Что делать жителям при банкротстве управляющей компании

Что такое банкротство УК

Банкротство — это процедура, в результате которой подтверждается неспособность юридического лица погасить долги перед кредиторами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ № 127), срок задолженности, наличие которой приводит к судебному признанию несостоятельности, составляет 3 месяца.

Стать банкротом управляющая компания может исключительно в судебном порядке.

Решение суда приводит к полной ликвидации юридического лица. Однако до этого все задолженности должны быть погашены в той степени, в которой это позволяют материальные ресурсы, находящиеся на балансе.

Возможные причины банкротства

Финансовые проблемы управляющей компании не могут возникнуть без веских причин. Среди основных выделяют:

  • наличие большого процента должников среди собственников квартир, расположенных в обслуживаемых домах. Часто УК вынуждена погашать долги перед ресурсоснабжающими компаниями (РСО) за свой счет, чтобы не прекращать поставку услуг жильцам;
  • нерациональное распределение средств руководством;
  • присвоение и растрата средств УК;
  • демпинг на рынке коммунального обслуживания.

Кроме того, можно столкнуться с попытками преднамеренного или фиктивного банкротства. С их помощью управляющие компании пытаются избежать погашения долгов. Но эти действия, согласно ст. 196 и 197 Уголовного кодекса РФ, являются преступными.

Этапы процедуры банкротства УК

Процесс банкротства УК регламентирует Гражданский кодекс РФ, а также специальный ФЗ № 127. Хотя у этой процедуры нет каких-либо особенностей, установленных на законодательном уровне, на практике они все же встречаются.

Весь процесс проходит в арбитражном суде. Банкротство включает в себя 5 этапов:

1. Подача искового заявления в суд по месту регистрации компании. Подать иск о признании УК несостоятельной может ее руководитель, кредиторы и даже собственники МКД, состоящего на обслуживании. Исковое заявление должно включать в себя:

  • наименование, регистрационные данные и юридический адрес исполнительных органов УК;
  • наименование или ФИО истца и его контактные данные;
  • сведения о договорных отношениях истца и управляющей организации;
  • перечень невыполненных обязательств;
  • требования к должнику;
  • сумму долга с прилагаемым расчетом;
  • данные о кандидатуре временного координатора при подаче иска кредиторами (при наличии).

2. Начало судебного процесса. После принятия иска в производство назначается предварительное и основное заседание, на которых рассматривается наличие оснований для банкротства. Затем выносится постановление о начале процедуры наблюдения либо о прекращении судебного производства. В случае наблюдения судья назначает временного координатора для анализа финансового положения УК.

3. Процедура наблюдения. УК работает в обычном режиме, а координатор оценивает финансовое положение и перспективы ее хозяйственной деятельности, информирует оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве о начале процедуры наблюдения и организует совещание кредиторов.

4. Собрание кредиторов. Организуется за 10 дней до окончания наблюдения. Его цель — обсуждение итогов анализа материального положения компании, возможностей ее дальнейшей работы, выбор оптимального выхода:

  • финансовое оздоровление, если юрлицо платежеспособно, а руководство компании обеспечивает грамотное управление. Составляется график погашения задолженности, который утверждается судом. Управление передается руководству УК. Этап может длиться до 2 лет;
  • внешнее управление, если у компании есть материальные ресурсы, но руководство не в состоянии самостоятельно погасить долги. В этом случае руководитель и члены правления отстраняются от работы, а их обязанности передаются внешнему управляющему. Максимальный срок его работы — 2 года;
  • конкурсное производство, если погасить задолженность невозможно. Собрание кредиторов составляет ходатайство в суд о признании банкротства компании и открытии конкурсного производства. Если ходатайство удовлетворят, руководство передадут назначенному арбитражем конкурсному управляющему. Он прекращает деятельность УК, формирует конкурсную массу из ее имущества, которую продает на аукционе. Денежные средства раздаются кредиторам. Продолжительность этого этапа — до 6 месяцев.

Любое решение собрания оформляется в виде протокола и ходатайства для подачи в суд.

5. Ликвидация. Если УК обанкротилась и долги пришлось погашать при конкурсном управлении, юридическое лицо подлежит ликвидации. Суд в течение 30 дней сообщает о банкротстве компании в Единый государственный реестр юридических лиц. Это является основанием о внесении в реестр записи о ликвидации.

Упрощенная форма процедуры

ФЗ № 127 предусматривает упрощенный порядок признания несостоятельности. Он доступен для УК после принятия решения о ликвидации, в процессе которой оказывается, что средств компании недостаточно для погашения всех долгов. Поскольку без признания банкротства нельзя ликвидировать компанию-должника, в течение 10 дней после установления этого обстоятельства собственник или ликвидатор должен обратиться в арбитражный суд с иском о несостоятельности.

Этот порядок действий избавляет УК от наблюдения или управления извне. Кроме того, исключаются любые процедуры финансового оздоровления.

Арбитражный суд назначает управляющего, который открывает конкурсное производство. При этом предусматривается публикация информации о долгах управляющих компаний в доступных источниках.

Все это позволяет существенно сократить продолжительность процесса. Официальная ликвидация организации происходит сразу же по окончании процедуры банкротства.

Последствия банкротства УК

Поскольку признание УК несостоятельной приводит к ликвидации фирмы, это вызывает определенные правовые последствия как для ее учредителей и кредиторов, так и для собственников помещений в многоквартирных домах.

Все долги перед кредиторами должны быть закрыты или списаны. То, куда переходят долги населения, зависит от условий передачи управления МКД.

Хотя после завершения процедуры работа компании в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг прекращается, она обязана осуществлять управление домом до тех пор, пока собрание жильцов не выберет новую организацию.

Таким образом, на потребителей и партнеров банкротство существенно повлиять не может. Последствия официального признания неплатежеспособности затрагивают лишь интересы самой компании.

Причины банкротства управляющих компаний в 2019 году

Деятельность управляющей организации заключается в договорном выполнении обязанностей по содержанию и ремонту домового имущества за определенную плату. Факторы, приводящие предприятие в состояние неплатежеспособности, в конкретных регионах имеют характерные нюансы. Распространенными причинами банкротства выступают:

  • серьезная конкуренция со стороны других компаний — вынужденное снижение цен, а также иные меры для привлечения клиентов;
  • некомпетентное руководство — отсутствие опыта в ведении дел, нецелевое распоряжение финансами;
  • рост должников по услугам — плохая система взыскания средств с неплательщиков;
  • ошибки при расчетах нормативов потребления несоответствие показателей фактическому расходу бытовых ресурсов жильцами.

Что делать, если управляющая компания банкротится?

Признание разорения управляющей компании ЖКХ означает для собственников квартир смену структуры по обслуживанию дома. Предоставление гражданам услуг в полном объеме является обязательной нормой на протяжении периода судебных разбирательств и поиска новой фирмы.

Со стороны каждого жителя важно вовремя понять, что делать, если управляющая компания банкротится:

  • оплатить при наличии задолженности требуемую сумму по старым реквизитам;
  • рассчитываться за получаемые коммунальные услуги без учета домового обслуживания;
  • обратиться в прокуратуру для проверки исполнения договора со стороны предприятия;
  • подать заявление в суд для законного перерасчета средств при невыполненных обязательствах;
  • организовать общее собрание для выбора другой структуры.

Процедура банкротства управляющей компании

Законодательное регулирование юридических лиц в среде коммунального хозяйства происходит в рамках статей 61, 65 ГК РФ, а также №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процедура определения управляющей компании банкротом подразумевает определенные действия.

Подача заявления о признании банкротства

Иск о признании банкротства ТСЖ, ЖКХ могут подать кредиторы, руководитель управляющей компании, собственники общего имущества многоквартирного дома. Так, в заявлении необходимо указать такие сведения:

  • данные об управляющей компании (наименование, юридический адрес, регистрационные сведения);
  • сведения об истце и его контактные данные;
  • требования, которые выдвигаются должнику;
  • размер взыскиваемого долга;
  • обязательства, которые берет на себя ответчик;
  • доказательства, указывающие на то, что обязательства не исполняются.

