Банкротство коммерческих организаций (несостоятельность) — диагностика вероятности, риски, особенности

Закон о банкротстве предприятия

Процедура признания несостоятельности юридического лица опирается на ФЗ-127. Последняя редакция принята в 2002 г. И затем в него не вносились существенные правки, которые изменяли порядок признания компании банкротом. Если только не считать последние изменения 2015 г., позволившие наряду с юридическими лицами и ИП банкротиться рядовым физическим лицам.

Отдельные нормы банкротства юрлиц также содержатся в Гражданском кодексе и Конституции.

Анализ риска

Одно из главных направлений в хозяйственно-экономической деятельности коммерческой организации — минимизировать риски возникновения неплатежеспособности и, как следствие, несостоятельности.

Иначе предприятие не только ни упустит прибыль, но и нанесет ущерб свои контрагентам и кредиторам.

Анализ риска – это мероприятия по диагностике степени угрозы наступления неблагоприятных последствий, оценки хозяйственной деятельности организации.

Риск банкротства коммерческой организации связан с финансовыми и юридическими последствиями, вплоть до ликвидации фирмы и исключения его их ЕГРЮЛ.

Правовое регулирование деятельности коммерческих организаций происходит благодаря законам «Об организациях с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)»

Цели и виды банкротства

Сразу скажу, что банкротство как факт не освобождает от долгов. Финансовая несостоятельность фирм и граждан – это возможность выполнить обязательства по долгам альтернативными способами и хотя бы частично освободиться от давления со стороны кредиторов.

Пока должник обладает недвижимым и движимым имуществом, он будет продолжать рассчитываться по долгам, пока не погасит их полностью. Другое дело, что форма погашения задолженности будет принципиально иной.

Для предприятий долгосрочной целью банкротства является либо закрытие, либо кардинальная реорганизация бизнеса. Частные лица инициируют процедуру несостоятельности с целью прекратить прогрессирующий рост долгов по кредитам.

В настоящее время наблюдается массовый кредитный дефолт – люди, которые в своё время набрали потребительских и ипотечных займов, в период кризиса испытывают трудности с выплатой долгов.

Если говорить простым языком, доходы населения упали, стоимость жизни возросла, а долговые обязательства стали трудновыполнимыми.

Не улучшились дела и юридических лиц: кризис последних лет привёл к разорению множество компаний, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

Я как рядовой гражданин лично наблюдаю чуть ли не ежеквартальную смену вывесок в офисном здании напротив окон собственной квартиры – предприятия въезжают в новое помещение и уже через несколько месяцев сворачивают свою деятельность ввиду банкротства.

Есть несколько видов банкротства:

  1. Реальное банкротство – когда компании не могут восстановить свою платежеспособность самостоятельно в результате финансовых потерь. У предприятий просто нет капитала, чтобы вести полноценную деятельность.
  2. Временное банкротство (оно же условное) – когда активы предприятия повышаются, а пассивы наоборот. Такое происходит, если, например, у компании скопились излишки нереализованной продукции.
  3. Ложное банкротство. Намеренное объявление о своей несостоятельности с целью ввести в заблуждение кредиторов или добиться с их стороны послаблений и льгот. Данный вид деятельности преступен и чреват уголовной ответственностью.
  4. Умышленное банкротство – ещё один вид противоправных деяний. Преднамеренное банкротство осуществляется владельцами компаний с целью личной наживы или в интересах других лиц.

Задача судебных органов – как раз понять, с каким видом банкротства они имеют дело и инициировать соответствующую правовую процедуру.

Признаки банкротства коммерческой организации

Организация признается несостоятельной при наличии следующих условий:

  • Коммерческая организация неспособна своевременно и полностью удовлетворять требования кредиторов по платежам;
  • Коммерческая организация неспособна выполнять свои обязательства по обязательным платежам, налогам, сборам и иным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Неплатежеспособность юридического лица должна быть непрерывной на протяжении 3 месяцев с момента наступления времени исполнения платежей (для стратегических предприятий – 6 месяцев), а размер долговых обязательств должен превышать сумму в 100 000 рублей.

Из указанных условий признания коммерческой организации банкротом вытекает, что основным признаком несостоятельности является неспособность удовлетворять платежные требования кредиторов по оплате товаров, работ или оказанных услуг. При этом, юридическое лицо не может быть признано несостоятельным, если оно не в состоянии оплатить задолженности по штрафам, пени, неустойки или иные штрафы.

Признание юридического лица несостоятельным происходит либо по заявлению руководителя юридического лица (добровольное объявление несостоятельности), либо согласно искового заявления, поданного в арбитражный суд.

Кто может подать на банкротство компании?

