Уголовная ответственность за налоговые преступления: нюансы 2020 года

Понятие имущественного налога

Несмотря на казалось бы не оставляющее сомнений название, имущественный налог распространяется не на любой объект собственности гражданина. Как следует из статьи 401 Налогового кодекса (далее — просто Кодекса), к облагаемой базе относятся:

  • частный дом, построенный в черте города или в загородной местности;
  • квартира или комната в многоквартирном доме;
  • комплекс недвижимости, включающий несколько построек;
  • капитальный гараж или машиноместо;
  • строящийся налогоплательщиком или третьими лицами, на средства первого, дом;
  • прочие капитальные постройки и сооружения, не предназначенные для временной установки с последующей разборкой.

При этом, в соответствии с пунктом 3 той же статьи, исключается из облагаемой базы общее имущество, относящееся к многоквартирному дому — любые попытки взыскания с физических лиц налога на чердаки и подвалы, не входящие в их собственность, неправомерны и должны быть обжалованы в судебном порядке.

Случаи неначисления пеней

Одновременно с тем, что пени начисляются к общей сумме за просрочку налоговых переводов, Налоговый кодекс предусматривает и ситуации, в которых такие неустойки не применяются. Они не будут задействоваться, если недоимка не могла быть погашена из-за ареста имущества либо банковских счетов плательщика. Кроме того, если плательщик не смог вовремя оплатить долг в результате выполнения письменных разъяснений о порядке исчисления и уплаты налога либо выполнения мотивированного мнения налоговиков, ему также не будет начисляться пеня.

При перечислении налога нужно учитывать, что за несвоевременное погашение сумм полагаются санкции в виде пеней и штрафов. Поэтому важно реагировать на уведомления и не просрочивать периоды, указанные в требовании уплаты, чтобы сумма долга не выросла в разы. Если же решение о наказании в виде пени было произведено некорректно или с нарушениями, то необходимо подать жалобу в суд, для чего лучше обратиться к адвокату.

Об избежании штрафов за неуплату налогов будет рассказано в видео:

Кто должен платить налог на имущество

Налог на имущество должны платить такие лица как:

  • Юридические лица – это организации, которые имеют в своей собственности, на праве доверительного управления, распоряжении имущество, которое является объектом налогообложения;
  • Физические лица – это граждане, которые владеют имуществом на праве собственности и оно является объектом налогообложения;
  • Индивидуальный предприниматель – платят только за то имущество, которое используется для осуществления предпринимательской деятельности. Налог уплачивается по ставки, которая предназначена для юридических лиц.

По каким статьям привлекают к уголовной ответственности?

По уголовному законодательству возможно привлечение по нескольким статьям:

  • 198, если от уплаты сборов уклоняется гражданин или ИП;
  • 199, если должником является компания, зарегистрированная как ЮЛ;
  • 1, если сам налоговый агента, к примеру, работодатель, не перечисляет сборы в государственную казну.

Привлекать к ответственности за неисполнение налоговых обязательств допускается с 16-летнего возраста. Но, несмотря на это, на практике не встречаются случаи наказаний в отношении несовершеннолетних граждан по указанным уголовным статьям.

198 УК РФ

По этой статьей привлекаются к ответственности обычные граждане и индивидуальные предприниматели. Должностное лицо и организации не могут быть наказаны по ней.

Ответственность наступает при условии, что:

  • в налоговый орган не представлена отчетность по налогам, к примеру, ИП не сдал налоговую декларацию;
  • ответ поступил в ФНС, но в нем содержатся ложные данные, с помощью которых плательщик пытается уклониться от выплаты части сборов;
  • долг имеет крупный или особо крупный размер.

Сразу стоит разобраться в том, что означают указанные выше суммы для физических лиц. Итак:

  1. Крупный размер – это больше 900 тысяч рублей за 3 года подряд.
  2. Особо крупный размер – от 4,5 миллионов рублей.

