Казначейские обязательства: виды и их основные характеристики

Виды государственных долговых обязательств

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

  • Соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений.
  • Ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны.
  • Государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц.
  • Признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства.
  • Договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Перечисленные выше формы заимствований, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние, ценные бумаги и нерыночные займы. Займы, которые производятся региональными органами власти, а также муниципалитетами на покрытие собственных расходов не имеют статуса государственных обязательств. Такой порядок существует в большинстве стран с федеративным и конфедеративным устройством.

К числу крупнейших организаций кредиторов относятся: Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Группа Мирового банка и другие. Они обычно выделяют деньги правительствам государств на определенных условиях. Средства их формируются разными способами и чаще всего за счет взносов государств доноров. Так, наибольший ежегодный взнос в МФО делают Соединенные Штаты Америки.

Государственные ценные бумаги

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

  • покрытия бюджетного дефицита;
  • компенсации кассового разрыва;
  • финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;
  • привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Виды ценных бумаг, эмитируемых государственными органами, соответствуют их целевому назначению:

  • Ценные бумаги долговые рассчитаны на длительные и средние сроки погашения.
  • Краткосрочные векселя государственных органов управления.
  • Целевые облигации под конкретные проекты.
  • Казначейские обязательства.

Перечисленные выше ценные бумаги, как правило, имеют свободное обращение на фондовых рынках. Более того, в международных государственных отношениях существует такое понятие, как рынок государственных обязательств участниками которого являются следующие организации:

  • частные и корпоративные инвесторы;
  • банковские учреждения и паевые фонды;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды государственные и иной правовой формы.

Крупнейший рынок государственных облигаций находится в Соединенных Штатах Америки. Именно это государство имеет самый большой государственный долг в мире, который два года назад превысил уровень ВВП на 8 %. Для сравнения сумма внешних и внутренних заимствований России не превышает 13, 4 %, то есть составляет не более седьмой части валового внутреннего продукта.

Нерыночные государственные долговые обязательства

Некоторые виды заимствований не могут свободно продаваться третьим лицам. В нашей стране к таким формам государственных долговых обязательств относятся:

  • Векселя Министерства финансов.
  • Целевые внутренние займы, приобретателями которых были граждане страны.
  • Долговые обязательства РФ по гарантированию накоплений населения.
  • Задолженность Правительства по кредитам ЦБ РФ.
  • Госгарантии и поручительства.
  • Долговые обязательства бывшего СССР, по которым правопреемником выступила Российская Федерация.

Перечисленные ценные бумаги не могут быть предметом торга на биржах, по ним в большинстве случаев не начисляются проценты. Целевые займы могут быть выигрышными, а по отдельным категориям заимствований производится лишь индексирование в соответствии с объявленным официально уровнем инфляции.

Сроки погашения государственных долговых обязательств

Условия предоставления займов правительствам могут различаться, в том числе и по периоду в течение, которого осуществляется возврат средств и процентов по ним. По срокам погашения государственные долговые обязательства делятся на следующие виды:

  • Краткосрочные. Обычно это казначейские бумаги для компенсации кассовых разрывов, возврат денежных средства по ним производится в течение календарного или финансового года.
  • Среднесрочные. Сроки погашения по ним составляют период от одного года до пяти лет.
  • Долгосрочные.

По общему правилу сроки погашения нереструктуризированных задолженностей не может превышать 30 лет.

Процентные ставки по государственным обязательствам

Заимствования правительствами стран за редким исключением осуществляются в форме кредитных средств на разных условиях. Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность того или иного вида государственных обязательств , является процентная ставка. Ее размер зависит от множества факторов и в том числе следующих:

  • Срока погашения. По длительным займам этот показатель значительно ниже, нежели по краткосрочным.
  • Степени доверия к государственным органам данной страны. Инвесторы идут на определенный риск, предоставляя ресурсы правительствам своего или иностранного государства. Соответственно возрастает и цена заимствований.
  • Проводимой государством экономической политики.
  • Уровень ставки рефинансирования, установленной национальным банком. Этот показатель является одним из надежных индикаторов платежеспособности государственных органов.
  • Прогнозируемого роста уровня ВВП на текущий год и на ближайшую перспективу.

Существуют и другие факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка. Нередко государства попадают в замкнутый круг, заимствования для компенсации дефицита бюджета превышают определенный границы.

После этого правительство вынуждено проводить дополнительные эмиссии ценных бумаг для привлечения всех ресурсов во всевозрастающих масштабах. Полученные деньги идут на обслуживание предыдущих обязательств, а процентные ставки по таким видам бумаг естественным образом растут. В конечном итоге такая финансовая политика приводит к объявлению правительством технического дефолта.

Порядок учета государственных долгов

Заимствования могут осуществляться как правительством страны, так и другими органами власти, субъектами федерации и муниципалитетами. В каждой стране существует своя система учета государственных долговых обязательств. В Российской Федерации установлен следующий порядок:

  • В Министерстве финансов существует Государственная долговая книга.
  • Региональные органы власти или местное самоуправление осуществляют заимствования из доступных им источников.
  • Выданные обязательства регистрируются в Минфине.

Такой порядок позволяет учитывать все долги органов государственной власти, проводить анализ и осуществлять оперативное управление ими. Так, значительный рост внутреннего долга сделал подобные заимствования невыгодными. Ряд мер предпринятых Правительством РФ позволил перевести часть задолженности во внешнюю. Здесь условия кредитования выгоднее, нежели на перегретом внутреннем рынке.

