Заимствование: что это и с какой целью используется в банковской сфере

Понятие, особенности и функции международного рынка суверенных долгов

Развитие мировой экономики и глобального интеграционного процесса в последние десятилетия характеризуется формированием глобального кредитно-финансового рынка, сегментом которого выступает долговой рынок. Последний, в свою очередь, делится на рынок суверенных (государственных) долгов и рынок корпоративных (частных) долгов. Большинство стран привлекает ресурсы путем государственных займов и, таким образом, имеет непогашенные долги. И развитые, и развивающиеся государства вовлечены в функционирование мирового рынка суверенных долгов. Для тех и других характерно использование госзаймов для финансирования потребностей бюджетов, а также обслуживания старых долгов (их погашения и выплаты процентов по ним).

Мировой рынок суверенных (государственных) долгов – это совокупность экономических отношений между участниками мирового финансово-кредитного рынка по поводу заимствования финансовых ресурсов и предоставления их в кредит. На этом сегменте мирового кредитного рынка обращаются долговые обязательства государств как суверенных заемщиков. Он отличается от других сегментов своим специфическим товаром – суверенными долгами (или долго выми обязательствами).

Суверенный долг (от англ, sovereign debt) – это сумма средств, которую государство как субъект экономической деятельности должно возвратить другим экономическим субъектам в указанный срок и за установленную плату. Экономическая теория классифицирует суверенную задолженность, основываясь на противопоставлении ее, так называемой общественной задолженности (public debt). В последнюю включаются все виды задолженности, имеющиеся или могущие возникнуть в будущем, должником по которым выступает общественный сектор экономики, прямо или косвенно связанный с государственной властью различных уровней. Этот термин адекватен термину «государственный и муниципальный долг».

Совокупный долг государства (суммарный долг в рамках национального хозяйства) принято классифицировать следующим образом (рис. 13.1):

  • • государственный долг (долг центрального правительства);
  • • муниципальный долг (долг субъектов местной власти);
  • • долг нефинансовых организаций;
  • • долг финансового сектора (финансовых организаций).

общественный

долг

Рис. 13.1. Структура совокупного долга государства

Государственный и муниципальный долг в практике развитых стран является долгом государственной власти разного уровня перед другими секторами народного хозяйства. Общественный долг принято делить на собственно государственный долг или суверенный, а также долг органов государственной власти более низкого уровня – муниципальный долг, который представляет собой долг органов местного самоуправления. Вместе с тем, например, в США в муниципальный долг принято зачислять долги всех органов государственной власти кроме федеральных. При этом муниципальный долг подразделяется на собственно муниципальный и субсуверенных органов. Для федеративных государств субсуверенный долг можно определить как совокупность субфедеральных долгов (долги субъектов федерации) и муниципальных долгов (долгов муниципалитетов).

Государство, как правило, не несет ответственности по долговым обязательствам корпоративных структур. Исключением являются нефинансовые компании и финансовые институты, доля государства в капитале которых составляет более 50% или оно участвует в бизнесе иным способом. Долги подобных организаций носят название «квазисуверейных» и входят в состав государственного долга в его расширенном определении. В России такими компаниями являются госкорпорации «Роснефть», «Газпром», группа ВТБ, «Аэрофлот», Сбербанк и др. Государственный долг в расширенном понимании включает задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков, иных финансовых институтов и нефинансовых компаний, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50% и более участия в капитале или контролируют их иным способом.

Мировой рынок суверенных долгов функционирует на принципах добровольности, платности (возмездности), целевой направленности государственных заемных средств, обеспеченности, возвратности, срочности. Другими словами, государство берет в долг с условием вернуть полученные средства через определенное время и заплатить проценты.

С институциональной точки зрения, мировой рынок суверенных долгов представляет собой совокупность государств, организаций, институтов, объединенных кредитно-финансовыми отношениями по поводу предоставления займов государствам и погашению госдолгов. На рынке представлены следующие институты-участники: кредиторы, заемщики, институты инфраструктуры и урегулирования долгов. Каждый несет свою нагрузку, выполняет свои функции (табл. 13.1).

Таблица 13.1

Участники мирового рынка суверенных долгов

Кредиторы

(инвесторы)

Заемщики

Институты инфраструктуры

Правительства

стран.