Инициатива о признании юридического лица банкротом может исходить как от руководства компании и ее учредителей, так и от кредиторов (физических лиц-инвесторов или других организаций), Налоговой инспекции и внебюджетных фондов, персонала при существенной просрочке по зарплатным платежам, а также уполномоченных госслужб и прокуратуры. Таким образом, подать на банкротство может любая сторона, заинтересованная в возврате положенных ей денежных средств или решении проблемы долговых обязательств (не всегда через ликвидацию, возможно и через восстановление платежеспособности).

К сведению
Для кредиторов и налоговиков объявление о банкротстве юридического лица – это право, не обязанность. Они могут реализовать его по собственному желанию. Некоторые кредиторы не заинтересованы в инициации процедуры несостоятельности, т.к. шансы получить назад свои деньги у них будут минимальны. Другие же сознательно начинают процесс банкротства для устранения неугодного конкурента.

Руководители компании в некоторых ситуациях обязаны подать иск о своем банкротстве в суд. Это необходимо сделать в течение 30-ти дней после того как руководству станет известно о невозможности обеспечить выплаты по обязательствам с учетом финресурсов и нематериальных активов.

Если инициатива банкротства исходит изнутри от руководства компании, то оно лишается возможность назначать собственную кандидатуру управляющего.

Стадии банкротства юридического лица

Банкротство юридического лица начинается с подачи заявления участником процесса в Арбитраж. Здесь поступивший иск будет оцениваться на правомерность и наличие оснований для признания компании банкротом.

Если исковое заявление будет удовлетворено и в отношении должника будет начата процедура банкротства то в ходе нее юрлицо сможет пройти несколько стадий:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление/внешнее управление;
  • мировое соглашение;
  • конкурсное производство.
К сведению
Стоит отметить, что указанные здесь стадии не являются обязательными для всех компаний. Так, стадии реабилитации должника будут введены только при наличии у кредиторов и суда оснований полагать, что юрлицо имеет шансы на восстановление платежного баланса.

Тогда как заключение мирового соглашения между сторонами процесса банкротсва – большая редкость исходя из сложившейся практики.

Наблюдение

Наблюдение — первая процедура, применяемая в рамках дела о банкротстве. Она проводится в целях сохранения имущества должника. Во время процедуры проводится анализ финансового состояния предприятия, составление реестра кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве

Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.

Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:

Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.

Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.

Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.

Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.

Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.

Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.

Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т.д. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.

На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.

В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

1. Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.

К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.

2. Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.

Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.д.

3. Выбор процедуры банкротства.

После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.

4. Привлечение внешнего реестродержателя.

Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.

5. Созыв комитета кредиторов.

Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.

От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.

Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.

Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.

Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.

Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет реабилитационный характер. Цель этой процедуры — восстановление платежеспособности должника и погашение требований кредиторов в соответствии с графиком.

Процедура финансового оздоровления вводится только в том случае, когда кем-то предоставлено обеспечение погашения требований кредиторов. Обеспечение осуществляется в виде залога имущества, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и т.д.

Максимальный срок проведения процедуры финансового оздоровления — два года.

Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет арбитражному управляющему и в суд план финансового оздоровления и график погашения долгов. Арбитражный управляющий проводит собрание, и если собранием принимается соответствующее решение, суд вводит процедуру. После этого предприятие продолжает работать по плану и графику, отчитываясь арбитражному управляющему. Важно отметить, что работа продолжается без арестов, блокировок, исполнительных производств, пеней и штрафов.

Руководитель компании сохраняет свои полномочия. Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления незначительны (также, как и в процедуре наблюдения).

В процедуре финансового оздоровления арбитражного управляющего называют административным управляющим. Его кандидатура утверждается арбитражным судом.

Как и в наблюдении, роль арбитражного управляющего в этой процедуре скорее «созерцательная». Он не принимает большого участия в работе должника.

Административный управляющий рассматривает отчеты органов управления, осуществляет контроль над выполнением графика погашения задолженности, предоставляет информацию собранию кредиторов. В случае неисполнения графика погашения задолженности он требует от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения обязанностей.

На первый взгляд, процедура интересная, но на практике она применяется крайне редко. Фактически все упирается в обеспечение. Возникает естественный вопрос: если кто-то готов поручиться за должника и заинтересован в восстановлении его платежеспособности, зачем ему вносить обеспечение и входить в процедуру банкротства? В этом случае компаниям проще договориться между собой напрямую и рассчитаться с кредиторами. Это сэкономит время и деньги на процедуру банкротства.

Чтобы процедура финансового оздоровления использовалась чаще, законодатели сейчас работают над повышением ее привлекательности.