Погашение государственных долговых обязательств

Обслуживание заимствований , сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат. Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Общие понятия

Государственные казначейские обязательства – это инструмент пополнения бюджета, который заключается в своеобразном размещении ценных бумаг от имени РФ. Приобретателями активов становятся на добровольных началах простые российские люди или хозяйствующие субъекты. Эти документы выступают гарантом получения прибыли в течение всего срока обладания ими.

ГКО обращаются наравне с акциями, облигациями, векселями и в некоторой степени обладает общими с ними чертами.

Виды обязательств

Классификаций ГКО не так и много. Основная построена вокруг продолжительности действия обязательств во времени. Так, выделяют:

  • Краткосрочные. Срок действия таковых составляет 3 месяца, полгода и год.
  • Среднесрочные. Продолжительность их обращения варьируется от 1 года до 5. Купоны в рамках таких займов, как и при краткосрочных, отсутствуют.
  • Долгосрочные. Период их действия может составлять от 5 до 25 лет. Доходная часть по таким обязательствам причитается держателю уже в следующем году с момента приобретения. Выплаты их осуществляются ежегодно по купонам или при погашении обязательства через начисление на стоимость, которая была при приобретении бумаги, процентов. Второй вариант исключает получение дивидендов каждый год в период действия обязательства.

Продажа ценных бумаг государством с целью привлечения средств в бюджет называется казначейскими обязательствами

По форме обращения ГКО бывают:

  • Ограниченные. Для таких обязательств характерно установление эмитентом — Минфином определенного порядка хождения после покупки на фондовой бирже, которые должен соблюдать владелец. Наиболее частыми ограничениями являются использование таковых на вторичном рынке только для расчетов с кредиторскими долгами, передача актива допустима только среди юр. лиц, определение максимального лимита трансакций с ценной бумагой и т. д.
  • Неограниченные. Свободно ходят и на вторичном рынке, могут менять владельца и участвовать в расчетных операциях в качестве альтернативы денежным средствам.

Особенности обязательств

Внедрение такого механизма относится к августу 1994 года. Непосредственно вопросами эмиссии занимается Минфин. Выпуск осуществлялся тиражами, а форма бумаги бездокументарная, т. е. фиксируется право приобретателя через запись в уполномоченном депозитарии (банки-агенты эмитента). Ценным бумагам такого плана характерны признаки именных активов. Каждому тиражу присваивается единая дата выпуска и погашения, цена по номиналу, процент доходной части, который напрямую зависит от срока начала погашения. И прибыль, и номинальная стоимость выплачиваются единовременно, как только наступает срок исполнения обязательств.

Продажа обязательств начинается с размещения в специализированных экономических СМИ и интернете сведений о выпуске. Все заинтересовавшиеся вправе подать заявку на приобретение желаемого им объема ценных бумаг, после чего переводят необходимую сумму Центральным банком РФ. С этого момента они являются держателями ценных бумаг.

Казначейские билеты в большинстве своем свободны в обращении, ими можно осуществлять расчет за товары или услуги, использовать их как залог. Не исключена возможность и произвести их обмен на налоговые послабления, вычеты и взаимозачеты, особенно актуально для должников перед гос. бюджетом.

Регулированием ценных бумаг занимается министерство финансов

Держатель актива по своему усмотрению может ими распоряжаться. Происходит это в безналичной форме при совершении следующих трансакций:

  • Гашение задолженности перед кредиторами. Это происходит через перевод обязательства на счет контрагента. Если при эмиссии определено, что актив является обязательным, то расчет таковым осуществляется исключительно по его стоимости на момент приобретения, т. е. по номиналу.
  • Отчуждение как хоз. субъектам, так и простым людям при условии, что они выступают резидентами страны.
  • Залог при открытии кредитной линии. Такая операция подлежит регистрации депозитарием.
  • Обмен. Казначейские обязательства могут идти в зачет налоговых долгов. Для таких операций не имеет значения наличие или отсутствие ограничений в обращении.
  • Стандартное погашение по наступлении срока на который они выпускались с одновременным получением дивидендов (дохода).

Курс обязательства по состоянию на сегодняшний день рассчитывается по формуле:

номинальная стоимость + она же х %-ю ставку/100*360

Россия также выступает приобретателем и держателем казначейских обязательств, в частности тех, что размещает США. Эти активы считаются одними из самых надежных, но с начала 2018 года тенденция такова, что вложения РФ в них сокращаются. Средства, вырученные от размещения обязательств американским правительством, в том числе направляются на развитие военного комплекса страны.

Сроки погашения

Правообладатель казначейского обязательства, который пожелал получить по нему расчет (погасить) или использовать в качестве применения налогового зачета, не позднее чем за 5 рабочих дней до момента, в которые он хотел завершить трансакцию с имеющимся активом, обращается в письменном виде к уполномоченному депозитарию (заявление имеет определенную форму, которая определена Регламентом хранителя записей и согласована с эмитентом-Минфином).

Держатель бумаги может в любое время потребовать выплаты

Депозитарий, которому поступило соответствующее заявление, в 2-дневный срок, исчисляемый рабочими днями, информирует Главное управление федерального казначейства о держателях их обязательств, которые выказали желание произвести погашение активов, а также о сроках и формах.