Международные финансовые организации.

Транснациональные банки. Физические лица. Юридические лица

Правительства

стран.

Государственные корпорации. Администрации штатов, субъектов федерации, земель

Центральные банки стран. Уполномоченные банки. Специализированные государственные или независимые агентства по управлению национальным госдолгом. Регуляторы рынка. Профессиональные участники рынка госдолгов.

Системы биржевой торговли. Депозитарно-клиринговые системы по хранению, учету и расчетам по ценным бумагам

На мировом рынке суверенных долгов в качестве экономических субъектов функционируют государства (суверенные субъекты) в лице министерств финансов и центральных банков, финансовые институты, нефинансовые компании, физические лица, международные финансовые организации. Государства выступают либо заемщиками, либо кредиторами, или одновременно должниками и кредиторами. Остальные участники рынка выполняют роль кредиторов.

Различия между корпоративными и суверенными заемщиками выражаются в следующем:

  • – кредиторы компании имеют возможности оценить реально ее будущую платежеспособность, ожидаемые денежные потоки; для страны все гораздо сложнее, поскольку труднее регулировать предстоящие бюджетные расходы и предусмотреть ресурсы на выплату долга на несколько лет вперед;
  • – компания получает кредиты под конкретное обеспечение (недвижимость или другое имущество, ценные бумаги и т.д.), а страна – иод обеспечение всей государственной собственностью; гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг;
  • – в отличие от частного заемщика для стран (суверенных заемщиков) ограничены законные возможности привлечения судебных органов для применения санкций к неплательщикам;
  • – при неплатежеспособности компании наиболее предпочтительным является вариант ее банкротства для последующего возмещения долгов вместо их пролонгации; при дефолте, объявленном страной-должником, наоборот, наиболее выгодной для кредиторов является реструктуризация долгов.

Цели государственных заимствований могут быть следующими:

  • • фискальные, т.е. цели распределения дохода;
  • • экономическая стабилизация и экономическое стимулирование;
  • • оптимизация распределения общественных ресурсов.

Конкретной реализации этих целей способствуют заимствования на финансовом рынке для финансирования текущего бюджетного дефицита, погашения ранее размещенных займов, сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей, обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами, финансирования целевых государственных инвестиционных и социально-экономических программ, влияния на конъюнктуру финансового рынка, поддержки социальной сферы и т.д.

Институты инфраструктуры на мировом рынке суверенных долгов обеспечивают его стабильное функционирование. К ним относятся центральные банки, уполномоченные банки – агенты государства на рынке ценных бумаг, агенты по размещению и андеррайтеры, специализированные государственные или независимые агентства по управлению национальным госдолгом, регуляторы рынка, профессиональные участники рынка госдолгов, например, организаторы торговли, финансовые консультанты, системы биржевой торговли, депозитарно-клиринговые системы по хранению, учету и расчетам по ценным бумагам.

В 1990-е гг. с достижением значительных размеров суверенной задолженности во многих странах появились специализированные офисы (государственные органы) управления долгом – обычно это юридическое лицо, бюджетная организация с отдельными чертами коммерческой структуры. Есть и исключения. Так, в Швеции офис управления госдолгом (Debt:Management Office) существуете 1789 г. параллельно с центральным банком и правительством. В Ирландии это независимая организация, в Дании – департамент центрального банка, во многих странах – департаменты при казначействе. Банк Англии передал свои функции по эмиссии государственных облигаций (gilts) созданному 1 апреля 1998 г. Агентству по управлению государственным долгом (UK Debt Management OfficeUK DMO). При этом за Банком Англии закреплены функции платежного агента по государственным ценным бумагам, осуществляющего выплаты процентного дохода и сумм основного долга в установленные проспектами эмиссии сроки. В Германии управление государственным долгом осуществляет Финансовое агентство Германии (Deutsche Finanzagentur), являющееся независимой организацией, контролируемой Минфином Германии. Оно было создано 19 сентября 2000 г. и приняло на себя ряд функций, ранее выполняемых Министерством финансов и Центральным банком (Bundesbank). Контроль за состоянием государственного долга и ведение реестра государственного долга осуществляет Управление государственных ценных бумаг, функционирующее как структурное подразделение Минфина Германии. Оно создано 1 января 2002 г. и является правопреемником Администрации по федеральному долгу.