Согласно статье 39 Закона о банкротстве исковое заявление подается в арбитражный суд по месту регистрации управляющей компании.

Принципиальные отличия

Муниципальное унитарное предприятие по своей сути является видом коммерческого образования, его правовой разновидностью, но с некоторыми особенностями. Наличие в его названии слова «унитарное» подразумевает то, что имущество и активы не являются собственностью предприятия, их нельзя разделить на доли между его участниками. Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.

Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.

Поэтому для них процедура проводится на общих основаниях в соответствии с указанным законом с теми же этапами и правилами, но с учетом особенностей его формы собственности, управления и правового статуса имущества.

В ст. 61 ГК есть определение ликвидации такой организации. Это система действий юридического и бухгалтерского характера, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При этом права и обязанности не передаются третьим лицам, то есть процесс осуществляется без правопреемственности.

В отличие от других объектов банкротства, процесс часто инициирует муниципалитет (государственное муниципальное образование местного самоуправления). Ликвидация осуществляется по их решению как собственников имущества и по судебному решению на основании и в порядке, установленном законом.

Зачастую в ходе ликвидации МУП, начатой в досудебном порядке согласно добровольному решению собственника, ликвидационная комиссия устанавливает, что имущества недостаточно для выполнения требований кредиторов. Это значит, что обнаружены признаки банкротства, что, в свою очередь, обязывает кредиторов, ликвидационную комиссию, руководителя заявить в арбитражный суд иск о банкротстве.

Особенности МУП:

  • Учредители не являются участниками.
  • Предприятие не владеет имуществом, оно находится в его хозяйственном ведении. Муниципальные органы – его собственники.
  • Управляет предприятием единолично руководитель, назначаемый собственником.
  • Руководство отчитывается перед учредителем, но все вопросы в отношении имущества, кроме отчуждения недвижимости, решает самостоятельно.
  • МУП отвечает своим имуществом, а собственник подлежит субсидиарной с ним ответственности только тогда, когда имущества будет недостаточно для погашения долгов. Это и является основной особенностью банкротства МУП.

Главным отличием МУП от обычных организаций является то, что ее руководитель не принадлежит к собственникам-учредителям. Хотя формально он принимает решение о банкротстве, но фактически это делается на основе распоряжения собственника имущества, то есть местной администрации, которой он направляет отчет о возникших обстоятельствах несостоятельности. Именно она принимает решение о подаче заявления в суд.

Порядок процедуры

Процедура банкротства инициируется путем подачи иска в суд конкурсными кредиторами, работниками, самим должником, уполномоченными или государственными органами, к которым принадлежат также местное самоуправление. Именно они зачастую и выступают инициаторами в данном случае.

Выявление признаков банкротства МУП осуществляется, как правило, инициаторами процедуры.

Руководитель МУП и собственник его имущества обязаны, выявив потенциальные проблемы, сами подать иск о банкротстве в таких случаях:

  • выполнения кредиторских требований приведет к невозможности оплаты обязательных или иных платежей;
  • управляющим, уполномоченным органом, в том числе и собственником, решено обратиться с иском о банкротстве;
  • процедура выплаты долгов путем реализации имущества усложнит или заблокирует деятельность потенциального банкрота;
  • обнаружены признаки неплатежеспособности, нехватки имущества для покрытия долгов или нормальной работы.

Этапы

Особенности этапов МУП связаны с правовым статусом имущества и правами его собственника:

ЭтапыЦельПолномочия арб. упр.Результат
Наблюдение
  • анализ состояния предприятия и принятия решения о дальнейших действиях;
  • обеспечение сохранности имущества.
Временный управляющий имеет только наблюдательные функции.Решение оздоровить или сразу переходить к стадии конкурсного производства.
Оздоровление (санация)Восстановление платежеспособностиАдминистративный управляющий имеет некоторые полномочия по управлению, но руководство предприятия не отстраняется.Реабилитация или переход к следующей стадии
Внешнее управлениеВосстановление платежеспособности и сохранение деятельностиВнешнему управляющему переходят все полномочия по управлению. Руководство полностью отстраняется, прекращаются полномочия органов управления и собственника имущества унитарного предприятия. Но управляющий пока не имеет право продавать имущество для погашения долгов.Реабилитация предприятия или переход к следующей стадии.
Конкурсное производствоЕсли эта процедура вводится, значит, должник – банкрот и судом уже принято решение об этом. Хотя и не исключается его реабилитация. Цель процедуры удовлетворение требований кредиторов за счет продажи имущества и активов должника.Конкурсный управляющий имеет все полномочия по управлению и распоряжению имуществомПродажа имущества и за счет вырученных средств выплата долгов. Ликвидация предприятия.
Мировое соглашениеНаправлено на достижение согласия между кредиторами и должником для сохранения работоспособности организации.Заключить соглашение можно на любой стадии.Составляется план погашения долгов. Предприятие не ликвидируется, его работа восстанавливается.
ЭтапыОсобенностиУсловия
Наблюдение
  • Только наблюдательные и аналитические действия, анализ документов.
  • Предприятие работает, как и прежде, но запрещаются такие действия: ликвидация, реорганизация, создание филиалов, представительств, выпуск ценных бумаг, выплата дивидендов, сделки с имуществом стоимостью более 5% активов.
  • Займы, кредиты, поручительства, гарантии – только с согласия временного управляющего.
  • По ходатайству кредиторов приостанавливаются взыскания, исполнения исполнительных документов, исключая взыскания заработной платы, авторских вознаграждений, алиментов, ущерба жизни и здоровью, морального ущерба, истребование имущества из чужого владения. Снимаются аресты, запрещается выделения паев.
  • Срок вместе с рассмотрением судом дела о банкротстве – не более 7 мес. с момента принятия заявления о банкротстве.
  • Предъявляются кредиторские требования.
  • Составляется реестр требований. Проводится первое собрание кредиторов.
Оздоровление (санация)
  • Ограничения те же плюс приостанавливается начисление неустоек. Поиск путей оздоровления.
  • О мерах предотвращения банкротства – о финансовых вливаниях, кредитовании –управляющий сообщает кредиторов письменно.
  • срок – до 2 лет
  • составляется график выплат, план оздоровления;
  • должник начинает расплачиваться с долгами;
  • выявление дебетной задолженности и нецелевого оборудования, которое можно продать.
Внешнее управление
  • 12 мес. с возможностью продлить на 6 мес.
  • Составляется план внешнего управления.
  • Внешнему управляющему передаются все печати, документы, бухгалтерская отчётность.
  • Ограничения на выплаты те же. Допускаются сделки по займам, гарантиям, поручительствам, уступками прав требования, манипуляции с акциями, долями.
  • Продавать имущество можно только с согласия кредиторов.
  • Возможные организационные действия: сокращения персонала, реорганизация в иные формы юридического лица (слияние, присоединение) с целью усовершенствовать и оптимизировать работу. В компетенции органов управления только увеличение уставного капитала, порядок собрания акционеров и представительство в собрании кредиторов.
  • Допускается перепрофилирование, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторских долгов, продажа части имущества.
  • Собственник имущества МУП вправе в любое время удовлетворить полностью все требования или предоставить должнику средства по договору беспроцентного займа, достаточных для этого.
  • Крупные сделки могут согласовываться с собранием кредиторов.
Конкурсное производство
  • Срок исполнения всех обязательств, возникших до этой процедуры, считается наступившим.
  • Не начисляются неустойки, прекращается исполнение исполнительных документов, они предаются управляющему. Информация о предприятии перестает быть конфиденциальной. Снимаются аресты и ограничения на имущество.
  • Срок 1 год с продлением на 6 мес.
  • Формируется конкурсная масса.
  • Индивидуальные кредиторские требования приостанавливаются.
  • Продажа имущества на торгах. Распределение средств между кредиторами в порядке очередности.
Мировое соглашениеПринимается собранием кредиторов, если проголосовал все кредиторы, требования которых обеспечены залогом имуществом должника.
  • В мировом соглашении предусматривается план погашения задолженности.
  • Оно согласовывается с кредиторами и управляющим предприятием и утверждается арбитражным судом.

