Федеральный закон от 02

Что такое привод

В соответствии с действующим законодательством, привод лица осуществляется путем принудительного доставления (сопровождения) лица к месту вызова инициатором привода — следователя, дознавателя или судебного пристава.

Следует отметить, что привод может применяться не только в отношении участников уголовного процесса (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), но также и в отношении гражданского истца, гражданского ответчика, эксперта, специалиста, переводчика.

Привод осуществляется на основании:

  • постановления (определения) суда (судьи),
  • постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем,
  • постановления дознавателя Федеральной службы судебных приставов.

Общие положения

Исполнительное производство — это ряд действий, регламентируемых соответствующими статьями закона, которые направлены на принудительное исполнение вступивших в силу решений суда или уполномоченных органов.

Подобная мера наступает если, лицо, в отношении которого вынесено постановление, отказывается от добровольно выполнения.

Ответчик вызывается повесткой с уведомлением к судебному приставу-исполнителю, где он будет ознакомлен с предъявляемыми к нему требованиями и сроками их исполнения.

Конечно, многие граждане, догадываясь, что за извещение пришло к ним по почте, не торопятся за ним идти. Таким образом, люди надеются избежать ответственности. Однако, подобные действия закон рассматривает, как отказ адресата принять повестку (229-ФЗ ст. 29 п 2.) и приставы, основываясь на ФЗ №229 ст. 24 п 5, могут подвергнуть лиц, принудительному приводу.

Для этого нужно выписать соответствующее постановление, утвердить его у старшего судебного пристава или заместителя. Данная мера является законной и осуществляется в рамках ИП.


Кто не подлежит приводу

Приводу в качестве меры процессуального принуждения не подлежат лица, перечисленные в части 6
статьи 113 УПК РФ
и в части 2
статьи 120 КАС РФ
:

  • несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет;
  • беременные женщины;
  • лица, которые ввиду болезни, возраста или других уважительных причин не могут оставлять место своего пребывания.

Организация осуществления привода судебными приставами

  1. 1. Ответственный за делопроизводство регистрирует постановление (определение) о приводе на следующий день после его поступления в структурное подразделение ФССП. Журнал регистрации приводится в качестве приложения к Приказу Минюста.
  2. 2. Затем постановление о приводе передается для исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (ОУПДС).
  3. 3. Старший судебный пристав или его заместитель проверяет постановление о приводе на предмет указания в нем следующих данных:

  • ФИО лица, подлежащего приводу;
  • дата и место его рождения;
  • предполагаемое место нахождения;
  • дата, время и место, куда должно быть доставлено лицо, подлежащее приводу.

  1. 4. В случае отсутствия в постановлении необходимых данных, старший судебный пристав или его заместитель информирует об этом инициатора привода.
  2. 5. Старший судебный пристав или его поручает исполнение постановления о приводе судебному приставу по ОУПДС.
  3. 6. В день осуществления привода старший судебный пристав или его заместитель определяет и проверяет:

  • снаряжение, оборудование, специальные средства;
  • форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений судебных приставов по ОУПДС;
  • решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом и, при необходимости, боевым ручным стрелковым оружием и патронами к нему;
  • проводит инструктаж с учетом особенностей исполнения каждого привода.

Осуществление привода судебными приставами

1. Получив инструктаж, судебный пристав выезжает к месту, указанному в постановлении.

2. По прибытии к месту нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав:

  • представляется, называет свою должность и фамилию, предъявляет служебное удостоверение и сообщает цель своего прибытия;
  • проверяет документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;
  • объявляет постановление о приводе лицу, подлежащему приводу, что удостоверяется его подписью.

В случае если лицо, подлежащее приводу, отказывается от подписи в постановлении о приводе делается соответствующая запись;устанавливает, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.

3. В случае необходимости обнаружения орудий совершения правонарушения, судебный пристав может осуществить личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, без нарушения их конструктивной целостности.

4. При необходимости, приставами может применяться физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

5. Лицо, подлежащее приводу, после доставления в место вызова инициатором привода находится под контролем судебного пристава по ОУПДС до окончания судебного заседания, совершения процессуальных или исполнительных действий.

6. Об осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС информирует старшего судебного пристава или его заместителя, передает постановление о приводе с отметкой инициатора привода, а также письменно уведомляет обо всех случаях возникновения происшествий при доставлении лица, подлежащего приводу.

Последствия

Приставы имеют право установить ограничение должнику на выезд за пределы РФ, наложить арест на имущество, денежные средства, ценные бумаги и применить другие меры принудительного характера.

В их праве обратить взыскание на заработную плату, выплаты, получаемые по гражданско-правовому договору.

Работники взыскания могут выселить должника из жилого помещения, наложить арест на имущество, если оно находится у третьих лиц.

Сначала взыскание обращается на денежные средства. В случае их недостаточного размера для исполнения требований постановления, на имущество должника (ст. 69.ФЗ-229).

К таким крайним мерам прибегают после окончания установленного в исполнительном производстве срока, в течение которого должник имеет право добровольно выполнить, требования, предъявляемые ему решением суда или другого исполнительного органа.

Понятие мер принудительного исполнения

МПИ – это законодательно закрепленные мероприятия, выполняемые судебным приставом. Они отличаются от исполнительных действий тем, что совершаются с использованием методов принуждения и помимо воли ответчика.

Определенный способ, принадлежащий к применению в конкретной ситуации, избирается судебным приставом самостоятельно в зависимости от характера предписаний определения в документе.

Меры принудительного исполнения обязаны использоваться в соответствии с четкими и регламентированными требованиями действующего законодательства России.

К основным нюансам, касающимся мер принудительного исполнения и обеспечительных мер в исполнительном производстве, относят применение:

  • с целью осуществления положений определения ФССП;
  • лишь в соответствии с основаниями, предусмотренными в статье 44-ФЗ, регулирующими данный процесс:
  • вместе или по отдельности;
  • к имуществу, которое имеет ответчик (физическое или юридическое лицо) на основании действующего законодательства.

Классификация и виды

Согласно статье 69 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ предусматриваются несколько типов МПИ.

  • Обеспечение требований путем взыскания имущества ответчика, денежных средств или иных ценностей, периодических выплат, которые должник получает в результате трудовых или социальных правоотношений, платежей по найму, аренду.
  • Наложение ареста на имущество должника (на то, которое находится у третьих лиц).
  • Обращение в регистрирующие органы для регистрации перехода прав на имущество, в том числе и на различные ценности, с ответчика на кредитора.

Основания для применения

Условия для применения рассматриваемых мер указываются в статье 44 ФЗ №229. Первоначально для начала действий подобного с позиции судебного пристава необходим надлежащим образом оформленный документ, составленный на основании соответствующего судебного акта.

После составления документа судебный пристав обязан принять постановление о возбуждении ИП.

Соблюдение периода ознакомления с документами, принятыми к исполнению взыскателем, является обязательным требованиям судебного пристава при разрешении проблемы о возбуждении ИП.

После истечения срока, отведенного сотрудником ФССП для добровольного исполнения, должник оповещается о принудительном выполнении обозначенных обязательств.

Сроки

Меры принудительного исполнения применяются сотрудником ФССП после возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с действующим законодательством устанавливается период для добровольного исполнения обязательств – в каждом отдельном случае он может различаться. МПИ начинают применяться лишь после истечения данного периода.