Как только заявка получена Главным управлением федерального казначейства для выполнения ее требований о погашении есть 3 рабочих дня. В этот срок должны быть переведены средства в нужном объеме на счет платежного агента или произведена выдача налоговых послаблений эквивалентная причитающейся сумме.

Если держателем обязательств выступает субъект хозяйствования, то они подпадают под бухгалтерский учет. Для таких активов предусмотрен 58 балансовый счет «Краткосрочные финансовые вложения» и субсчет «Казначейские обязательства».

Об обязательственном праве будет рассказано в видео:

Предпосылки выпуска казначейских обязательств

В Российской Федерации к началу 1994 года сложилась ситуация, когда у государства возникла задолженность перед многими предприятиями по государственным закупкам, федеральным программам, государственному заказу и т.п., которая стимулировала возникновение задолженности предприятий друг перед другом. По оценкам специалистов каждый рубль долга государства перед предприятием порождал два-три рубля долгов предприятий друг перед другом. Для ликвидации возникшей задолженности, основной причиной которого явился дефицит государственного бюджета, было принято решение не осуществлять дополнительную эмиссию денег, а выпустить казначейские обязательства, которыми можно было рассчитываться с государством по налогам, т.е. происходил взаимный зачёт задолженности государства перед предприятиями в части финансирования работ по заказу государства и в части платежей в федеральный бюджет.

Порядок выпуска и обращения казначейских обязательств

Выпуск казначейских обязательств осуществлялся сериями в бездокументарной форме Министерством финансов Российской Федерации. Параметрами выпуска являлись:

  • дата выпуска;
  • номинальная стоимость казначейского обязательства;
  • процентная ставка
  • общий объём выпуска;
  • срок начала погашения;
  • срок обращения;
  • ограничения на владение казначейскими обязательствами;
  • число операций, в которых казначейские обязательства использовались как средства погашения кредиторской задолженности;
  • срок обмена казначейских обязательств на налоговые освобождения;
  • другие дополнительные сведения о выпуске[1].

Поскольку выпуск казначейских обязательств осуществлялся в бездокументарной форме, то учёт движения ценных бумаг осуществлялся на счетах депо в уполномоченных Минфином РФ банках, выполнявших функции депозитария.

Получив от Минфина РФ глобальный сертификат, уполномоченные депозитарии открывали счета депо первому держателю казначейских обязательств на весь объём выпуска данной серии. Первыми держателями являлись федеральные министерства и ведомства. Движение ценных бумаг осуществлялось переводом казначейских обязательств со счёта первого владельца на открываемые счета последующих владельцев, которые имели возможность в свою очередь переводить казначейские счета со своего счёта депо на счета депо последующих владельцев в счёт погашения кредиторской задолженности перед последними. Подтверждением того, что предприятие/организация является законным владельцем казначейских обязательств являлась выписка со счёта депо, выдаваемая уполномоченным депозитарием, т. е. банком.

Для того, чтобы казначейские обязательства выполняли предусмотренную для них функцию расчётного средства, для каждой серии казначейских обязательств было установлено число расчётных операций, которые можно было совершить с этими ценными бумагами. Передача осуществлялась с помощью индоссамента. По каждой серии было установлено минимальное число индоссаментов, которое должно было пройти казначейское обязательство в процессе расчётов между предприятиями соответствующей отрасли. После этого владельцем казначейского обязательства могло стать любое юридическое лицо, а не только предприятие данной отрасли, т.е. казначейские обязательства могли свободно обращаться на фондовом рынке.

При достижении срока начала погашения казначейских обязательств они могли быть предъявлены к погашению. Погашение осуществлялось Минфином РФ путём перечисления на счета последнего владельца номинальной стоимости казначейского обязательства и процентов за весь срок обращения.

Сумма выручки от погашения казначейского обязательства определялась на основании текущего курса следующим образом:

Kt = Н + Н*(T/360)*(R/100), где

Kt – текущий курс казначейского обязательства;

Н- номинал казначейского обязательства;

T – срок обращения казначейского обязательства, но не более предусмотренного при выпуске срока обращения;

R – процентная ставка, исходя из 40 % годовых.

Под давлением Международного валютного фонда, не признававшего казначейские обязательства в качестве рыночной ценной бумаги, в 1995 году выпуск и обращение казначейских обязательств были прекращены.

Применение казначейских обязательств позволило государству в условиях дефицита государственного бюджета и высокой инфляции без дополнительной эмиссии денежных средств решить проблему взаимных неплатежей.

Введение ГКО

В июле 1992 года Банк России по результатам конкурса среди российских бирж, поручил Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) создание и поддержание технологической части рынка ГКО — торговой, расчётной и депозитарной систем. Впоследствии размещение облигаций и заключение всех сделок с ГКО на вторичном рынке было организовано через торговую систему ММВБ.

Первый выпуск ГКО состоялся 18 мая 1993 года. Из трёхмесячных облигаций на общую сумму в 1 млрд рублей было продано ценных бумаг на сумму 885,4 млн руб.

