Государственные облигации: что это такое и их виды в России

Подробнее об облигациях федерального займа

Один из самых надежных способов получения дохода от инвестиций — покупка облигаций Мин Фин РФ, или облигаций федерального займа (ОФЗ). Главное отличие таких ценных бумаг — заёмщиком в этом случае выступает государство, следовательно, риск дефолта сведен к минимуму. С 26 апреля 2017 года Минфин начал выпускать «народные» ОФЗ — облигации, предназначенные не для компаний, а для частных лиц. Для государства это возможность привлечь дополнительные средства, а для инвесторов — получать доход с гарантией возврата вложений.

Особенности эмитента

Такие ценные бумаги выпускаются только в цифровом виде, для их приобретения потребуется воспользоваться брокерскими услугами. Брокеры — это биржевые посредники, за определенное вознаграждение предоставляющие доступ к специальным счетам. После оформления сделки покупатель становится владельцем государственных ценных бумаг, минимальное количество для покупки составляет 30 штук.

Со 2-ого квартала 2019 года Мин Фин начал выпускать облигации в новом формате: в отличие от первого выпуска, клиентам не придется платить крупные брокерские комиссии, все расходы эмитент берет на себя. Кроме того, у держателей появится возможность получать кредиты в банках под залог таких ценных бумаг. Первая версия не позволяла проводить такие операции.

Облигации Мин Фина — это возможность привлечь широкий круг инвесторов по всей стране и получить дополнительный капитал на реализацию различных государственных проектов. Покупателей привлекает возможность получать доход по плавающей ставке: чем дольше облигация будет на руках у покупателя, тем выше по ней будет доходность, такая схема выгодна именно тем, кто планирует долгосрочные инвестиции.

Цели выпуска

С помощью таких бондов конкретные субъекты страны могут привлекать широкий круг инвесторов для финансирования различных инфраструктурных проектов, связанных с нуждами муниципального образования.

Такие обязательства выпускаются, чтобы устранить временного дефицита регионального бюджета или реализации социальных программ. Несмотря на молодой возраст, эти инструменты уже превратились в механизм, способствующий трансформации сбережений в социально важные инвестиции.

Чем обеспечены

Как правило, такие инструменты обеспечены каким-то административным имуществом. Еще встречаются варианты, когда залогом признается доля в проекте, под который привлекается финансирование. Это могут быть мосты, дороги, парки, стоянки, общежития, больница и пр.

Зачем это частному инвестору?

Проще говоря, что мне могут дать облигации? А всё очень просто — на этом можно заработать. Любое физическое лицо может купить государственные облигации, и, тем самым, стать кредитором государства. Причём, если подходить с головой (глупости можно всегда сделать), это всегда будет выгоднее банковского депозита.

Государственные облигации являются самым надёжным инструментом для инвестирования личных средств. Вы можете их потерять только в том случае, если обанкротится само государство, что считается крайне маловероятным, скорее это произойдёт с очередным банком. Так что данный инструмент подойдёт для инвестиций сберегательного характера.

Минусом является то, что нужно разобраться как это всё работает, а это не все хотят делать. Но, вы, кажется не относитесь к их числу, раз читаете это на нашем сайте.

Условия приобретения облигаций

Общий объем первой государственной эмиссии 2017 года составил 15 миллиардов рублей. Номинал 1 облигации — 1000 рублей, следовательно, для минимальной покупки потребуется инвестировать не менее 30 тысяч. У таких ценных бумаг есть несколько особенностей:

  1. Невозможность перепродажи третьим лицам. В отличие от обычных облигаций, ценные бумаги Мин Фина не допускается перепродавать на бирже.
  2. Возможность предъявления к выкупу в любой момент. Владелец может потребовать досрочно вернуть долг — в этом случае он потеряет только не выплаченный за остаток срока купонный доход.
  3. Растущая процентная ставка. Чем дольше ценные бумаги остаются на руках владельца, тем выше будет их прибыльность. Стартовая ставка равна 7,5%, вторая выплата — 8%, третья — 8,5% и т.д.
  4. Периодичность выплат — 2 раза в год.
  5. Продолжительность возврата — 3 года.

Средняя доходность облигации Мин Фина находится в районе 9% годовых, это существенно больше, чем средний доход по предлагаемым банковским вкладам. Из-за этого ОФЗ станут выгодным приобретением для широкого круга покупателей.

Доходность облигаций субъектов федерации

Мы часто сталкиваемся с тем, что начинающие инвесторы некорректно считают доходность облигаций субъектов федерации с амортизацией. Из-за того, что номинал таких облигаций постоянно уменьшается, их купонный доход в абсолютном значении также уменьшается. Например, купоны по облигации «БелгородскаяОбл-35011-об» будут выглядеть так:

Суммарный купонный доход за все периоды по такой облигации составит 470,01 руб. При этом общую доходность такой облигации можно посчитать по простой формуле, когда мы все купоны по облигации соотносим с ее стоимостью покупки:

По данной формуле мы получим, что суммарная доходность такой облигации за весь период равна 47% ((1000 + 470,01 руб.) / 1000 = 1,47; (1,47 – 1)*100% = 47%).