При этом определение о розыске должника или его имущества выносится сотрудником ФССП за 3 дня со дня поступления ему заявления истца об объявлении розыска.

Принципы исполнительного производства

Принципами права (от лат. principium — «основа», «начало») именуются общие, стержневые начала, ключевые идеи, пронизывающие все правовые нормы и отражающие сущность права как общественного регулятора.

Общие положения

Принципами исполнительного производства являются выраженные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в Российской Федерации, исходные положения, образующие основу всей отрасли исполнительного права, отражающие ее сущность, ключевые начала и идеи, закономерности строения и развития.

С другой стороны, будучи нормативно закрепленными, принципы определяют сущность и содержание правоотношений в сфере исполнительного производства. Между тем необходимо отметить, что далеко не все принципы в установленной сфере деятельности получили свое прямое легальное закрепление.

Такая значимая черта принципа, как нормативность, без сомнения, может проявляться и опосредованно, когда принцип логически, лексически или иным путем выводится из одной (или нескольких) правовых норм. Однако данное положение создает серьезное неудобство при практическом применении, существенно подрывая его императивность, поскольку сложно требовать четкого исполнения тех принципов, которые явно в законе не выражены и соответственно создают в известной степени возможность для различного толкования и усмотрения судебным приставом-исполнителем.

Принципы имеют не только сугубо теоретическое, но и практическое значение, которое состоит в том, что они должны гарантировать своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников исполнительного производства и показывать роль государства в регулировании установленной сферы.

Принципы исполнительного производства классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от сферы своего действия принято различать: общеправовые (общие) принципы, межотраслевые принципы, отраслевые (специальные) принципы и принципы отдельных институтов (внутриотраслевые принципы).

Существует и иная классификация, в основе которой лежит форма закрепления принципа. Исходя из этого основания можно выделить: принципы, получившие прямое легальное закрепление в правовом акте: принципы, не получившие прямого легального закрепления, но выводимые из норм или смысла правового акта.

В соответствии с данной классификацией к первой группе принципов можно отнести те общие, исходные начала, которые получили свое закрепление в ст. 4 Закона об исполнительном производстве:

  • принцип законности;
  • принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  • принцип уважения чести и достоинства гражданина;
  • принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  • принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Принцип законности

Данный принцип является общеправовым принципом. Согласно ст. 15 Конституции РФ все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ.

Законность представляет собой такое состояние жизни общества, при котором в этом обществе действует качественное, непротиворечивое законодательство, законы уважаются, точно и неуклонно исполняются всеми членами этого общества, а за нарушение требований законодательства с неотвратимостью следуют меры государственного принуждения.

Содержание законности имеет свое преломление в исполнительном производстве.

Так, исполнительное законодательство должно быть непротиворечивым и иметь стройную систему.

В случае возникновения коллизий в сфере исполнительного производства они должны разрешаться исходя из преимущества международного договора над российскими нормами, Конституции России над другими законодательными актами, в том числе законами об исполнительном производстве, о судебных приставах, федеральных законов над правовыми актами Правительства РФ.

Судебный пристав-исполнитель в своей деятельности обязан руководствоваться законами, т.е. правильно применять нормы исполнительного и иных отраслей права.

Кроме того, принцип законности проявляется также в том, что участники исполнительного производства обязаны подчиняться закону и согласовывать свои поступки с действующим законодательством под страхом применения к ним штрафных и иных мер ответственности, содержащихся в санкциях норм исполнительного права.

Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Названный принцип означает, что исполнительные действия и меры принудительного исполнения должны быть совершены в установленные сроки. Так, по общему правилу исполнительные действия должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. При этом по общему правилу срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать пяти дней со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 до 22 часов. Исключения из этого правила допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, с обязательным получением разрешения старшего судебного пристава в письменной форме.

Подчеркнем, что российское законодательство об исполнительном производстве содержит сравнительно короткие сроки совершения исполнительных действий, что на первый взгляд призвано обеспечить скорейшую защиту прав и законных интересов заинтересованных лиц. На практике, однако, установленные в зарубежных странах более продолжительные сроки исполнения зачастую оказываются эффективнее, так как учитывают реальную возможность уплаты денежных средств, передачи имущества и т.п.

Принцип уважения чести и достоинства гражданина

Важное значение в исполнительном производстве имеет принцип уважения чести и достоинства гражданина. Стоит отметить, что этот принцип в одинаковой степени распространяется на всех участников исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан.

Особое звучание указанный принцип приобретает в аспекте правового положения должника. Ни в коей мере нельзя умалять достоинство личности должника, унижать его. Принимая во внимание, что основой принудительного исполнения выступает общеправовой метод принуждения, в исполнительном производстве в большинстве случаев необходимо вести речь лишь об одном виде физического принуждения, а именно направленном на материальную сферу должника.

Тем не менее Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судебного пристава-исполнителя (ч. 5 ст. 24)1Под приводом понимается принудительное доставление лица к месту вызова путем сопровождения его судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группой таких судебных приставов., но и здесь должен быть соблюден принцип уважения чести и достоинства гражданина.

При исполнении юрисдикционных актов следует учитывать конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этих прав согласно ст. 23 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения.

Принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи

Данный принцип корреспондируете гражданским процессуальным законодательством. Так, ст. 446 ГПК РФ устанавливает перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В частности, к такому имуществу относятся: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, это помещение является единственным пригодным для постоянного проживания; земельные участки, на которых расположены указанные выше жилые помещения, если они не являются предметом ипотеки; предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; и др.

Отметим несовершенство ранее действовавшей редакции ст. 446 ГПК РФ. К примеру, если использование земельного участка не было связано с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности, такой земельный участок вне зависимости от его характеристик и стоимости не мог быть взыскан по исполнительным документам. Запрещая обращать взыскание по исполнительным документам на земельные участки, не используемые гражданином-должником для предпринимательской деятельности, данное положение несоразмерно и непропорционально ограничивало права кредитора и тем самым нарушало баланс интересов кредитора и должника на стадии исполнительного производства.

Содержание указанной статьи было рассмотрено Конституционным Судом РФ (постановление от 12 июля 2007 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.В. Безменова и Н.В. Калабуна») на предмет его соответствия положениям Конституции РФ, в результате чего ст. 446 ГПК РФ была частично признана не соответствующей Основному закону России. При этом Суд отметил, что законодатель должен принимать во внимание не только само по себе отсутствие у должника статуса индивидуальною предпринимателя, но и общие количественные и качественные характеристики, целевое назначение и фактическое использование земельных участков, на которые может быть распространен особый правовой режим, предполагающий освобождение от взыскания.

Кроме того, постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2012 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова» расширило границы толкования гражданского процессуального законодательства, предусмотрев необходимость внесения в него соответствующих изменений. Так, в п. 1 резолютивной части указанного Постановления Конституционный Суд РФ признал положение абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ соответствующим Конституции РФ. В данном пункте установлено, что имущественный иммунитет в отношении принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности жилого помещения (его частей), которое является для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, единственным пригодным для постоянного проживания, направлено на защиту конституционного права на жилище, а также на реализацию обязанности государства охранять достоинство личности.

