Задолженность перед бюджетом: имеет ли значение для списания ее правовая природа?

Правила бухгалтерского учета

Для отражения хозяйственных операций применяют План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Планом счетов предусмотрен, для того чтобы учитывать задолженность по налогам и сборам, счет 68. К нему рекомендуется открывать субсчета и обеспечивать аналитический учет по видам налоговых платежей. По кредиту счета отражается начисление налога, а по дебету его уплата или уменьшение за счет налоговых вычетов.

Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Даты начисления и даты уплаты налогов, как правило, не совпадают. Например, налог на прибыль, начисленный к уплате за 2020 год, будет отражен по кредиту счета, а перечислить его организация обязана до 28.03.2019. Это приводит к тому, что на дату начисления налогового сбора по счету 69 возникнет кредитовое сальдо. Это текущая задолженность, она не является просроченной.

Отражение в бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность формируется по формам, утвержденным Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Задолженность по налогам и сборам в балансе отражается в составе кредиторской задолженности в разделе V:

Если величина долга перед бюджетом существенна, то компания отражает сведения о нем обособленно. Уровень существенности определяется организацией в учетной политике. В этом случае вводится в состав баланса дополнительная строка.

В каких случаях применяется ст. 47.2 БК РФ? Позиция судов

Согласно статье 47.2 Бюджетного кодекса РФ основанием для списания задолженности является в числе прочего принятие судом акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет.

Казалось бы, все очевидно. Но как получить необходимый судебный акт, если Минфин России не спешит обращаться в суд, заведомо зная, что суд вынесет определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд или решение об отказе в иске в связи с истечением срока исковой давности?

Выход есть. Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из юридических фактов, в том числе из решений суда. По общему правилу (ст. 199 ГК РФ) срок исковой давности подлежит применению лишь по заявлению стороны в споре. В соответствии с п. 1 ст. 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Таким образом, обращение в суд с заявлением о признании факта в порядке главы 27 АПК РФ является способом добиться получения судебного акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утратил бы возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности).

Между тем здесь возникает вопрос о том, как должна применяться ст. 47.2 БК РФ и так ли все просто на практике.

Пример из практики

В одном деле предприятие обратилось в суд с заявлением к Минфину России о признании его задолженности перед федеральным бюджетом по соглашению от 06.10.2003 безнадежной к взысканию, обязании министерства исключить предприятие из списка должников, размещенного на сайте Минфина России, и списать задолженность предприятия перед федеральным бюджетом.

Заявитель полагал, что существует возможность списания его задолженности перед федеральным бюджетом в порядке ст. 47.2 БК РФ в качестве альтернативного способа наравне с порядком списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией), утвержденным приказом Минфина России от 02.08.2007 № 68н (далее — Приказ № 68н). Поскольку понятие «платежи в бюджет» в законодательстве не закреплено, а в перечне исключений из предмета правового регулирования ст. 47.2 БК РФ отношения, основанные на неисполненных денежных обязательствах по договорам перед Российской Федерацией, не указаны, то, по мнению заявителя, существует возможность применения положений ст. 47.2 БК РФ к его обязательствам перед федеральным бюджетом.

Однако суды с такой позицией не согласились, отметив, что нормы бюджетного законодательства не предусматривают различного порядка регулирования одних и тех же правоотношений. Вопросы списания задолженности уже урегулированы Приказом № 68н, в п. 2 которого установлен конкретный перечень обязательств, на которые распространяется его действие и к которым относятся в том числе обязательства из договоров и иных сделок.

Поскольку обязательства предприятия возникли из соглашения о предоставлении денежных средств на возвратной и платной основе, то они имеют иную правовую природу урегулирования, чем предусмотренные ст. 47.2 БК РФ. В связи с этим доводы заявителя об альтернативных способах списания задолженности суды опровергли.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2018 № 09АП-30358/2018 по делу № А40-255585/17

Таким образом, суды пришли к выводу, что положения ст. 47.2 БК РФ применимы к списанию не любой задолженности.

