каждый полный день, начиная с даты, следующей за последним днем, когда можно было уплатить налог. Пеня не используется, если налогоплательщик не смог выполнить обязательства перед бюджетом по объективным причинам. К примеру, в ситуации, когда налоговиками на имущество субъекта был наложен арест либо суд принял решение о временной заморозке счетов плательщика, пеня начисляться не будет. Правда действует такая возможность только в период, когда затруднения могут быть доказаны.

Согласно с законодательством, для физлиц, ИП и юридических лиц, просрочивших уплату налога на срок до 30 дней, для расчета пени применяется 1/300 действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центробанком. А вот если организация не произвела выплаты налога в течение 30 дней после конечной даты выполнения обязательств, используется 1/150 доля ставки рефинансирования, что отражается отдельной проводкой по нормам КБК.

Интересно, что пеня до 30 дней начисляется по обычной величине. 1/150 будет применяться только за дни больше этого срока, и чтобы вычислить конечную неустойку по НДС, следует проводить отдельные расчеты.

Закон говорит, что платить пеню нужно одновременно с налогом, а если этого не будет произведено, то взимание неустойки могут провести и в принудительном порядке. Обычно это происходит путем заморозки счетов и списывания денежных сумм с них, но вполне возможен арест имущества для его последующей реализации.

Отдельно также следует упомянуть, что пени не будут начислены на сумму недоимки, если она образовалась по причине дачи письменных пояснений касательно порядка исчисления и уплаты налога. Также это действует, если налогоплательщик писал разъяснения по поводу применения законодательства о налогах и сборах, если это происходит в рамках компетенции.

Мотивированное мнение налогового органа, выполнение которого производилось налогоплательщиком, и вследствие чего наступила просрочка, также будет причиной для неначисления пени. Но следует отметить, что неустойка все же учитывается, если основанием для мнения была неполная либо не соответствующая действительности операция, которая подавалась налогоплательщиком ранее.

Когда пени не начисляются?

Как следует из статьи 57 Налогового кодекса РФ, пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог погасить из-за того, что по решению ФНС на его имущество был наложен арест. Также пени не начисляются в случае, когда суд вынес решение о наложении обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика, либо решение об аресте денежных средств должника или его имущества. Проценты не будут начисляться до тех пор, пока данное решение не отменят либо не обжалуют.

Решение судов

Суды трех инстанций налогоплательщика поддержали. Они пришли к выводу о незаконности принятия мер по взысканию пеней, поскольку требование не содержало информации, позволяющей идентифицировать недоимку, за неуплату которой начислены пени, а также проверить правильность их расчета. Кроме того, представленные налоговым органом документы в подтверждение оснований возникновения задолженности по земельному налогу, за неуплату которых начислена спорная сумма пеней, свидетельствуют об утрате возможности принудительного взыскания налога в связи с истечением сроков предъявления к исполнению постановлений, принятых в порядке ст. 47 НК РФ. Начисление пеней на недоимку, возможность взыскания которой в принудительном порядке утрачена, неправомерно.

Как взыскиваются пени

Из пунктов 4 и 8 ст. 69 НК РФ следует, что требование об уплате налога, пеней должно содержать сведения:

  • о сумме задолженности по налогу;

  • размере пеней, начисленных на момент направления требования;

  • сроке исполнения требования;

  • мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате задолженности, которые применяются при неисполнении требования.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании, обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках (ст. 46 НК РФ). Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Пунктом 7 ст. 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу положений п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ.

Пунктом 57 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 57 предусмотрено, что при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46—48 НК РФ.

Учитывая изложенное, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

Новый порядок расчета пеней

Пени за просрочку уплаты налога (страхового взноса) с 1 октября 2017 г. рассчитываются по новым правилам

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:

Для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

Для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/19471@ «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).

Важно!

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Кроме того, ст.75 НК РФ дополнена новым п.4.1.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/21489@).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

Примеры расчета пеней по новым правилам

Пени по недоимке, образовавшейся до вступления в силу нововведений, следует начислять по старым правилам независимо от длительности просрочки (п. 9 ст. 13 Закона №401-ФЗ).

Важно!

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки.

Сам алгоритм расчета периода просрочки по налогам для исчисления пени не изменился.

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

Важно!

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

Пример №1

Срок уплаты НДС за 3 квартал 2017 г. в сумме 500 000 рублей (1/3 часть) — 25 октября 2017 г.

Предположим, что компания заплатила налог с опозданием 30 октября 2017 г.

Пени рассчитываются за период с 26 октября по 29 октября 2017 г., т.е. за 4 календарных дня.

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Важно!

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Пример №2

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. – 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Для того чтобы рассчитать размер пени, необходимо дни просрочки разделить на 2 периода (просрочка до 30 календарных дней включительно) и просрочка с 31 календарного дня по день, предшествующий дню уплаты страховых взносов.

Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

Откуда берутся пени

Инспекции перешли на новую программу АИС Налог 3, в которой произошел некий сбой. Программа не всегда связывает уплаченные суммы с начислениями. А если еще бухгалтер сделает ошибку в 107 поле, то у программы вообще пойдут нестыковки и ее «заклинит». В результате на сумму ошибочных доначислений инспекторы выставляют требования об уплате недоимки и пеней.

Раньше недочеты в поле 107 налоговики могли поправить самостоятельно или по заявлениям на уточнение платежа. В итоге, начисления связывали с нужной уплатой и недоимка пропадала. Собственно, пропадали и пени. А иногда инспекторы успевали обнаружить ошибку еще до того, как начинали считаться пени. Сейчас же ситуация обострилась.

Источники

  • https://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/poryadok_uplaty_nalogov_vznosov/st_75_nk_rf_2017_voprosy_i_otvety/
  • https://official-document.ru/st-75-nk-rf/
  • https://nk-rf.ru/st-75-nk-rf/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/450463/
  • https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/nedoimka-po-nalogam-chto-eto-takoe-poryadok-vzyskaniya-posledstviya/
  • https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/nalogovaya_otvetstvennost/nedoimka_po_nalogam_chto_eto_takoe_i_kakie_posledstviya/
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nedoimka.html
  • https://MoyDolg.com/peni/nk-rf.html
  • https://aif.ru/money/mymoney/v_kakih_sluchayah_ne_nachislyayutsya_peni_za_ne_uplachennye_v_srok_nalogi
  • https://www.eg-online.ru/article/396358/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/468037/
  • https://zen.yandex.ru/media/glavbukh.ru/nalogoviki-ne-mogut-obnulit-peni-po-svoevremenno-uplachennym-nalogam—mif-ili-realnost-5d15d530567a7500ad14f5f6

[свернуть]