Суммарный объем средств, привлекаемых Казначейством США в течение года посредством выпуска государственных облигаций, заложен в бюджете страны. При заимствованиях в пределах этой суммы Казначейство может выпускать ценные бумаги без получения разрешения со стороны Конгресса. В случае превышения максимального предела заимствований необходимо согласие Конгресса на дальнейшие выпуски государственных облигаций. Управление госдолгом осуществляется Министерством финансов США (Казначейством). В рамках установленных бюджетом страны лимитов Казначейство вправе выпускать ценные бумаги с различными сроками погашения и объемами выпуска, т.е. самостоятельно определять структуру долга. Основным структурным подразделением Казначейства, отвечающим за вопросы управления государственным долгом, является Бюро государственного долга (Bureau of Public Debt). Банки ФРС выступают в качестве агентов Казначейства при проведении аукционов по государственным ценным бумагам и торговых операций на данном рынке.

На мировом рынке суверенных долгов работают биржевой и внебиржевой сегменты торговли государственными ценными бумагами. В большинстве европейских стран (Австрия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Испания и др.) функционирует преимущественно внебиржевой сектор. При этом есть страны (Франция, Германия, ЮАР, Великобритания и др.), имеющие полностью биржевой рынок. На биржевом рынке используются такие механизмы торговли государственными обязательствами, как аукцион (отбор лучших цен предложения или спроса), маклерский механизм (используются посредники между участниками торговли), котировальный механизм (маркет-мейкеры выставляют котировки) и др.

Роль мирового рынка суверенных долгов заключается в обеспечении условий привлечения государствами финансовых ресурсов на любой срок, используя те или иные долговые инструменты. Он выполняет функции, которые целесообразно объединить в две группы. Первая группа включает функции, свойственные любому сегменту финансового рынка – это ценовая, информационная, распределительная, аккумулирующая, инвестиционная функции. Вторая группа включает специфические функции, которые связаны, прежде всего, с деятельностью особого экономического субъекта – государства. К таковым относятся:

  • регулирующая функция (эмиссия государственных долговых обязательств и операции центрального банка с гособлигациями на вторичном рынке как инструменты национальной денежно-кредитной политики);
  • функция обеспечения национальной финансовой безопасности (финансирования дефицита госбюджета, поддержание требуемого уровня суверенного долга, проведение эффективной долговой политики);
  • резервная функция (размещение национальных валютных резервов в иностранные активы);
  • функция осуществления государственной политики на мировом кредитно-финансовом рынке (кредитование привлекательных для страны суверенных государств, сфер мировой экономики и регионов национального хозяйства, размещение средств суверенных резервных, инвестиционных фондов, долговые отношения с международными финансовыми организациями).

Мировой рынок суверенных долгов объединяет национальные долговые рынки, которые имеют огромное значение для внутренних экономик стран-участниц международных кредитных отношений. Место национального рынка суверенных долгов в системе финансовых отношений показано на рис. 13.2.

Во-первых, как самостоятельное звено государственной финансовой системы рынок госдолгов связан с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства (государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней). Так, государственные национальные финансовые интересы переплетаются с интересами частных компаний, банков, физических лиц, вложивших свои деньги, например, в долговые обязательства государства.

Во-вторых, рынок госдолгов связан с корпоративными финансами. Государство заимствует средства у крупных отечественных и иностранных компаний, банков в форме денежных кредитов, а также продает им свои долговые обязательства как ценные бумаги. Другими словами, формируется государственный долг перед частными кредиторами, который занимает определенную долю их активов. Кроме того, характеристики (виды долговых инструментов, их дюрация, доходность) и тенденции рынка государственных ценных бумаг служат важными макроэкономическими индикаторами общего состояния экономики. Для финансово-кредитных институтов и нефинансовых компаний они являются надежным чувствительным ориентиром в финансовой деятельности на рынке при размещении активов для поддержания собственной ликвидности.

В-третьих, рынок государственных долгов связан с международными валютно-кредитными и финансовыми отношениями. Проблема внешней суверенной задолженности уже давно переросла в мировой долговой кризис. У него есть своя история с суверенными дефолтами, конструированием новых схем реструктуризации долгов, разрешением споров между должниками и кредиторами. Кроме того, государство заимствует средства на международном уровне не только у частных инвесторов и других государств-кредиторов, а также у международных финансовых организаций. Такое кредитование следует рассматривать через призму международных валютно-финансовых отношений, а также международного кредита.