Вероятнее всего, изложенная в судебных актах по данному делу позиция судов относительно применения ст. 47.2 БК РФ будет применяться и далее, независимо от особенностей конкретного спора.

Между тем эту позицию нельзя назвать обоснованной. Статья 47.2 БК РФ подлежит непосредственному применению во всех случаях списания задолженности перед бюджетом, когда имеются соответствующие основания, по следующим причинам.

Место положений БК РФ в иерархии норм

В соответствии со ст. 2 БК РФ иерархическая структура бюджетного законодательства Российской Федерации состоит из (по мере убывания юридической силы):

  • Бюджетного кодекса;

  • законов о федеральном бюджете и бюджетах других уровней и иных нормативно-правовых актов.

При этом абзац 2 ст. 2 БК РФ указывает на то, что федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить БК РФ.

Таким образом, среди законодательных нормативных актов высшую юридическую силу имеет именно Бюджетный кодекс РФ в силу прямого указания закона.

При этом ст. 3 БК РФ устанавливает, что:

  • президент вправе издавать указы, которые не должны противоречить Бюджетному кодексу;

  • правительство вправе принимать нормативные акты, которые не должны противоречить Бюджетному кодексу, федеральным законам и указам президента;

  • федеральные органы исполнительной власти (к которым относится Минфин России) принимают акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не должны противоречить Бюджетному кодексу, указам президента, нормативным актам Правительства РФ.

Исходя из буквального толкования приведенных норм ст. 2, 3 БК РФ, нормативными актами в сфере регулирования бюджетных отношений, имеющими наименьшую юридическую силу по отношению к другим актам, регулирующим бюджетные отношения, являются нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и Министерства финансов в частности.

Установив иерархию нормативных актов в сфере бюджетных отношений, проанализируем действующие нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения в сфере признания задолженности перед федеральным бюджетом безнадежной и ее списания.

На сегодняшний день порядок и основания для признания задолженности перед федеральным бюджетом безнадежной и ее списания регулируют следующие нормативно-правовые акты.

Во-первых, Бюджетный кодекс РФ, в котором ст. 47.2 БК РФ устанавливает:

  • основания для признания задолженности безнадежной (п. 1 и 2 названной статьи);

  • участника бюджетных отношений, уполномоченного на принятие решения о признании задолженности безнадежной при наличии оснований, предусмотренных п. 1, 2 ст. 47.2 БК РФ (п. 3, 5 рассматриваемой статьи);

  • исчерпывающий перечень случаев, когда списание задолженности по платежам в бюджет невозможно (п. 6 ст. 47.2 БК РФ).

Принятые в соответствии с п. 4 ст. 47.2 БК РФ и утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.16 № 393 «Общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» устанавливают общие требования к порядку принятия решений о признании задолженности безнадежной и ее списания, а также к документам, подтверждающим данный факт.

Во исполнение указанных нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу, чем любые нормативно-правовые акты Министерства финансов как федерального органа исполнительной власти, Минфин России приказом от 06.07.2016 № 107н утвердил Порядок принятия Министерством финансов РФ и подведомственными Министерству финансов РФ Федеральными казенными учреждениями, являющимися администраторами доходов федерального бюджета, решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет. Данный приказ установил порядок признания задолженности перед бюджетом безнадежной и основания для принятия соответствующих решений в полном соответствии с нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен порядок списания задолженности перед федеральным бюджетом обязательный для всех лиц в силу требований БК РФ, ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 15, ч. 1, 2 ст. 19, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.

В то же время суды придерживаются иного подхода к разрешению вопроса об основаниях и порядке списания задолженности перед бюджетом.

Оснований для выделения различных видов задолженности перед бюджетом действующее законодательство не предусматривает

Анализируя обстоятельства приведенного выше дела № А40-255585/17 в части оценки судом порядка списания задолженности перед федеральным бюджетом, можно прийти к следующим выводам.