Если сумма долга не достигает необходимой величины, то по УК привлечь нельзя. Тогда наступит административная ответственность.

Меры воздействия по рассматриваемой статье следующие. За крупную задолженность :

  • денежный штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • лишение свободы до 12 месяцев.

За особо крупный долг:

  • денежное взыскание 200 до 500 тысяч рублей;
  • лишение свободы до 3 лет.

Если гражданин своевременно подал декларацию, но не уплатил налог, то ответственность по УК уже не применяется. В этом случае наказание назначается по НК РФ.

Также освобождение от уголовной ответственности возможно, если проступок совершен впервые и виновный погасил все имеющиеся долги по налоговым сборам, в частности пени и штрафы, начисленные за неуплату. Даже если дело уже возбуждено, его прекращают.

199 УК РФ

По указанной статье наказанию подлежат следующие категории лиц:

  • руководитель компании;
  • бухгалтер организации;
  • прочие люди, исполняющие обязанности начальника или работника бухгалтерии.

Именно эти должностные лица обязаны ставить свои подписи на отчетности, отправляемой в налоговую инспекцию. Если они вносят неправдивые данные в документацию, чтобы была возможность не платить сборы, то они понесут за это уголовную ответственность по данной статье.

Для должностных лиц применяются другие значения крупного и особо крупного размера:

  • крупный – от 5 миллионов рублей за 3 года, но свыше 25% от общей величины налоговых обязательств;
  • особо крупный – от 15 миллионов рублей за 3 года, но больше половины суммы всех обязательств.

Наказания по рассматриваемой статье следующие, если имеется место крупный размер долга:

  • штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
  • лишение свободы до 2 лет.

Если особо крупный размер:

  • штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
  • лишение свободы до полугода.

Также неплательщику суд вправе назначить дополнительное наказание в виде запрета на занятие определенных должностей на срок до 3 лет.

Если компания признает свою вину и полностью погасит долг еще до судебного разбирательства, то она освобождается от привлечения к ответственности по УК РФ.

199.1 УК РФ

По данной статье наказывается только налоговый агент. В качестве него выступает то лицо, которое обязано переводить средства в счет оплаты налоговых сборов за плательщика. Ярким примером агента является работодатель. Ведь именно он платит подоходный налог за работников, удерживая его с заработной платы.

В этом случае вина полностью ложится на плечи агента. Сам налогоплательщик может даже и не подозревать, что налоги за него не платятся.

Таким образом, уголовная ответственность за неуплату налогов возможна при соблюдении некоторых условий. Без состава преступления возбуждение дела не производится, а также при своевременном признании вины неплательщиком и полном погашении долга.

Наказание за неуплату

Как следует из статьи 400, пункта 1 Кодекса, имущественный налог нужно вносить не позднее 30 ноября следующего за начислением года. Смягчающими обстоятельствами не являются ни недоставленное письмо из ФНС, ни попытки налогоплательщика добиться назначения льготы или получить вычет — начисление пени за просрочку начинается автоматически.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, владелец недвижимости должен самостоятельно уведомлять налоговую о произошедших в его жизни переменах: покупке или продаже квартиры, дроблении земельного участка и так далее.

Не стоит надеяться на Росреестр — как показывает многолетняя практика, эта структура очень часто забывает передать ФНС сведения о регистрируемых ею операциях. В любом случае, терять связь с налоговым инспектором не стоит — леность и небрежность обернутся убытками.

Новый порядок расчета пеней

Пени за просрочку уплаты налога (страхового взноса) с 1 октября 2017 г. рассчитываются по новым правилам

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

При этом процентная ставка пени принимается равной:

Для физических лиц (включая ИП):

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

Для организаций:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки (п.4 ст.75 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 28.09.2017 г. №ЗН-4-22/19471@ «О реализации положений Федерального закона №401-ФЗ»).

Важно!

