Внешнее управление как процедура банкротства: что это такое, особенности и когда вводится

Что такое внешнее управление при банкротстве?

Неплатежеспособность организации не всегда ведет к ее упразднению. Соблюдение требований кредиторов и восстановление жизнеспособности компании могут быть достигнуты и судебной санацией. Внешнее управление (далее – ВУ) − это один из этапов банкротства, при котором назначается внешний управляющий, контролирующий и корректирующий все процессы жизнедеятельности организации-должника.

Внешним управлением называют одну из процедур в деле о несостоятельности (банкротстве), которая применяется к компании-должнику, для того чтобы восстановить платежеспособность предприятия. При этом полномочия по управлению должником передаются арбитражному управляющему. После введения ВУ руководитель компании отстраняется от должности. Обязанности по управлению юридического лица возлагаются на управляющего.

Внешний управляющий при банкротстве

Внешний управляющий назначается арбитражным судом или уполномоченными госорганами. Назначенное лицо получает все права на распоряжение активами, включая распродажу имущества должника.

Учредители и отстраненный руководитель не влияют на действия внешнего управляющего. Кризисный менеджер:

  • осуществляет все функции главы компании;
  • реализует реабилитационные мероприятия согласно официально принятому плану;
  • взыскивает дебиторские задолженности;
  • ведет реестр требований кредиторов;
  • подготавливает отчетность и прочее.

Цели внешнего управления при банкротстве

Целями ВУ является восстановление потерянной платежеспособности и нормализация функционирования предприятия с последующим признанием его состоятельности.

Арбитражный управляющий проводит мероприятия, создающие базу для полномасштабного удовлетворения требований кредиторов. Параллельно решаются задачи по выявлению фактов умышленного разорения юридического лица. Внешнее управление как процедура банкротства организации является реабилитационной мерой, позволяющей избежать ликвидации.

Сроки внешнего управления при банкротстве

Согласно статье 93 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на период ВУ отводится 18 месяцев. Кредиторы вправе ходатайствовать о продлении данного срока еще на полгода. Основанием для пролонгации могут быть, например, четкая положительная динамика финансового оздоровления, нововведения в уже утвержденный план по управлению и т. п.

Градообразующие предприятия могут находиться под ВУ до 2,5 лет. Арбитражный управляющий или собрание кредиторов вправе ходатайствовать о сокращении указанных сроков.

Стадии внешнего управления

Для того чтобы возвратить платежеспособность компании-должника, нужно соблюсти следующие условия:

  • возвратить дебиторскую задолженность;
  • уступить права требований юрлица;
  • закрыть те направления деятельности организации, которые являются нерентабельными;
  • частично реализовать собственность дебитора;
  • поспособствовать дополнительным взносам учредителей компании, а также третьих лиц для прироста капитала;
  • выпуск акций (дополнительно);
  • иные мероприятия.

Последствия введения внешнего управления при банкротстве

Если судебная санация позволила восстановить платежеспособность, то компания-должник переходит к взаиморасчетам с кредиторами и работниками. В противном случае пролонгируется период ВУ или наступит следующий этап банкротства − конкурсное производство.

Назначения внешнего управляющего

Назначать специалиста для проведения внешнего руководства на предприятии может только судья. Решение принимается в соответствии с предложениями заимодателей, уполномоченного органа или других заинтересованных лиц, которые инициировали банкротство. В своём обращении заявитель указывает наименование организации и реквизиты кандидата на должность управляющего. В судебном решении указываются не только данные назначенного специалиста, но также сумма и источник его вознаграждения.

Если суд по каким-либо причинам не утвердил управляющего, рассмотрение дела приостанавливается до принятия решения о назначении специалиста. Период, в течение которого судья должен принять решение, составляет не более 15 дней. За это время инициаторы процесса должны предложить судье подходящего кандидата.

Кого могут назначить

Суд может назначить временным управленцем физическое лицо, которое владеет необходимыми знаниями, имеет опыт и является членом СРО.

К кандидату на должность управленца выдвигаются следующие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • активный статус ИП;
  • высшее образование;
  • опыт работы руководителем от 2 лет;
  • наличие стажировки на должности помощника управляющего;
  • успешная сдача теории по специальности;
  • наличие действующего договора страхования ответственности.

Кроме этого, специалист не должен быть лично заинтересован в исходе судебного разбирательства. А также у него не должно быть судимости, случаев дисквалификации, наличия просроченных долгов и статуса банкрота.