В-четвертых, государственный долг в форме долговых ценных бумаг государства является инструментом проведения денежно-кредитной политики центрального банка. Посредством купли-продажи государственных долговых обязательств на вторичном рынке денежные власти соответственно увеличивают или уменьшают денежную массу в экономике, воздействуя, таким образом, на объем кредитных ресурсов банков.

В-пятых, операции с долговыми ценными бумагами государства составляют важный сегмент рынка ценных бумаг. На нем продаются и покупаются государственные облигации, казначейские векселя, ноты и другие обязательства, представляющие собой высоко ликвидные и низко доходные бумаги.

Суверенные долги на международном кредитном рынке

Значительным фрагментом международного кредитного рынка является долговой рынок, который может быть достаточно четко структурирован на рынок суверенных (государственных) долгов и рынок корпоративных {частных) долгов. Большинство государств, и развитых, и развивающихся
(МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТНЫЙ РЫНОК

В результате изучения главы 12 студент должен: знать • сущность, функции, особенности и инфраструктуру международного кредитного рынка; • историю формирования и законы развития международного кредитного рынка; • способы анализа и обработки данных по инфраструктуре международного кредитного рынка
(Международные валютно-кредитные отношения)

Структура, участники и особенности международного кредитного рынка

Значительным сегментом международного финансового рынка является международный кредитный рынок. Его существование стало важным фактором финансовой глобализации. Именно долговой характер современной экономики ускорил процессы глобализации мировых финансов в связи с тем, что подавляющее число стран в мире(Международные валютно-кредитные отношения)

Международный кредитный рынок в единой системе международного финансового рынка

Международный кредитный рынок тесно взаимодействует со всеми другими составными частями международного финансового рынка: валютным, фондовым, инвестиционным и страховым международными рынками. Международные финансовые ресурсы находятся в постоянном движении и перемещаются с одного сектора международного.
(Международные валютно-кредитные отношения)

Маркетинговые исследования на международном рынке

Особенностью международного маркетингового исследования является наличие более сложных процессов, чем на национальном рынке. Для того чтобы избежать наиболее грубых ошибок при проведении международного маркетингового исследования, необходимо: • определить профиль своих целевых потребителей или клиентов;

Методы проникновения на международный рынок

Предприятие, планирующее выход на международный рынок, должно выбрать конкретный рынок, на котором оно сосредоточит маркетинговые усилия. Это предполагает изучение трех параметров: потенциала рынка; уровня развития конкуренции и возможностей предприятия. Потенциал рынка определяется прежде всего его.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

В результате изучения данной главы студент должен: знать • содержание государственных и муниципальных займов и их классификацию; • правое регулирование государственного кредита; • программы государственных заимствований и гарантий; уметь • применять нормативно-правовую базу формирования.
(ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ)

Учет операций с государственными и муниципальными облигациями

Государственные ценные бумаги являются финансовым инструментом, обслуживающим государственный внутренний долг, и представлены облигациями и векселями Минфина России. Решение об эмитенте государственных и муниципальных ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ. Если облигации выпускает государство

Соотношение государственной и муниципальной службы

В городе Москве действуют закон города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» и закон города Москвы о/г 24 марта 2004 г. № 15 «О муниципальной службе в городе Москве», отражающие, на мой взгляд, недостаточную концептуальную завершенность.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ

Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов Целевой государственный (муниципальный) денежный фонд — фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе государственного (местного) бюджета или внебюджетного.

Виды заимствований

Наверняка, вы даже не подозреваете, сколько на самом деле русских слов, заимствованных из английского. Например, банальное и широко распространенное слово «клевый» – тоже англицизм. Оно образовано от английского слова «clever» (умный). Неожиданно, правда?