Внешнее управление

Внешнее управление — еще одна реабилитационная процедура в рамках дела о банкротстве. Цель процедуры — позволить предприятию восстановить свою жизнеспособность и рассчитаться с долгами под руководством внешнего управляющего. Именно так называется арбитражный управляющий, назначенный для проведения внешнего управления.

Срок проведения внешнего управления не может превышать двух лет (так же, как и при финансовом оздоровлении).

Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления состоит в том, что руководитель предприятия отстраняется от своей должности, а руководство компанией возлагается на внешнего управляющего. При этом участники (учредители) компании очень сильно ограничены в своих правах. Их основная функция — поиск денежных средств для погашения требований кредиторов.

Внешний управляющий в процедуре внешнего управления:

  • принимает документы и имущество должника;
  • составляет план внешнего управления, согласовывает этот план с собранием кредиторов, после чего утверждает в суде;
  • работает в соответствии с планом для того, чтобы оздоровить предприятие. Собрание кредиторов контролирует эту работу.

Процедура внешнего управления вводится гораздо чаще, чем финансовое оздоровление. К сожалению, к полному погашению требований кредиторов и восстановлению нормальной работы предприятия она приводит далеко не всегда. Многое здесь зависит от действий внешнего управляющего и настроя кредиторов.

Конкурсное производство

Конкурсное производство — единственная предусмотренная законом процедура, направленная на ликвидацию предприятия—должника. Вместе с тем, во многих банкротных делах эта процедура является самой важной.

Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев. Может продлеваться неограниченное количество раз.

Известны банкротства, в которых конкурсное производство длится больше 5 лет.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, после его завершения считаются погашенными.

Перейти на конкурсное производство можно непосредственно после наблюдения, а можно после финансового оздоровления или внешнего управления, если эти оздоровительные процедуры не дали результата.

Именно после открытия конкурсного производства предприятие официально признается банкротом. До этого момента оно не считается банкротом, несмотря на то, дело о банкротстве возбуждено.

Через два месяца после публикации в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ окончательно закрывается реестр кредиторов. Кредиторы, которые не успевают подать заявление о включении в реестр в этот срок, не имеют права голосовать на собрании и их требования удовлетворяются в последнюю очередь.

Во время конкурсного производства руководитель отстраняется от управления. Общее собрание теряет почти все свои полномочия, как и в случае с внешним управлением.

Арбитражный управляющий на этапе конкурсного производства называется конкурсным управляющим. Вот, что он делает:

  • анализирует финансовую деятельность должника (если данный анализ не проводился ранее);
  • ищет и оспаривает подозрительные сделки;
  • при необходимости оценивает и продает имущество должника;
  • при наличии оснований привлекает руководителя и учредителей должника к ответственности — в том числе субсидиарной, по долгам компании.

После того, как арбитражный управляющий продаст все имущество и соберет долги, он переходит к удовлетворению требования кредиторов. Естественно, полное погашение долгов происходит редко.

По статистике в России удовлетворяется от 3 до 7% требований кредиторов третьей очереди (в третьей очереди находится подавляющее число кредиторов).

После того, как средства должника распределены, остается только выполнить ряд формальностей — сдать дела в архив, сдать ликвидационную бухгалтерскую отчетность, отчитаться в судебном заседании о проделанной работе.

В срок от 30 до 60 дней после принятия решения о завершении конкурсного производства суд направляет решение о завершении в налоговую инспекцию. На основании этого решения налоговая инспекция исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

Повторю ключевую фразу: долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными. Кредиторы могут со спокойной совестью списать долги как безнадежные к взысканию, а руководство должника вздохнуть спокойно (если, конечно, руководителей не привлекли к ответственности).

Мировое соглашение

На любом этапе должник и кредиторы могут договориться о прекращении процедуры банкротства и заключить мировое соглашение. После этого предприятие продолжает работать и рассчитываться по долгам на условиях, которые были приняты собранием кредиторов.

Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно рассчитаться с долгами.

Но если мировое соглашение не исполняется, кредиторы или ФНС могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с той точки, на которой соглашение было принято — например, сразу с конкурсного производства.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения принимается на собрании кредиторов большинством от общего количества голосов. Оно заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке/сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

Мировое соглашение может содержать:

  • Положения о прекращении обязательств путем предоставления отступного, обмена требований на доли в УК и акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга и т.д.
  • Положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
  • Положения об уменьшении размера процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Условия мирового соглашения для голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для тех, кто голосовал за него. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Роль суда в процедуре

Это надзорная инстанция, которая следит за законностью всех действий, назначает управляющих на всех этапах, принимает жалобы, выносит конечные вердикты на основе отчетности.