Обосновывая невозможность применения к рассматриваемым отношениям ст. 47.2 БК РФ, суд первой инстанции указал, что специфика порядка урегулирования задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по обязательствам, вытекающим из договоров (соглашений), подтверждается в том числе положениями п. 1 ст. 16 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Закон № 362-ФЗ), предусматривающими возможность списания (прощения) штрафных санкций за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед Российской Федерацией и (или) пользование чужими денежными средствами в случае полного исполнения других обязательств должника по уплате денежных средств, определенных соответствующим договором (сделкой), возврату неосновательного обогащения, возмещению убытков.

Между тем положения приведенной нормы не опровергают изложенных выше доводов в пользу возможности применения ст. 47.2 БК РФ.

Цитируем документ

Задолженность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных на основании договора (сделки) и (или) положений гражданского или бюджетного законодательства Российской Федерации за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед Российской Федерацией и (или) пользование чужими денежными средствами, подлежит списанию (прощению) в случае полного исполнения других обязательств должника по уплате денежных средств, определенных соответствующим договором (сделкой), возврату неосновательного обогащения, возмещению убытков.

Пункт 1 ст. 16 Закона № 362-ФЗ

Более того, данная норма направлена на стимулирование должников к добровольному исполнению обязательств перед бюджетом путем списания задолженности по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных на основании договора (сделки) и (или) положений гражданского или бюджетного законодательства Российской Федерации за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед Российской Федерацией и (или) пользование чужими денежными средствами при условии исполнения основного обязательства.

Из данной нормы следует, что:

  • она направлена на регулирование текущих обязательств перед РФ, в отношении которых нет оснований для применения положений ст. 47.2 БК РФ;

  • данная норма не противоречит нормам ст. 47.2 БК РФ и имеет меньшую юридическую силу по сравнению со ст. 47.2 БК РФ.

Таким образом, ссылка на Закон № 362-ФЗ никак не влияет на возможность применения ст. 47.2 БК РФ.

Также не имеет значения для разрешения вопроса о возможности и основаниях списания задолженности перед бюджетом Приказ № 68н. Этот документ к спорным отношениям не должен применяться по следующим обстоятельствам.

Как следует из преамбулы названного приказа, он принят во исполнение ст. 71 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» (далее — Закон № 238-ФЗ) и на основании ст. 165 БК РФ. Согласно ст. 139 Закона № 238-ФЗ он вступает в силу 01.01.2007, а действует в силу прямого указания ст. 5 БК РФ до 31.12.2007.

Таким образом, установленную законом обязанность по определению порядка списания и восстановления в учете задолженности перед федеральным бюджетом в 2007 г. Минфин выполнил, воспользовавшись полномочиями, предоставленными ему ст. 165 БК РФ, согласно которой Минфин устанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами. Однако ст. 47.2 в Бюджетном кодексе появилась позднее (введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ) и с момента ее введения порядок признания безнадежной и списания задолженности устанавливается именно ст. 47.2 БК РФ, которая имеет большую юридическую силу перед иными нормативно-правовыми актами в сфере регулирования бюджетных отношений в силу ст. 2, 3 БК РФ.

С момента введения данной нормы в БК РФ принятые ранее акты, имеющие меньшую юридическую силу, не могут ей противоречить.

Таким образом, можно прийти к выводу, что законодатель ввел в БК РФ новое правовое регулирование порядка и оснований для признания задолженности безнадежной и ее списания, а старое правовое регулирование, имеющее меньшую юридическую силу, в том числе Приказ № 68н, не подлежит применению.

Более того, во исполнение воли законодателя и новых правил, установленных ст. 47.2 БК РФ, Минфин России, пользуясь полномочиями, предоставленными ст. 47.2, 165 БК РФ, установил новый порядок признания задолженности безнадежной, издав приказ от 06.07.2016 № 107н, которым утвердил Порядок принятия Министерством финансов РФ и подведомственными Министерству финансов РФ федеральными казенными учреждениями, являющимися администраторами доходов федерального бюджета, решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет.

Следовательно, можно заключить, что полномочия Минфина по установлению оснований, порядка и условий списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, предусмотренные ст. 165 БК РФ, реализованы, но с учетом новых норм ст. 47.2 БК РФ.