Но вот, чтобы посчитать корректно среднегодовую доходность недостаточно простой формулы, когда мы делим 47% просто на весь срок обращения облигации. Если пользоваться простой формулой, то среднегодовая доходность будет занижена и составит лишь 6,7% (47% / 2548 * 365 = 6,7%, где 2548 – количество дней до погашения облигации).

На самом же деле среднегодовая доходность инвестиций в такую облигацию выше, т.к. денежные средства мы держим в ней не до 2024 года, а фактически эмитент начинает их возвращать нам уже с 2021 года. Один из способов посчитать корректно доходность такой облигации скорректировать срок гашения облигации с учетом гашения номинала:

Скорректированный срок гашения нашей облигации будет равен 2079 дней. Тогда среднегодовая доходность такой облигации будет равна 8,25% (47% / 2079 * 365 = 8,25%).

Виды

Муниципальные облигации классифицируются по своим признакам. Бумаги различаются по следующим характеристикам:

  1. Количество целей заимствования: одно- или многоцелевые.
  2. Содержание цели: для финансирования расходов бюджета или для реализации социально-экономических программ.
  3. Характер использования финансовых средств: текущие или инвестиционные.
  4. Вид бюджетных расходов: охрана окружающей среды, культура, здравоохранение, социальная политика и т.д.
  5. Источник средств для погашения облигаций: текущие доходы, специальные доходы, рефинансирование долга, межбюджетный трансферт, комбинированные источники.

Риски облигаций субъектов федерации

По критерию надежности облигации субъектов федерации можно отнести к классу государственных облигаций и по надежности инвестирования поставить на один уровень с депозитами, либо даже выше.

Однако стоит учитывать неравномерную бюджетную обеспеченность различных регионов Российской Федерации. Регионы с постоянно высоким уровнем дотаций следует исключить из списка высоконадежных облигаций. Найти такие регионы можно на сайте МинФина. На 2017 год в список регионов, где дотации последние 3 года превышали 40% входят:

  • Республика Алтай.

  • Республика Дагестан.

  • Республика Ингушетия.

  • Республика Крым.

  • Республика Тыва.

  • Чеченская республика.

  • Камчатский край.

  • Город федерального значения Севастополь.

Плюсы и минусы облигаций субъектов федерации

Главными плюсами облигаций субъектов федерации является высокая надежность и освобождение от налогов.

Такое свойство облигаций субъектов федерации как амортизацию нельзя назвать ни плюсом, ни минусом. В определенных условиях, это безусловно плюс, когда инвестору нужен постоянный денежный поток от портфеля или в случае, когда процентные ставки на денежном рынке растут. Если же ставки на рынке падают, то амортизация будет минусом, поскольку инвестору придется постоянно перекладывать средства по более низким ставкам в другие активы.

По нашему мнению, облигации субъектов федерации должны быть в любом портфеле, поскольку наряду с ОФЗ и надежными корпоративными облигациями они обеспечивают защиту и сохранность основной части капитала в портфеле. Узнать больше о том, как формировать защищенные и одновременно доходные инвестиционные портфели из акций и облигаций можно в нашей Школе разумного инвестирования. Начать обучение можно записавшись на первое бесплатное занятие.

Примеры облигаций

Далее я приведу два реальных примера выпуска муниципальных облигаций. Один будет родом из Америки, другой пример коснется местной бумаги.

В России

Теперь проиллюстрирую ситуацию, в которой я хочу купить муниципальную облигацию Свердловской области 04 серии. При номинальной цене бумаги в 1000 рублей мой годовой купон будет составлять 7,7 %, а регулярность выплаты составит 4 раза в год.

Надежность, ликвидность и риски

Конечно, уровень ликвидности у каждого конкретного выпуска разный. Рыночная инфраструктура муниципальных бумаг предусматривает в большем числе случаев только первичное размещение долговых инструментов.

Уровень надежности зависит от субъекта, выпустившего документарное обязательство, и часто этот фактор тесно коррелирует с доходностью бумаг. Что касается рисков дефолта, то они невелики, однако бывают прецеденты переноса обязательных платежей на более поздний срок.

Гарантии возврата на бонды

В соответствие со статьей 27.5 Федерального закона № 39 «О рынке ценных бумаг» почти все облигации этого типа покрываются муниципальной гарантией. Она должна быть банковской, гарантом может выступать и коммерческая организация, стоимость чистых активов которой не меньше размера предоставляемой гарантии.