При этом в п. 2 резолютивной части Постановления № 11-П Конституционным Судом РФ отмечается, что федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в гражданское процессуальное законодательство в связи с необходимостью обеспечить возможность удовлетворения имущественных интересов кредитора в «случае, когда по своим характеристикам соответствующий объект недвижимости явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище, а также предусмотреть для таких лиц гарантии сохранения жилищных условий, необходимых для нормального существования».

Принцип соотносимости объема требовании взыскателя и мер принудительного исполнения

Данный принцип относится к легально закрепленным принципам исполнительного производства. Он означает, что при обращении взыскания на имущество должника, наложении на него ареста, совершении от имени и за счет должника определенных действий и т.д. должна соблюдаться их соразмерность и соизмеримость с объемом требований взыскателя на основании исполнительного документа. Этот принцип в первую очередь обращен к субъекту применения мер принудительного исполнения — судебному приставу-исполнителю.

Иные принципы исполнительного производства

К иным принципам, хотя и не получившим прямого законодательного закрепления, однако пронизывающим правовое регулирование в сфере исполнительного производства и обеспечивающим его стройность, можно с уверенностью отнести следующие принципы:

  • принцип принудительного исполнения судебных и иных актов специально уполномоченными государственными органами. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на ФССП России и ее территориальные органы;
  • принцип равенства перед законом является проявлением конституционного принципа равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции России);
  • принцип пропорционального распределения взыскиваемых сумм между взыскателями призван защитить права взыскателей при множественности требований и недостаточности денежных средств и имущества должника для удовлетворения всех кредиторов. Статьей 111 Закона об исполнительном производстве установлена очередность удовлетворения требований взыскателей, однако если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе;
  • принцип инициативности субъектов исполнительного производства заключается в том, что должник, взыскатель могут проявить инициативу, отказавшись от взыскания, заключив мировое соглашение, отказавшись от предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю;
  • принцип государственного языка исполнительного производства означает, что исполнительное производство в Российской Федерации происходит на русском языке. Если же стороны не владеют русским языком, ст. 58 Закона об исполнительном производстве предоставляет им право пригласить переводчика. Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем;
  • принцип обеспечения добровольного исполнения имеет воспитательное значение в исполнительном производстве и заключается в установлении при возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований. Такой срок не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения требований устанавливается для всех впервые поступивших в службу судебных приставов исполнительных документов (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Законом также предусмотрены случаи, когда данный срок не устанавливается (ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);
  • принцип обязательности требований судебного пристава-исполнителя состоит в том, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве;
  • принцип судебного контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя предполагает контроль со стороны судебных органов за производством принудительного исполнения исполнительных документов как один из самых действенных и эффективных видов государственного контроля. Хотя в Законе об исполнительном производстве 2007 г., так же как и в ранее действовавшем, ни суд, ни судья среди лиц, участвующих в исполнительном производстве, не названы, тем не менее исходя из анализа действующего законодательства можно утвердительно говорить о немаловажной роли судебных органов в сфере исполнительного производства. Условно можно выделить две формы взаимодействия судебного пристава-исполнителя и суда в исполнительном производстве: текущий и последующий контроль. Текущий судебный контроль состоит в вынесении в силу прямого указания закона или по просьбе заинтересованных лиц судебных определений, на основе которых органы принудительного исполнения возбуждают, изменяют или прекращают действия по производству принудительного исполнения (в частности, восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного листа к исполнению; разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего толкованию; отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов или актов других органов; изменение способа или порядка исполнения; приостановление и прекращение исполнительного производства). Последующий судебный контроль выражается одним основным способом — возможностью оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суд;
  • принцип независимости судебного пристава-исполнителя. Принцип независимости традиционно ассоциируется с деятельностью суда. При этом нет никаких оснований не соглашаться с мнением о том, что «независимость судей является важным условием существования в стране авторитетной и самостоятельной судебной власти, способной беспристрастно и объективно осуществлять правосудие, эффективно защищать права и законные интересы граждан и государства»2См.: Францифоров Ю.В. Значение независимости судебной власти и эффективности средств судебной защиты прав человека// Российский судья. 2002. № 4. С. 71..

Понятие «независимый» в общеупотребимом смысле этого слова означает отсутствие зависимости от кого-либо и чего-либо. Вполне понятно, что абсолютной независимости достичь вряд возможно и сама по себе названная категория является достаточно условной. Речь может вестись скорее об определенном уровне независимости, необходимом для осуществления беспристрастной процессуальной деятельности.

Необходимо понимать, что независимость суда не является самоцелью, а выступает лишь предпосылкой для вынесения им законного и обоснованного судебного акта, направленного на защиту прав и интересов граждан, юридических лиц. а также публичных образований. Таким образом, независимость суда должна быть направлена на обеспечение каждому судебной защиты его прав и свобод посредством отправления подлинного правосудия.

Деятельность суда в условиях независимости позволяет рассчитывать на получение справедливого решения по делу, однако подобное решение оставалось бы всего лишь фикцией, если бы оно не было фактически исполнено. В особенности это характеризует так называемые иски о присуждении. В связи с этим процедура исполнения вынесенных в условиях независимости судебных решений непременно и сама должна также характеризоваться независимостью. И если судам независимость в конечном счете необходима для отыскания формальной истины по делу, досудебному приставу-исполнителю — для претворения установленной «на бумаге» истины в жизнь.

Разумеется, понимание независимости суда и судебного пристава-исполнителя не должно и не может быть одинаковым.

Судебные приставы являются государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие специального законодательства и в том числе Федерального закона «О государственной гражданской службе», основанного на началах субординации и общих принципах административных правоотношений. Безусловно, те ограничения и запреты, которые связываются с гражданской службой (ст. 16 и 17 Закона об исполнительном производстве), призваны способствовать ему избегать ситуаций, приводящих к конфликту интересов на государственной службе, и быть в этом отношении независимым. Однако едва ли подобное понимание нивелирует то административное подчинение, которое возникает у него в силу служебных обязанностей.

Тем более что на этом фоне независимость суда проистекает из установленной архитектуры государственной власти, где на конституционном уровне постулируется принцип разделения властей и выделения в качестве самостоятельной ветви судебной власти (ст. 10 Конституции РФ), а Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» вводит прямые гарантии независимости судьи (ст. 9), не все из которых, безусловно, соизмеримы со статусом государственного служащего.

Независимость судебного пристава-исполнителя следует трактовать не как элемент правового статуса гражданского служащего, а в качестве особого режима его процессуальной деятельности. При этом последнюю традиционно рассматривают как деятельность, в которой уже отсутствует спор о праве, так как права взыскателя установлены вступившим в законную силу судебным актом, последним же устанавливается и обязанность должника совершить определенные действия в пользу взыскателя. С такой трактовкой вполне возможно согласиться, но с тем лишь уточнением, что отсутствие спора о праве между сторонами вовсе не означает отсутствия конфликта и в первую очередь конфликта интересов взыскателя и должника. При таких обстоятельствах недавний ответчик, являющийся теперь должником, нередко пытается освободить себя от фактического исполнения судебного решения или хотя бы минимизировать его последствия для своей имущественной сферы. Что казалось еще весьма далеким на стадии судебного разбирательства, приобретает черты неотвратимости в рамках исполнительного производства.