Из изложенного следует, что никакого «особого» порядка признания задолженности безнадежной и никакого «особого вида задолженности» БК РФ не предусматривает, а нормативные акты, на которые ссылается суд, не подлежат применению в связи с введением нового порядка урегулирования безнадежной задолженности.

Данный вывод подтверждается и системным толкованием норм БК РФ.

Так, согласно ст. 98.1 БК РФ долговое обязательство Российской Федерации, не предъявленное к погашению (кредитор не совершил определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации. Российская Федерация является равноправным участником гражданских правоотношений и вправе списывать собственную задолженность в случаях, когда кредитор утратил право на ее взыскание в силу истечения исковой давности.

Представляется логичным, что данному праву должна корреспондировать обязанность по списанию задолженности перед самой Российской Федерацией при наличии тех же условий, которые установлены ст. 98.1 БК РФ. Нормой, устанавливающей обязанность по списанию долгов перед Российской Федерацией, является ст. 47.2 БК РФ.

Таким образом, с введением ст. 47.2 БК РФ реализован принцип равенства участников гражданского оборота, закрепленный в п. 1 ст. 1 ГК РФ, ст. 19 Конституции РФ. Иное толкование норм действующего законодательства, регулирующих порядок списания задолженности перед бюджетом, привело бы к нарушению принципа равенства, закрепленного ст. 19 Конституции РФ, и созданию приоритета долговых обязательств перед Российской Федерацией над долговыми обязательствами перед иными участниками гражданского оборота и над долговыми обязательствами самой Российской Федерации, что недопустимо.

Кредиторская задолженность: определение

Краткосрочная кредиторская задолженность предприятия или организации подразумевает неосуществленные проводки платежей по возникшим обязательствам.

Если рассматривать ее как правовую категорию, тогда подобная задолженность субъекта представляет собой особую часть имущества, выступающую в качестве предмета обязательственных правоотношений между предприятием и его кредитором.

Организация имеет право распоряжаться кредиторской задолженностью на свое усмотрение, однако на момент выплаты она обязана погасить или вернуть ту часть имущества, на которую имеются права у кредиторов.

Другими словами, кредиторская задолженность определяется и как часть имущества, полностью принадлежащего предприятию с правом владения на него, и как долги предприятия перед своими кредиторами, которые уполномочены истребовать или взыскать долг из указанной части имущества.

Начисление денежной суммы на различные счета осуществляется предприятием ежедневно. А вот погасить обязательства по кредитной задолженности необходимо в определенный временной период, оговоренный законодательством РФ. С момента поступления финансов, входящих в состав кредитных обязательств, на счет уже не являются собственностью предприятия и могут использоваться им только до срока погашения задолженности.

В силу специфики сложившихся экономических условий часть такой краткосрочной задолженности является вполне закономерной из-за особенностей расчетов. Но следует отметить, что в большинстве случаев не погашенные вовремя счета возникают по причине несоблюдения расчетно-платежных дисциплин, что является следствием нарушения предприятием сроков оплаты.

Виды кредиторской задолженности можно разделить на 3 основные группы:

  1. Долговые обязательства предприятия перед бюджетом и различными социальными фондами.
  2. Долговые обязательства предприятия перед собственным штатом сотрудников. Задолженность такого рода предполагает выплаты работающему персоналу зарплаты, компенсации, отчисления на возмещение ущерба, возникшего в результате несчастного случая на производстве, отпускные пособия и др.
  3. Долговые обязательства перед контрагентами и партнерами, с которыми имеются договорные и кооперативные обязательства. К платежам этого вида относятся долги поставщикам за поставленный товар, подрядчикам – за выполненную работу по возврату уже полученных, но еще не отработанных авансов.

Согласно отечественным стандартам бухгалтерского учета краткосрочную задолженность необходимо погасить в течение года за счет собственных оборотных средств организации.