Уровень доходности

Прибыльность ценных бумаг субъектов РФ, которые выпускаются на стандартных условиях, легко просчитать, для этого нужно взять годовой процент, который установлен эмитентом, срок погашения номинала и саму стоимость документа. Но амортизируемые облигации просчитать на предмет доходности сложнее, поскольку их номинал постоянно снижается, как и купонный доход, который начисляется в проценте от текущей стоимости.

Общая доходность может быть просчитана без трудностей, если клиент сложит все купонные выплаты по бумаге и вычтет из них стоимость приобретения, что в итоге даст чистую прибыль. Поскольку гашение начинается не сразу, держатель облигации может не заметить выгоды, но учитывая, что выплаты стартуют раньше окончательного срока погашения, доходность будет ощущаться раньше, чем в стандартном случае. Поэтому при расчете прибыльности следует оценивать не только весь срок существования бумаги и ее процент, но и то, на протяжении какого периода и в каких размерах выплачиваются суммы.

Займы

Государственные займы могут быть внутренние, внешние и отдельно можно выделить валютные. Согласно законодательству РФ, внутренними государственными заимствованиями называют такие займы, которые привлекают средства в валюте РФ как от физических и юридичеслих лиц, так и от международных финансовых организаций и иностранных государств. Облигации — это как раз инструмент для получения займов государством.

Валютный внутренний

Важно помнить, что валютные государственные облигации не идентичны друг другу. Различают облигации, которые номинированы в зарубежной валюте (долларах США) и те, что индексировали на валютный курс (номинированные в гривне). Также отличается срок их обращения – он может быть от 1 года до 3 лет.

Доход облигаций, предлагаемых МинФином в том или ином банке может различаться на несколько десятых процента.

Свежие выпуски облигаций Минфин публикует на аукционах пару раз в месяц, о графике размещений можно узнать на сайте министерства.

Внешний

Внешний заем для развивающихся стран предоставляется по «официальному алгоритму помощи развитию». Предусмотрены такие льготы:

  • срок до 50 лет;
  • ставка по проценту от 0,5 до 2 % годовых.

Внешний заем на 1-2 года выдается обычно частными компаниями (фирменная ссуда) и депозитными финансовым структурами, а ещё банками краткосрочного кредитования. Заем на срок больше 5 лет предоставляется финансовыми организациями, специализирующимися на долгосрочном кредитовании (к примеру, страховыми фирмами, банкирскими домами, международными инвесторами).

В США и Японии крупные внешние ссуды предоставляют экспортно-импортные банковские учреждения.

Правовое регулирование

Проведение государственных и муниципальных займов проводится в форме выпуска разных ценных бумаг, среди которых широко распространены облигации внутреннего гос. займа, которые удостоверяют долговое обязательство государства и дают право ее держателю по истечении указанного срока получить всю сумму долга и проценты по ней обратно.

Надежность вложения в ОФЗ

Среди всех вариантов инвестиций вложение в государственный долг остается наиболее надежным решением. Такие облигации н торгуются на рынке, поэтому они не могут потерять в цене, обязательства по ним гарантированно будут исполнены. Покупка позволит получать заранее известные выплаты в течение всего срока погашения, а при необходимости можно сразу вернуть вложенные деньги.

Это оптимальный вариант для начинающих инвесторов, которые не рискуют вкладывать крупный капитал в менее надежные проекты и предприятия. Оформление такой сделки позволит гарантированно сохранить и приумножить накопления, причем доход по ним будет достаточно высоким. Обновленный вариант облигаций не требует уплаты комиссий за брокерские услуги, поэтому они становятся еще более выгодными.

Облигации городов и регионов: не совсем ОФЗ, но чуть лучше, чем Газпром

Субфедеральные и муниципальные облигации — это еще один класс бумаг на российском рынке помимо ОФЗ и корпоративных бондов. Эмитентами таких облигаций выступает не государство и не частные компании, а города, области или целые республики в составе РФ. Как правило, местные органы исполнительной власти используют облигации, чтобы финансировать бюджетный дефицит или какие-то инфраструктурные проекты в регионе.

Субфедеральные и муниципальные облигации чуть более доходны, чем собственно госбумаги, так как потенциально связаны с более высоким риском дефолта, чем прямые обязательства государства. При этом региональные облигации чуть более надежны, чем бонды корпораций: ведь в данном случае по обязательствам отвечает не отдельно взятая частная компания, а город или субъект, входящий в состав РФ, а значит, косвенно эти долги связаны с государством.

Региональные и муниципальные облигации имеет ряд своих особенностей:

  • Квартальный купон.

    Очень часто бумаги городов и регионов имеют не полугодовой, а квартальный купон. То есть купонный доход инвестору выплачивается каждые три месяца.

  • Наличие амортизации.