Разные источники делят заимствованные слова на разное количество групп. Мы разделим на основные 5:

  1. Прямые (или фоно заимствования). Это те слова, которые совпадают в русском звучании с английским написанием. Например: weekend – уикенд, teenager – тинейджер, boyfriend – бойфренд.
  2. Экзотизмы. Предметы или явления, которые не имеют собственного названия в русском языке: cheeseburger – чизбургер, iphone – айфон, pampers – памперс.
  3. Гибриды. Часть слова (чаще всего – это корень) здесь будет английская, а часть – русская: creative – креативный, творческий, club – клубиться, тусоваться.
  4. Профессионализмы. Слова, которые используются в узкоспециализированных профессиональных областях: leasing – лизинг, coworking – коворкинг, сотрудничество, brief – бриф, инструкция.
  5. Варваризмы. Чаще всего это междометия, которые мы используем в повседневной речи, давно забыв, что они – пришлые: ok – окей, wow – вау, easy – изи.

Словообразование англицизмов в современном русском языке

Как распознать «шпиона»? У заимствованных слов из английского языка есть ряд признаков, по которым их можно узнать:

  • окончание «ing»: тренинг (training), трекинг (tracking), роуминг (roaming
  • суффиксы «ment», «ist», «epl»/«er», «able», «opl»/«or»: энтертейнмент (entertainment), лоббист (lobbyist), аутсайдер (outsider), респектабельный (respectable), инвестор (investor).

Заимствования в профессиональной сфере

Каждый день вы приходите офис, садитесь за компьютер, один документ печатаете на принтере, а другой – копируете. Затем с коллегами устраиваете кофе брейк и ведете дискуссию на тему «Как помочь ребенку социализироваться в детском саду?».

Заметьте, почти каждое второе слово в предыдущем абзаце – англицизм. Офис, компьютер, документ, принтер, коллега, социализация, дискуссия и т.д. – слова, давно ставшие привычными.

Так что если вас до сих пор нервно потряхивает от «брифинга», «нетворкинга», «андеррайтинга» и им подобных, остается только одно: смириться и плыть по течению. Пройдет время, какие-то новые слова исчезнут, так и не прижившись, а какие-то – останутся, и уже не будут так сильно резать слух. Ведь все мы привыкли к «калошам», а не «мокроступам».

Еще мы собрали для вас (не без помощи молодого поколения, конечно) некоторые из самых популярных и неожиданных англицизмов. И если вы хотите быть частью мейнстрима (помните, в начале статьи?), можете смело использовать наиболее понравившиеся:

  • овердофига – (англ. «over») очень много;
  • сорян – (англ. sorry) прости;
  • чилить – (chill) расслабляться;
  • зачекиниться – (check in) отметиться;
  • хелпушка – (help) шпаргалка;
  • фидбэк – (feedback) – отзыв на что-то, отдача;
  • камингаут – (coming out) признать принадлежность к сексуальному меньшинству (выйти из сумрака);
  • флэшбэк – (flashback) воспоминание, возврат в прошлое.

Новому миру – новая лексика

Мир меняется, и мы должны меняться вместе с ним. Не заблуждайтесь на тему того, что русский язык деградирует с появлением в нем заимствованных слов. Это в корне неверно. Ни одна волна заимствований – ни французская, ни немецкая, ни голландская – не привела к порче русского языка. Напротив – способствовала ее развитию.

Кроме того, русский язык благодаря огромному количеству суффиксов и приставок дарит любому заимствованию совершенно новую жизнь. Если в английском просто to google, то у нас – погуглить, загуглить, нагуглить и т.д.

Еще одним аргументом в пользу англицизмов будет то, что далеко не каждому из них можно подобрать аналог в русском языке. Например, «харассмент» гораздо шире, чем просто «домогательство», а «креативный» – не всегда «творческий».

Понятие и необходимость государственных заимствований

Государственные заимствования являются частью системы государственных финансов. В связи с частой недостаточностью бюджетных средств для выполнения возложенных на государство функций возникает объективная необходимость в дополнительных заемных средствах, которые, в свою очередь, могут быть получены путем осуществления государственных заимствований.

Определение 1

Государственные заимствования представляют собой отношения, по которым государство является заемщиком, либо поручителем иного заемщика.

Определение 2

Государственный займ представляет собой передачу в собственность страны денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности.

Заимодавцами могут выступать хозяйствующие субъекты (физические или юридические лица), иностранные государства и иностранные инвесторы, международные финансово-кредитные организации.