Развитие рынка ГКО

На начальном этапе спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев. Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году составила 12,8 трлн рублей. В 1997 году — 32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено на покрытие бюджетного дефицита. На 1 января 1998 года общий объём по номиналу находящихся в обращении ГКО составлял 272 612 млрд р. К 1998 году рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. Правительство России через дочерние структуры Центробанка создавало дополнительный спрос на ГКО за счёт средств, полученных от этого же рынка. Это обеспечивало уверенность иностранных инвесторов в надёжности инструмента ГКО и пополнение золотовалютных резервов России валютой, которую иностранцы обменивали на рубли для покупки ГКО.

В период с мая 1993 по сентябрь 1994 года номинал одной облигации составлял 100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь 1997 года — 1 млн рублей, с января 1998 года — 1 тыс. деноминированных рублей.

С 1 апреля 1998 функции депозитария на государственных кредитных обязательствах были выполнены “Национальным депозитным центром”.

Кредитные обязательства

17 августа 1998 технический дефолт на государственных кредитных обязательствах по прибыльности, непосредственно перед которой кризис достиг 140% в год, был объявлен. После экономического кризиса 1998 инвестиций в государственные кредитные обязательства обесценивали три раза, помимо государства заморозил все платежи за казначейские обязательства.

Государственные кредитные обязательства были выпущены для различных сроков — нескольких месяцев, приблизительно одного года — отдельные выпуски согласно “Главным условиям выпуска правительства краткосрочные некупонные облигации Российской Федерации”, утвержденной по приказу правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 № 107. Для каждого выпуска ограничения для потенциальных владельцев могли быть установлены отдельно. Выпуск считали имевшим место, если в ходе размещения по крайней мере 20% числа государственных кредитных обязательств, которые, как предполагают, выпускали, были проданы. Не проданные государственные кредитные обязательства могли внедрить позже. Также ранние кредитные обязательства государства выкупа на вторичном рынке были возможны. Воплощение и функционирование государственных кредитных обязательств обычно соединяются с именами Андрея Козлова, который в 1992 возглавил управление ценными бумагами Центрального банка Российской Федерации и Беллу Цлэткис, которая с 1991 до 1998 занимала позицию главы отдела ценных бумаг и фондового рынка Министерств финансов Российской Федерации. Доход был создан как различие между ценой погашения (номинал) и закупочной ценой.

Механизм финансовой пирамиды, подобной схеме действия MMM, стал основанием государственных кредитных обязательств экономическая модель. По словам Михаила Хазина “Это была крупнейшая финансовая афера в течение всего постсоветского времени”. Как создатель финансовой пирамиды в России действовало государство, которое выпустило с 1993 до 1998 правительство краткосрочные облигации (GSTB). Из-за высокой инфляции сначала требуют для них, было низким, но к 1998 укажите, что кредитные обязательства стали главным источником финансирования дефицита государственного бюджета. Правительство стимулировало спрос на эти ценные бумаги посредством средств, полученных от их продажи. В результате в августе 1998 был технический дефолт на государственных кредитных обязательствах, который привел к экономическому кризису и огромному обнищанию населения всей страны. Платежи за государственные кредитные обязательства заморожены.

Облигации как средство

В июле 1992 Банк России результатами тендера среди российских бирж, обвинил к созданию Moscow Interbank Currency Exchange (MICE) и обслуживанию технологической части рынка государственных кредитных обязательств — торговля, расчет и депозитные системы. Впоследствии размещение облигаций и заключения всех операций с государственными кредитными обязательствами на вторичном рынке было организовано через торговую систему Mmvb. Извращенный выпуск государственных кредитных обязательств имел место 18 мая 1993. Из трехмесячных облигаций, запланированных на продажу на сумме 1 миллиарда рублей, был, проданы на сумме 885,4 миллионов рублей.

В спросе начального этапа на государственный кредит обязательства было низким в связи с высокой инфляцией и близостью государственных кредитных обязательств для иностранцев. Сумма доходов от продаж государственных кредитных обязательств в 1994 составила 12,8 триллионов рублей. В 1997 — 32 триллиона трутся от них, 44,2% были направлены к покрытию бюджетного дефицита. На 1 января 1998 номинальная стоимость общей суммы государственных кредитных обязательств, которые находятся в обращении, составила 272 612 миллиардов рублей. К 1998 рынок государственных кредитных обязательств стал главным источником финансирования дефицита российского бюджета. Правительство России через связанные структуры Центрального банка создало дополнительный спрос на государственные кредитные обязательства за счет средств, полученных от того же рынка. Это предоставляло уверенность иностранных инвесторов в надежности государственного кредитного инструмента обязательств и пополнении золотых запасов и валютных резервах России с валютой, которую иностранцы обменяли на рубли для закупки государственных кредитных обязательств. Во время периода с мая 1993 до сентября 1994 номинал одной облигации составил 100 тысяч. рублей, с октября 1994 до декабря 1997 — 1 миллион рублей, с января 1998 — 1 тысяча выраженных рублей.

С 1 апреля 1998 функции депозитария на государственных кредитных обязательствах были выполнены “Национальным депозитным центром” на августе 17 1998 технический дефолт на государственных кредитных обязательствах по прибыльности, непосредственно перед которой достиг кризис, 140% в год был объявлен. После экономического кризиса 1998 инвестиций в государственные кредитные обязательства обесценивали три раза, помимо государства заморозил все платежи за казначейские обязательства.