    Выпуски муниципалитетов и субъектов РФ в большинстве случаев предусматривают механизм амортизации, когда эмитент производит выплату номинала не в дату погашения, а частями в течение всего периода обращения бумаг. Для городов и регионов это хорошая возможность растянуть выплаты и снизить нагрузку на бюджет.

    Например, амортизационная структура погашения предусмотрена по новому выпуску Белгородской области: эмитент собирается погасить 50% от номинала облигаций в дату окончания 12-го купона и по 25% — в даты окончания 16-го купона и погашения.

    Выпуск Ярославской области тоже предусматривает амортизацию: регион обещает погашать по 15% от номинала в даты окончания 9, 11, 13, 15, 17, 19-го купонов и 10% в дату погашения.

  • Льготное налогообложение.

    Купонный доход по субфедеральным и муниципальным облигациям освобожден от НДФЛ, как и по ОФЗ и корпоративным облигациям, выпущенным с 2017 года. При этом налог на разницу между ценой покупки и ценой продажи или погашения придется заплатить в обычном порядке.

Что происходит с рынком регионального долга?

В 2018 году объем размещений облигаций субъектов РФ и муниципалитетов составил всего 94.4 млрд руб. Это минимальный уровень за последние 7 лет, констатирует Максим Першин, старший аналитик группы региональных рейтингов агентства АКРА. Годом ранее российские регионы и муниципалитеты предложили рынку облигации на общую сумму 263.9 млрд руб.

Источник: Cbonds

— Снижение предложения облигаций со стороны региональных и муниципальных органов власти обусловлено, с одной стороны, уменьшением потребности в долговом финансировании на фоне роста доходов бюджетов, с другой стороны — реализацией мер поддержки со стороны федерального правительства, которая направлена на снижение долговой нагрузки регионов, — говорит представитель АКРА. — Так, в 2018 году увеличение поступлений по налогу на прибыль на 576 млрд руб. позволило регионам исполнить бюджеты с профицитом 492 млрд руб. Кроме того, в конце 2017 года была проведена реструктуризация бюджетных кредитов, предоставленных регионам Минфином России. По ее условиям были увеличены сроки возврата бюджетных кредитов, это уменьшило потребность регионов в привлечении новых заимствований на рефинансирование. Кроме того, регионы приняли на себя обязательства по снижению долговой нагрузки. Еще один фактор уменьшения предложения региональных и муниципальных облигаций — более высокие процентные ставки в 2018 году по сравнению с 2017-м и ожидание их последующего снижения.

Как дела с финансами в регионах?

Благодаря росту поступлений по налогу на прибыль в 2018–2019 годах состояние региональных финансов значительно улучшилось, полагают в АКРА. Профицит 2018 года позволил увеличить остатки средств на счетах с 1.3 трлн руб. до 1.8 трлн руб. По итогам 2018 года 66 регионов сократили долговую нагрузку и лишь 2 региона имеют нагрузку выше 100% неналоговых доходов; совокупная долговая нагрузка сократилась на 109 млрд руб. — до 2.2 трлн руб. По итогам 5 месяцев 2019 года остатки на счетах выросли на 0.9 трлн руб. При этом риски, связанные с возможным снижением поступлений по налогу на прибыль в неблагоприятных макроэкономических условиях, компенсируются консервативной политикой регионов в отношении наращивания расходов и накоплением профицита «про запас».

— Очевидно, регионы стараются по-настоящему погашать свои долги, а не просто рефинансироваться, — полагает Гульназ Галиева, старший директор по региональным рейтингам агентства «Эксперт РА». — В 2017 году, впервые за долгое время, государственный долг субъектов начал сокращаться, и пока этот тренд сохраняется. Этому в том числе способствует программа реструктуризации бюджетных кредитов. Кроме того, регионы стараются по возможности замещать банковские кредиты облигационными займами.

Первые размещения после затишья

В начале августа на первичный рынок облигаций выйдут сразу два российских региона — Белгородская область и Ярославская область. Первая планирует разместить пятилетний выпуск на 2 млрд руб. Ориентир ставки купона по облигациям составит 8–8.2% годовых. Ярославская область 8 августа проведет сбор заявок на облигации со сроком обращения около 6 лет объемом 3 млрд рублей. Ориентир ставки эмитент обещал объявить позднее.

Оба эмитента — не новички на рынке. У Белгородской области на вторичном рынке обращаются целых 5 выпусков облигаций совокупным объемом 10.7 млрд руб. по непогашенному номиналу. Есть два более ранних выпуска в обращении и у Ярославской области.