Взыскатель в свою очередь преследует цель скорейшего получения присужденного ему, порой даже невзирая на установленные законом процедуры, а в ситуациях множественности взыскателей, когда все они до конца не уверены в получении присужденного в полном объеме (к примеру, в случаях сводного исполнительного производства), конфликт интересов между ними практически всегда неизбежен. Сказанное свидетельствуете сложности положения судебного пристава-исполнителя, находящегося по существу между противоборствующими сторонами с взаимоисключающими интересами, что соответственно демонстрирует нам определенную схожесть его положения с положением судьи в рамках судебного разбирательства.

Все это предопределяет необходимость скорейшего закрепления на законодательном уровне принципа независимости судебного пристава-исполнителя, который, однако, должен быть подкреплен непротиворечивой системой правового регулирования его деятельности.

 

Какого принципа исполнительное производство может не придерживаться?

В случае применения ПМ допускается отсутствие исходного принципа прозрачности в отношении должника.

Таким образом, принудительные способы воздействия в ИП являются действиями, указанными в исполнительном документе и выполняемые судебным приставом-исполнителем в целях взыскания с должника имущества. При этом использоваться меры принудительного исполнения могут исключительно после возбуждения производства.

 

Стадии исполнительного производства

Производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в отношении физических или юридических лиц на стадии принудительного исполнения судебного постановления.

Процедура включает в себя три отдельные стадии, во время которых решаются конкретные задачи:

  • возбуждение и подготовка к осуществлению принудительных действий.

Во время этой стадии решается вопрос принятия исполнительного документа к исполнению. Сначала анализируется возможность выполнения решения в добровольном порядке. После этого должностные лица начинают розыск должника и принадлежащего ему имущества, которое потом можно будет арестовать и наложить на него взыскание;

Читайте также

Ухожу «по-английски»: обязательно ли отрабатывать 2 недели перед увольнением?

  • исполнение в принудительном порядке.

Приставы обращают взыскание на имущество и денежные средства должника. На основании принятого судебным органом акта гражданина обязывают совершить конкретные действия, например, погасить долги;

  • завершение исполнительных действий.

Во время этой стадии принимается решение о прекращении исполнительных действий, об их окончании или о возвращении взыскателю документов по делу.

Участие в исполнительном производстве судебных приставов

Даже если суд вынес вердикт в вашу пользу, ответчик не всегда соглашается сразу же его выполнить. В этой ситуации решение исполняется в принудительном порядке. Для этого на основании Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ была специально создана служба, в которую входят судебные приставы. Этим нормативно-правовым актом также установлен порядок исполнительного производства и определены сроки.

После того как исполнительный документ вместе с поданным заинтересованной стороной ходатайством об исполнении решения суда направлен в исполнительную службу, в течение трех рабочих дней он передается конкретному приставу. Получив документы, в трехдневный срок это должностное лицо обязано возбудить производство. Оно длится в течение двух месяцев.

Эти два месяца даны приставу для осуществления предусмотренных законом действий, направленных на исполнение требований взыскателя.

Но в некоторых случаях закон предусматривает исключения из этих правил. Ранее двухмесячного срока судебное решение исполняется, если:

  • срок исполнения указан непосредственно в самом документе;
  • один из судебных приставов поручил исполнение отдельных действий другому. В такой ситуации решение суда исполняется в течение 15 дней после того, как поручение поступило в другое подразделение;
  • сотрудник был восстановлен на прежнем рабочем месте после незаконного увольнения. В этом случае судебный вердикт исполняется в первый рабочий день после поступления документа в службу судебных приставов;
  • нужно предпринять действия по обеспечению иска. В этом случае решение исполняется в день поступления бумаг в подразделение.

Возбуждение исполнительного производства

После вступления судебного вердикта в законную силу пристав получает исполнительный документ. Затем он обязательно выясняет, имеются ли основания для возбуждения производства. После этого он выносит соответствующее решение. Если таких оснований нет, в возбуждении отказывают.

До того момента, пока исполнительное производство не было возбуждено, никаких мер принуждения совершено быть не может. Такие действия существенно ограничивают и ущемляют имущественные права любого физического или юридического лица.

Заинтересованное лицо в своем заявлении может указать просьбу о наложении ареста на имущество должника

Это делается в двух целях:

  • чтобы можно было впоследствии добиться исполнения содержащихся в исполнительном листе требований о взысканиях имущественного характера;
  • для установления возможных ограничений.

В таком случае должник не сможет продать недвижимость или вещь, а также переписать их на другое лицо.

Основания для отказа

Судебный пристав в течение трех дней после того, как им был получен исполнительный документ, вправе отказать в возбуждении производства. Это возможно в следующих случаях:

  • документ поступил без подтверждающего письменного ходатайства заинтересованной стороны;
  • ходатайство поступило, но не было подписано взыскателем. Исключением могут быть случаи, при которых производство может быть начато без подачи заинтересованной стороной письменного ходатайства (например, на основании постановлений о взыскании штрафов);
  • исполнительный документ был подан не в тот судебный орган, который отвечает за совершение исполнительных действий;
  • производство по этому же листу было ранее официально прекращено;
  • срок предъявления документа к исполнению истек и не был восстановлен по просьбе заинтересованного лица;
  • поданный в службу судебных приставов документ не отвечает требованиям закона;
  • судебный вердикт или решение иного органа, имеющие силу исполнительного документа, не вступили в законную силу (за исключением тех документов, которые должны исполняться незамедлительно);
  • поданный в службу приставов документ не может исполняться сотрудниками этой службы.

Судебный пристав на следующий день после вынесения отказа в возбуждении производства направляет заинтересованном лицу копию постановления и прилагает к ней все поступившие документы

Как только заинтересованным лицом были устранены обстоятельства, которые стали причиной отказа, он вправе повторно направить исполнительный лист.

Место принудительного исполнения судебного решения

К мерам принудительного исполнения относят:

  • обращение взыскания на имущество, деньги и ценные бумаги;
  • арест имущества;
  • изъятие имущества;
  • принудительное выселение и т.д.

Если пристав не знает, где конкретно находится должник и его собственность, он осуществляет перечисленные выше действия по последнему известному месту пребывания или постоянного проживания гражданина.

Если судебный вердикт был вынесен в отношении юридического лица, принудительные меры взыскания совершаются по его юридическому адресу или по основному месту нахождения движимого и недвижимого имущества компании.

Если законом не установлена обязанность по незамедлительному исполнению судебного решения, исполнительный документ должен быть выдан на руки взыскателю после вступления вердикта суда в законную силу. Это делается на основании письменного ходатайства.

Предъявление исполнительного документа к взысканию является не обязанностью, а правом заинтересованной стороны. Поэтому никто не может заставить взыскателя направить в судебный орган свои требования по исполнению решения и возбуждению производства.

Обязательным условием в этом случае будет подписание заявления о возбуждении производства непосредственно самим заинтересованным лицом. Образец заявления можно найти на сайте ФССП. Если взыскатель сам не может сделать этого, он вправе выдать нотариально заверенную доверенность на право предъявления исполнительного документа и приложить ее к своему ходатайству.

Если взыскателем является компания, от ее имени ходатайство может подписать руководитель или представитель, действующий на основании доверенности.

Приостановление исполнительного производства. Отложение исполнительных действий

1. Приостановление исполнительного производства — временное прекращение совершения исполнительных действий на неопределенный срок в связи с наступлением обстоятельств, препятствующих дальнейшему ходу исполнения.