 

Кредиторская задолженность: какой счет использовать

Под кредиторской задолженностью понимается долг юридического или физического лица перед иными лицами. Бухучет может содержать проводки, отражающие как задолженность, срок исполнения обязательств по которой уже наступил, так и ту, для которой срок уплаты еще не подошел. Вся кредиторская задолженность отражается на счетах расчетов. Для этого определены следующие категории расчетов:

  • перед поставщиками и подрядчиками;
  • перед покупателями и заказчиками;
  • по краткосрочным займам и ссудам;
  • по долгосрочным займам и ссудам;
  • с наемными работниками по зарплате;
  • с наемными работниками по другим операциям;
  • по налогам и сборам;
  • с подотчетниками;
  • по соцстраху и соцобеспечению;
  • с участниками обществ;
  • прочие долги перед разными дебиторами и кредиторами.

Каждой из приведенных расчетных категорий соответствует определенный счет бухучета. Объединяет их то, что все они являются счетами расчетов и поименованы в разделе VI плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

При составлении отчетности по бухгалтерии кредиторку отражают в пассиве баланса. Величина задолженности должна быть достоверной, поэтому организация обязана регулярно по утвержденному графику проводить ее инвентаризацию.

О том, как провести инвентаризацию кредиторки, см. в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».

Сворачивать ни кредиторскую, ни дебиторскую задолженность не допускается.

Погашение задолженности перед бюджетом

Немаловажную роль в оценке ликвидности предприятия играют вовремя выполненные расчеты перед бюджетами различных уровней. Так как эти непогашенные счета реальны в отличие от задолженностей перед поставщиками. Кроме того, наличие задолженности такого вида означает незаконное удержание государственных средств и расходование их на свои нужды. А получив таким образом, условный доход, предприятие может понести расходы в самый неожиданный момент. Причиной этому могут быть нагрянувшие контролеры с проверкой, действия которых оспорить всегда проблематично.

Помимо такого рода неприятностей, возникают ситуации, где в обязательном порядке организация должна иметь погашенные счета по бюджетам различных уровней:

  1. Получение лицензии на осуществление какой-либо деятельности, связанной с производством либо оборотом этилового спирта, алкогольного и спиртосодержащего продукта.
  2. Приобретение федеральных марок.
  3. Заявка на получение кредита в банке.
  4. Разрешение на внешнеторговую деятельность.
 

Долговые обязательства по бюджетам различных уровней

Нередки случаи, когда налоги, штраф или пеня предприятия погашены не вовремя либо не полностью. Это может произойти не только по вине самой организации, но и по халатному отношению инспекторов, в обязанности которых входит вовремя производить начисления. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо постоянно проводить мониторинг кредитных задолженностей внутри предприятия собственными силами.

Налог на прибыль

Данный вид налога относится к федеральным налогам и перечисляется на счета федерального бюджета и в бюджеты субъектов РФ. Плательщиками налога на прибыль являются организации и предприятия всех форм собственности. К этим субъектам также относятся филиалы и аналогичные структурные подразделения организаций, у которых имеется отдельный баланс и текущий расчетный счет.

Не облагаются налогом на прибыль организации, имеющие доход от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, кроме сельскохозяйственных предприятий индустриального типа.

Для определения в налоговом учете прибыли от реализации основных средств либо другого имущества используется разность 2-х величин:

  1. Вырученные средства от реализации товара.
  2. Первоначальная или остаточная стоимость товара с учетом индекса инфляции.

Расчет суммы налога производится с начала года ежеквартально с нарастающим итогом. Плательщикам необходимо погасить авансовые взносы по налогу, рассчитанные исходя из предполагаемого дохода за налогооблагаемый период, а также ставки налога. Проводка платежа должна быть совершена до 15 числа каждого месяца в равных частях, размер которых равен 1/3 суммы налога за квартал.