Обязанности участников

Выявив признаки банкротства коммерческих организаций, а также в его процессе, их руководство обязано:

  • Предпринимать меры по предупреждению финансовой несостоятельности и восстановлению платежеспособности до момента обращения в суд. Это включает досудебную санацию (субсидирование), кредитование, реорганизацию.
  • Проинформировать учредителей организации о сложной финансовой ситуации.
  • Учредители и руководство должно принять все меры, чтобы исключить банкротство и не способствовать фиктивному (злостному) банкротству, поскольку такие деяния наказуемы вплоть до уголовной ответственности.
  • Подать иск в арбитражный суд с просьбой о признании предприятия банкротом в сроки, установленные законом. Инициатором могут быть не только кредиторы, но и сам должник, тогда банкротство называется добровольным. Последний случай уместный, когда кредиторы желают сохранить предприятие и реабилитировать его.

В процессе самой процедуры и ее этапов участники должны придерживаться закона, а именно:

  • Руководитель, бухгалтер, уполномоченные управляющие лица, в распоряжении которых есть информация об имуществе и средствах коммерческой организации – предоставить ее арбитражному управляющему, не препятствовать включению имущества в конкурсную массу. За сокрытие имущества, информации о нем, фальсификации учетных и других документов предусмотрено уголовное наказание или административные санкции.
  • Не препятствовать деятельности, не создавать помехи арбитражному управляющему, ликвидационной комиссии.
  • Арбитражный управляющий или глава ликвидационной комиссии обязан придерживаться очередности выплат кредиторам, не предоставляя никому незаконных преимуществ перед другими, сформировать план погашения задолженности, придерживаться сроков процедур, исключить неэквивалентные сделки с имуществом в ущерб кредиторам и предприятию. А также провести собрание кредиторов, сформировать их реестр.
  • Процедура подлежит обнародованию. Инициаторы банкротства и арбитражный управляющий обязаны обеспечить своевременную публикацию объявлений о банкротстве в издании для официальной публикации – газете «КоммерсантЪ» или внести данные в Единый реестр сведений о банкротстве. Обнародованию подлежит не только факт признания предприятия банкротом, но и каждая стадия процедуры.

Арбитражный управляющий обязан публиковать за счет должника итоги по каждой процедуре на протяжении 10 дней после ее завершения.

Что делать с персоналом?

Сотрудники фирмы, в отношении которой было инициировано дело о банкротстве, продолжают исполнять свои должностные обязанности, получать зарплату, другие льготы, предусмотренные трудовым законодательством. Но руководителя обычно беспокоит вопрос: что делать с работниками?

Ст. 81 ТК РФ предусматривает, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем, если организация находится на стадии ликвидации.

При увольнении работник получает все необходимые платежи, включая выходное пособие в размере его среднего двухмесячного заработка. При приеме на работу сотрудника конкурсным управляющим необходимо соблюдать требования пенсионного, страхового законодательства и решений судов – удерживать алименты с работника, вносить за него страховые, пенсионные взносы и др. платежи.

Арбитражный управляющий – центральная фигура в деле о банкростве

Деятельность Арбитражного управляющего должна быть подчинена принципам:

  • беспристрастность;
  • объективность;
  • независимость.

Закон его наделяет специфическими правами и обязанностями, дающие ему полномочия в реализации процедур банкротства и, одновременно, ограничивающие во избежание нарушений.

Обязательное условия для данного участника дела о банкротства:

  • гражданство РФ;
  • членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • регистрация в качестве ИП;
  • законченное высшее образование;
  • сдача экзамена в области подготовки арбитражных управляющих;
  • наличие стажа в качестве помощника АУ длительностью 6 месяцев;
  • наличие договора страхования, если будут иметь случаи причинение вреда другим участникам дела о несостоятельности.

Арбитражный управляющий, участвуя в процедурах банкротства коммерческих организаций, наделяется правами:

  • обращаться в Арбитражный суд с прописанными ФЗ-№127 заявлениями;
  • созывать комитет и собрание кредиторов;
  • получать вознаграждение за свою работу (его деятельность попадает под категорию предпринимательской: он получает вознаграждение из имущества банкрота, а при недостаточности этого имущества существует риск не получить вознаграждение);
  • привлекать для решения вопросов иные лица с оплатой их деятельности из имущества должника в соответствии с нормами ФЗ «О несостоятельности»;
  • делать запросы у государственных, муниципальных органов, юридических лиц информации о должнике;
  • подать заявление в арбитражный суд об освобождении его должности.

Обязанности АУ в реализации процедур банкротства:

  1. Защищать имущество должника и принимать для этого необходимые меры.
  2. Проводить анализ хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия.
  3. Создавать и вести реестр требований кредиторов.
  4. Сообщать о случаях административных нарушений в соответствующие органы, если они были им обнаружены.
  5. Адекватно и разумно осуществлять расходы при исполнении возложенных на него обязанностей.