Каждая стадия вводится арбитражным судом на основе ходатайства и отчетов арбитражного управляющего. Если судом принято сразу решение о ликвидации, указанные этапы не применяются — вводится сразу конкурсная стадия.

Виды схем

Есть несколько разновидностей схем банкротства. Плановым или добровольным банкротством процедура именуется, когда решение о нем принимает сам должник при возникновении обстоятельств несостоятельности предприятия.

В случае с МУП решение фактически принимает местная администрация, хотя иск подается от имени должника. После принятия местной администрацией решения о банкротстве, руководитель МУП обязан подать заявление в суд в месячный срок с момента такого решения.

Если есть добровольное решение руководителя и собственника, МУП ликвидируется также и в досудебном порядке. Тогда формируется комиссия для ликвидации, проводится съезд кредиторов. Но если хотя бы одни из кредиторов имеет возражение, подается иск о банкротстве в суд.

Самостоятельное банкротство физических лиц допускается, но все равно придется подавать заявление в суд и оплачивать услуги внешнего управляющего.

Принудительная ликвидация предприятия возникает, когда заявление подается сразу в суд кредиторами, его работниками или потребителями коммунальных услуг в случае несостоятельности управляющей компании.

Относительно очередности этапов процедуры есть три схемы. Первая стадия – наблюдение – всегда обязательная, остальные могут не вводиться, это зависит от состояния предприятия.

После наблюдения есть три пути развития процедуры:

  • Если принято решение об оздоровлении, вводится соответствующая стадия.
  • Если на стадии наблюдения решено, что предпринятые меры по реабилитации будут безрезультатными, минуя все остальные стадии, вводится конкурсный этап. Это значит, что предприятие уже банкрот и готовится к ликвидации.
  • Третья – мировое соглашение на любом этапе процедуры.

Условия ликвидации

Главные условия и причины банкротства МУП такие же, как и для коммерческих организаций: долги свыше 100 тыс. руб. и невозможность на протяжении 3 мес. выплатить их в добровольном порядке или невозможность кредитора удержать их через службу судебных приставов.

Особенности диагностики возможности банкротства МУП включают то обстоятельство, что зачастую муниципалитет «скидывает» на такие предприятия свои финансовые проблемы, таким образом, банкротя его.

Описание условий и процесса банкротства МУП в добровольном порядке на примере стандартной процедуры поэтапно:

  • Местное самоуправление принимает решение о ликвидации. Составляется приказ об этом.
  • Назначается комиссия для ликвидации, в которую должен войти представитель муниципалитета. Если предприятие небольшое, назначается один ликвидатор. Участники комиссии – полномочные представители МУП.
  • Уведомление органов ФНС о процедуре.
  • Перед ликвидацией/реорганизацией сотрудники оповещаются не менее чем за 2 месяца до ее завершения.
  • Готовятся документы для сокращения персонала, уведомляется служба занятости.
  • Публикация объявления в официальных средствах массовой информации («КоммерсантЪ»).
  • Кредиторы оповещаются о начале процедур и предпринимаемых мер письменно.
  • Составление ликвидационного промежуточного баланса, предварительно выждав 2-месячный срок для принятия кредиторских требований. Баланс утверждает общее кредиторское собрание или орган, принявший решение о ликвидации.
  • Если не хватает средств, организовываются публичные торги.
  • Утверждение плана банкротства, очередности и распределение средств согласно закону (ст. 64 ГК РФ).
  • Итог выполнения обязательств, составляется ликвидационный баланс, оставшееся имущество возвращается собственнику.
  • Последствия процедуры: расчет с кредиторами, исключение из ЕГРЮЛ, заявление о банкротстве в ФНС, уничтожение печатей, сдача документов в архив.

Ликвидация в принудительном порядке проводится согласно вышеуказанной таблицы посредством пяти стадий: наблюдения, оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. Процедура может включать меньше стадий (например, только первую и четвертую) в зависимости от особенностей процесса.

Законодательство

  1. Процессы создания, реорганизации и ликвидации МУП регулируются Гражданским кодексом (ст. ст. 65.1, 113-114) и специальным законом.

    Он так и называется «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ. Последние изменения в него были внесены в него в июле 2020 года.

  2. Общие вопросы, касающиеся признания унитарного предприятия банкротом, также регулируются гражданским законодательством. В ст. 65 Гражданского кодекса указано, что по решению суда юридическое лицо может быть признано банкротом.

    Исключениями являются такие унитарные организации, как казенное предприятие и учреждение. ГУП и МУП к исключениям не относятся и могут быть признаны банкротами на общих основаниях.

  3. Все аспекты признания предприятия несостоятельным и проведения процедур банкротства содержатся в законе от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

    Закон, в его побледней редакции от 13.07.2015 года, не устанавливает каких-либо особенностей банкротства МУП. Если только это предприятие не относится к разряду градообразующих (ст. 169 Закона).

Зависит ли от вида организации

Банкротом может признано практически любое юридическое лицо. Исключением являются учреждения, казенные предприятия, политически партии и религиозные организации (ст. 65 ГК). Их ликвидация производится в ином порядке.

Несостоятельность должна быть признана решением арбитражного суда. Для этого придется обратиться к нему с заявлением.

Сделать это могут несколько категорий лиц (ст.7 Закона):

  • сам должник;
  • его кредиторы;
  • работники должника;
  • государственные органы.

После вынесения решения о банкротстве, к должнику применяются различные предусмотренные законом процедуры.

Их цель — как можно более полно удовлетворить требования всех кредиторов. Завершается банкротство ликвидацией юридического лица.

Закон устанавливает особые правила проведения банкротства для некоторых категорий должников-юрлиц.

К таким исключениям из общего правила, согласно ст. 168 Закона относятся:

  • градообразующие предприятия;
  • сельхозпроизводители;
  • финансовые организации;
  • стратегические предприятия;
  • субъекты естественных монополий;
  • застройщики.

А вот ГУП и МУП в эти исключения из общего правила не вошли. Но, тем не менее, особенности банкротства этих предприятий существуют. Они связаны с правами собственника этих юридических лиц.

Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия

К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:

  • наблюдение;
  • санация;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • заключение мирового соглашения.

Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.

Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).

Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.

Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.

Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).

Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих (ст. 20-26 Закона).

В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:

  • прекращении производства по делу о банкротстве;
  • заключении мирового соглашения;
  • введении следующей процедуры — конкурсного производства.

С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.

Ее цель — максимально полное удовлетворение требований кредиторов.

С этой целью выявляется и оценивается все оставшееся у МУП имущество, которое затем будет реализовано, а средства пойдут на погашение долгов.

Критерии признания

МУП, также как и любое юридическое лицо, для того, чтобы быть признанным несостоятельным должно отвечать следующим признакам (ст. 3 Закона):

  • не имеет возможности исполнять требования кредиторов, выплачивать зарплаты и пособия, а также вносить обязательные платежи в бюджет в течение трех месяцев;
  • размер задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

Такие МУП, как управляющие компании в сфере ЖКХ, могут иметь и еще один признак наступления несостоятельности.

Помимо задолженности перед поставщиками воды, газа, электроэнергии и государством, он теряют способность исполнять свои обязательства перед потребителями-гражданами.

То есть предоставлять им коммунальные услуги надлежащего качества.

Основания для принудительной ликвидации

  1. Если заявление о признании себя банкротом подает само предприятие-должник, речь идет о плановом банкротстве. Это право предоставляется ему законом.

    При возникновении обстоятельств, указывающих на наступление несостоятельности, МУП как и любое юридическое лицо может им воспользоваться. С соблюдением надлежащего порядка принятия решения.

  2. Если же заявление о введении в отношении МУП процедуры банкротства исходит от его кредиторов, работников, или как в случае банкротства управляющей компании ЖКХ от потребителей коммунальных услуг, то это уже принудительная ликвидация. Ее порядок такой же, как и при плановом банкротстве.

Основанием для подачи заявления являются просроченные обязательства перед заинтересованными лицами, а именно:

  • кредиторами — по денежным обязательствам;
  • работниками, в том числе бывшими — по выплате заработной платы и выходным пособиям;
  • государством — по обязательным платежам (налогам и сборам).