С 1 октября 2017 г. длительная задержка неуплаты налога (более 30 календарных дней) будет обходиться налогоплательщику дороже.

Кроме того, ст.75 НК РФ дополнена новым п.4.1.

Речь идет об отсрочке начисления пени за неуплату налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в тех регионах, где установлен «кадастровый» порядок расчета налога на имущество.

Напомним, что 1 января 2015 г. вступила в силу новая глава 32 «налог на имущество физических лиц» НК РФ, введенная Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ.

Налоговая база в части облагаемых объектов рассчитывается на основе их кадастровой стоимости, за исключением случаев, когда субъектом РФ не принято решение об определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости (п.2 ст.402 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 16.10.2014 г. №БС-4-11/21489@).

Но в некоторых субъектах РФ налог на имущество физических лиц по-прежнему считается по инвентаризационной стоимости недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор. Для таких физических лиц норма п.4.1 ст.75 НК РФ не действует.

В этом случае, на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, пеня начисляется, начиная с 01.05.2017 г.

В какой срок необходимо уплатить налог на имущество

Начиная с 2015 года установлен срок, по который необходимо уплатить имущественный налог в бюджет и это считается не позднее 1 декабря того, который следует за отчетным. То есть если налоговый сбор необходимо оплатить за 2020 год, тогда оплатить необходимо не позднее 1 декабря 2020 года. Уведомление об уплате налога должны присылать не позднее чем за 30 рабочих дней до окончания срока оплаты.

За несвоевременную уплату налога на имущество начисляется пеня.

Если уведомление из ФНС не получено

Нередко из-за большого количества плательщиков налога и плохой логистики, ФНС не имеет возможности разослать уведомления. В этом случае, если человек или организация не получили документ, им необходимо обратиться в налоговую инспекцию, будет проще, если у лица есть зарегистрированный личный кабинет на сайте налоговой инспекции, где доступна регистрация аккаунта через ресурс Госуслуг. Там же есть вариант оплатить сбор с помощью банковской карты, но это нужно отразить в бухгалтерии как КВР.

Каждый плательщик обязан направлять сообщение в ФНС об объектах, которые фактически должны облагаться сборами (к примеру, есть доход от сдачи в аренду помещения), но уведомления по ним он не получил. Сделать это необходимо до 31 декабря года, следующего за отчетным. Но есть и исключения, к примеру, сообщать в ФНС не нужно в том случае, если применялась налоговая льгота либо если уведомление было получено ранее.

Кроме этого, уведомление не будут направлять в том случае, если за прошедший год государственный сбор составил меньше, чем 100 рублей. Но при сохранении такой небольшой суммы за последние три года, уведомление все же отправят за этот период, ведь срок списания налога может завершиться.

Об основаниях для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 — 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.

Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.

И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа.

Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.

Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:

При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:

  • заключение о нарушении законодательства;
  • или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
  • или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
  • или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.

Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:

  • о возбуждении уголовного дела в порядке;
  • или об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • или о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).

Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.

В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.

Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:

Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.

Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.

Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.

После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.

Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что

ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.

Прежние ссылки нижестоящих судов на положения ст. 45 и ст. 143 НК РФ, строго устанавливающих круг налогоплательщиков и порядок исполнения налоговых обязательств, как основание для отказа возмещения ущерба бюджету таким способом, Верховный суд признал несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о взыскании налогов, а о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В связи с чем схема взыскания доначислений по налоговым проверкам стала выглядеть следующим образом:

Если организация не обжаловала в суде результаты проверки или суд поддержал налоговую инспекцию и признал организацию виновной в совершении налогового правонарушения, инспекция может, в случае неуплаты доначислений налогоплательщиком, прибегнуть к процедуре банкротства и заявить о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В то же время, если налоговое правонарушение содержит в себе признаки уголовного преступления, то контролирующие организацию лица обязаны будут возместить причиненный своими действиями ущерб бюджету в рамках уголовного дела.
Мало того, с учетом позиции Конституционного суда обязанность возместить причиненный ущерб бюджету сохранится, даже если в отношении контролирующих лиц (директор, учредитель, член Совета директоров) уголовное дело было прекращено по так называемым нереабилитирующим основаниям — вследствие истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности (по ч.1 ст.199 УК он составляет всего 2 года) или вследствие акта амнистии.