Основания приостановления исполнительного производства закреплены в ст. 39, 40 Закона об исполнительном производстве.

Их перечень является исчерпывающим.

Приостановлено исполнительное производство может быть как судом, так и судебным приставом-исполнителем, при этом выделяются основания, по которым приостановить исполнительное производство может только суд, и основания, при наличии которых исполнительное производство приостанавливается как судом, так и судебным приставом-исполнителем.

Законодательство предусматривает два вида приостановления исполнительного производства: обязательное и факультативное.

Обязательное приостановление означает, что при наличии предусмотренных законом оснований в любом случае исполнительное производство должно быть приостановлено (ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве). При наличии же оснований факультативного приостановления решение вопроса зависит от усмотрения суда или судебного пристава-исполнителя, которые в каждом конкретном случае устанавливают, влияет ли наличие соответствующих обстоятельств на целесообразность и возможность совершения исполнительных действий (ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве). Решая вопрос о приостановлении исполнительного производства при наличии факультативных оснований, должны учитываться характер взыскания и мера принудительного исполнения, подлежащая применению в каждом конкретном случае.

2. Основаниями обязательного приостановления исполнительного производства судом являются:

1) предъявление иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу, когда в иске содержится просьба исключить из описи именно то имущество, на которое обращено взыскание по данному исполнительному документу;

2) оспаривание должником или взыскателем результатов оценки арестованного имущества. В силу прямого указания закона оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства или оспорена в суде, причем не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке (ч. 7 ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

Также необходимо учитывать, что если оспаривается результат оценки части имущества, на которое обращено взыскание, то и исполнительное производство подлежит приостановлению частично;

3) оспаривания должником постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Основанием приостановления исполнительного производства о взыскании сбора является принятие судом к рассмотрению как заявления об оспаривании исполнительского сбора, так и иска должника об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (п. 6 ч. 1 ст. 40, п. 5 ч. 8 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Во всех указанных случаях исполнительное производство приостанавливается до момента вступления в законную силу соответствующего судебного постановления.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем или судом:

4) в случае смерти должника, вступления в законную силу решения об объявлении его умершим, если установленные подлежащим исполнению актом правоотношения допускают правопреемство. Производство приостанавливается до вступления в процесс правопреемника должника;

5) после вступления в силу решения о признании должника в установленном порядке безвестно отсутствующим — до момента назначения опекуна имущества безвестно отсутствующего должника;

6) при наличии вступившего в законную силу решения суда о признании должника недееспособным. При этом имеется в виду как признание гражданина полностью недееспособным, так и ограничение его дееспособности. В последнем случае исполнительное производство приостанавливается, если ограничение дееспособности касается тех прав и (или) обязанностей, которые подлежат принудительному осуществлению. Исполнительное производство приостанавливается до момента назначения должнику опекуна или попечителя;

7) в случае участия должника в боевых действиях, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также вооруженного конфликта. Если в таких же условиях находится взыскатель, то исполнительное производство подлежит приостановлению лишь при наличии просьбы об этом самого взыскателя;

8) после отзыва у должника — кредитной организации — лицензии на осуществление банковских операций. Согласно ст. 20

Закона о банках и банковской деятельности с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций подлежат приостановлению исполнительные производства об имущественных взысканиях с кредитной организации.

Исключение составляют исполнительные производства о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации;

9) в случае применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства. Согласно ст. 96 Закона об исполнительном производстве в случае наличия определений арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления подлежат приостановлению все производства по имущественным взысканиям, за исключением производств, возбужденных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам и задолженности по заработной плате;

10) после направления судебным приставом-исполнителем в ФНС РФ или ЦБ РФ уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, непосредственно используемое в производственном процессе (п. 4 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве).

3. Исполнительное производство может быть приостановлено только судом в виду следующих обстоятельств:

1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, если такое оспаривание предусмотрено законом. Допускается, например, оспаривание такого вида исполнительных документов, как исполнительные надписи нотариуса. В соответствии со ст. 310 ГПК должник может оспорить выданную против него исполнительную надпись путем предъявления в суд иска о признании ее недействительной. Судебный приказ может оспариваться путем подачи кассационной жалобы (п. 1 ч. 2 ст. 377 ГПК) или предъявления должником иска о признании его недействительным.

В случае обжалования вступившего в законную силу судебного акта в кассационном или надзорном порядке, судья суда соответствующей инстанции в случае истребования дела вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной или надзорной инстанции (ч. 1 ст. 381, ч. 1 ст. 391.5 ГПК);

2) нахождения должника в длительной служебной командировке;

3) принятие к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий. Эта мера должна применяться в тех случаях, когда в жалобе ставится под сомнение правомерность самого факта возбуждения исполнительного производства. Например, если оспаривается постановление о возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что оно было возбуждено после истечения срока давности исполнения;

4) обращение в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения.

Суд и судебный пристав-исполнитель также могут приостановить производство в случаях:

5) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении. Представляется, что необходимо при этом оценивать тяжесть заболевания и предполагаемую длительность лечения;

6) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о розыске должника, его имущества или розыске ребенка;

7) прохождение должником военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, не переведенных на военное положение, при наличии соответствующей просьбы самого должника;

8) направление судебным приставом-исполнителем при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, постановления, утверждаемого старшим судебным приставом, о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю по месту совершения соответствующих исполнительных действий.

Следует отметить еще два обстоятельства. Во-первых, в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении исполнение приостанавливается судом, органом или должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление (ст. 41 Закона об исполнительном производстве и ст. 31.6 КоАП). Во-вторых, право приостанавливать исполнительное производство предоставлено главным судебным приставам РФ, субъектам РФ и их заместителям в случае обжалования постановлений, действий (бездействия) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

4. Приостанавливается исполнительное производство до устранения соответствующих обстоятельств. Совершение исполнительных действий по приостановленному исполнительному производству, как правило, не допускается. Исключение составляет применение мер обеспечения исполнения решения, а также осуществление розыска должника, его имущества или отобранного у должника ребенка, поскольку именно для совершения этих действий исполнительное производство приостанавливается. Кроме того, необходимо учитывать также, что не может быть приостановлено исполнение решения, подлежащего немедленному исполнению.

5. Суд рассматривает заявления о приостановлении исполнительных производств, возбужденных как на основании исполнительных листов, выданных судами общей юрисдикции или судебных приказов, так и на основании иных исполнительных документов, за исключением случаев, когда разрешение этого вопроса отнесено законом к компетенции арбитражного суда.

Арбитражный суд приостанавливает исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных листов арбитражных судов, на основании актов органов, осуществляющих контрольные функции, и актов по делам об административных правонарушениях в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей.

С заявлением о приостановлении исполнительного производства в суд могут обратиться взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель. Оно рассматривается по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в судебном заседании с обязательным извещением сторон исполнительного производства и судебного пристава-исполнителя. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению вопроса по существу (ст. 440 ГПК).

По результатам рассмотрения заявления судом выносится определение, которое может быть обжаловано. Определение о приостановлении исполнительного производства исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его получения.

Возобновляется исполнительное производство тем судом, который выносил постановление о приостановлении, по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя или по собственной инициативе в случае устранения обстоятельств, которые послужили основаниями его приостановления. Вопрос о возобновлении исполнительного производства рассматривается в порядке ст. 440 ГПК.