Если сумма такой задолженности превысила указанную в законе, а срок погашения долгов истек более трех месяцев назад, то это повод требовать признания МУП несостоятельным. Та сторона, которая полает в суд заявление о банкротстве имеет право предложить в дальнейшем кандидатуру арбитражного управляющего.

Основные причины банкротства предприятий ЖКХ в российских условиях

Прежде чем приступить к определению и изучению процедуры банкротства предприятий ЖКХ, следует хорошо понимать — в силу каких причин и обстоятельств может наступить несостоятельность подобных компаний.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) − одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами. За последние 10 лет проводимые в России реформы оказали значительное влияние на развитие и функционирование отрасли.

Однако до сих пор остается множество нерешённых проблем, которые в первую очередь обусловлены физическим и моральным износом основных производственных фондов, степень износа которых, по оценкам специалистов, составляет на 2018 год, в среднем порядка 60%, износ коммунальных сетей 62% (тепловых – 62,8%, водопроводных – 64,8%, электросетей – 58,1%).

Утечки и неучтенный расход коммунальных ресурсов достигает порядка 40% в водопроводно-канализационном хозяйстве и 50% в теплоснабжении. Текущее состояние объектов привело к тому, что плановые и предупредительные ремонты практически полностью уступили место аварийным — восстановительным работам.

В таких условиях трудно говорить о полноценном рыночном бизнесе и существование предприятий ЖКХ нередко просто превращается в борьбу за выживание, что нередко приводит к их банкротству.

Типичными рисками, с которыми сталкивается практически любое предприятие или бизнесы, работающие в российской коммунальной сфере, относятся, прежде всего:

  • Политические риски. Они обусловлены действующей государственной политикой ввиду возможности возникновения убытков или снижения размеров прибыли предприятия. При этом деятельность компаний ЖКХ всегда регулировалась органами власти, т.к. функции владения, управления и регулирования перераспределялись между государством в лице муниципальных властей и различными законодательными инициативами в плане административного регулирования тарифов.
  • Общеэкономические риски. На деятельность коммунальных предприятий, как и на любые другие субъекты экономических отношений, существенное влияние оказывают экономические факторы внешней среды. Это, как правило, инфляция, уровень занятости, стабильность национальной валюты, покупательная способность населения и др. При этом, особое влияние оказывает уровень покупательной способности, непосредственно влияющий на собираемость платежей и, следовательно — на итоговый финансовый результат бизнеса.
  • Социальные риски. Особенность деятельности предприятий ЖКХ заключается в выполнении социально значимых (жизненно важных) функций, что приводит к тому, что любые изменения качества или стоимости оказываемых услуг касаются всех без исключения жителей и других потребителей.
 

Коммунальные долги – основной риск банкротства компаний ЖКХ
  • Риски финансовой деятельности занимают значимое место в общем «портфеле рисков» коммунальных предприятий. Основным источником их проявления является низкая собираемость платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги вследствие неплатежеспособности предприятий реального сектора экономики, потребителей услуг, либо целенаправленного отказа от осуществления коммунальных платежей. Кроме того, уязвимой точкой ЖКХ зачастую являются управляющие компании, которые, проработав несколько месяцев, накапливают задолженность перед снабжающими ресурсами организациями и ликвидируются через процедуры банкротства. При таком положении дел поставщики ресурсов просто не могут получить с них деньги и покрыть уже понесенные расходы.
  • криминальные риски, которые нередко ставят под угрозу деятельность всей компании, работающей в сфере ЖКХ. Нередко используются схемы, когда УК создается, как канал вывода бюджетных ассигнований, например, на ремонт жилого фонда через целый ряд подставных фирм — подрядчиков. Кроме этого используются методы и фиктивного банкротства для покрытия убытков или хищения бюджетных средств или денег домовладельцев.

Кроме этих приведенных рисков, также не следует забывать, что в России существует немало регионов (более 70%), находящихся в экстремальных или суровых природных климатических зонах. В таких условиях работать предприятиям очень сложно, особенно если существует недостаток не только финансирования, но и присутствия современных коммунальных технологий.

Общая схема банкротства предприятий ЖКХ

В общем смысле процесс банкротства предприятий ЖКХ и алгоритм судебного производства мало отличается от тех норм, которые содержатся в системном законе, посвященному именно банкротству — это ФЗ № 127 от 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)». 

Закон о банкротстве

Однако кроме этого закона с банкротством компаний, работающих в коммунальной сфере, связано еще несколько законодательных актов, которые нужно иметь в виду при рассмотрении случая банкротства каждого конкретного предприятия — водоснабжения, теплоснабжающая сеть или УК, нанятая самими жильцам МКД (многоквартирного дома).

Такими нормативными документами являются:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 0171 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
  2. Приказ Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр. «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».
  3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012 с изменениями, вступившими в силу с 31.08.2012) «О Предоставлении коммунальных услуг» VIII Глава 86-97 статья.
  4. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ ст.40.
  5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996 г. — № 25 — Ст. 145.1, 164, 170, 285, 286, 2851.

Всеми этими нормативными актами предусмотрены не только условия, порядок работы, ликвидации или банкротства компаний ЖКХ, но также имеются и нормы ответственности руководителей, собственников таких компаний за действия или бездействия, приведших к банкротству компаний коммунального хозяйства, особенно ответственных за жизнеобеспечение граждан, а также определены виды банкротства, предполагающие наименьшие издержки.

Коммунальные платежи

Общая схема того, как проходит банкротство предприятий ЖКХ, например, УК жилым фондом — МКД (многоквартирным домом), выглядит следующим образом:

  1. Подача искового требования или заявления о банкротстве компании. Правом подать такое заявление обладают:
  • кредиторы — поставщики услуг, товаров, банки, выдавшие кредиты и т.д.
  • органы прокуратуры, реагирующие на поступившие в их адрес обращения граждан или органов власти на противоправные действия компании, предоставляющей услуги ЖКХ.
  • граждане или собрания граждан, в виде собрания собственников, ТСЖ или уполномоченные ими лица, включая адвокатов или нанятые юридические компании. 
Собрание собственников жилья
  • органы исполнительной власти — государственные и муниципальные
  • само руководство компании или ее собственник, если ими принято решение о добровольной ликвидации юридического лица через процедуру банкротства.
  1. Заявление или иск поступает в соответствующий арбитражный суд по месту регистрации компании или собственников жилья. К заявлению прилагаются все необходимые документы, доказывающие факт банкротства компании или ненадлежащего ею исполнения своих обязанностей, в том числе и оплаты по долгам.
  2. В течение 10 дней арбитражный суд выносит определение о принятии заявления или о его мотивированном отказе. Если заявление принято, то в течение 30 дней арбитражный суд назначает арбитражного управляющего и вводит процесс внешнего наблюдения.
  3. Внешнее наблюдение. При вводе внешнего наблюдения производится анализ всей деятельности компании, ее руководства. Все полномочия по распоряжению активами компании, ее имуществом переходят к арбитражному управляющему.
  4. Финансовое оздоровление. На этом этапе проводится попытка восстановить платежеспособность компании, ее полноценное функционирование. Если этого сделать не удается, то следующим шагом будет конкурсное производство.
 

Компании, работающие в сфере ЖКХ
  1. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, который также назначается арбитражным судом. Срок конкурсного производства составляет 6 месяцев, но в случае необходимости такой срок может быть единожды продлен, но не более, чем на 6 месяцев. В период конкурсного производства осуществляется опись, оценка и распродажа имущества компании — банкрота. Все проданное имущество составляет конкурсную массу, из которой потом производится расчет с кредиторами в порядке очередности.
  2. После того, как завершено конкурсное производство, распродано все имущество компании и рассчитаны все кредиторы, арбитражным судом выносится окончательное решение о признании компании — юридического лица банкротом и исключения его из общего федерального реестра юр. лиц (ЕГРЮЛ).

В течение 10 дней после вынесения судом решения о признании компании банкротом, любая заинтересованная сторона может обжаловать его, если не согласна с какими — то положениями процесса банкротства. Как показывает российская практика, максимальный срок, в течение которого осуществляется банкротство компании, работающей в сфере ЖКХ, не превышает 1 года.