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,

Как материалы попадают к следователям? Существует 2 варианта. Первый (абз. 3 п. 4 ст. 69) — сумма недоимки у налогоплательщика-физического лица превышает 900 000 рублей за последние три года, у налогоплательщика (налогового агента) — организации — 5 млн рублей. На этом основании документы передают следователям, которые уже изучают причины регулярной неуплаты. Второй вариант (п. 3 ст. 32 НК РФ) — передача материалов в связи с невыполнением требования об уплате обязательного платежа на протяжении двух месяцев.

Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2020), посмотрите в таблицу.

Вид правонарушения, норма УК РФ

Предусмотренное наказание

Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ).

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 3 лет.

Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ).

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.2 УК РФ):

  • штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Административная

Административная ответственность наступает за деяния, которые не наносят существенного вреда обществу.

Если совершенное незначительное налоговое правонарушение не является преступлением, наказание назначается в соответствии со статьей КоАП.

Минимальный размер штрафа (ст. 15.6 КоАП), налагаемого на граждан — 100 тысяч рублей, на должностных лиц — 300 тысяч рублей.

Принципы расчета критической суммы

С какой суммы наступит уголовная ответственность?

Размер неуплаты определяется в рамках трехлетнего периода.

В результате соответствующих расчетов выявляется общая величина сборов, подлежащих оплате за этот период.

Из этой величины вычленяется доля, которая не была оплачена.

Если невыплаченная доля оказывается крупной или особой крупной, наступает уголовная ответственность. Неуплата налогов в крупном размере — это сколько?

Для физических лиц:

  1. Крупный долг — свыше 900 тысяч рублей, составляющих более 10% от общей величины всех подлежащих уплате сборов за трехлетний период.

    Также является значительной неуплата свыше 2 млн. 700 тыс. рублей вне зависимости от остальных факторов.

  2. Особо крупный долг — более 4,5 млн. рублей, превышающих 20% от общей суммы. Или сумма, превышающая 13,5 миллионов.

Для юридических лиц:

  1. Крупный долг — свыше 5 млн. рублей, составляющих более 25%. Или задолженность, превышающая 15 миллионов.
  2. Особо крупный долг — более 15 млн. рублей, превышающих 50% от общей суммы. Или задолженность, превышающая 45 миллионов.

Какие объекты подлежат налогообложению

В соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются, те объекты, которые расположены в пределах муниципального образования. К таким объектам относятся:

  • Жилые дома, к ним можно отнести дома и жилые строения, которые располагаются на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничество, садоводства и т.д.;
  • Квартиры, комнаты;
  • гараж, парковочное место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

Имущество, которое находится, которое входит в состав общего многоквартирного имущества не является объектом налогообложения.

Преюдиция

Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более — подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.

Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.

В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего — в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.

Штрафы за неуплату налогов физическим лицом

Для граждан в НК РФ регламентированы следующие виды налогов:

  • НДФЛ – рассчитывается почти из всех видов дохода самим гражданином либо работодателем;
  • налог на имущество – рассчитывается исходя из кадастровой стоимости недвижимости, а ставки утверждают муниципалитеты;
  • земельный налог – обязанность по его оплате возникает только для собственников участка, а для расчета используется кадастровая стоимость земли;
  • транспортный налог – ставки и льготы по данному виду налога утверждают региональные власти.

Если гражданин поставлен на учет в ИФНС в качестве ИП, состав и сроки платежей будет зависеть от выбранной формы налогообложения (ЕНВД, УСН, ОСНО и т.д.).