Последнее время размещения региональных облигаций — в принципе большая редкость. Первым и пока единственным региональным эмитентом, который отметился на рынке в этом году, была Республика Саха (Якутия). В мае Минфин Якутии сумел разместить рекордный для себя объем облигаций — 7 млрд рублей. Спрос на бумаги превысил предложение более чем в 8 раз и составил больше 56.9 млрд рублей. В ходе размещения организаторы получили от инвесторов 63 заявки, в том числе 24 заявки от физлиц. Ставка купона по бумагам составила 8.59% годовых

— Неравномерное распределение расходов региональных бюджетов в течение года с пиком в декабре и обязательство погасить в конце ноября краткосрочные бюджетные кредиты Федерального казначейства традиционно вынуждают регионы и муниципалитеты активно выходить на рынок коммерческих заимствований именно в конце года, — отмечает Максим Першин. — Вместе с тем динамика поступлений доходов в 2019 году свидетельствует о том, что может повториться ситуация 2018 года, когда налоговые поступления выросли год к году на 16%. По итогам 5 месяцев 2019 года рост доходов региональных бюджетов по сравнению с 2018-м уже составил 15%. Если эта тенденция сохранится, то до конца года регионы едва ли будут испытывать большую потребность в привлечении заемного финансирования, чем в прошлом году, а скорее всего дополнительно сократят свою долговую нагрузку.

Между тем в «Эксперт РА» как раз не исключают, что традиционная активность региональных эмитентов на рынке облигаций, которая наблюдается обычно к концу года, вероятно, будет иметь место и в этом году.

— Мы видели снижение ключевой ставки, экономическая ситуация в целом стабильна, поэтому регионы вполне могут снова пойти на облигационный рынок, — считает Гульназ Галиева. — К тому же к концу года будет более ясная картина по бюджетному дисбалансу по итогам отчетного года и, соответственно, по потребностям в финансировании дефицитов бюджетов.

Понятие и принцип работы муниципальных облигаций

Муниципальные облигации – долговые обязательства, запущенные в обращение органами местного самоуправления с целью развития инфраструктуры или устранения бюджетного дефицита. Дивиденды, срок погашения, а также другие параметры инвестиционного инструмента определяются эмитентом. Гарантией ликвидности является собственность администрации субъекта Российской Федерации.

Муниципальные облигации подразделяются на две группы:

  • Субфедеральные – долговые обязательства, запущенные в обращение крупными российскими регионами. Речь идет о трех городах, имеющих особый статус: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Особенность данного вида заключается в наличии прямой связи между региональными бюджетами и Министерством финансов.
  • МО или муниципальные – выпускаются муниципалитетами, которые включены в состав крупных субъектов РФ. Эмитентами выступают городские администрации. Гарантией возврата денежных средств инвестору является имущество, которое находится в собственности города. Однако практика показывает, что долговые обязательства все равно погашаются субъектами федерации, к которым относится муниципалитет.

Муниципальные облигации практически всегда сравнивают с федеральными долговыми обязательствами (далее по тексту ОФЗ). Это вполне логично, поскольку речь идет о государственных облигациях. По классу надежности они идентичны. Прибыльность немного выше у федеральных ценных бумаг, примерно на 1-3%. Инвестор сможет получить дополнительный доход, если упадет процентная ставка Центрального Банка.

Торговля муниципальными облигациями осуществляется на Московской бирже. На сегодняшний день в обращении зафиксировано 12 МО и 112 субфедеральных долговых обязательств.

Относительно большая прибыльность становится катализатором того, что спрос превалирует над предложением. Муниципальные облигации активно выкупаются институциональными инвесторами – банковские учреждения, фонды, финансовые компании и т.д. Спрос динамично увеличивается во время снижения ставок по банковским вкладам. Еще один катализатор – нехватка альтернативных инвестиционных инструментов.

Стандартная номинальная стоимость МО – 1000 рублей. Купонные дивиденды выплачиваются каждые три месяца или раз в полгода. Срок погашения относительно невелик, варьируется в диапазоне от 3 до 5 лет. Редко когда можно найти облигации со сроком до 10 лет. Чтобы подобрать для себя оптимальную ценную бумагу, воспользуйтесь сервисом rusbonds.ru. Это очень полезный аналитический инструмент.

Каждый год субъекты федерального значения и муниципалитеты эмитируют долг в размере около 300 миллиардов рублей. Рынок активно развивается. Актуальный объем – 1 триллион рублей. Отставание от федеральных и корпоративных бондов довольно большое, но прогресс очевиден. Довольно часто появляются облигации, которые продаются дороже номинальной стоимости. Налогом не облагаются, гарантируют купонный доход. Инвестор понесет издержки исключительно связанные с разницей между стоимостью приобретения и продажи ценной бумаги.

Еще одна важная особенность – амортизация задолженности. Муниципальные облигации не погашаются единовременно. Возврат номинальной цены осуществляется постепенно. Этот механизм позволяет снизить уровень долговой нагрузки муниципалитета. Денежные средства переводятся держателю ценной бумаги до наступления даты окончания выпуска. Поэтому стоимость актива и размер дивидендов постепенно падают.