По основаниям, отнесенным к компетенции судебного пристава-исполнителя, исполнительное производство приостанавливается и возобновляется приставом-исполнителем, в производстве которого находится соответствующий материал, как по заявлению одной из сторон, так и по собственной инициативе.

Постановление судебного пристава-исполнителя о приостановлении исполнительного производства утверждается старшим судебным приставом.

6. В отличие от приостановления, отложение исполнительных действий — это перенос совершения конкретного исполнительного действия (наложения ареста на имущество, выселения должника) на другое время. Такая необходимость может возникнуть в случае наличия обстоятельств, которые препятствуют совершению конкретных исполнительных действий, и отсутствия оснований для приостановления исполнительного производства.

Например, отсутствие должника и иных совместно проживающих с ним лиц в квартире, где предполагается проведение описи имущества или вселение взыскателя и т. д.

Вопрос об отложении исполнительных действий может быть решен как определением суда, так и судебным приставом-исполнителем самостоятельно (ст. 38 Закона об исполнительном производстве). В любом случае об отложении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель выносит постановление.

Самостоятельно судебный пристав-исполнитель может отложить совершение исполнительных действий на срок не более 10 дней.

Однако законодательство не устанавливает, что отложение может быть допущено только один раз. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано.

Вопрос об отложении исполнительных действий рассматривается судом в том же порядке, что и вопрос о приостановлении исполнительного производства. Как правило, суд обращается к этому вопросу в случае, если отсутствуют основания для приостановления исполнительного производства при рассмотрении им соответствующего заявления. Это связано с тем, что отложение исполнительных действий является в основном оперативным инструментом работы судебного пристава-исполнителя. Срок отложения исполнительных действий определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Отложение совершения конкретных исполнительных действий не препятствует совершению в рамках данного исполнительного производства любых иных необходимых исполнительных действий.

Окончание исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа. Прекращение исполнительного производства

1. Окончание исполнительного производства — это завершение всех действий по принудительному исполнению судебного акта или акта иного органа в подразделении службы судебных приставов, возбудившем исполнительное производство. Логическим итогом совершения исполнительных действий должно являться реальное исполнение исполнительного документа. Ввиду этого, как правило, исполнительное производство оканчивается при фактическом исполнении требований документа, в том числе за счет одного или нескольких должников при солидарном взыскании (ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Однако достижение данного результата по различным причинам не всегда возможно. Поэтому закон предусматривает иные основания окончания исполнительного производства. Ими являются:

1) возвращение исполнительного документа как по требованию взыскателя или органа, выдавшего документ, так и по иным основаниям, указанным в ст. 46 Закона об исполнительном производстве;

2) направление копии исполнительного документа в организацию для осуществления периодического удержания из заработка должника. В этих случаях исполнительное производство в подразделении службы судебных приставов оканчивается, но фактическое исполнение продолжается, при этом судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств

3) ликвидация либо признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа соответственно в ликвидационную комиссию (ликвидатору) либо конкурсному управляющему. Исключение составляют производства, в рамках которых осуществляется исполнение требований исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

4) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении

5) прекращение исполнительного производства.

Об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление. По оконченному исполнительному производству совершение каких-либо исполнительных действий не допускается. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель, как правило, снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения прав должника на его имущество, а также отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, иные установленные для должника ограничения. Исключение составляют окончание исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, а также ситуации, когда одновременно с окончанием основного исполнительного производства возбуждаются производства о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора. Также следует отметить, что постановление об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом, если в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возникнет необходимость повторного совершения исполнительных действий.

2. Возвращение исполнительного документа — это окончание исполнительного производства без фактического исполнения требований исполнительного документа (полностью или в части), которое не препятствует повторному предъявлению исполнительного документа ко взысканию и возбуждению исполнительного производства в случае устранения обстоятельств, послуживших основаниями для его возвращения. Основаниями возвращения являются:

1) подача взыскателем заявления о возвращении исполнительного документа;

2) невозможность установления места жительства (нахождения) должника и получения сведений о принадлежащем ему имуществе, если законом не предусмотрен розыск должника или его имущества. Так розыск должника осуществляется при исполнении документов, содержащих требования об отобрании или о передаче ребенка либо требований неимущественного или имущественного характера, сумма которых превышает 10 000 рублей, но когда их исполнение невозможно в отсутствие должника (ст. 65 Закона об исполнительном производстве);

3) отсутствие у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, а все принятые судебным приставом-исполнителем, предусмотренные и допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

4) отсутствие возможности исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от их совершения) исполнительный документ, когда сама возможность совершения подобных действий не утрачена;

5) отказ взыскателя оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении;

6) воспрепятствование взыскателем своими действиями (бездействием) фактическому исполнению;

7) выдворение за пределы РФ должника, являющегося гражданином иностранного государства или лицом без гражданства, который не уплатил административный штраф.

Вопрос о возвращении исполнительного документа разрешается судебным приставом-исполнителем. Взыскатель может в любой момент в пределах установленных сроков исполнительной давности вновь предъявить возвращенный исполнительный документ к исполнению. Однако если исполнительный документ был возвращен в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, то повторное предъявление его для исполнения возможно не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании производства, в отношении исполнительного листа. Ранее повторное возбуждение исполнительного производства возможно в случае предъявления взыскателем информации об имуществе должника.

3. Прекращение исполнительного производства — это окончание исполнительного производства без фактического исполнения в виду отсутствия у взыскателя права требовать принудительного исполнения или урегулирования спора между сторонами.

В случае прекращения исполнительного производства повторное предъявление исполнительного документа ко взысканию невозможно.

Основания прекращения исполнительного производства закреплены в ст. 43 Закона об исполнительном производстве.

Перечень оснований является исчерпывающим, исполнительное производство может быть прекращено только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Полномочия по прекращению исполнительного производства предоставлены и суду, и судебному приставу-исполнителю.

В связи с этим все основания прекращения исполнительного производства подразделяются на две группы:

1) исполнительное производство прекращается судом в случае смерти гражданина, являющегося взыскателем или должником, объявления его умершим, когда правоотношение, по которому осуществляется принудительное исполнение, не допускает правопреемства или признания его безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства

2) также исполнительное производство прекращается только судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Примером может служить прекращение исполнения судебного решения, когда подлежащая передаче вещь уничтожена и отсутствует возможность изменения способа и порядка исполнения;

3) исключительно суд рассматривает вопрос о прекращении исполнительного производства в виду отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю.

Имеются в виду ситуации, когда взыскатель без обоснования каких-либо причин отказывается от присужденных предметов надлежащего качества, не имеющих никаких недостатков. В ином случае отказ взыскателя должен влечь не прекращение исполнительного производства, а постановку перед судом вопроса об изменении способа и порядка исполнения решения;

4) пункт 4 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве указывает, что исполнительное производство подлежит прекращению судом и в иных случаях, когда законом предусмотрено прекращение исполнительного производства. Так, например, ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что исполнительное производство по взысканию штрафа за преступление прекращается в случае отмены приговора в части назначения штрафа.

Также представляется, что суд должен прекращать исполнительное производство и при установлении обстоятельств, являющихся основаниями для прекращения производства судебным приставом-исполнителем, в частности при рассмотрении жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.