Банкротство юридических лиц, таблица

Для подведения итогов закрепим полученный в статье материал. Кратко обозначим и скомпилируем информацию.

Конкретный этап, реализуемый на данный моментДоступно ли директору, а также учредителем фактическое руководство собственным предприятиемУправляющийСрок
МониторингВступают в силу некоторые небольшие ограниченияВременныйДо полугода
СанацияСерьезные ограниченияВременный или административныйДо двух лет
Внешнее управлениеПолная передача правВнешнийВ стандартном режиме 18 месяцев, но возможно продление до 2,5 лет по требованию
Реализация конкурсной массы с молоткаРуководитель не участвует в процессеКонкурсный или внешнийЗачастую финальный срок – 6 месяцев. В случае особо неликвидного имущества – год

Как проходит упрощенная процедура банкротства

Допускается проведение упрощенной процедуры – фирма ликвидируется в кратчайшие сроки с минимальными финансовыми потерями для собственника.

Обычно такую схему используют небольшие предприятия с минимальными активами в виде имущества и денежных средств. Срок ускоренной ликвидации – 5-7 месяцев.

Никаких попыток санации и внешнего управления. После оперативного анализа бухгалтерских и финансовых бумаг фирмы суд принимает решение о ликвидации субъекта и переходит к конкурсному производству.

Банкротство сельскохозяйственных организаций: особенности процесса

Признание финансовой несостоятельности юридических лиц – это в любом случае процедура достаточно сложная, состоящая из множества нюансов. Кроме того, юрлица бывают нескольких видов, для каждого из которых подразумеваются свои условия банкротства. Одной из наиболее запутанных процедур является признание несостоятельности сельскохозяйственных организаций, поскольку во время прохождения процесса учитываются множество дополнительных факторов.

Под сельскохозяйственной организацией необходимо понимать юридическое лицо, которое получает более 50 процентов от общей прибыли за счет производства или производства и последующей переработки сельхозпродукции. Кроме того, к этой категории могут быть отнесены и рыболовецкие артели, если более 70% полученной прибыли приносит реализация выловленных ресурсов и продуктов их переработки.

Общие положения

Банкротство сельскохозяйственных предприятий происходит по схеме признания финансовой несостоятельности юридических лиц, однако имеет некоторые особенности, поскольку является исключением из правил. Регулируется процесс положениями Федерального закона № 127 «О банкротстве» (статьи 177-179).

Отличия процесса

Как и все процедуры банкротства, признание финансовой несостоятельности данной категории юрлиц включает этапы наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и, если платежеспособность не восстановлена, конкурсного производства, однако на каждом этапе учитываются внешние факторы, которые влияют на прибыль компании. К таким факторам относятся:

  1. сезонность получения прибыли (зависит от специализации предприятия);
  2. климатические условия региона (с учетом возможных форс-мажорных обстоятельств);
  3. перспективы получения прибыли в конце сезона.

Данные факторы учитываются арбитражным управляющим в процессе проведения анализа деятельности организации на всех этапах процесса.

Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве

Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель. Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.

На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:

  • образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
  • срок ее превышает 3 месяца.

С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:

  • сама организация;
  • ее контрагенты, кредиторы;
  • органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.

Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):

  1. Наблюдение. На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации. Учитываются фактор сезонности, времени сбора урожая или получения иной сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, рыночная ситуация, способствующая либо препятствующая получению достаточного для выхода из кризиса дохода. Намечаются меры по финансовому оздоровлению.
  2. Финансовое оздоровление, экономическая оптимизация хозяйства. Длится до момента окончания этапа производственных работ, по завершении которого может быть получена продукция к реализации, имеющая характер сырья либо уже переработанная до соответствующего рыночным потребностям состояния. Форс-мажорные обстоятельства — неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, эпидемии с/х животных — учитываются при определении времени этапа оптимизации. Он может быть продлен на срок до года.
  3. Введение внешнего управления. Ему подконтролен процесс реализации продукции до завершения с получением дохода от продажи. Внешний управляющий наделяется полномочиями не более чем на 2 года, если не возникнет форс-мажор. Указанное обстоятельство может стать причиной продления внешнего управления не более чем на один год. Нередко на данном этапе возникают перспективы получения государственной помощи предприятию-банкроту, позволяющему более эффективно преодолеть возникший кризис. Об этом говорит ФЗ №260 от 25-07-11, ст. 8. В ней перечислены риски, страхование которых поможет получить с/х предприятию государственную помощь в случае гибели урожая или поголовья животных. Внешнее управление предполагает устранение прежнего руководства организации от исполнения его функций.