Владельцы МО заинтересованы в реинвестировании полученных денежных средств. Это очень невыгодно в ситуациях, когда уменьшается процент, поскольку вместе с ней снижается доходность инструмента. Амортизацию задолженности ценной бумаги также можно проверить на портале rusbonds.ru.

Являются ли муниципальные облигации государственными бумагами?

Муниципальные облигации часто соотносятся с облигациями федерального займа – считается, что и то, и то – государственные бумаги. Но на самом деле это не совсем так. Государственными бумагами являются только ОФЗ, т.е. ответственность по обязательствам несет именно государство (в лице Минфина). В случае с муниципальными облигациями все обязательства лежат на плечах региона – именно он рассчитывается с инвесторами.

Конечно, государство в случае чего поможет региону расплатиться с долгами, ведь дефолт по муниципальным бондам сильно ударит по престижу всех государственных долговых бумаг (а это не только ОФЗ, но и евробонды Минфина, в которые активно вкладываются иностранные инвесторы).

Поэтому муниципальные облигации правильнее называть «квазигосударственными». В целом вероятность полного дефолта по ним такая же низкая, как по ОФЗ, но от технического дефолта (т.е. задержки платежа) никто не застрахован. Поэтому такие бонды стоят классом надежности ниже ОФЗ.

 

Характеристики ценных бумаг

Параметры муниципальных долговых бумаг аналогичны стандартным характеристикам облигаций: они отличаются по сроку обращения, способу обеспечения, ставке и периодичности купона. Номинальная стоимость в абсолютном большинстве составляет 1 000 рублей.

По срокам различают долгосрочные и среднесрочные. В среднем период обращения составляет 4 – 10 лет. Купонный процент начисляется 2 – 4 раза в год.

Часто муниципальные облигации выпускаются с амортизацией. Этот вид ценных бумаг предполагает выплату номинала не по окончании периода обращения, а постепенно, частями. Уменьшение номинала снижается и доходность по купону – это необходимо учитывать при выборе.

Чтобы компенсировать потери доходности из-за амортизации прибыль можно реинвестировать – приобрести другие облигации, чтобы деньги продолжали «работать». Но если сумма вложений небольшая, то сделать это сложно – получаемых отчислений не хватит для покупки новых ценных бумаг.

Единственным инструментом, способным конкурировать с покупкой облигаций является вложение средств в банк на средний или длительный срок. При этом приобретение муниципальных ценных бумаг сопровождается большей доходностью. Основными причинами этого фактора является отсутствие налогообложения на получение купонных выплат и более высокая годовая ставка.

Как выбирать муниципальные облигации

Для поиска подходящих муниципальных облигаций удобно использовать сервис https://www.rusbonds.ru/. Переходите в раздел «Анализ облигаций» и выставляете нужные параметры:

  • сектор рынка – «Муни»;
  • состояние выпуска – «В обращении»;
  • вид купона – по желанию (большинство муниципальных облигаций с постоянным купоном, но есть и с переменным);
  • рейтинг и обеспечение – если нужны сверхнадежные бонды, то выставляете «Да».

Амортизацию можно не настраивать, прочие параметры (дата погашения, доходность, дюрация и т.д.) выставляют по вашему желанию. Например, нам нужны короткие муниципальные облигации, чтобы пристроить деньги на ближайшие 2 года, и при этом мы хотим получить доходность не ниже 7%. Выставляем всё, как на скриншоте, и жмем «Найти».

Как видим, таких облигаций совсем немного.

Смотрим в графу «Торги за неделю» и видим, что по выпускам НовосибирскаяОбл-34018-об и ТомскАдм-34006-об сделок вообще нет – их брать вообще не будем.

По облигациям БашкортостанРесп-34008-об, КалининградОбл-34001-об, НижегородОбл-34009-об, НижегородОбл-34012-об сделок не так много (от 13 до 26), причем по первым двум обороты совсем небольшие. Это не страшно, но если зайти на рынок с большой суммой, то может не оказаться нужного объема для покупки.

Далее анализируем каждую облигацию по отдельности. Смотрим амортизацию, размер купонов и динамику их изменений и уже на основе этой информации принимаем решение о покупке.

Муниципальные облигации: расчет доходности

Новички допускают серьезные ошибки, пытаясь определить доходность МО. Размер дивидендов постепенно снижается в связи с амортизацией задолженности. Поэтому купонный доход занижается.

Рассмотрим простой пример расчета доходности по простой формуле. Погашение Липецкой облигации произойдет 21 октября 2025 года. Процентная ставка – 8,57% годовых. Деньги выплачиваются каждый квартал. Формула расчета:

Это означает, что инвестор зарабатывает в год 4,83%. Показатель занижен, поскольку формула не берет в учет, что заемщик начнет выплачивать деньги с января 2020 года. При этом купонная ставка сохраняется. Для получения реального показателя, нужно уменьшить срок действия на период, пропорциональный уже перечисленной сумме в соответствии с амортизацией задолженности.