Как правило, судья назначает специалиста на срок до 18 месяцев. Однако, по инициативе заимодателей этот период может быть продлён ещё на полгода либо сокращён. Управляющего могут досрочно отстранить от занимаемой должности из-за его неэффективности, непрофессионализма или допущенных нарушений.

Функции и задачи

Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.

Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.

На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:

  • ликвидация убыточных подразделений организации;
  • изменение направлений бизнеса;
  • продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
  • открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • повышение профессионального уровня трудового коллектива;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение основного капитала компании;
  • ведение промежуточных отчётов.

В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.

В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
  2. Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.
  3. Обязанности временного управляющего при процедуре наблюдения
    Процесс признания несостоятельности юридического лица всегда начинается с направления одним из участников соответствующего заявления в суд. В течение трёх дней судья должен рассмотреть иск

Ответственность и обязанности внешнего управляющего при банкротстве

Обязанности внешнего управленца утверждены в ст. 66 Закона РФ «О несостоятельности», к ним относятся:

  • ведение реестра кредиторских претензий;
  • проведение инвентаризации активов юрлица;
  • направление в суд заявления об отстранении от должности прежнего руководителя компании при неправомерности его действий;
  • обращение в суд с требованием признания неправомерных сделок, заключённых ранее, недействительными;
  • инициирование введения дополнительных мер по защите и сохранению активов юрлица;
  • направление возражений против несостоятельных претензий должника;
  • изучение и использование документов, которые относятся к прежней деятельности компании;
  • регулярное предоставление информации заимодателям о проделанной работе и выполнении мероприятий, указанных в утверждённом плане;
  • составление промежуточного отчёта о результатах проведённых мероприятий и выполненных работах.

Кроме этого, управленец обязан устанавливать заимодателей компании-должника и уведомлять каждого из них о начале процесса.

Как привлечь должника к субсидиарной ответственности
Средством защиты прав кредиторов выступает институт привлечения к субсидиарной ответственности (СО). Под ней понимают право взыскать недополученные средства с лица, которое ответственно за действия

Права

Сразу после своего назначения специалист наделён правом выполнять мониторинг деятельности предприятия и управлять им на время проведения внешнего управления. Прежние руководители компании на этот период полностью отстраняется от своей работы. В течение трёх дней они должны передать все документы, печати и активы фирмы в распоряжение назначенного специалиста.

К правам внешнего управленца относятся:

  • заключение мирового соглашение;
  • использование документов и отчётностей компании;
  • аннулирование договоров, которые способствуют росту задолженности фирмы;
  • заключение новых договоров;
  • продажа и передача в аренду активов юрлица;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • увольнений сотрудников
  • введение временного моратория на удовлетворение сумм, которые компания должна кредиторам, и выплат по исполнительным листам.

Права внешнего руководителя довольно обширны, это связано с важностью его миссии, которая направлена на реабилитацию финансового положения компании.

Как проверить информацию о банкротстве юридических лиц
Банкротство юридического лица – это официальное признание его неспособности погашать свои финансовые обязательства перед кредиторами, государственными органами и другими лицами. Проверку банкрота

Что это, внешнее управление при банкротстве

Это комплекс различных мероприятий, направленных на восстановление финансовых возможностей должника, его платежеспособности. Применять ее допустимо лишь в случае назначение непосредственно арбитражным судом. А он не всегда приходит к такому решению. Для этого необходимы аргументированные условия.

  • За установленный срок существует потенциальная возможность реабилитации.
  • Анализ «внутренней кухни» и бухгалтерии показал, что у компании существуют активы, с помощью которых данный процесс завершится успешно при грамотных действиях со стороны руководителя.
  • Кредиторы согласны с данным решением, а также направляют ходатайство с официальным представителем собрания кредиторов в суд.

Последнее условие обычно всегда наличествует, если есть первые два. То есть, когда активы фирмы действительно позволяют вернуть долг, то нет никакого смысла доводить дело до конкурсного производства. Кредиторам такой подход не выгоден, ведь имущества обычно не хватает на покрытие всех обязательств. Правда, за выгоду приходится платить задержкой по времени.

Основные цели особенности

Разумеется, есть не только цели, но и задачи для каждого этапа. Но конечный результат, предполагаемый судом, всегда идентичный. Внешнее управление вводится с целью:

  • Реанимация проекта, возвращение его финансовой активности.
  • Дальнейшее продолжение деятельности компании.
  • Погашение всех долговых обязательств.