Основная особенность арбитражного производства в отношении коммунальных компаний состоит в том, что если компания — поставщик услуг и признана банкротом, она все равно обязана осуществлять предоставление услуг (вода, свет, тепло) вплоть до момента передачи этих функций другому предприятию, юридическому лицу (ст. 164 ЖК РФ). 

Управляющая компания ЖКХ

Т.е. если даже управляющая компания (УК) и признана судом банкротом, никто ее не освобождает от обязанности выполнять необходимые функции, предусмотренные договорами обслуживанию между ней и жильцами МКД или другого коммунального объекта (школы, детские сады, больницы и прочее).

Банкротство муниципального унитарного предприятия

В связи с тем, что муниципальное унитарное предприятие (МУП) является продуктом, созданным администрацией, без прав на имущество, банкротство муниципальных предприятий отличается от других форм. Руководитель МУП, назначенный собственником-учредителем, самостоятельно решает все вопросы по поводу ведения хозяйственной деятельности, кроме отчуждения имущества. Он ведет работы самостоятельно, но с регулярной отчетностью перед учредителем. В тоже время, учредители муниципального унитарного предприятия не являются его участниками. Это играет определенную роль в успешности жизнедеятельности унитарного органа, отвечающего за свои долги имуществом учредителя. В том случае, когда имущества не хватает для расчетов с кредиторами, собственник несет субсидиарную ответственность. Он же, чаще всего, направляет в суд заявление о запуске процедуры банкротства унитарного предприятия. Кроме этого, заявление может исходить от кредиторов или фискальных органов. Решение финансовых вопросов за счет банкротства запрещено религиозным организациям, государственным предприятиям, общественным союзам.

Процедура банкротства муниципального унитарного предприятия

Руководитель унитарного предприятия отправляет учредителю отчет с указанием обстоятельств, повлекших несостоятельность. Естественной реакцией собственника является решение вопросов через суд. Он уполномочивает руководителя на подачу письменного заявления в суд с указанием сведений о долгах и обоснованием невозможности далее исполнять свои обязательства. При добровольной ликвидации МУП администрация-собственник издает приказ о ликвидации и назначает ликвидационную комиссию. В члены комиссии включаются ответственные сотрудники администрации. Об этом оповещают фискальные органы, кредиторов, рабочих предприятия. Все они должны обратиться к финансовому управляющему для внесения их в ряды кредиторов. При этом в первоочередном порядке возмещаются долги, затраченные на ведение дела о банкротстве. Кредиторами 2-й очереди являются рабочие, не получающие выплат по регрессу, зарплате. Все остальные кредиторы, арендодатели относятся к 3-й очереди.

Грамотная юридическая помощь

На этой стадии нужно обратиться за помощью к профессионалам. Юристы компании Legalfront помогут составить грамотное заявление и приложить к нему необходимые документы, выписки, чеки, сканированные копии. Они могут сопровождать весь ход процесса. Заявление с подтверждающей документацией, квитанция об оплате госпошлины (6 тыс. руб.) сдаются в канцелярию суда. Если выносится решение о принятии его к производству, предлагается кандидатура на роль арбитражного управляющего.

Конкурсное производство

Если муниципальное предприятие прошло все этапы и не «выздоровело» от долгов, суд признает предприятие несостоятельным и назначает конкурсное производство. Эта стадия – накопление финансовой массы. При этом анализируется возможность соразмерного удовлетворения претензий кредиторов за счет продажи имущества предприятия-должника. При банкротстве муниципального предприятия сначала используется имущество, находящееся под управлением МУП. Если этого недостаточно, на условиях субсидиарной ответственности, продается имущество учредителей.

Торги

Реализация активов производится через торги или открытый аукцион, который организует конкурсный управляющий. Лоты выставляются на интернет-площадках. Участником торгов может быть любое зарегистрированное физическое или юридическое лицо, отправившее заявку. Новым владельцем продаваемого имущества становится представитель любой компании, предложивший самую высокую цену. Торги состоят из 3-х этапов. Сначала ставки повышаются, а потом снижается на 10%. Если не нашлось покупателя в первом и во втором этапе, проходят публичные торги. Такой процесс открывает возможности для покупки имущества компании-должника со значительными скидками. За счет таких торгов любой человек можно выкупить имущество компании-должника, чтобы заняться подобным видом деятельности. Вырученные средства распределяются между кредиторами. В арбитражный суд сдается отчет о проделанной работе с подтверждающими документами. Оставшиеся долги списываются.

Вывод

Если процесс банкротства муниципального предприятия будет организован правильно, МУП избавится от долгов на законной основе. Сделать это можно с грамотным сопровождением юридической компании. На нашем сайте вы найдете статьи на интересующие вас темы, можете заказать услуги профессионального юриста, имеющего опыт в данном направлении.

Положения законодательства

На законодательном уровне процедура банкротства регулируется несколькими нормативно-правовыми документами. Прежде всего, это гражданский кодекс. Конкретно, статья 61 дает определение понятия ликвидации предприятия, описываются варианты процесса ликвидации, и при признании несостоятельности фирмы перед кредиторами. К нижестоящим законодательным актам, посвященным банкротству, относится закон, принятый на уровне Совета Федерации №161 от 14.11.2002 г. «О муниципальных предприятиях». В нем подробно описывается весь процесс образования, работы и окончания деятельности.

Для муниципальных предприятий действуют особые условия банкротства

В законе федерального уровня № 127, принятом тоже в 2002 году 26 октября, регламентируется порядок и особенности процесса банкротства. Банкротство государственных и муниципальных предприятий также фигурирует в этом нормативно-правовом акте. Последние изменения в этом законе вступили в силу 29 октября 2017 года. Некоторые спорные моменты, возникающие при применении этого закона, освещены в Постановлении Высшего Арбитражного суда № 29 от 15.12.2004 г.

Критерии, по которым организацию ликвидируют, как неспособную погасить долги

Несмотря на все отличия унитарной организации от обычной, критерии для признания муниципального предприятия банкротом ничем не отличаются. Таких критериев два:

  • организация в течение трех месяцев не выплачивает заработную плату и выплаты социального характера, имеет налоговую задолженность и не имеет денег для таких выплат;
  • сумма задолженности не менее трехсот тысяч рублей.

Для организаций — коммунальщиков есть еще один дополнительный критерий: неисполнение обещаний перед поставщиками и, следовательно, перед гражданами – конечными получателями услуг.

Кто выступает инициатором процедуры банкротства муниципального предприятия

Сообразуясь с законодательством России и здравым смыслом, можно определить категории физических и юридических лиц, которые имеют возможность обратиться в арбитраж для инициации дела о прекращении деятельности организации в связи с невозможностью оплачивать суммы долга.

  • Сама организация – должник. Если руководство осознает, что сумма долга перед кредиторами превышает обозначенную в законе сумму, и вариантов для положительного разрешения ситуации нет, то руководитель предприятия, заручившись согласием муниципалитета, подает заявление о признании банкротом.
  • Организации – кредиторы. Поставщики природных ресурсов, финансовые организации, поставщики товарно–материальных ценностей, осуществлявшие поставки в кредит. Эта группа подает заявление, после продолжительной, не погашаемой задолженности для взыскания средств за счет муниципального имущества или иным законным способом. Поставщики идут на такие шаги, когда риск получить не всю сумму долга ниже риска полного непогашения, если организация продолжает существовать.
 Обращение в арбитражный суд дает возможность кредиторам вернуть сумму долга
  • Работники МУПа, не получающие оплату за труд или различные пособия установленное законом время. Смысл их действий по признанию организации банкротом – получение своей законной компенсации за труд.
  • Государственные органы. Деятельность организации может быть признана нерациональной. Ее функции передаются другой конторе, с более эффективным управлением.

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.

Унитарные предприятия (МУП и ГУП) относятся по Гражданскому кодексу к определенному типу юрлиц, учредители которых не являются их участниками (по ст. 65.1 ГК). Унитарными организациями, помимо предприятий, считаются также казенные учреждения, фонды и АНО.