Вопрос о прекращении исполнительного производства рассматривается судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (ст. 440 ГПК). Дело рассматривается в судебном заседании с обязательным извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса по существу.

По результатам рассмотрения выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.

Суд рассматривает заявления о прекращении исполнительных производств, возбужденных как на основании исполнительных листов, выданных судами общей юрисдикции или судебных приказов, так и на основании иных исполнительных документов, за исключением случаев, когда разрешение этого вопроса отнесено законом к компетенции арбитражного суда. Арбитражный суд прекращает исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных листов арбитражных судов, на основании актов органов, осуществляющих контрольные функции, и актов по делам об административных правонарушениях в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

5) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

6) вынесения судом определения о принятии отказа взыскателя от взыскания либо об утверждении мирового соглашения между взыскателем и должником. Суд принимает отказ взыскателя от взыскания и утверждает мировое соглашение сторон по правилам ст. 173 ГПК, если эти действия не противоречат закону и не нарушают прав других лиц;

7) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

8) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

9) прекращения исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

10) внесения записи об исключении юридического лица взыскателя или должника из единого государственного реестра юридических лиц.

Заявление о прекращении исполнительного производства рассматривается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня его поступления к нему. Вынесенное постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Также следует обратить внимание, что при отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя, например в случае явки гражданина, признанного умершим или безвестно отсутствующим (ч. 3 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

Прекращение исполнения судебным исполнителем

Закон предоставляет право судебному приставу принимать решение о прекращения исполнительного производства. В большинстве случаев оно будет дублировать определение судебного органа.

Пристав прекращает исполнение вердикта в случаях, если суд:

  • вынес решение о прекращении производства и направил его должностному лицу;
  • принял письменный отказ взыскателя от долговых обязательств;
  • утвердил заключенное между сторонами спора мировое соглашение;
  • отменил или признал недействительным исполнительный документ, который стал основанием для возбуждения производства;
  • отменил судебный акт, который стал основанием для выдачи исполнительного документа.
Обратите внимание!

Судебный пристав обязан рассмотреть ходатайство в десятидневный срок с момента его поступления. После этого он должен вынести постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в такой просьбе.

Правовые последствия прекращения

В соответствии со ст. 44 Закона № 229-ФЗ после прекращения исполнительного производства на основании решения судебного органа или постановления судебного исполнителя:

  • дело не может быть возобновлено;
  • все назначенные меры по исполнению отменяются;
  • первоначально выданный документ нельзя будет повторно предъявить к исполнению, т.к. он остается в материалах прекращенного производства;
  • пристав возбуждает новое производство в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий.

Если в процессе исполнения судебного вердикта образовались долги по уплате исполнительского сбора или штрафов, которые были наложены приставом, после прекращения производства они не списываются — по ним возбуждается отдельное исполнительное производство

Защита прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве

1. Действующее законодательство закрепляет несколько способов защиты прав сторон и иных лиц в исполнительном производстве. Основными из них являются: а) обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности (гл. 18

Закона об исполнительном производстве). Обращение с жалобой в порядке подчиненности не является обязательным и не препятствует обращению в суд (ст. 247 ГПК); б) оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке (ст. 441 ГПК, ст. 121, 128 Закона об исполнительном производстве); в) предъявление иска о возмещении убытков, причиненных в результате совершения или своевременного несовершения исполнительных действий (ч. 2 ст. 119 Закона об исполнительном производстве).

Кроме этого, стороны исполнительного производства могут защищать свои права путем: г) подачи должником заявления об отмене ареста имущества; д) поворота исполнения судебного акта; е) предъявления взыскателем иска к организации, не перечислившей удержанные с должника суммы; ж) предъявления должником регрессного иска к должностному лицу, виновному в неисполнении исполнительного документа.

Специфическим способом защиты прав иных лиц в исполнительном производстве является предъявление иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи).

2. Любое постановление, действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано или оспорено в суд.

В административном порядке жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя может быть подана вышестоящему должностному лицу — старшему судебному приставу, главному судебному приставу субъекта РФ, главному судебному приставу РФ или их заместителям. Жалоба подается в течение десяти дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия или отказа в отводе либо со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). В случае признания жалобы обоснованной обжалуемое постановление может быть полностью или частично отменено и принято новое решение по существу либо предписано соответствующему уполномоченному должностному лицу ФССП принять новое решение или совершить конкретные исполнительные действия.

Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП подлежат рассмотрению в арбитражном суде в случаях исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом, исполнения требований, содержащихся в актах органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов в отношении этих же лиц, а также в иных случаях, установленных АПК.

При исполнении постановлений судов общей юрисдикции и постановлений других органов либо актов в отношении граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также во всех иных случаях такие заявления подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Оспорены в суд могут быть не только постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц ФССП: главного судебного пристава РФ и его заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ и его заместителей, старшего судебного пристава и т. д. Это обусловлено тем, что законом вышестоящим должностным лицам ФССП предоставлена возможность отменять постановления нижестоящих должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, по конкретным исполнительным производствам и принимать новые решения по ним, передавать исполнительные производства из одного подразделения ФССП в другое, приостанавливать исполнительное производство и т. д.

Заявление об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП могут быть поданы как должником и взыскателем, так и лицами, не принимающими участие в исполнительном производстве. Последние имеют право оспаривать действия судебного пристава-исполнителя только в том случае, если в ходе исполнения непосредственно затронуты их права, то есть судебный пристав-исполнитель своим постановлением (действием) изменил их правовой статус или статус их имущества. Как правило, указанное может иметь место при обращении взыскания на принадлежащее им имущество.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод.

Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов подаются в суд или арбитражный суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности должностное лицо, чьи действия оспариваются в течение десяти дней со дня совершения обжалуемого действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

Заявление об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов рассматриваются в самостоятельном процессе в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в порядке, урегулированном гл. 23, 25 ГПК. Если заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в исполнительном производстве, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле в качестве заинтересованного лица является обязательным.

3. Помимо права на подачу жалобы на действия судебного пристава-исполнителя закон предоставляет должнику право на подачу заявления об отмене ареста имущества (ч. 1 ст. 442 ГПК). Подобная необходимость возникает в тех случаях, когда осуществляется исполнение решений о денежных взысканиях путем обращения взыскания на имущество должника, либо о присуждении определенного имущества. Должник имеет право подать заявление об отмене ареста имущества в случае, если при его осуществлении судебным приставом-исполнителем были допущены нарушения действующего законодательства, причем независимо от того, принадлежит арестованное имущество должнику или другим лицам. Таким образом, с одной стороны, основаниями заявления должника об отмене ареста имущества не может являться принадлежность арестованного имущества другим лицам, а с другой стороны, вопрос о принадлежности арестованного имущества судом при рассмотрении данного заявления не рассматривается и не разрешается.

Заявление об отмене ареста имущества подается должником в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель. Заявление может быть подано до момента реализации этого имущества. Оно рассматривается в судебном заседании с участием взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя, которые извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

4. В случае если лица, исполняющие документы о периодических взысканиях (выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию), не перечисляют удержанные суммы, взыскатель может предъявить к ним иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю (ст. 118 Закона об исполнительном производстве).