На заметку! Понятие финансового оздоровления сельскохозяйственной организации в ходе признания ее банкротом следует различать с финансовым оздоровлением согласно ФЗ №83 от 09-07-02 г., проводимым по определенным методикам и основывающимся на соглашении между должником и кредитором. К банкротству указанное явление прямого отношения не имеет.

Особенности банкротства в сельском хозяйстве и его правовых процедур

Как уже отмечалось выше, важнейшим фактором, который следует учитывать в процессе банкротства сельскохозяйственного производителя, является сезонность производства. Помимо этого основные фонды (земля, постройки, сооружения, производственные мощности), иное ценное имущество, предназначенное, как правило, для производства исключительно сельскохозяйственной продукции, имеет узкую область применения, что влияет на их продажную стоимость.

В случае если наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление не принесли желаемых результатов и экономическая ситуация банкрота не улучшилась, закон позволяет ввести арбитражное управление, в судебном порядке. Чтобы расплатиться с кредиторами, приходится учитывать в том числе и рыночную ценность имущественных комплексов и отдельных объектов.

Арбитражный управляющий готовит имущество на торги. Управляющий имеет право продать все объекты единым лотом в целях недопущения разрушения единой инфраструктуры производства, наиболее эффективного для его последующего использования, если на первичных торгах заявки на него отсутствовали. Если лот не продан, то имущество делится на части, для повторной продажи – публичным предложением (ФЗ №127, ст. 139-4). Цену на имущество снижают и продают лоты тому, кто первым согласен купить их по объявленной цене.

Важное значение имеет определение рыночной цены лотов, отвечающей интересам банкрота и его кредиторов, исключающей злоупотребления и разного рода «договорные» сделки.

На заметку! Вырученные средства прежде всего направляются на оплату работы управляющего. Затем, в соответствии с законом, погашаются долги в фонды, по налогам, по оплате труда и иным аналогичным выплатам и т.д. Если средств от продажи не хватает для полного погашения долгов кредиторам, выплаты производятся пропорционально суммам заявленных им требований.

Организации, занимающиеся производством и переработкой продукции сельского хозяйства, имеют преимущественное право покупки таких активов. В частности, законом определено преимущественное право покупки сельскохозяйственных имущественных объектов, например, земель, теми сельхозпроизводителями, которые территориально граничат с банкротом. Арбитражный управляющий обязан поставить их в известность о дате и условиях проведения торгов в первоочередном порядке.

У кредиторов и организации-банкрота есть возможность заключить мировое соглашение на любом этапе процедуры банкротства, в письменной форме. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, должен утвердить документ (ст. 150 ФЗ №127). Мировое соглашение требует участия в его подписании арбитражного управляющего только после получения им полномочий, в соответствии с законом.

На заметку! Кроме кредитора и должника-банкрота (его представителя), в заключении мирового соглашения может принять участие третье заинтересованное лицо, принимающее на себя права и обязанности по этому соглашению (ст. 150-3 ФЗ №127).

Применяемые процедуры банкротства в отношении сельхоз организаций

На стадии наблюдения проводится анализ текущего положения предприятия, характер сезонной работы, складывающиеся природно-климатические условия, а также возможность погашения долгов перед кредиторами в период выполнения сельскохозяйственных работ.

Продолжительность финансового оздоровления может длиться до окончания сезонных работ, а также учитывая тот период, который будет потрачен на реализацию выращенной продукции. Исключением из общего срока по оздоровлению может послужить время в течение, которого произошли спад в сельском хозяйстве, форс-мажорные обстоятельства, на период которых допускается продление данной процедуры, но не более чем на один год.

Порядок внешнего управления организуется в период окончания сезонных работ и до завершения работ по реализации выращенной продукции. Срок внешнего управления по совокупности не должен превышать трех месячный срок по истечении двухлетнего периода управления. Однако во внимание может быть обращен факт форс-мажорных обстоятельств, исходя из которых срок управления, может быть увеличен еще на один год.

Неточности в законодательстве

Закон, регулирующий признание финансовой несостоятельности юридических лиц, относящихся к сельскохозяйственным организациям, имеет некоторые неточности, главными из которых являются:

  1. Если имущество приобретает юридическое лицо, воспользовавшись приоритетным правом выкупа, нет четкого определения, что делать с ценой – будет реализация происходить по оценочной стоимости или же арбитражный управляющий имеет право цену повысить.
  2. Также закон не определяет последствия пренебрежения правом преимущественного выкупа имущества.

На каких основаниях возможно банкротство кооператива?

Инициирование процедуры банкротства кооператива невозможно без веских оснований.