 

Налог на доходы и налог на имущество

Помимо своей основной деятельности, предприятие может совершать финансовые вложения, осуществлять отдельные операции с целью получения прибыли. Подобные сделки подлежат обложению налога на доходы. К таковым относятся:

  1. Полученный доход от дивидендов по акциям либо другим ценным бумагам. Проценты по ценным бумагам, принадлежащим государству или организациям местного самоуправления.
  2. Прибыль, полученная от долевого участия в иных предприятиях.
  3. Разница между выручкой и расходами от услуг игорных домов, казино и др., имеющих вещевые и денежные выигрыши. В данную налогооблагаемую категорию включаются видеосалоны, прокат видео- и аудиокассет.

Налог на выше перечисленные категории доходов выплачиваются предприятием по установленной ставке. Что касается налогов с доходов от ценных бумаг и от долевого участия в иных организациях, то они взимаются непосредственно у источника выплат по установленной ставке. Этот же источник несет ответственность за удержание и погашение указанных налогов в бюджетный фонд.

Налог на имущество распространяется на все организации, считающиеся юридическими лицами, их структурные подразделения и филиалы с балансом и расчетным или текущим счетом. Объектом налогообложения в данном случае является имущество в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия. Такой налогооблагаемый объект включает все основные средства, оборотные и финансовые активы.

Максимальный размер ставки налога не может быть более 2% от налогооблагаемой базы. Отдельные ставки налога могут зависеть от вида деятельности предприятия и устанавливаются представительными либо законодательными органами субъектов России. Расчет налога на имущество за отчетный период предоставляется в налоговые органы по месту расположения предприятия в установленные сроки.

Косвенные налоги – акцизы

Данный вид налога относится косвенным (возмещаемым) налогам и включается в цену реализуемой продукции. К подакцизным товарам относятся:

  1. Спирт этиловый, пиво, вся алкогольная продукция.
  2. Легковые автомобили.
  3. Табачные изделия.
  4. Бензин автомобильный.
  5. Нефть, газовый конденсат.
  6. Ювелирные изделия.
  7. Некоторые виды минерального сырья.

Плательщиком акцизных сборов на продукцию, производимую на территории РФ, являются организации и их филиалы, которые производят и реализуют данный товар. При ввозе подакцизного товара акцизный сбор начисляется согласно федеральному и таможенному законодательству.

Объектом налогообложения является цена подакцизного товара, которая определена отпускными ценами без учета акцизного сбора. При ввозе товара на территорию РФ этим объектом должна быть таможенная стоимость с учетом суммы таможенной пошлины и сборов. Ставка акцизов едина на всей территории РФ и устанавливается в законодательном порядке. Сумма акциза должна быть определена плательщиком самостоятельно.

Несвоевременно погашенные счета и дальнейший рост кредиторской задолженности в бюджетные фонды может обернуться для предприятия большими рисками. Поскольку накопленные долги необходимо возвращать, что способствует выводу большей части оборотных средств и сказывается на финансовом положении. Поэтому своевременное погашение задолженности должна является – одной из первостепенных задач бухгалтерии.

Долг перед поставщиком или подрядчиком

Расчеты, производимые с поставщиками и подрядчиками после того, как они поставят продукцию, выполнят работы или окажут услуги, отражаются на счете 60. Кредиторка, возникшая после оприходования материальных (или нематериальных) ценностей, поступивших от таких лиц, указывается по кредиту, погашение долга — по дебету данного счета.

Корреспонденция такова:

Дт 10 (43, 20, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 60 — приобретен товар, материалы или услуги.

Дт 60 Кт 50, 51 — погашаем деньгами задолженность по приобретенным товарам.

Подробнее о том, как учитывать расчеты, если они проводятся с поставщиками и подрядчиками, см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 60».

.

Долг перед покупателем или заказчиком

Расчеты по операциям, производимым с покупателями и заказчиками, показываются на счете 62. Кредиторка по данному счету, как правило, образуется при получении авансового платежа от покупателя. Впоследствии при реализации товаров их стоимость следует отразить по дебету счета 62.

Корреспонденция такова:

Дт 50, 51 Кт 62 — приходуем авансовый платеж в счет будущих поставок.

Дт 62 Кт 90 — реализуем покупателю товары, за которые получен аванс.