По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:

  1. МУП – муниципальные унитарные предприятия.
  2. ГУП – государственные унитарные предприятия.

При этом унитарные предприятия имеют ряд схожих черт с частными коммерческими компаниями:

  1. Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю.
  2. МУП и ГУП отвечают по всем своим долговым обязательствам принадлежащим им имуществом.
  3. Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести субсидиарную ответственность с МУП и ГУП за неисполненные долговые обязательства.

Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях применяются две основные схемы:

  1. Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
  2. Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.

Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от кредиторской задолженности и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.

ГУП и МУП проходят процедуру банкротства по общим правилам 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года, по которым банкротятся все российские предприниматели, юридические и физические лица. Но определенный отпечаток на их банкротство накладывает правовой статус таких предприятий.

Процедура организации, реорганизации и ликвидации МУП опирается на нормы Гражданского кодекса (в частности, ст. 65.1, 113-114) и специального законодательства.

Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Указанный закон содержит такие положения:

  1. Руководитель унитарного предприятия назначается на свою должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами власти). Он не должен быть в числе учредителей другого юрлица, заниматься коммерческой практикой и предпринимательской деятельностью, являться единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой руководства унитарного предприятия является преподавательская, научная и прочая творческая деятельность.
  2. Законодательно накладываются определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не вправе осуществлять целый ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передавать его в залог, продавать, вносить в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
  3. Некоторые сделки с МУП и ГУП, связанные с предоставлением займов, поручительством, получением гарантий, обременениями, договорами простого товарищества, подписываются только с согласия собственника имущества.

Все это направлено на недопущение незаконного вывода активов из компании.

Основания для признания предприятий банкротами

Процесс признания предприятий финансово несостоятельным опирается на положения ст. 65 Гражданского кодекса и ФЗ-127 от 2002 года. На основании положений ст. 65 Гражданского кодекса любое юрлицо может стать банкротом, кроме казенных учреждений, политических партий и религиозных организаций. ГУП и МУП в списке исключений не перечислены, поэтому признаются банкротами на общих основаниях.

Для соответствия унитарного предприятия признакам банкротства оно должно отвечать ряду условий:

  1. Иметь документально подтвержденные долговые обязательства в сумме 300 тыс. р. и более.
  2. Иметь просрочку по срокам погашения долгов с продолжительностью 3 месяца и более.

В сумму долговых обязательств включаются долги перед всеми контрагентами по гражданско-правовым договорам, перед бюджетом по неисполненным налоговым обязательствам и перед работниками унитарных предприятий по зарплате и выходным пособиям.

МУП, которые имеют статус управляющих компаний в сфере ЖКХ, обладают еще одним признаком наступления несостоятельности. Кроме задолженности перед своими кредиторами, они утрачивают способность исполнять свои долговые обязательства перед конечными потребителями-гражданами, а именно не способны поставлять им коммунальные услуги должного качества.

Согласно положениям 127-ФЗ от 2002 года, инициатива о признании предприятия банкротом может быть подана должником, кредитором или уполномоченным органом. Никаких исключений и оговорок относительно МУП и ГУП ГК и 127-ФЗ не содержат. Но с учетом того, что собственником имущества таких учреждений могут стать только региональные или муниципальные власти, то право на обращение в суд о признании банкротства принадлежит только им, а не руководителю МУП или ГУП.

Собственники могут инициировать процедуру банкротства унитарного предприятия, используя механизм ликвидации. Если после решения о закрытии учреждения и подготовки ликвидационного баланса был выявлен факт недостаточности имущества для погашения требований кредиторов, то назначенная ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Но на практике собственная инициатива банкротства МУП или ГУП встречается весьма редко из-за неспособности руководства принимать кардинальные решения без дополнительного согласования с контролирующими инстанциями. Им предстоит заручиться поддержкой высшего руководства, проект ликвидации должен пройти экспертизу на предмет негативных последствий и пр.

Особенности процедуры банкротства

127-ФЗ не содержит принципиальных особенностей банкротства унитарных предприятий, только если они не относятся к числу градообразующих по ст. 169.

С принятием 127-ФЗ, регулирующим процедуру банкротства, у собственников имущества появилась реальная возможность влиять на ход процесса признания финансовой несостоятельности.

Должник оказывает влияние на ход процесса банкротства через реализацию следующего спектра прав:

  1. Подачу ходатайства к собранию кредиторов и арбитражному суду о введении финансового оздоровления. Для этого он должен предварительно заручиться гарантиями погашения предприятием задолженности через реализацию графика.
  2. Включение в план внешнего управления пункта о продаже предприятия, как имущественного комплекса.
  3. Имущество ГУП и МУП, которое подлежит оценке, оценивается оценщиком через предоставление государственным органом по финансовому контролю своего заключения. Это дает дополнительные гарантии для независимой оценки.

В целом при проведении процедуры банкротства по правилам 127-ФЗ с 2002 года позиция должника была усилена, и арбитражный управляющий должен учитывать не только позицию кредиторов при принятии решений.

Принципиальным моментом при инициировании и проведении процедуры банкротства МУП или ГУП является наличие или отсутствие у руководства компании права на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Неоднозначность данного аспекта связана с тем, что руководство таких предприятий обладает только правами оперативного управления и временного владения имуществом должника.

С учетом ст. 9, 30 127-ФЗ и ст. 65 ГК при возникновении признаков неплатежеспособности МУП или ГУП руководитель обязан сообщить об этом факте собственникам имущества (муниципальным и региональным властям). Собственник имущества на основании поступившей информации об угрозе банкротства принимает своевременные меры по восстановлению платежного баланса должника или передает в арбитражный суд заявление о банкротстве.

Если предприятие отвечает признакам несостоятельности, то собственник имущества унитарного предприятия обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве в течение месяца. Если собственник пренебрежет такой обязанностью, то он будет нести ответственность. Она будет заключаться в обязанности возмещения убытков, возникших из-за этого нарушения. Собственник имущества при этом будет нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия.

Пошаговый порядок

Процедура банкротства унитарных предприятий происходит по общему алгоритму, который предполагает прохождение следующих шагов:

  1. В арбитражный суд подается заявление о банкротстве.
  2. В ходе первого судебного заседания поступившее заявление оценивается на предмет обоснованности.
  3. Если предприятие соответствует признакам банкротства, то в отношении него вводится процедура наблюдения. Назначается управляющий в деле о банкротстве.
  4. В ходе наблюдательного этапа анализируется финансовое положение должника, формируется реестр требований кредиторов, и проводится их первое собрание. На первом собрании принимается решение о будущей судьбе должника: о переходе к одной из реабилитирующих процедур (финансовому оздоровлению или внешнему управлению) или к конкурсному производству.
  5. Суд переходит к этапу конкурсного производства, если реабилитирующие процедуры не привели к должному результату, или если суд не нашел потенциала для восстановления платежеспособности должника.
  6. По результатам конкурсного производства происходит погашение требований кредиторов через продажу имущества предприятия на торгах.
  7. После завершения расчетов с кредиторами по результатам формирования конкурсной массы суд выносит постановление о завершении процедуры банкротства. Такое определение становится основанием для исключения сведений об учреждении из ЕГРЮЛ, что фактически означает прекращение его деятельности.

В случае если инициатива о признании предприятия банкротом исходила от ликвидационной комиссии, то потребуется прохождение ряда предварительных этапов перед началом процесса банкротства. В их числе следующие:

  1. Принимается решение собственником имущества унитарного предприятия о ликвидации МУП или ГУП.
  2. Назначается комиссия по ликвидации или единственный ликвидатор. К ним переходят все руководящие функции.
  3. В «Вестнике о госрегистрации» публикуется информация о принятом решении, и указываются сроки для предъявления требований кредиторами, а также адрес для их передачи.
  4. Готовится промежуточный ликвидационный баланс, в котором перечисляются активы унитарного предприятия и его задолженность перед кредиторами. Если был выявлен факт недостаточности имущества для погашения всех долгов, то передается заявление о банкротстве в суд.