Исходя из положений ст.189.16 №127 ФЗ такими основаниями являются:

  1. Размер долга перед кредиторами от 100 000 рублей и выше. Условия о выплате долгов не выполняются в течение двух недель с даты их наступления.
  2. Если КПК не в состоянии в течение двух недель со дня вступления в законную силу судебного решения вернуть долг.
  3. Банкротство кооператива возможно, если общая цена за имущество КПК меньше его задолженности перед кредиторами.
  4. Если временная администрация не смогла сделать КПК финансово платежеспособным.

Кроме того, ст.189.2 Закона №127-ФЗ приводит второстепенные основания, позволяющие признать кооператив банкротом.

Должны быть выполнены следующие условия:

  1. Должны быть зафиксированы нарушения законодательных положений касательно функционирования КПК и финансовых учреждений, в общем.
  2. Контрольная инстанция должна вынести предписание о том, что данный кооператив больше не имеет права работать.

Контрольный орган КПК – это Федеральная служба по финансовым рынкам ФСФР. Именно так прописано в правительственном постановлении от 29-го августа 2011-го года № 717.

Что представляет собой КПК?

Кредитный потребительский кооператив – это когда физические лица создают объединение с целью защитить свои финансовые интересы.

Основание для такого процесса – это участие на добровольных началах, а также внесенный членский взнос. В основе объединения членов КПК может «лежать» территориальный, профессиональный либо другой принцип.

Основная цель создания любого КПК – оказание финансовой взаимопомощи.

Кооператив – это учреждение некоммерческого типа. КПК действует следующим образом –один из участников организации одалживает свободные деньги другому, которому они срочно нужны.

Банкротство кооператива – это когда юридическое лицо не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства. Банкротство по-другому – это финансовая неплатежеспособность.

С 2011-го действует следующее требование – любое КПК должно быть частью определенной СРО. Таким образом, пайщики и сами займодатели получают дополнительные гарантии. Отдельные законодательные положения, прописывающие процедуру банкротства КПК, пока еще не разработали.

Основания для проведения процедуры банкротства

Процедура банкротства вне зависимости от того, идет ли речь о юридическом лице, в том числе о кредитном потребительском кооперативе, либо о физическом лице, представляет собой процедуру, в рамках которой происходит признание должника финансово несостоятельным, например, по причине невозможности погашения имеющихся задолженностей перед различными группами кредиторов.

Для того чтобы признать финансово несостоятельным кредитный потребительский кооператив, необходимо определить наличие следующих условий:

  • неоднократное неудовлетворение требований кредиторов, если такая ситуация повторяется на протяжении последних шести месяцев;
  • неоднократное неисполнение требований кредиторов по совершению обязательных платежей в течение трех дней с даты возникновения таких платежей;
  • допуск снижения собственных средств более, чем на двадцать процентов, по сравнению с максимальной их величиной за последние двенадцать месяцев, если такой допуск одновременно сопровождается нарушением нормативов Центрального Банка России в отношении достаточности средств;
  • выявленное неоднократное нарушение установленных Центральным Банком России нормативов в отношении своего финансового состояния, если такие нарушения зафиксированы за период в двенадцать месяцев с даты первого зафиксированного нарушения;
  • официально оформленный запрет, вынесенный контрольными органами, на осуществление привлечения денежных средств кредитным кооперативом, а также на включение в свой состав новых членов (то есть пайщиков) и на выдачу займов уже существующим членам.

При этом, чтобы процедура банкротства была признана законной, с точки зрения ее начала, необходимо наличие хотя бы одного из перечисленных признаков.

Кто может выступить в качестве инициатора?

Законодательные положения говорят о том, что правом на подачу заявления о финансовой несостоятельности КПК обладают:

  • Непосредственно сам кредитор, если КПК должен ему более 100 000 рублей, а временной интервал просрочки составляет более двух недель.
  • Уполномоченная инстанция – при наличии обладающего законной силой судебного решения о взыскании с кооператива долга. Естественно, решение должно вступить в силу более 14 дней назад.
  • Контролирующая инстанция – ФСФР (если есть ходатайство СРО, в состав которого и входит неплатежеспособный КПК).

Этапы процедуры

Если выявлены признаки, в соответствии с которыми должно быть подано заявление в арбитражный суд о проведении процедуры признания финансово несостоятельным юридического лица-должника, такое заявление должно быть подано в течение одного месяца (то есть тридцати дней) с момента установления таких признаков. После принятия такого заявления начинается собственно процедура признания кооператива банкротом:

  • первым этапом становится введение наблюдения. В отличие от банкротства иных видов юридических лиц наблюдение в отношении кредитного потребительского кооператива сопряжено с запретом на выплату любых паевых взносов членам такого кооператива, даже если такие взносы связаны с выходом пайщика из состава кооператива. На этапе наблюдения проводятся те мероприятия, которые арбитражный управляющий посчитает необходимыми для определения фактического положения дел внутри организации, в том числе в отношении его финансового состояния и возможности проведения расчетов с кредиторами;
  • в отличие от других видов юридических лиц процедура банкротства кредитного потребительского кооператива связана с введением временной администрации, которой полностью передаются все функции по руководству деятельностью кооператива. Главной целью введения временной администрации является попытка стабилизации финансового состояния компании. Для этого производится реструктуризация долгов, а также происходит наложение моратория на проведение мероприятий, направленных на исполнение вынесенных решений суда по исполнительным листам;
  • в том случае, если финансовое оздоровление на этапе временной администрации не возымело своего эффекта, по решению арбитражного суда вводится стадия конкурсного производства, на которой будет осуществлена продажа всего имеющегося у кооператива имущества с целью покрытия имеющихся долгов и выплата паевых взносов членам кооператива, которые заявили свои требования для включения их в реестр требований кредиторов. В том случае, если имущества кооператива будет недостаточно для погашения всех имеющихся задолженностей перед кредиторами, а также было установлено, что банкротство произошло по вине руководителя компании или ее учредителей, то по заявлению временной администрации или арбитражного управляющего они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. После завершения процедуры конкурсного производства кредитный потребительский кооператив будет признан ликвидированным, а в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена соответствующая запись.

К каким последствиям приводит банкротство кооператива?

В банкротстве КПК есть и отрицательные (причем для каждой из сторон) моменты.

Для вкладчиков

Погашение долга КПК перед пайщиками осуществляется строго по очереди, которая закреплена в 127-ФЗ.

В Федеральном законе прописано следующее:

  1. Удовлетворение требований граждан – пайщиков и кредиторов КПК – это вторая очередь (при сумме вклада не более 1 400 000 рублей).
  2. Если сумма долга кооператива перед вкладчиком – свыше 1 400 000 рублей, ее будут удовлетворять в третью очередь.

Еще в третью очередь происходит удовлетворение следующих требований:

  1. Требований вкладчиков – юридических учреждений – если основанием их возникновения является договор займа.
  2. Иных кредиторов кооператива.

Другие последствия идентичны стандартному юридическому учреждению:

Банкротство кооператива предполагает реализацию имущества КПК с помощью торгов. Таким образом, удовлетворяются кредиторские требования.

Субсидиарная ответственность

Если все имущество КПК реализовано, а денежных средств для удовлетворения требований кредиторов все равно не хватает, действующие участники кооператива, а также вышедшие из организации за шесть месяцев до подачи заявления о финансовой несостоятельности, несут субсидиарную ответственность перед вкладчиками. Данное положение прописано в статье ст. 189.6 Закона № 127-ФЗ.

Наступление ответственности происходит в пределах той части, которая была взносом. Эту ответственность предписывает не только вышеобозначенный Закон №127-ФЗ, но и Закон № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Если руководство кооператива будет признано виновным, его могут привлечь к административной (а иногда и к уголовной) ответственности. Произойдет это в том случае, если арбитражный суд выявит действия (либо бездействие), ставшие причиной финансовой несостоятельности кредитного кооператива.

Саморегулируемая организация, в состав которой входит КПК, также ответственна при процедуре банкротства.

Если суд найдет доказательства того, что СРО не просило ФСФР назначить КПК временную администрацию (либо не заявляло о том, что кооператив нужно признать неплатежеспособным), данная СРО тоже будет отвечать собственным имуществом по задолженностям кооператива – банкрота.

Источники

  • https://bankrotstvo-lite.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/
  • http://1likvidaciya.ru/likvidacija-i-bankrotstvo/pravovoe-regulirovanie-bankrotstva-kommercheskih-organizacij.html
  • https://pred-pravo.ru/stadii-bankrotstva/
  • https://www.mkaurcity.ru/arbitrazhnye-dela/bankrotstvo/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/495969/
  • https://forma-prava.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-licz/stadii-bankrotstva-yuridicheskogo-licza-osnovnye-momenty-proczedury/
  • http://calculator-ipoteki.ru/bankrotstvo-kommercheskih-organizacij/
  • http://ipopen.ru/likvid/bankrotstvo/bankrotstvo-kommercheskih-organizacij.html
  • https://bankrothelp.ru/yur-lica/bankrotstvo-selskokhozyaystvennykh-or.html
  • https://assistentus.ru/bankrotstvo/selskohozyajstvennyh-organizacij/
  • https://sud-isk.ru/bankrotstvo/bankrotstvo-selskoxozyajstvennyx-organizacij.html
  • https://finexpert24.com/poleznye-materialy/articles/moshennichestvo-v-sfere-kreditovaniya/bankrotstvo-kooperativa/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/kreditnogo-kooperativa.html

[свернуть]