К особенностям же можно отнести:

  • Замораживаются требования контрагентов на срок процесса.
  • Все полномочия по руководству фирмой временно переходят к назначенному лицу. А гражданин, занимающий должность руководителя, отстраняется от работы.
  • Назначается срок процесса, в среднем – 18 месяцев. Максимально допустимый предел – 24 месяца.
  • Управляющий имеет права отменять любые прошлые решения, менять стратегию, разрывать договора и контракты в установленном законом порядке.
  • Через месяц после вступления в должность он обязан составить проект действий, передать его кредиторам. А они, в свою очередь, одобряют его или блокируют.

Когда вводят процесс

Итак, внешнее управление вводится только судом. И только на конкретный период, с возможностью продления на 6 месяцев, но не более двух лет в итоге.

Введение возможно в ситуациях, когда политика финансового оздоровления была успешной, а глубинный анализ показал, что в дальнейшем компания сможет «встать на ноги». Другими словами, без точных предпосылок это невозможно. А значит, стадия ни в коем случае не может быть первичной. Она активируется после получения все информацию по данному проекту. А также пробных экспериментов, проверки всех путей приобретения и сбыта благ, изучения документации по задолженностям.

Алгоритм действий

Общий порядок выглядит так:

  • Уведомления руководителей и учредителей.
  • Формирование заявления и направления в суд.
  • Получения разрешение.
  • Введение ВУ.
  • Передача всей документации новому временному руководителю.
  • Утверждение плана на собрании.
  • Уведомление о новой политике компетентные органы, в первую очередь налоговые.
  • Собрание сотрудников, в том числе бухгалтеров и аудиторов. Персональная работа с ними.
  • Инвентаризация, анализ активов, выявление скрытых ресурсов.
  • Погашение задолженностей.
  • Подведение итогов на собрании.

Стоит понимать, что конкретный порядок введения внешнего управления способен изменяться. Видение управленцев бывает разным. И их понятие об эффективности. Но тут приведен частный случай, который оказывается верным вариантом в 80%.

Наблюдение

Наблюдение — первая процедура, применяемая в рамках дела о банкротстве. Она проводится в целях сохранения имущества должника. Во время процедуры проводится анализ финансового состояния предприятия, составление реестра кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве

Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.

Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:

Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.

Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.

Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.

Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.

Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.

Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.

Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т.д. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.

На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.

В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

1. Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.

К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.

2. Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.

Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.д.

3. Выбор процедуры банкротства.

После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.

4. Привлечение внешнего реестродержателя.

Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.

5. Созыв комитета кредиторов.

Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.

От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.

Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.

Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.

Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.

Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет реабилитационный характер. Цель этой процедуры — восстановление платежеспособности должника и погашение требований кредиторов в соответствии с графиком.

Процедура финансового оздоровления вводится только в том случае, когда кем-то предоставлено обеспечение погашения требований кредиторов. Обеспечение осуществляется в виде залога имущества, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и т.д.

Максимальный срок проведения процедуры финансового оздоровления — два года.

Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет арбитражному управляющему и в суд план финансового оздоровления и график погашения долгов. Арбитражный управляющий проводит собрание, и если собранием принимается соответствующее решение, суд вводит процедуру. После этого предприятие продолжает работать по плану и графику, отчитываясь арбитражному управляющему. Важно отметить, что работа продолжается без арестов, блокировок, исполнительных производств, пеней и штрафов.

Руководитель компании сохраняет свои полномочия. Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления незначительны (также, как и в процедуре наблюдения).

В процедуре финансового оздоровления арбитражного управляющего называют административным управляющим. Его кандидатура утверждается арбитражным судом.

Как и в наблюдении, роль арбитражного управляющего в этой процедуре скорее «созерцательная». Он не принимает большого участия в работе должника.

Административный управляющий рассматривает отчеты органов управления, осуществляет контроль над выполнением графика погашения задолженности, предоставляет информацию собранию кредиторов. В случае неисполнения графика погашения задолженности он требует от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения обязанностей.

На первый взгляд, процедура интересная, но на практике она применяется крайне редко. Фактически все упирается в обеспечение. Возникает естественный вопрос: если кто-то готов поручиться за должника и заинтересован в восстановлении его платежеспособности, зачем ему вносить обеспечение и входить в процедуру банкротства? В этом случае компаниям проще договориться между собой напрямую и рассчитаться с кредиторами. Это сэкономит время и деньги на процедуру банкротства.