Липецкие муниципальные облигации будут приносить 8,57% в год. Потому что нужно брать в расчет не 2457, а 1380 дней.

Налогообложение

Как и в случае с ОФЗ, налогообложение муниципальных облигаций имеет свои особенности

Так, при получении купона от муниципальных облигаций налог оплачивать не нужно – инвестор освобождается от уплаты НДФЛ. То есть купонный доход поступает на счет полностью.

А вот с разницы между покупкой и продажей налог платить придется. Например, если вы купили 100 облигаций за 1023 рубля, а продали за 1036, то получите доход (1026 – 1033) * 100 = 1300 рублей. С этой суммы нужно уплатить 169 рублей в виде налога.

Если вы купили облигацию ниже номинала и дождались ее погашения, то с полученного дохода тоже нужно будет заплатить 13%.

Если же облигация куплена выше номинала и погашена по номиналу, то вы получите убыток. Налог платить в этом случае не нужно, более того, убыток вы сможете перенести на будущие года.

Муниципальные облигации: риски инвесторов

Принято считать, что государственные облигации не подвержены дефолту. От части это действительно так, но нужно учитывать несколько важных моментов:

  • нельзя на 100% исключать вероятность дефолта;
  • дефолт уже происходил ранее, но на этом никто не заостряет внимание.

Финансовый кризис в 1998 году практически полностью ликвидировал рынок региональных долговых обязательств. Впервые в истории независимой России о дефолте объявила Якутия. Даже более крупные и «денежные» регионы, такие как: Татарстан, Москва и Ленинград, объявляли о неспособности выполнить, взятые ранее обязательства.

Стабильные выплаты держателям облигаций начислялись исключительно в самых кредитоспособных регионах России. однако просрочки были вполне нормальным явлением. Ситуация повторилась ровно через 10 лет, но уже в меньших масштабах. С момента последнего финансового кризиса многое изменилось, например, принят бюджетный кодекс, который ограничивает размер долгового обязательства.

Однако определенные риски все равно существуют. Кризис 2014 года также оставил определенный отпечаток на платежеспособности муниципалитетов. Доходность многих ценных бумаг снизилась в среднем на 33%. Новгородские муниципальные облигации были подвержены дефолту, об этом сообщило популярное рейтинговое агентство Standard & Poor’s.

Регион не сумел своевременно рассчитаться с главным кредитором – ВТБ. Органы местного самоуправления инициировали проведение аукциона с целью привлечения кредитной линии с годовой ставкой 23,93%. Желающих не было, поэтому аукцион не состоялся. Дефолт также был зафиксирован по облигациям Клинского района.

Дефолт не уничтожает рынок, но заметно снижает уровень доверия корпоративных и розничных инвесторов к государственным ценным бумагам. В большей степени это касается зарубежных инвесторов. В связи с этим, нужно ожидать значительного увеличения доходности МО и ОФЗ.

С учетом всех рисков, нужно тщательно проанализировать региональные и городские рейтинги по размеру долговых обязательств перед федеральными инстанциями. Всю необходимую информацию инвесторы найдут на официальном портале Министерства финансов. Органы исполнительной власти вынуждены увеличивать доходность с целью привлечения инвесторов.

Почему своевременно не проводится процедура банкротства? Своеобразное затягивание обуславливается политической подоплекой. В кризисных регионах осуществляется ввод казначейской координации. Поэтому они автоматически теряют право управления денежными средствами. Соотношение долга к прибыли не должно превышать отметку в 40%. Однако несмотря на это важное правило, многие муниципальные облигации имеют аномальный уровень задолженности:

  • Мордовия – 200%;
  • Хакасия — 122.5%;
  • Костромская область – 111%.

Органы исполнительной власти в этих регионах находятся на грани банкротства. Впрочем, состояние «предбанкротства» может сохраняться довольно долго. Регионы продолжают просить помощи. Поводов довольно много. Самый свежий пример – реализация майских указов Президента.

Недостатки муниципальных облигаций

  • относительно низкий уровень ликвидности, который становится катализатором продажи ценных бумаг дешевле номинальной стоимости;
  • слишком большой спред, если сравнивать с облигациями других типов;
  • для получения максимального дохода есть смысл держать МО до наступления погашения, поэтому данный инструмент – не лучший вариант для спекулятивных сделок;
  • не существует муниципальных облигаций с продолжительным сроком действия и прогнозируемой прибыльностью;
  • муниципальные облигации по классу надежности всё-таки значительно проигрывают ОФЗ;
  • вероятность объявления дефолта невелика, но она есть;
  • механизм амортизации долга – катализатор снижения дохода, поэтому необходимо своевременно реинвестировать деньги.