Некупонные облигации являются дисконтными ценными бумагами, которые помещены ниже номинала. В разное время внутреннему рынку краткосрочных некупонных облигаций предоставили государство, республиканец (территориальные предметы федерации) и муниципальные ценные бумаги, с периодами обращения 3, 6, 9 и 12 месяцев. Одновременно, жидкий и безрисковый ценные бумаги, представляющие краткосрочный государственный долг, т.е. долг правительства к юридическим лицам и физическим лицам, считают самым надежным. Кроме того, в большинстве стран инвестиций в государственные обязательства принимают получение различных форм.

Главные цели рынка

Главные цели рынка государственной кредитной Привлекательности обязательств финансовых ресурсов при финансировании бюджетного дефицита посредством выпуска краткосрочных обязательств – явление для цивилизованной финансовой системы, в принципе не новой. С начала девятнадцатого века такой опыт накоплен также в России, хотя прошлые семьдесят лет это оставалось невостребованным. Аналог наших государственных кредитных обязательств – казначейские обязательства, которые используются в современном мире, больше для регулирования денежного обращения, и также курса национальной валюты. Но это – в мире с прочной экономикой, и в России до сих пор и шесть месяцев – долгосрочная перспектива, таким образом, краткосрочные заимствования – наиболее реальный шанс занять инвестора немного значительной суммы при финансировании наиболее насущной необходимости.

Первый аукцион на размещениях государственных кредитных обязательств имел место 18 мая 1993, и теперь оценками большинства экспертов приблизительно 90% оборота всех фондовых бирж падают на долю государственных кредитных обязательств. Одна из самых важных задач, которые так сильный рынок государственных долговых обязательств – финансирование бюджетного дефицита призывают решить. Другой, по крайней мере важная задача – регулирование посредством государственных обязательств размеров денежной массы, которая находится в обращении. В результате задачами государственных кредитных обязательств было следующее: – финансирование бюджетного дефицита; – регулирование посредством государственных обязательств размеров денежной массы, которая находится в обращении; – схема проблемы государственных кредитных обязательств это – ожидаемый расчет более ранних выпусков за счет средств, поступающих от последующих проблем. Схема работы с государственным кредитным Министерством финансов обязательств Российской Федерации, эмитента: – Испускает глобальный сертификат на следующем выпуске государственных кредитных обязательств – Определяет предельную цену заимствования – Центральный банк Российской Федерации, Генеральный агент правительства Определяет методы рефинансирования и выплаты задолженностей: – организует аукцион на основном размещении (организует вторичные предложения цены) – ликвидность рынка MICEX, Поддержек торгового зала: – приблизительно 100 банков уполномоченного дилера, имеющих договорные отношения с Центральным банком Российской Федерации и MICEX, выполняют торговлю, депозитарные операции, регистрацию операций: – участвуют в аукционах на основном размещении – Место, собственные средства и средства клиентов – Участвуют во вторичных предложениях цены – Делают доступные средства в государственных кредитных обязательствах, Технология работы рынка государственных кредитных обязательств в безбумажном электронном способе оптимизирует расходы участников рынка и предоставляет систему высокой прибыли наличных вычислений в их заказе.

Отсутствие фиксированной ставки дохода

У государственных кредитных обязательств нет фиксированной ставки дохода: доход на них сформирован в форме различия между номиналом и ценой, по которой инвестор купил облигацию. Такой доход носит имя скидки. Вследствие его особенности для российского рынка есть смысл, остановится на особенностях налогообложения дохода на государственных кредитных обязательствах. Согласно письму от Государственной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации от 23.02.93″ 5-1-04, скидка согласно правительству краткосрочные облигации (различие между продажной ценой и закупочной ценой) является типом дохода (процент), полученный согласно государственным облигациям. Это означает, что в этом случае до 1997 привилегии на налоге, предоставленном Статьей 4 Закона РСФСР “О налогообложении дохода банков” и Статьи 10 Закона Российской Федерации” О налоге на прибыль предприятий и организаций, были применены.”

Теперь свободный от налога способ обращения государственных кредитных обязательств на рынке отменен, но как облигации, выпущенные перед принятием поправки об отмене налоговой льготы все еще, используются на рынке, и следовательно доход на них не оценен с налогом на прибыль, это целесообразно считать много схем используемыми различными предприятиями для улучшения финансового положения. Здесь одна из схем экстраординарной работы с государственными ценными бумагами, описанными в журнале Ekspert на 1995, позволяя оставаться в силе к предприятиям как ГАЗ с сильным финансовым менеджментом.

Краткое описание развития и падения рынка ГКО

Начало продаж ГКО сразу вызвало фурор. Щедрым Центробанком облигации продавались по стоимости, гораздо ниже номинальной, и выкупались Министерством финансов после истечения срока по полной стоимости. Разница бывала огромной и порой могла достигать до 250%. Как высказались бы сейчас, это было типичной пирамидой, только её инициировал не вороватый делец, а целое государство.

Как и у любого типичного скам-проекта, у государственной краткосрочной ценной бумаги быстро начались проблемы. Уже через пару лет после их выпуска прибыль от продажи новых облигаций не покрывала убытки от предыдущих выплат. Правительство выбрало самый невозможный, лишённый здравого смысла путь: стало продавать ГКО иностранцам. Пирамида стала вырастать ещё больше из-за колоссальных вливаний в валюте, по которым нужно было скоро рассчитываться.