Кроме того, государство может выступать гарантом возврата займов и кредитов. В этом случае их называют гарантированными. Их использование – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации. Государственный займ является добровольным, а условия выпущенного в обращение займа не могут быть изменены.

Государственные займы

Государственные займы позволяют решать лишь временные проблемы нехватки бюджетных средств. Результатом государственных займов является появление внутреннего или внешнего государственного долга, размеры которого оказывают значительное влияние на социально-экономическое положение страны, поэтому должны контролироваться.

Предоставление государственных гарантий также ведет к формированию государственного долга, поскольку государство несет реальные расходы: несмотря на то, что государство не обязательно погашает впоследствии гарантируемые им обязательства, неизбежны расходы по выпуску (оформлению) и обслуживанию гарантии. Если заемщик не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, государство несет финансовое бремя в полном объеме.

Виды государственных займов

Государственные займы можно классифицировать следующим образом:

  1. в зависимости от валюты займа:

    • внешние займы, выдаваемые в иностранной валюте;
    • внутренние займы, выдаваемые в национальной валюте.
  2. по срокам действия долговых обязательств:

    • краткосрочные займы (до $1$ года);
    • среднесрочные займы ($1-5$ лет);
    • долгосрочные займы ($5-30$ лет).
  3. по праву эмиссии долговых ценных бумаг:

    • займы за счет выпуска ценных бумаг центральным правительством;
    • займы за счет выпуска ценных бумаг региональными и местными органами власти, если это предусмотрено законом;
  4. по признаку субъектов-держателей ценных бумаг:

    • займы, реализуемые среди населения;
    • займы, реализуемые среди юридических лиц;
    • займы, реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц;
  5. по признаку пользования ценными бумагами:

    • рыночные займы, обеспечиваемые облигациями, свободно обращающимися на рынке;
    • нерыночные займы, запрещающие обращение ценных бумаг на рынке.
  6. по форме выплаты доходов субъектам-держателям ценных бумаг:

    • дисконтные займы, позволяющие приобрести ценные бумаги со скидкой (дисконтом), а погасить по стоимости номинала;
    • процентные займы, подразумевающие ежегодную выплату держателю бумаг дохода в форме процентов по фиксированной или плавающей ставке, либо одноразовую процентную выплату при погашении займа;
    • выигрышные займы, подразумевающие выплату дохода держателю в момент погашения займа только в случае попадания его в число выигрышных ценных бумаг;
    • беспроцентные (целевые) займы.
  7. по методам размещения:

    • добровольные займы;
    • займы, размещаемые по подписке;
    • принудительные займы.

Управление государственными займами

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственными займами.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственными займами, эмитирует государственные ценные бумаги, а реализация государственных ценных бумаг, их погашение и выплата доходов по ним происходит через банковскую систему страны (через Банк России и коммерческие банки). Иными словами, Банк России через систему коммерческих банков занимается обслуживанием процесса государственных заимствований.

Что означает термин «заимствование» в банковской сфере

Основная часть интересов коммерческих банков находится в сфере финансового обслуживания потребителей услуг. При этом уделяется внимание как кредитованию, так и привлечению сторонних средств. Причиной появления долга выступает потребность в удовлетворении запросов многочисленных клиентов, банку необходимо иметь в наличии немалые суммы.

Банковское современное заимствование характеризуется оперативным привлечением ликвидных финансов. Источником формирования выступает ряд инвесторов, среди которых могут быть банковские учреждения, ЦБ РФ. Кроме того, нередко проводится опосредование дополнительных средств и за счет продажи долговых обязательств.

Области применения

Заимствование широко распространено не только в коммерческих структурах. Такой своеобразный кредит могут получить и муниципальные предприятия, бюджетные организации, выполняющие задания по заказу государственных структур. Обычно собственных средств на подобные проекты не хватает, поэтому привлекаются сторонние ресурсы.

Каждый источники формирования дополнительных финансов для обеспечения потребностей банка и его клиентов имеет ряд особенностей. Условно можно выделить несколько вариантов пополнения капитала.

 Заимствование денежных средств применяется во многих сферах

Межбанковское кредитование

Благодаря корреспондентским отношениям между кредитными организациями, перераспределение ресурсов между банками на короткие сроки ― явление довольно популярное. Высокая степень оперативности позволяет получить деньги напрямую через одалживание буквально за несколько часов. Обычно такие операции попадают в категорию срочных с периодом погашения от пары дней до нескольких месяцев.