Конечно, основной недостаток – отсутствие 100% надежности. Инвесторы не могут быть полностью уверены в платежеспособности органов исполнительной власти. Существует вероятность дефолта, конкретные примеры были приведены ранее.

Риски инвестора

Ценные бумаги, выпущенные даже наименее устойчивыми субъектами РФ, рассматриваются инвесторами как привлекательное вложение средств. Причиной тому можно назвать несколько факторов. К примеру, федеральные власти тщательно мониторят финансовое состояние в регионах и не допустят банкротства, поскольку это нарушит сложившуюся стабильность в обществе.

Более того, вероятность дефолта можно считать номинальной. Это обусловлено несколькими факторами:

  • Амортизационные выплаты равномерно распределяют финансовую нагрузку на бюджет города или области.
  • Эмитенты могут рассчитывать на государственную поддержку. Если бюджетных средств окажется недостаточно, есть различные пути решения проблемы. Например, оформление займа. Факт недостаточности денег в городах или областях негативно скажется на всей стране, поэтому правительство примет участие.

Не исключен риск, что эмитент задержит выплаты, но потеря вложенных средств практически исключена.

Однако выбирать их следует с осторожностью. Предпочтение лучше отдавать крупным эмитентам – областям, краям, республикам. Их бюджет больше, а значит проще регулировать расходы даже при их недостаточности.

Для снижения риска дефолта инвестор должен обратить внимание на следующие показатели:

  • Кредитный рейтинг.
  • Кредитные гарантии. Инструмент используется некоторыми эмитентами, не предоставляющими прямое страхование бумаг. В качестве гаранта выступает соглашение с банком или страховой компанией, готовыми предоставить денежные средства для погашения купонов или облигаций при возникновении финансовых затруднений.

Необходимо тщательно ознакомиться с содержанием информационного проспекта. Нечетко изложенные правила погашения, а также отсутствие гарантий – повод для поиска других облигаций.

К примеру, облигации «Клинский района Московской области», выпуск 25003, размещенные в августе 2007 года, 3 раза подвергались дефолту. При этом эмитент все равно исполнил свои обязательства, но не в оговоренный срок.

Целесообразность инвестирования в муниципальные облигации

Инвестору необходимо оценить качество муниципальной облигации. Например, на фондовых рынках США сразу обращается внимание на кредитный рейтинг региона и страховое покрытие. Российские ценные бумаги не страхуются, поэтому важно тщательно проанализировать муниципальные облигации, чтобы определить оптимальный вариант для инвестирования.

Кредитные рейтинги составляются агентствами, например, S&P. Однако оценены далеко не все регионы РФ. ЦБ интерпретирует муниципальные облигации как активы высочайшего класса. Они приравнены к ОФЗ. Однако позиция главного финансового регулятора не определяет финансовое положение в регионах и не отражается на платежеспособности органов исполнительной власти.

Чтобы инвестировать и стабильно получать доход, нужно хорошо разбираться в особенностях региональной экономики. Начните с определения потенциала и межбюджетных отношений. Кризисные и успешные регионы предлагают примерно одинаковые купонные выплаты. Поэтому так важно выбрать надежные МО.

Уровень надежности облигаций – показатель состояния экономики региона. Эксперты рекомендуют вкладывать деньги в Москву и сырьевые регионы: Ханты-Мансийск, Тюмень. Субфедеральные по уровню надежности превосходят муниципальные облигации. Это обуславливается большим бюджетом, экономической устойчивостью.

Преимущества муниципальных облигаций

  • Ежеквартальная купонная выплата – регулярный и стабильный пассивный доход для инвестора.
  • Амортизация задолженности обеспечивает постепенную выплату средств. За год можно вернуть до 40% инвестированных денег. Риски заметно снижаются.
  • Дефолт – прямая угроза политической стабильности, поэтому Федеральные власти сделают все для спасения региональных бюджетов.
  • Налоговые льготы позволяют сэкономить 13% в сравнении с дивидендами по акциям.
  • Фиксированные купонные выплаты упрощают планирование.
Источники

  • https://www.banki.ru/investment/bonds/issuer-MFRU/
  • https://greedisgood.one/munitsipalnye-obligatsii
  • https://ofzdohod.ru/bonds/ofz/gosudarstvennye-obligatcii/
  • https://fin-plan.org/blog/investitsii/obligatsii-subektov-federatsii/
  • https://MoyDolg.com/obligacii/subekty-rf.html
  • https://Yango.pro/blog/obligatsii-gorodov-i-regionov/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5dd03b99420eca6800c3da12/investirovanie-v-municipalnye-obligacii-5dd04d67e482af743b16cb39
  • https://alfainvestor.ru/chto-takoe-municipalnye-obligacii-kak-i-skolko-na-nih-mozhno-zarabotat/
  • https://finansy.guru/investitsii/obligatsii/munitsipalnye.html

[свернуть]