Чтобы процедура финансового оздоровления использовалась чаще, законодатели сейчас работают над повышением ее привлекательности.

Внешнее управление

Внешнее управление — еще одна реабилитационная процедура в рамках дела о банкротстве. Цель процедуры — позволить предприятию восстановить свою жизнеспособность и рассчитаться с долгами под руководством внешнего управляющего. Именно так называется арбитражный управляющий, назначенный для проведения внешнего управления.

Срок проведения внешнего управления не может превышать двух лет (так же, как и при финансовом оздоровлении).

Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления состоит в том, что руководитель предприятия отстраняется от своей должности, а руководство компанией возлагается на внешнего управляющего. При этом участники (учредители) компании очень сильно ограничены в своих правах. Их основная функция — поиск денежных средств для погашения требований кредиторов.

Внешний управляющий в процедуре внешнего управления:

  • принимает документы и имущество должника;
  • составляет план внешнего управления, согласовывает этот план с собранием кредиторов, после чего утверждает в суде;
  • работает в соответствии с планом для того, чтобы оздоровить предприятие. Собрание кредиторов контролирует эту работу.

Процедура внешнего управления вводится гораздо чаще, чем финансовое оздоровление. К сожалению, к полному погашению требований кредиторов и восстановлению нормальной работы предприятия она приводит далеко не всегда. Многое здесь зависит от действий внешнего управляющего и настроя кредиторов.

Конкурсное производство

Конкурсное производство — единственная предусмотренная законом процедура, направленная на ликвидацию предприятия—должника. Вместе с тем, во многих банкротных делах эта процедура является самой важной.

Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев. Может продлеваться неограниченное количество раз.

Известны банкротства, в которых конкурсное производство длится больше 5 лет.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, после его завершения считаются погашенными.

Перейти на конкурсное производство можно непосредственно после наблюдения, а можно после финансового оздоровления или внешнего управления, если эти оздоровительные процедуры не дали результата.

Именно после открытия конкурсного производства предприятие официально признается банкротом. До этого момента оно не считается банкротом, несмотря на то, дело о банкротстве возбуждено.

Через два месяца после публикации в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ окончательно закрывается реестр кредиторов. Кредиторы, которые не успевают подать заявление о включении в реестр в этот срок, не имеют права голосовать на собрании и их требования удовлетворяются в последнюю очередь.

Во время конкурсного производства руководитель отстраняется от управления. Общее собрание теряет почти все свои полномочия, как и в случае с внешним управлением.

Арбитражный управляющий на этапе конкурсного производства называется конкурсным управляющим. Вот, что он делает:

  • анализирует финансовую деятельность должника (если данный анализ не проводился ранее);
  • ищет и оспаривает подозрительные сделки;
  • при необходимости оценивает и продает имущество должника;
  • при наличии оснований привлекает руководителя и учредителей должника к ответственности — в том числе субсидиарной, по долгам компании.

После того, как арбитражный управляющий продаст все имущество и соберет долги, он переходит к удовлетворению требования кредиторов. Естественно, полное погашение долгов происходит редко.

По статистике в России удовлетворяется от 3 до 7% требований кредиторов третьей очереди (в третьей очереди находится подавляющее число кредиторов).

После того, как средства должника распределены, остается только выполнить ряд формальностей — сдать дела в архив, сдать ликвидационную бухгалтерскую отчетность, отчитаться в судебном заседании о проделанной работе.

В срок от 30 до 60 дней после принятия решения о завершении конкурсного производства суд направляет решение о завершении в налоговую инспекцию. На основании этого решения налоговая инспекция исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

Повторю ключевую фразу: долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными. Кредиторы могут со спокойной совестью списать долги как безнадежные к взысканию, а руководство должника вздохнуть спокойно (если, конечно, руководителей не привлекли к ответственности).

Мировое соглашение

На любом этапе должник и кредиторы могут договориться о прекращении процедуры банкротства и заключить мировое соглашение. После этого предприятие продолжает работать и рассчитываться по долгам на условиях, которые были приняты собранием кредиторов.

Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно рассчитаться с долгами.