Подробнее о том, как учитывать расчеты с покупателями и заказчиками, см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 62».

Отражение заемной задолженности

Организация может брать ссуды на различные сроки. Если кредит и заем оформляется на период до 1 года, он считается краткосрочным, если период пользования ссудой превысит 1 год — долгосрочным. Для каждого из них существуют различные счета. Например:

  • для краткосрочных — счет 66;
  • для долгосрочной — счет 67.

Полученные банковские ссуды следует учитывать по кредиту 66 (или 67) счета. Проценты, начисленные по таким займам, а также понесенные при обслуживании займа расходы надо отражать на субсчетах к этим счетам (п. 4 ПБУ 15/2008).

О том, как учитывать проценты по кредиту в налоговом учете, см. статью «Ст. 269 НК РФ: вопросы и ответы».

Корреспонденция счетов такова:

Дт 51 Кт 66 (67) — получаем ссуду.

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 66 (67) — начисляем проценты.

Дт 66 (67) Кт 51 — уплачиваем проценты по ссуде.

Дт 66 (67) Кт 51 — возвращаем часть ссуды.

Долг перед наемным персоналом

Существуют 3 вида кредиторской задолженности, образовавшейся перед наемными работниками.

Первый вид — это долги организации по оплате труда. Эта задолженность указывается по кредиту счета 70. Данный счет служит для того, чтобы учесть все формы оплаты труда. Кроме того, на нем же отражаются премии, пенсии пенсионерам, которые работают, различные пособия и прочие выплаты. Наконец, сюда относят долги перед сотрудниками предприятия по уплате дивидендов по ценным бумагам данного АО или ООО (план счетов, утвержденный приказом № 94н).

Подробнее о том, как учитывать расчеты с сотрудниками по зарплате, см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 70».

Когда участник (или акционер) общества не входит в число работников предприятия, корреспонденция будет иной: долг по начисленным такому участнику дивидендам отражается по кредиту счета 75.

О том, как начисляются дивиденды, см. статью «Бухгалтерские проводки по чистой прибыли».

Проводки надо сделать такие:

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 70 — начисляем суммы, полагающиеся персоналу.

Дт 70 Кт 50 — выплачиваем доход сотрудникам.

Второй вид — это кредиторка перед сотрудниками по их расходам на командировки. В деловой практике подотчетники нередко тратят на нужды компании собственные средства. В дальнейшем организация возмещает им их затраты. Такие долги надо указывать по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Корреспонденция счетов будет выглядеть следующим образом:

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 71 — принимаем авансовый отчет.

Дт 71 Кт 50 — погашаем задолженность перед подотчетником.

Третий вид — это другие расчеты с сотрудниками и наемными работниками, которые указываются на счете 73.

Если у вас образовалась невостребованная кредиторская задолженность, ее нужно списать. Воспользуйтесь подсказками экспертов КонсультантПлюс, получив пробный доступ, и бесплатно узнайте как правильно оформить проводки в бухучете.

Долги по налогам и сборам

Для отражения информации, которая свидетельствует о состоянии уплаты налогов и сборов, служит счет 68. На нем кредитуются суммы налогов, рассчитанные в декларациях и предназначенные к уплате, а дебетуются суммы налогов, уплаченные в казну и суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет по счету 68 проводится по видам налоговых платежей.

Проводки таковы:

Дт 90 Кт 68 — начисляем НДС.

Дт 68 Кт 19 — предъявляем НДС к вычету.

Дт 68 Кт 51 — уплачиваем сумму налога в бюджет.

Кредиторка по соцстраху

Задолженность такого рода следует указывать по счету 69. Он, в свою очередь, содержит субсчета, на которых по кредиту приводятся платежи по соцстраху и на соцобеспечение работников. Здесь же по кредиту указываются суммы, предназначенные для перевода в фонды медицинского страхования.

Проводки будут выглядеть так:

Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 69-1 — начисляем взносы по соцстраху.

Дт 69-1 Кт 51 — уплачиваем эти взносы.