5. При уклонении должника (организации или индивидуального предпринимателя) от исполнения решения о восстановления на работе, взыскатель может обратиться в суд с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула по день исполнения исполнительного документа (ст. 106 Закона об исполнительном производстве). В этом случае должник-организация может предъявить регрессный иск к должностному лицу, виновному в неисполнении исполнительного документа о взыскании причиненного ущерба (ст. 120 Закона об исполнительном производстве).

6. В настоящее время одним из наиболее эффективных средств защиты прав сторон и иных лиц в исполнительном производстве является предъявление иска о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, либо бездействия пристава-исполнителя. Данный иск основывается на общих нормах о возмещении вреда (ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ) и рассматривается по общим правилам искового производства.

Причиненный вред возмещается за счет казны РФ в лице главного распорядителя средств бюджета — ФССП. К участию в деле привлекается и судебный пристав-исполнитель, чьи действия (бездействие) причинили вред.

7. Средством защиты прав лиц, не участвующих в исполнительном производстве, является возможность предъявления ими исков об освобождении имущества от ареста (исключения из описи). Это связано с тем, что наиболее часто встречающимся является случай наложения ареста на имущество, которое принадлежит не должнику, а этим лицам. Фактически это означает, что возникает спор о принадлежности имущества, на которое обращено взыскание.

Иск об освобождении имущества от ареста предъявляется и рассматривается судом по правилам искового производства.

Ответчиками по этому иску выступают одновременно и должник, и взыскатель. Если арестованное или конфискованное имущество уже реализовано, то предъявляется иск о его возврате, а в качестве ответчика также привлекается и приобретатель имущества.

Особенностью рассмотрения дел об освобождении имущества от ареста еще является то, что суд проверяет законность наложения ареста на имущество. И если будут установлены при рассмотрении дела факты нарушения судебным приставом-исполнителем действующего законодательства в ходе проведения ареста, то суд независимо от заявления заинтересованных лиц и установления принадлежности арестованного имущества отменяет арест имущества в целом или исключает часть имущества из описи.

Поворот исполнения отмененных судебных постановлений

Одним из способов защиты прав должника в исполнительном производстве является поворот исполнения. Необходимость в нем возникает тогда, когда уже исполненный судебный акт отменяется вышестоящими инстанциями по каким-либо причинам. Поворот исполнения — это возвращение должнику всего, что с него было взыскано в пользу взыскателя по отмененному судебному акту (ст. 443 ГПК).

Вопрос о повороте исполнения отнесен к исключительной компетенции суда. Основаниями поворота исполнения являются:

  1. полное или частичное исполнение судебного акта;
  2. отмена этого судебного акта с вынесением решения об отказе в удовлетворении иска полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения (ст. 443 ГПК).

Для осуществления поворота исполнения необходимо наличие обоих оснований в совокупности.

Вопрос о повороте исполнения судебного постановления должен разрешаться по собственной инициативе судом, отменившим исполненное решение, и (или) вынесшим новое решение об отказе в удовлетворении иска, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения. Это может быть суд первой инстанции в случае отмены решения по вновь открывшимся обстоятельствам, либо в случае, если при новом рассмотрении дела по существу им будет вынесено противоположное первоначальному решение или определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения.

Суды апелляционной, кассационной или надзорной инстанции также обязаны разрешать вопрос о повороте исполнения, если они при пересмотре дела, соответственно в апелляционном, кассационном порядке или в порядке надзора вынесут решение о полном или частичном отказе в иске или определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения (ст. 444, 445 ГПК). Однако судам апелляционной, кассационной и надзорной инстанции предоставлена возможность передачи вопроса о повороте исполнения на разрешения суда первой инстанции, о чем прямо должно быть указано в судебном акте. Такая необходимость возникает, например, в тех случаях, когда в материалах дела отсутствуют точные сведения о размере и характере произведенного взыскания.

Если, отменяя решение, суд не рассмотрит вопрос о повороте исполнения, то ответчик имеет право в пределах установленного законом срока исковой давности подать заявление о повороте исполнения в суд первой инстанции независимо от того, суд какой инстанции принял новое решение по делу (ст. 444, 445 ГПК). Данное заявление рассматривается в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, однако их неявка не препятствует разрешению вопроса по существу. По итогам суд выносит определение, которое может быть обжаловано в установленном порядке (ст. 444 ГПК).

Осуществление поворота исполнения возможно по любому судебному акту. Исключение составляют дела о взыскании алиментов и дела о взыскании заработной платы, авторских гонораров, вознаграждений за использование прав на различные произведения, средств в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, или смертью кормильца. Это связано с тем, что данные выплаты очень часто являются единственным источником средств существования взыскателя. Поворот исполнения по данным делам допускается только в том случае, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах (ч. 3, 4 ст. 445 ГПК).

Принудительное осуществление поворота исполнения возможно, как правило, только после вступления нового судебного решения или определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения в законную силу.



Как узнать номер исполнительного производства?

Нередко происходят ситуации, когда граждан причисляют к должникам без их ведома. В таком случае наличие исполнительного производства может стать неприятным сюрпризом. Человека могут не выпустить за границу, не выдать кредит в банке или приостановить действие водительских прав.

Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, лучше проверить официальную информацию в базе исполнительных производств в онлайн-режиме

Сделать это можно, в том числе, в случае наличия у вас планов по заключению договора с какой-либо компанией, которая будет оказывать вам услугу. Если в отношении этой компании было открыто исполнительное производство, это повысит ваши риски в случае дальнейшего сотрудничества с ней. Поэтому мы рекомендуем заранее навести об организации справки.
Получить такую информацию достаточно просто. Нужно зайти на сайт ФССП и найти в режиме поиска данные по исполнительному производству:

  • в отношении должников-физических лиц;
  • в отношении должников-юридических лиц;
  • на основании номера исполнительного производства.

В поле поиска следует внести свою фамилию и полные инициалы, а также точную дату рождения. Желательно также ввести данные по региону, где могло быть возбуждено исполнительное производство. Если точно известен номер исполнительного производства, то его нужно ввести в специальном поле.

Если вы ищете данные по организации, вбейте регион, название юрлиц и его адрес.

Поисковой сервис ФССП полностью бесплатен и не требует прохождения регистрации на сайте

При наличии задолженности в новом окне появится информация об имеющихся обязательствах. Вы можете ознакомиться с реквизитами исполнительного листа, видом задолженности, ее общей суммой и информацией об Управлении ФССП (адрес, телефон).
Если после этого вы все равно сомневаетесь в наличии долга, следует попасть на прием в орган ФССП, выяснив все на месте. Если же задолженность на самом деле есть, необходимо взять платежные реквизиты и как можно скорее ее погасить.

Помните, что уже при долге свыше 10 тыс. руб. вас могут ограничить в праве управления автомобилем.

Источники

  • https://ppt.ru/news/136750
  • https://propristavov.ru/prinuditelnyj-privod-dolzhnika-v-ispolnitelnom-proizvodstve/
  • https://dolg-faq.ru/baza-znanij/sudebnye-pristavy/mery-prinuditelnogo-ispolneniya.html
  • https://isfic.info/fssp/pristav39.htm
  • https://pravagarant.ru/mery-prinuditelnogo-ispolnenija-v-ispolnitelnom-proizvodstve/
  • https://pravoved.ru/journal/ispolnitelnoe-proizvodstvo/
  • http://be5.biz/pravo/g006/25.html

[свернуть]