Помимо хорошо налаженных отечественных каналов поступления денежных ресурсов, существует и международное заимствование и кредитование, при котором свободные средства размещаются и привлекаются в форме займов или депозитов. Подобные межбанковские операции являются объектом государственного регулирования. В качестве целей рассматриваются следующие:

  • управление ликвидностью за счет дополнительных средств;
  • источник дохода, образуемого в результате появления разницы между ценой покупки и продажи валюты и прочих финансовых инструментов;
  • служат индикатором состояния финансового рынка.

На международном рынке заимствования банки могут выступать в качестве кредиторов (например, если требуется выгодно разместить средства) или заемщика. Принятая терминология рассматривает первых субъектов как участников с положительной (длинной) позицией. Если организация сама нуждается в ресурсах и осуществляет прямое заимствование, то ее позиция оценивается как отрицательная или короткая. Излишек средств обычно подтверждает финансовую устойчивость банка. Но и короткая позиция как признак расширения деятельности учреждения также способна привлечь деловых партнеров.

Такой метод, как межбанковские займы, считается дорогим, по сравнению с иными способами привлечения сторонних финансов. Более того, оценивается текущее состояние банка-заемщика. Устойчивые организации получают возможность оформлять сделки на более выгодных для себя условиях.

Одним из видов заимствования является кредитование между банками

Рефинансирование при помощи ЦБ РФ

Центральный Банк уполномочен непосредственно рефинансировать коммерческие кредитные структуры, если последние испытывают временные затруднения с ликвидностью. Данная функция отвечает денежно-кредитной политике, проводимой государством.

Как правило, такой вид заимствования проводится при наличии обеспечения и на короткие сроки. Залогом в большинстве случаев выступают ценные бумаги, права требования по кредитным договорам.

Коммерческим банкам предлагается воспользоваться следующими вариантами пополнения капитала:

  • внутридневные кредиты (движение денег происходит в рамках одного рабочего дня) выдаются оперативно и без начисления процентов;
  • однодневные расчеты overnight (иноязычная аббревиатура) применяются как краткосрочная ссуда по ключевой ставке;
  • кредиты на более длительный срок, но также носящие краткосрочный характер (до 1 года), выдача средств производится после оценки финансового состояния банка и залоговых активов, некорректная информация может плохо отразиться на репутации банка.

Облигационные займы

Еще один вид получения дополнительных средств для банка ― облигационные займы. Подобный финансовый инструмент представляет собой привлечение денег инвесторов за счет эмиссии ценных бумаг. Для такого заимствования характерно получение кредитной организацией необходимых ресурсов в кратчайшие сроки. Покупатели же вправе рассчитывать на получение определенной прибыли в виде начисленных процентов.

Срок действия облигаций зависит от условий проведенной эмиссии. Это могут быть как краткосрочные ценные бумаги (погашение осуществляется в срок не позднее 1 года), так и со средним (до 5 лет) и долгосрочным периодом обращения.

 Заимствование может проводиться посредством ценных бумаг

Современные облигационные займы предполагают наличие ряда отличий от обычного кредитования. Основные критерии следующие:

  1. Отсутствие предмета залога. Появление инвесторов зависит от репутации банка.
  2. Срок действия ценных бумаг нередко больше, чем у кредитных договоров.
  3. За счет выпуска облигаций могут быть привлечены существенные суммы, зависимость же от инвесторов ниже.

Помимо коммерческих организаций, заимствования в виде облигационных займов проводятся муниципальными и государственными структурами. Кроме того, появление подобных ценных бумаг может быть ориентировано на внутренних или внешних потребителей.

Источники

  • https://studme.org/1474100224768/ekonomika/suverennye_dolgi_mezhdunarodnom_kreditnom_rynke
  • https://studme.org/91559/pravo/gosudarstvennye_munitsipalnye_zaimstvovaniya
  • https://www.study.ru/article/lexicology/anglicizmy-ili-zaimstvovaniya
  • https://spravochnick.ru/ekonomika/gosudarstvennye_zaimstvovaniya/
  • https://MoyDolg.com/zaimstvovaniya/ponjatie.html

[свернуть]