Долги перед иными дебиторами и кредиторами

Для того чтобы суммировать информацию о других расчетах (не указанных в данной статье выше) по операциям, проведенным с дебиторами и кредиторами, применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На приведенном счете, например, разрешено приводить расчеты по страхованию (как имущественному, так и личному), выставленным партнерам претензиям, средствам, которые подлежат удержанию из зарплаты сотрудников компании в адрес иных лиц по постановлениям контрольных органов, судов, различных исполнительных документов и пр. В свою очередь, тогда для каждой категории открывается отдельный субсчет.

Так, операциям, соответствующим страхованию, будут соответствовать следующие проводки:

Дт 44 Кт 76-1 — относим страховую премию на расходы.

Дт 76-1 Кт 51 — выплачиваем страховую премию.

1. Как проверить налоговую задолженность?

Узнать, есть ли у вас налоговая задолженность, можно:

2. Как уплатить долги по налогам?

Оплатить налоговую задолженность, если она у вас есть, можно:

С 2016 года можно оплатить не только свои налоги, но и чужие. Вы можете сделать это лично или воспользовавшись специальным сервисом ФНС «Уплата налогов за третьих лиц». Для этого нужно будет указать сначала сведения о себе (в поле «категория» нужно выбрать «физическое лицо», а затем ввести свои ФИО и ИНН), а потом сведения о том, за кого вы оплачиваете налог (категория лица, ФИО и ИНН).

3. Как формируется налоговая задолженность?

Налоговая задолженность формируется не позднее пяти дней после того, как наступит срок уплаты, указанный в едином налоговом уведомлении. Затем в течение трех месяцев вам направят требование об уплате. Если сумма недоимки составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено вам в течение года.

Уплатить задолженность необходимо в течение срока, указанного в требовании (не менее восьми дней)
В случае неуплаты налога в установленные законом сроки вам будут начислены пени (1/300 от ставки рефинансирования ЦБ) за каждый календарный день просрочки.

4. Чем грозит неуплата налогов?

При неуплате в срок налога налоговая служба может прибегнуть к начислению пени и штрафов. Штраф за нарушение срока уплаты налога — 20% от неуплаченной суммы. Если вы не заплатили налог умышленно, штраф составит 40% от суммы налога.

Когда все сроки уплаты задолженности истекут, налоговые органы будут иметь право обратиться в суд с заявлением о взыскании долга за счет вашего имущества. Если задолженность превышает три тысячи рублей, налоговый орган сможет подать в суд в течение полугода после истечения сроков, отведенных на уплату.

Если сумма задолженности не превысила трех тысяч рублей в течение трех лет с того момента как закончился срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, обратиться в суд налоговые органы смогут только через шесть месяцев после того, как прошли эти три года.

Если вы уклонились от уплаты налога в крупном или особо крупном размере, вам будет грозить уголовное преследование. Максимальное наказание в таком случае — три года лишения свободы.

5. Как получить рассрочку по уплате налоговой задолженности?

Оформить отсрочку или рассрочку платежей можно, если:

  • вам был причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других обстоятельств непреодолимой силы;
  • ваше имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты налога.

Обратите внимание, что в /* */ var tocplus = {"smooth_scroll":"1"}; var q2w3_sidebar_options = [{"sidebar":"sidebar-global","margin_top":10,"margin_bottom":0,"stop_id":"","screen_max_width":0,"screen_max_height":0,"width_inherit":false,"refresh_interval":1500,"window_load_hook":false,"disable_mo_api":false,"widgets":["custom_html-2"]}]; var a3_lazyload_params = {"apply_images":"1","apply_videos":"1"}; var a3_lazyload_extend_params = {"edgeY":"0","horizontal_container_classnames":""}; var cbExt = {"cbSS":"on","cbLb":"on"}; var cbScripts = {"cbUrl":"http:\/\/dolgi-faq.ru\/wp-admin\/admin-ajax.php","cbPostID":"716","cbFsClass":"cb-embed-fs","cbSlider":["600",true,"7000","on"]}; /* */