Всё закончилось закономерной развязкой. Когда настало время платить, денег не оказалось. Дефицит был настолько чудовищных масштабов, что российским правительством был объявлен технический дефолт и заморожены выплаты по ГКО. Отечественная валюта обесценилась в 4 раза, стали банкротами тысячи предприятий, ВВП упал на 70%, миллионы граждан, которые были обычными вкладчиками, потеряли свои сбережения. В настоящее время пирамида ГКО – это каноничный пример финансовой аферы, который наблюдался в нашей новейшей истории.

Если рассматривать ГКО как пирамиду, можно найти несколько отличительных особенностей:

  • очень высокий процент доходности, не соответствующий прибыли эмитента;
  • осуществление выплат текущим владельцам облигаций из денег, которые заплатили новые держатели;
  • неизбежность краха финансовой схемы и отказ эмитента от обязательств.

Современные ГКО

Сейчас для граждан России возможна покупка краткосрочных облигаций ОФЗ-Н. Эти ценные бумаги выпускаются с 2017 г. и предусматривают купонный доход и выплаты дважды в течение года. Облигации реализуются пакетами по 1 000 штук, каждая из которых имеет номинальную стоимость 1 000 р. Длительность срока погашения 3 года. Ожидается четвёртый государственный краткосрочный выпуск с доходностью до 6,8%.

Помимо отечественных ценных бумаг, можно покупать зарубежные облигации. Например, на рынке США имеется множество краткосрочных государственных облигаций, которые выпускает федеральное правительство или его официальные агентства. Такие облигации имеют срок погашения меньше пяти лет и могут быть казначейскими обязательствами, ипотечными ценными бумагами, сквозными ценными бумагами. Такое разнообразие способствует широкой диверсификации фондов и гарантирует фиксированную прибыль с минимумом рисков.

Купля/продажа зарубежных краткосрочных облигаций осуществляется с помощью онлайн-брокеров или коммерческих банков. Их номинальная стоимость от $1 000. Не все подобные активы можно купить в любое время. Например, активы со сроком обращения 2, 3, 5 и 7 лет доступны ежемесячно, а облигации, имеющие срок обращения 10 лет реализуются только раз в квартал.

По этой причине средним инвесторам лучше вкладывать свои средства в паевой или биржевой фонд, который специализируется на казначейских бумагах, а не приобретать штучные облигации напрямую. Это способствует снижению порога вхождения (минимальный порог от 20 до 100$) и делает рынок всегда доступным.

В Российской федерации государственные краткосрочные ценные бумаги (ОФЗ-Н) выпускаются на рынок отдельными партиями (выпусками). Фактически такими облигациями не торгуют на биржах. Министерство финансов реализует их по фиксированной стоимости с помощью сертифицированных брокеров. На сегодняшний день ими являются Сбербанк и ВТБ. Но в дальнейшем этот список возможно расширится.

 

Отличия ГКО от ОФЗ

Существует несколько отличий государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа:

ОтличиеКомментарий
Срок обращенияГКО имеет срок обращение не более одного года, ОФЗ – от одного года, чаще от трёх лет
Длительность историиИстория ГКО длилась 5 лет. Всё это время были очевидны проблемы, связанные с этим активом.

Облигации федерального займа начали выпускать в 1995 году и по ним регулярно осуществляются выплаты (по крайней мере, с 1998 г.). То есть, за ОФЗ имеется положительная история длительностью более 20 лет

Размер купонного доходаКупонные доходы по ОФЗ-ПД (с постоянным купоном) чаще всего привязаны к ставке Центрального банка РФ. По этой причине резкие изменения ставок до 100% невозможны. Цена самих бумаг может варьироваться в процессе обращения до 7%, но в момент погашения выплачивается вся номинальная стоимость. Купонные доходы при этом могут достигать 9% и выплачиваться два раза в год

Льготы для налогов

Льготы по налогу на прибыль использовались рядом предприятий, обладающих сильным финансовым менеджментом. Суммы затраченные на покупку ГКО, полностью относились на финансовые вложения, а доход , полученный по этим бумагам , вычитался из налогооблагаемой прибыли. Поэтому, чтобы уйти от налога, можно было взять кредит в банке и пустить его на покупку сырья, чтобы соблюсти целевое назначение., а освобожденные из оборота деньги тратились на покупку ГКО. Через месяц кредит отдавался, процент по кредиту списывался на себестоимость, доход от ГКО налогом не облагался, в результате чего предприятия экономили довольно большие суммы денежных средств. Немаловажным преимуществом ГКО является высокая технологичность их рынка, его приспосабливаемость к изменению “длины” обращения гособязательств , возможность быстро осуществить сделку как по покупке бумаг, так и по продаже. Опыт нескольких лет функционирования рынка ГКО убедительно показал, что гособязательства наиболее ликвидны по сравнению с любыми другими инструментами фондового рынка: на любой из ежедневных торговых сессий можно купить и продать практически любой вид обязательств, находящихся в обращении.

Вторичные торги по ГКО проводятся регулярно ; раза в неделю, что позволяет инвестору вывести средства из ГКО в любое время. Используя это преимущество , предприятию куда удобнее хранить свободные денежные средства в ГКО , чем на депозитах банков. Во – первых всегда можно забрать деньги , в отличие от депозита, во – вторых доходность куда выше, тем более если учитывать налоговые льготы по операциям с ГКО. В-третьих вложенные средства в ГКО можно использовать в качестве инструмента для производства платежей третьим лицам. В этом случае Ваши платежные поручения будут использованы не позднее, чем через четыре дня. Предприятие имея смежников в разных регионах страны, может не гонять денежные средства с одного банка в другой. а просто отдавать поручения своему банку-агенту на перечисления государственных облигаций со своего счета депо на счет поставщика продукции. Данная мера также может защитить неблагополучные предприятие от постоянных списаний денежных средств с расчетного счета по первоочередным платежам задолженности перед бюджетом.