Банкротство управляющей компании и погашение задолженности

В ноябре 2017 года Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию предложил постепенно полностью уйти от посредничества управляющих компаний при обслуживании многоквартирных домов, если такое посредничество осуществляется между собственниками помещений в таких домах и существующими ресурсоснабжающими организациями. После того, как эта президентская инициатива начала реализовываться, поднялась очередная волна процедур банкротства существующих управляющих компаний, в связи с чем возник резонный вопрос: как быть с теми задолженностями по счетам, которые есть у собственников помещений в обслуживаемом доме?

Все созданные на территории Российской Федерации управляющие компании на сегодняшний день являются юридическими лицами, которые осуществляют свою деятельность на некоммерческой основе, то есть без возможности получения значительной прибыли, кроме оплаты собственных услуг по управлению и обслуживанию многоквартирного дома. Оплата услуг такой управляющей организации осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме на основании того договора управления, который был заключен на общем собрании собственников жилья. В случае если оплата не поступает в должной мере, возникает задолженность, которая должна быть погашена.

Жилищный Кодекс Российской Федерации говорит о том, что несмотря на признание той или иной управляющей организации банкротом с проведением в полном объеме соответствующей процедуры в отношении такого юридического лица, все имеющиеся задолженности перед такой организацией должны быть погашены в полном объеме, так как в противном случае конкурсный управляющий, назначенный по итогам завершения процедуры банкротства, имеет право инициировать процедуру судебного взыскания существующих долгов (данная возможность предусмотрена действующим российским законодательством в сфере регулирования различных видов экономической деятельности, в том числе в сфере проведения процедуры банкротства).

Если взысканием долгов с неплательщиков не будет заниматься конкурсный управляющий, то на получение таких долгов имеет право новый владелец выкупленной управляющей организации-банкрота.

То же касается и тех случаев, когда речь идет о необходимости выплаты задолженностей за услуги старой управляющей компании, когда произошла ее смена, и новая уже приступила к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Механизм отказа от услуг управляющей компании

От услуг управляющей компании собственники помещений и жильцы того или иного многоквартирного дома могут отказаться в любой момент времени. Однако, для того, чтобы такой отказ с юридической точки зрения был законным, для совершения отказа должны быть в наличии веские основания. В противном случае управляющая компания имеет право оспорить отказ от расторжения с ней договора управления.

Расторжение договора управления с управляющей компанией может быть осуществлено по следующим основаниям:

  • истечение срока действия договора (если собственники помещений в многоквартирном доме не желают больше пользоваться услугами действующей управляющей организации);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей управляющей организацией, если речь идет о тех обязанностях, которые зафиксированы в коллективном договоре управления имуществом;
  • изменение формы управления общедомовым имуществом и механизма обслуживания такого имущества (например, образование товарищества собственников жилья или собственников недвижимости).

Каждое из перечисленных оснований должно быть оформлено в документальном виде (главным документом, подтверждающим законность вынесенного решения о расторжении договора управления, становится протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором отражаются результаты проведенного голосования по имеющемуся вопросу о прекращении сотрудничества с управляющей организацией).

В целом механизм расторжения договора управления выглядит следующим образом:

  • созыв внеочередного общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме с обозначением повестки такого собрания и сообщением о необходимости проведения голосования;
  • проведение собственно собрания с вынесением на очно-заочное голосование вопроса о расторжении договора управления многоквартирным домом с конкретной управляющей организацией;
  • проведение голосования собственников помещений для получения кворума по вынесенному вопросу;
  • подведение итогов и фиксация их в протоколе итогов голосования (протокол подписывается председателем собрания, секретарем и лицом, ответственным за подсчет голосов при проведении очно-заочного собрания собственников
  • оглашение результатов голосования и норм жилищного законодательства, в соответствии с которыми договор управления будет расторгаться (при этом необходимо также довести до сведения жильцов дома информацию о необходимости погашения всех существующих видов задолженности перед управляющей организацией).
При этом до того момента, когда управляющая организация передаст все документы по управлению конкретным домом, жильцы такого дома должны в полном объеме погасить все имеющиеся задолженности перед такой компанией.

В противном случае после перехода к другой управляющей организации или изменении формы управления погашать задолженность перед управляющей организацией придется до полного расчета с ней (срок такого расчета может быть индивидуален и полностью зависеть от того, какой размер имеет конкретная задолженность). Если задолженность не будет погашена в добровольном порядке, управляющая организация, с которой расторгнут договор управления, имеет право на взыскание такой задолженности через суд (если на счетах управляющей организации остались какие-либо денежные средства, переданные им собственниками помещений дома, то суд может наложить арест на эти денежные средства в плане возврата их жильцам или обратить взыскание на эти денежные средства, то есть они не будут возвращены жильцам).

Переход долгов при смене управляющей компании

Жилищный Кодекс Российской Федерации говорит о том, что при изменении управляющей компании имеющиеся задолженности распределяются по-разному.

Так, если речь идет о задолженности жильцов многоквартирного дома перед управляющей организацией за оказание услуг по собственно обслуживанию такого дома, то такие задолженности взыскивать продолжает сменившаяся управляющая организация, с которой был расторгнут договор. Данный вид задолженности не переходит от одной управляющей организации к другой, равно как и в том случае, если договор управления был расторгнут по причине банкротства управляющей организации.

Если речь идет о долгах собственников помещений в доме перед ресурсоснабжающими организациями, то такие долги подлежат переходу в новую управляющую организацию с последующим взысканием их с должников в адрес тех РСО, которые поставляли и поставляют услуги, но не получают плату за них. При этом управляющая организация может (при наличии у нее такого счета и перечисленных денежных средств от жильцов дома на такой счет) погасить имеющуюся задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, а после этого взыскивать такие задолженности с собственно должников с применением имеющихся законных способов взыскания, в первую очередь, судебного механизма.

Этапы процедуры банкротства

Процедура банкротства состоит из нескольких этапов и рассматривается в арбитражном суде.

Заявление

На первом этапе по месту регистрации компании подается исковое заявление. Подать его могут руководитель компании, собственники подконтрольного дома или кредиторы.

В исковое заявление включают:

  • Данные УК
  • Данные истца
  • Бумаги, подтверждающие наличие договоров между истцом и УК
  • Требования истца к УК
  • Имеющуюся сумму долга с расчетом, подтверждающим ее
  • Данные о временном координаторе (если иск подают кредиторы)

Наблюдение

После принятия и рассмотрения заявления назначают дату проведения первого заседания. В его ходе судья рассматривает доказательства, подтверждающие банкротство ЖКХ или УК. Судья может постановить прекратить судебное разбирательство или назначить процедуру наблюдения.

Для наблюдения выбирается временный управляющий (координатор), которые обязан иметь соответствующий аттестат.

Утвержденный на должности управляющего должен:

  • Оповестить сотрудников Единого федерального реестра об инициации процедуры наблюдения, связанной с банкротством УК
  • Провести совещание с кредиторами
  • Проанализировать бюджет управляющей компании, после чего подготовить отчет о полученных результатах

В ходе наблюдения работа УК происходит в обычном режиме и с тем же руководством, которое было в ней до процедуры банкротства.

За 10 дней да завершения наблюдения следует провести собрание кредиторов. На нем оценивается финансовое состояние УК и обсуждается, что делать с компанией. Ходатайство с принятым решением направляется в суд. Ситуация может иметь разную степень сложности, поэтому возможно одно из следующих решений:

  1. Финансовое оздоровление
  2. Внешнее управление
  3. Конкурсное производство

Внешнее управление

В случае, если имеются ресурсы для оплаты долгов компании, но текущее руководство не может их выплатить, вводится внешнее управление. При этом руководитель и его прямые подчиненные отстраняются от занимаемых должностей. После их увольнения руководить компанией будет внешний управляющий. Внешнее управление может длиться не более 18 месяцев. В случае необходимости его продлевают на 6 месяцев.

Кто должен расплачиваться по долгам управляющей компании?

Куда переходят долги управляющей организации? Задолженность перед кредиторами управляющих предприятий никак не связаны с владельцами квартир дома. Жители могут смело продавать собственность и прилегающую территорию. Все владения населения не могут переходить на погашение задолженности УК.