Но если мировое соглашение не исполняется, кредиторы или ФНС могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с той точки, на которой соглашение было принято — например, сразу с конкурсного производства.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения принимается на собрании кредиторов большинством от общего количества голосов. Оно заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке/сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

Мировое соглашение может содержать:

  • Положения о прекращении обязательств путем предоставления отступного, обмена требований на доли в УК и акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга и т.д.
  • Положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
  • Положения об уменьшении размера процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Условия мирового соглашения для голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для тех, кто голосовал за него. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Когда вводится внешнее управление

Несмотря на обстоятельства каждого случая, в целом внешнее управление как одна из процедур банкротства актуально, если:

  • Восстановить нормальную деятельность реально в установленные судом сроки;
  • Кредиторами решено ходатайствовать об этом;
  • Выявлены весомые основания после подачи иска до закрытия дела судом.

Используется процедура только в том случае, когда суду представлены весомые основания того, что юридическое лицо реально может восстановить платёжеспособность, то есть вернуться к нормальной прибыльной деятельности и полностью удовлетворить требования всех кредиторов.

Права и обязанности внешнего управляющего

Полный перечень полномочий и обязательств внешнего управляющего можно найти в статье 99 ФЗ № 127.

Основные права:

  • Распоряжение активами в соответствии с планом экономического оздоровления;
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота;
  • Подача иска об аннуляции заключённых ранее договоров;
  • Возврат имущества банкрота, переданного в пользование другим лицам, прочее.

Основные обязанности:

  • Принятие всей собственности согласно инвентаризации;
  • Внесение информации об инвентаризации в реестр не позднее 3 рабочих дней после её проведения;
  • Составление плана и донесение его до всех участвующих заимодателей;
  • Ведение бухгалтерской, статистической и полной финансовой отчётности;
  • Подача возражений на требования кредиторов;
  • Ведение реестра требований;
  • Работа согласно утверждённому плану;
  • Своевременное информирование комитета о проделанной работе;
  • Использование своих полномочий строго в интересах ответчика и для ликвидации долговых обязательств;
  • Подача отчётов о результатах на собраниях, прочее.
Должник и заимодатели вправе подать иск на управляющего, если он действует с нарушением действующего законодательства, превышает свои полномочия и усугубляет ситуацию.

Срок процедуры внешнего управления

Быстро выйти из ситуации, которая образовалась не за один день, невозможно, но закон всё же ограничивает время на исправление ошибок. Арбитражный суд назначает срок внешнего управления максимум 1,5 года. Банкрот вправе подать прошение на увеличение этого срока максимум на полгода, предоставив суду весомые основания. Это могут быть изменения, внесённые в план или, например, значимые результаты в ходе оздоровления компании. Однако общий срок процедуры по закону не должен превышать 2 года. Исключение составляют градообразующие предприятия (на которых работает большая часть населения города), фермерского хозяйства. Для них временные рамки могут расширить максимум до 2,5 года.

Предоставлено также право сокращения назначенного срока, если ходатайство подаёт управляющий или такое решение было принято на собрании кредиторов. Подобное решение принимается и вступает в силу незамедлительно.

Как проводится внешнее управление

Выделяют несколько этапов в ходе процедуры финансового оздоровления:

  • Подача иска и назначение управляющего;
  • Составление плана действий;
  • Меры по реализации плана;
  • Погашение долгов юридического лица перед всеми кредиторами.

Нет чёткого перечня мер, которые будут предприниматься в ходе процедуры, они могут быть самыми разными. Но их цель одна — погасить долги и восстановить платёжеспособность потенциального банкрота. Так, в процессе внешнего управления и конкурсного производства управляющий может:

  • Закрыть убыточное производство;
  • Уволить сотрудников;
  • Продать часть собственности;
  • Открыть новые цеха для перепрофилирования;
  • Заняться переквалификацией работников;
  • Закупить новое оборудование, прочее.

Однако крупные расходы должны одобрить кредиторы на официальном собрании, поэтому управляющий должен привести весомые доводы для оправдания затрат, их окупаемости и большой прибыли в итоге.

План проведения

В плане до банкротства юридического лица фиксируются все этапы, которые будут воплощены. В каждом случае это будет свой набор ключевых действий. Сюда же может входить взыскание дебиторских долгов, переуступка прав требования, реализация части имущества для погашения задолженности, дополнительные акции, замещение активов, прочее.

Весь комплекс мероприятий нацелен на получение прибыли и не согласовывается с нынешним руководством компании. Единственное мнение, которое важно, — это мнение кредиторов, и только если речь идёт о финансовых рисках. В рамках плана проведения мероприятий может быть даже увеличен уставной капитал.