Где обращаются и как выпускаются ДЦБ

Долговые ценные бумаги обращаются на фондовых биржах, рынках ценных бумаг. Физические и юридические лица (обычные люди и организации) имеют возможность их покупать и продавать, отдавать в залог и использовать во всех случаях, предусмотренных правилами и условиями работы на бирже. Спектр применения долговых ЦБ достаточно большой.

Выпускают бумаги эмитенты, в роли которых могут выступать государство, государственные организации, частные учреждения. Структура должна обладать хорошей репутацией, пройти проверку, процедуру эмиссии. Выпуск осуществляется на фондовой площадке, торги ведутся посредниками.

Виды

К долговым ценным бумагам могут относиться самые разные инструменты, но основных существует всего четыре. Некоторые из них более востребованы и широко применяются (облигации, например), другие менее распространены.

Облигации

Виды облигаций по сроку:

  • Краткосрочные – до 5 лет
  • Среднесрочные – 5-15 лет
  • Долгосрочные – от 15 лет

Главные преимущества облигаций для эмитента:

  • Экономия на обслуживании займа – обычно аналогичные кредиты предполагают большие проценты и расходы.
  • Возможность получить средства на долгий срок (в сравнении с банком).
  • Возможность сохранить неделимым капитал организации, не отдавать никому управление (права собственности на активы тут нет, в отличие от акций, например).
  • Шанс привлечь серьезных инвесторов, повысить ликвидность бумаг, совершить более выгодные сделки.
  • Сроки возврата средств и проценты строго определены.

По типу выплат облигации бывают купонными и бескупонными. Купон – это процентная ставка по бумаге. Бескупонные облигации предполагают, что процентная ставка равна 0, выплата будет осуществлена лишь по завершении срока.

Виды купонных облигаций:

  • Постоянный купон – выплаты регламентированы, осуществляются по срокам, зафиксированной в самом начале процентной ставке.
  • Переменный – сроки зафиксированы, ставка может плавать.
  • Индексируемые – ставка корректируется по уровню инфляции, выплаты осуществляются периодически.

Как правило, все выплаты по облигациям четко определены, реализуются в окончании срока, но бывают и иные варианты. Возвратные облигации держателю можно «сдавать» до завершения срока действия, отзывные эмитент может выкупать досрочно.

Вексель

Векселем называется ценная бумага, подтверждающая право держателя получить определенную сумму от эмитента в окончании срока обращения бумаги. Вексель – это инструмент кредитования, так как дает возможность эмитенту пользоваться заемными средствами. Данный тип долговой бумаги может также применяться в виде средства платежа за услуги, товары.

Виды векселей по вероятности погашения:
  • Товарный – является обязательством расчета за продукт в указанные сроки, актуален для расчетов за услуги и товары.
  • Финансовый – результат кредитного договора, предполагает работу с деньгами, часто используется компаниями для увеличения оборотного капитала.
  • Бронзовый – реального денежного обеспечения не имеет, используется в мошенническим схемах, где один или больше участников вымышлены.
  • Дружеский – выписывается, когда участники сделки являются настоящими людьми/организациями и оказывают финансовую помощь, но реальной сделки нет и на возврат средств инвестор не рассчитывает.

Легальными и защищенными законодательством являются первых два типа векселей.

Основные группы векселей:

  • Простой – является подтверждением права владельца ждать уплаты долга в указанный момент, в зафиксированном объеме от эмитента.
  • Переводной – дает возможность получить сумму долга по поручению владельца третьему лицу, о чем выполняется соответствующая запись на самом бланке векселя. Данный порядок обязательно должен устраивать все 3 стороны отношений – если должник согласен выплатить сумму третьему лицу, оно получит деньги.
Предъявить вексель к оплате может физическое/юридическое лицо. Обращение ценной бумаги не требует обязательной регистрации действий в государственных органах. ЦБ можно передавать друг другу на основании индоссамента – специальная надпись на обороте бланка. Предъявить требования должнику может последний владелец, который записан на обороте бумаги.

Основные отличительные особенности векселей:

  • Товарный вексель может использоваться для расчетов за работы/услуги/товары.
  • Чтобы выпускать бумагу, компания должна обладать лицензией ЦБ РФ.
  • В случае с казначейскими векселями эмитентом выступает государство.

Преимущества инвестирования в векселя:

  • Погашение бесспорно – риски минимальные.
  • Векселя можно передавать.
  • ЦБ выступает одновременно и вложением, и средством оплаты.

Казначейские обязательства

Такие обязательства на рынке размещать есть право лишь у государства. При покупке данного типа ЦБ компания или частное лицо вносят вклад в бюджет страны и на протяжении всего срока получают прибыль.

По завершении срока действия бумаги сумма инвестору возвращается. Такие векселя выступают частью внутреннего долга государства, выпускаются на срок 1-10 лет.