Как только начнется процедура банкротства, и до самого окончания конкурсного производства, все услуги компании оплачивайте на ее старые реквизиты. Плата не производится за ремонт дома и обслуживание придомовой территории и самого дома.

Процесс и этапы процедуры банкротства

Процедуру несостоятельности УК регулирует ГК РФ и ФЗ № 127.

5 этапов процедуры несостоятельности:

1. Ходатайство в судебный орган по месту регистрации организации. Подать иск о несостоятельности УК может ее руководство, кредитор или собственник МКД.

2. Второй этап — это начало судебного разбирательства. Начинаются заседания суда, где идет рассмотрение всех имеющихся оснований для признания несостоятельности. После выносится решение: начать процедуру или прекратить процесс судебного производства. Если вводится процесс наблюдения, судьей будет назначен временный координатор для проведения анализа платежеспособности УК.

3. Наблюдение. Управляющая компания работает в привычном режиме, параллельно координатором идет оценка финансового положения и перспектив хозяйственной деятельности предприятия. Проводится информирование ЕФРС о несостоятельности и открытии процедуры наблюдения и организации собрания кредиторов.

4. Собрание кредиторов. Цель собрания — обсудить итоги проведенного анализа общего финансового положения фирмы, перспективы ее дальнейшей деятельности, варианты выхода из ситуации:

  • финансовое оздоровление, если должник платежеспособен, а руководитель фирмы грамотно ей управляет. Составляют график погашения долгов.
  • внешнее управление. Если у организации имеются финансы, но руководитель не может самостоятельно справиться с погашением долговых обязательств. В таком случае все руководство фирмой передается в руки внешнему управленцу.
  • конкурсное производство. В этом случает нет возможности погашения долгов. Пишется заявление в суд о банкротстве. При его удовлетворении все руководящие процессы фирмой перейдут назначенному судом конкурсному управленцу. Проводится распродажа имущества и с этих средств производят погашение долгов.

5. Ликвидация. В случае, если УК банкрот, и долги погасили при конкурсном управлении, компанию ликвидируют.

Чем грозит жильцам банкротство УК

Чем грозит жильцам банкротство управляющей компании ЖКХ? Это в любом случае изменения для жителей квартир дома. Серьезными проблемами грозить этот процесс не может, но все же кое-что сделать необходимо:

  1. Запросить у суда перерасчёт всех сумм по управлению хозяйством.
  2. Провести собрание жильцов для решения по выбору новой управляющей организации.
  3. Ходатайствовать в орган прокуратуры с просьбой проверки выполнения обязанностей УК, которые фиксируются в соглашении, подписанном с собственниками.

Что происходит после проведения процедуры

После прекращения существования УК подходит к завершению и делопроизводство. По истечению месяца заносят данные о банкротстве организации в Единый реестр. Компания ликвидируется.

На практике случались случаи, когда компания-банкрот продолжает предоставлять свои услуги жильцам. Это бывает в тех случаях, когда население дома выплатило все неустойки. Однако, они очень редки, так как часто долги самой УК намного больше общей задолженности всех этих граждан.

После будет создана новая компания для организации работы коммунального хозяйства. Организацию выбирают сами жители. Подписывается договор и новая организация начинает предоставлять услуги. Долги предыдущей УК к новой не переходят, новая компания назначает свои цены на услуги.

Почему вам могут врать в управляющей компании?

Управляющей компании выгодно собирать все деньги до последнего с вашего дома. До момента ликвидации компании!!! Поэтому до последнего вам могут врать, что даже процедура банкротства — это лишь технические сложности и боятся нечего, в доме всегда будет вода и тепло. Мол домом будут управлять как и раньше.

Да, управлять будут и воду никто никогда не отключит (вы слышали в новостях хоть раз чтобы зимой где-то отключили в жилом (!) доме отопление за долги?), но накопления на ремонт (те самые ежегодные 240000 рублей в нашем примере) вы рискуете уже никогда не получить, особенно страшно тем домам, у кого накоплены миллионы, а ремонт очень давно не делался. Можно ли это как-то решить? Да и ответ есть, перейдет к следующему пункту.

Почему об этом могут молчать чиновники или общественники?

Во-первых, стабильность, лучше хаоса. Чиновники заинтересованы в поддержании стабильности, пусть даже, обманывая или скрывая часть информации. «Ваш дом будут обслуживать до последнего, никто дом не бросит, не бойтесь!!!» — да это так, но накопленные деньги (с ними и ремонт подъезда и двора) вероятно сгорят (пропадут, исчезнут — называйте как хотите)! Об этом молчат все. Более того, если компания уже попала в процедуру банкротства, то, когда вы платите тот же тариф, вы с очень высокой вероятностью потеряете эти самые 20% (или 240000 из нашего примера) и не сможете провести никаких работ в доме (у вас не будет ремонтов, благоустройства, замены труб итд).

Во-вторых, многие прямо или косвенно заинтересованы в развале большой компании, чтобы подобрать дома на обслуживание в свои аффилированные компании. Забрать дом через процедуру собрания, объяснив и доказав качество услуг — сложно, долго. Забрать дом, зачастую, путем обмана (подпишите здесь или завтра у вас отключат отопление, чего не будет точно!) — гораздо проще.

В-третьих, многие общественники не скрывают, что хотят в будущем стать политиками, депутатами более высоких органов законодательной власти. Открыто рассказав всю процедуру (и шаги действий) — можно добавить хаоса, это не очень правильно, не политкорректно, да и опасно с точки зрения карьеры. Многие председатели домов (они тоже ведь общественники) имеют хорошие отношения с управляющими компаниями и не хотят эти отношения терять. В общем, тут рассуждать нет смысла, просто в следующий раз когда слушаете очередное выступление и зная уже информацию из данной статьи — делайте выводы.

Что нужно срочно сделать жителям если компанию признают банкротом?

Эти советы носят рекомендательный характер и помогут вам с минимальными потерями для себя и своего дома выйти из данной ситуации.

1. Узнать сколько денег на счете дома накоплено к этой дате, а также сколько дом «проедает» ежемесячно по строке «Содеражние и ремонт» — без учета накоплений на ремонт.

2. Определиться — на что потратить эти деньги: либо сделать какие-то виды ремонта, либо СНИЗИТЬ КВАРТПЛАТУ! — обязательно оформить это протоколом собрания с указанием конкретных дат для исполнения!

3. Получить результат (либо ремонт, в срок 1-3 месяца, либо снижение тарифа и ежемесячного платежа за ЖКХ). Оттягивать сроки — это как пытаться дать умирающему человеку время чтобы он сказал вам что-то важное потом, например, через полгода или на следующий год.

4. Выбрать новую управляющую компанию (о том, как выбрать компанию мы подробно рассмотрим в отдельной статье), провести собрание, перейти.

5. С умом управлять своим домом в будущем.

Источники

  • https://pravovdom.ru/zhkx/bankrotstvo-upravlyayushhej-kompanii.html
  • https://urstart.ru/bankrotstvo-upravlyayushhej-kompanii/
  • http://calculator-ipoteki.ru/bankrotstvo-mup/
  • http://prosud24.ru/bankrotstvo-municipalnogo-predprijatija/
  • http://tv-bis.ru/bankrotstvo/776-bankrotstvo-predpriyatiy-zhkh.html
  • https://LegalFront.ru/uslugi/bankrotstvo-municipalnogo-predpriyatiya/
  • https://MoyDolg.com/bankrotstvo/yurlica-1/uslovija-bankrotstva-municipalnogo-unitarnogo-predprijatija.html
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/mup-i-gup.html
  • https://pravo.team/nedvizhimost/soderzhanie/uprav-komp/dolgi-pri-smene.html
  • https://m2keep.ru/upravlenie-mkd/bankrotstvo-uk
  • https://gidbankrot.ru/baza-znaniy/prichiny-i-etapy-bankrotstva-upravlyayushhih-kompanij-kuda-perehodyat-dolgi-naseleniya
  • http://domscanner.ru/article/22

[свернуть]