План внешнего управления подчиняется трём основным правилам:

  1. Соответствие действующему законодательству РФ.
  2. Чёткий срок, отведённый на восстановление.
  3. Обоснование возможностей восстановления в указанный срок.

Типовая структура плана:

  • Характеристика предприятия и менеджеров, ответственных за нынешнюю ситуацию;
  • Резюме (сроки, необходимая сумма, предполагаемый результат);
  • Анализ экономической ситуации юридического лица;
  • Таблица со списком запланированных мероприятий;
  • Анализ рынка и конкуренции;
  • Финансовый план;
  • Заключение со сроками и очерёдностью погашения задолженности.

План должен быть составлен и утверждён в срок не более двух месяцев от даты назначения управляющего.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, на срок не более чем восемнадцать месяцев. Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, в случае если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

ВНЕШНИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению.

Определение об утверждении внешнего управляющего может быть обжаловано и не влечет за собой приостановление его исполнения.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом.

От даты введения внешнего управления:

· прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

· внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

· прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 статьи 94 Закона №127-ФЗ:*

*Органы управления должника в пределах компетенции вправе принимать решения:

о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

об обращении с ходатайством о продаже организации должника;

о замещении активов должника;

об избрании представителя учредителей (участников) должника;

о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.*

Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней от даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему:

· отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

· аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

· вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ.

Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

· по заявлению внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнего управляющего;

· в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Внешний управляющий, освобожденный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:

· на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;

· в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

· в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим;

· в иных предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ случаях.

Внешний управляющий имеет право:

· распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Следует учесть, что внешний управляющий имеет те же права и обязанности, которые установлены статьей 24 Закона №127-ФЗ для арбитражных управляющих;

· заключать от имени должника мировое соглашение;

· заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона №127-ФЗ;*

· предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона №127-ФЗ;

· осуществлять иные предусмотренные Законом №127-ФЗ действия.

Внешний управляющий обязан:

· принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

· разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

· вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

· заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

· принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

· вести реестр требований кредиторов;

· реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

· информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

· представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

· осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

МОРАТОРИЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ

После того, как в организации введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.

Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

В течение срока действия моратория приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Однако организации-должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:

· о взыскании задолженности по заработной плате;

· о выплате вознаграждений по авторским договорам;

· об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

· о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

· о возмещении морального вреда;

· о взыскании задолженности по текущим платежам.

Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

Пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.

На требование кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не нужно.

На основании пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве установлено начислять проценты на суммы требований кредиторов каждой очередности с момента введения внешнего управления.

Начисление процентов прекращается, если арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами; требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления; должник признан банкротом и открыто конкурсное производство.

Отражение операций в бухгалтерском учете по начислению процентов:

Корреспонденция счетовСодержание операции
ДебетКредит
91-260, 66, 67, 76Начислены проценты

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ проценты, начисляемые на суммы требований кредиторов, являются внереализационными расходами и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

Корреспонденция счетовСодержание операции
ДебетКредит
91-268Начислены пени

В ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования должнику, для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который вынесет определение: включить или не включить в реестр требований кредиторов задолженность и в каком размере.

РАСЧЕТЫ С КРЕДИТОРАМИ

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим, в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке, предусмотренном статьями 134 — 138 Закона №127-ФЗ.

После удовлетворения требования кредитора, включенного в реестр требований кредиторов, внешний управляющий или реестродержатель исключает такое требование из реестра требований кредиторов.

В случае если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, документы, подтверждающие удовлетворение требования кредитора, направляются внешним управляющим реестродержателю.

ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

Внешний управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого в соответствии с Законом №127-ФЗ и учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании (назначении) руководителя должника, для рассмотрения вопроса об избрании (назначении) руководителя должника.

Полномочия иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия восстанавливаются.

В случае если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня от даты утверждения конкурсного управляющего.

Источники

  • https://urstart.ru/vneshnee-upravlenie-kak-protsedura-bankrotstva/
  • https://bankrotof.net/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/polnomochiya-vneshnego-upravlyayushhego/
  • https://forma-prava.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-licz/chto-takoe-vneshnee-upravlenie-pri-bankrotstve-proczedury-funkczii-poryadok-vvedeniya/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/495969/
  • https://gidbankrot.ru/baza-znaniy/vneshnee-upravlenie
  • https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a79/41512.html

[свернуть]