Сберегательные сертификаты

Депозитный сертификат является долговой ценной бумагой, подтверждающей обязательство банка выплатить вложенные деньги с процентами по истечении срока. Сберегательный сертификат – аналог депозитного вклада, но дает ряд таких преимуществ, как: четкое прогнозирование прибыли за счет фиксированной процентной ставки, возможность использования в качестве обеспечения/гарантии, более высокий процент.

На фондовом рынке сертификаты продаются по рыночной либо номинальной стоимости. Именные сертификаты нельзя передавать, на предъявителя (без указания владельца) можно свободно использовать в различных операциях на рынке.

Роль в экономике страны

Долговые ценные бумаги играют немаловажную роль в экономике страны. Они гарантируют инвесторам высокий уровень надежности вкладов капитала, получение прибыли. Компании и государство получают возможность решать различные проблемы, более успешно вести дела и бизнес, давать возможность инвесторам заработать.

Для чего нужны ДЦБ в экономике страны:
  • Возможность компаниям, государственным структурам получать финансирование без дополнительных затрат и рисков.
  • Привлечение частными компаниями крупных инвесторов, компаний с целью повышения ликвидности бумаг.
  • Привлечение государством средств в бюджет без довыпуска денег в обращение, эффективное финансирование госпрограмм по соцобеспечению, строительству и т.д.
  • Развитие фондового рынка, привлечение к нему всех слоев инвесторов.

Роль в экономике государственных ДЦБ:

  • Регулирование инфляционного процесса.
  • Перераспределение капитала по приоритетности развития разных секторов экономики.
  • Влияние на стабилизацию курса валют.
  • Использование в качестве инструмента для регулирования объемов денежных масс.

Инструменты привлечения денежных средств

Многие предприниматели воспринимают долговые бумаги именно как инструмент получения в свое распоряжение дополнительных денежных средств без необходимости отдавать кому-то часть компании или право на принятие решений касательно ее работы. Если сравнивать с обычным банковским кредитом, то такой вариант предполагает массу преимуществ: выплату меньших процентов, надежность, отсутствие залога и т.д.

Банковский сертификат

Такие сертификаты имеют право выпускать лишь банки, которые отвечают установленным требованиям. Банковский сертификат – долговая ценная бумага, которую по принципу работы можно сравнить с банковским депозитом.

Бланк сертификата предполагает наличие всех степеней защиты, производится лишь в специализированных типографиях с лицензиями. Если какой-то из реквизитов на бланке отсутствует, он сразу теряет статус ценной бумаги. Регистрационные журналы, папки с корешками сертификатов сохраняются в несгораемых шкафах, денежных хранилищах.

В отличие от чека или векселя, банковский сертификат в качестве платежного/расчетного средства не используется. Когда приходит срок окончания обращения бумаги, держатель получает сумму вклада и проценты.

В процессе эмиссии банком бумаг, полученные средства входят в его заемный капитал и должны быть включены в состав капитала, являющегося базой определения расчетов всех важных финансовых нормативов банка. Это привлеченные средства банка. Чтобы оформить бумагу, достаточно иметь при себе паспорт, можно рассчитаться наличными или средствами вклада, уже положенного в банк.

Основной недостаток банковского сертификата – невозможность его участия в системе страхования всех вкладов физлиц. Проценты выплачиваются в момент погашения сертификата по предъявлении бумаги. Основная цель бумаги – заем денежных средств банком для реализации определенного проекта, деятельности.

Денежные взаимоотношения между эмитентом и заемщиком

Долговые ценные бумаги – это разновидность договора займа. Все виды ЦБ являются примерами вложений капитала с целью инвестиций с одной стороны, правовым средством финансирования инвестиций. Организации получают возможность привлечь дополнительные средства без необходимости продавать активы или доли в компании.

А вот для покупателя долговые ценные бумаги – средство исключительно заработка, так как они не дают права на часть компании-эмитента, ее имущество или активы. Единственная цель покупки ДЦБ – получение прибыли в виде процентов без какого-либо личного вклада в развитие эмитента (кроме денег), что может считаться пассивным доходом.

В момент покупки ценных бумаг инвестор и эмитент вступают в финансово-экономические, гражданско-правовые отношения, подпадающие под регламент условий эмиссии ЦБ.

Основная ценность ЦБ – предоставление инвесторам возможности принимать участие в разнообразных отношениях/операциях, основанных на условиях, содержании ЦБ.

В то время, как в случае банковского кредитования предметом отношений заемщика и кредитора выступает сумма средств, то инвестор и эмитент работают с ценными бумагами, за которыми стоит капитал (вложенные в тех или иных целях денежные средства, принимающие участие в общественно-полезной или предпринимательской деятельности).

В момент продажи ценной бумаги прошлый владелец отдает новому свое место инвестора и право участвовать в операциях с ценными бумагами. А вот все гарантии уже обеспечивает эмитент – в плане соблюдения условий, выплат, обращения и т.д.

Источники

  • https://utmagazine.ru/posts/9230-gosudarstvennoe-dolgovoe-obyazatelstvo
  • https://MoyDolg.com/obyazatelstva/vidy/kaznachejskie.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1305958
  • https://biznes-prost.ru/gko.html
  • https://VFinansah.com/investment/gko
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e76d8f938319e230cc2f935/dolgovye-cennye-bumagi—chto-eto-takoe-ih-osnovnye-vidy-5eb1494db13b286689784db5

[свернуть]