Штрафы за неуплату налогов физическим лицом назначаются по основаниям, указанным в ст. 122 НК РФ. Нарушение может заключаться в занижении налоговой базы, неправильном расчете платежей, иных неправомерных действиях или бездействии. Эти факты должны быть выявлены и указаны в документах о привлечении к ответственности.

Процедура взыскания штрафа состоит из следующих этапов:

  • выявление нарушений специалистами налоговой службы – по итогам проверки составляется акт о неуплате налога, фиксируется размер ущерба бюджету;
  • акт вручается или направляется гражданину – одновременно разъясняется право подавать объяснения или возражение по всем обстоятельствам правонарушения;
  • на основании акта выносится решение налоговой службы – в этом документе указывается состав правонарушения, а также норма НК РФ для назначения штрафа;
  • должностным лицом ИФНС выносится постановление о привлечении к ответственности – в этом документе указывается размер штрафа, который назначен за неуплату налога.
Обратите внимание!

Рассмотрение и учет возражений, поступивших от физического лица, является обязанностью налоговой инспекции. Даже если возражения не будут приняты во внимание, они должны быть отражены в акте и иных процессуальных документах.

Штраф за неуплату налогов рассчитывается в двух возможных вариантах:

  • если нарушение носило неумышленный характер – штраф составит 20% от неуплаченной суммы;
  • если будет доказан умысел на занижение налоговой базы либо на совершение иных противоправных действий – санкция составит 40% от размера неуплаченного налога.

Умысел на совершение налогового правонарушения обязаны доказать должностные лица ИФНС. Например, умышленные действия будут заключаться в сознательном искажении расчета по имущественному налогу – занижении размера кадастровой стоимости, площади объекта недвижимости и т.д.

Вина граждан в неуплате налогов отсутствует, если обязанность по удержанию и перечислению средств в бюджет возложена на налоговых агентов. Типичным случаем является удержание НДФЛ с зарплаты по месту официального трудоустройства. При каждом начислении денежного вознаграждения руководство предприятия обязано удержать налог по ставке 13% и своевременно перечислить его в бюджет. Гражданин может контролировать правильность и своевременность удержания на основании расчетных листов и справок 2-НДФЛ.

Обязанность по декларированию дохода и расчета налоговых обязательств может быть возложена на самого гражданина. Например, при продаже недвижимости нужно заполнить и подать декларационный бланк 3-НДФЛ. В этом документе плательщик указывает суммы полученного дохода, а также самостоятельно рассчитывает НДФЛ для оплаты в бюджет. В НК РФ указаны случаи, когда подавать декларацию и уплачивать налог не нужно (например, если срок владения проданным объектом превысил 5 лет).

Не влечет наложения штрафа ситуация, когда у гражданина имелась переплата по конкретному виду налога. Такую позицию содержит судебная практика ВС РФ. Например, если была переплата по имущественному налогу, несвоевременная оплата не влечет возникновения или увеличения задолженности перед бюджетом.

Что представляет собой пеня за неуплату налога на имущество и как ее рассчитать

Пеня за неуплату налога за имущество – это денежное взыскание, которое начисляется в соответствии с законодательством, на задолженность по налогу при нарушении сроков его уплаты.

Расчет штрафных санкций производится по формуле, которая определена Налоговым Кодексом РФ с учетом установленной ставки рефинансирования на текущий момент.

Если налогоплательщик задерживает оплату налога по имуществу, тогда налоговая служба направляет ему требования погашения имеющейся задолженности, где указывается сумма, срок оплаты и какие санкции будут предприняты, если не оплатить данное требование.

Сумма пени рассчитывается по формуле:

Пеня = (Неуплаченная сумма налога * ставку рефинансирования / 300) * Количество дней прострочки

Начисления перестают начисляться только тогда, когда будет, погашен просроченный платеж. Например, налог необходимо заплатить до 1 декабря, но налогоплательщик по определенным причинам не уплатил необходимую сумму до 30 ноября включительно. Это значит, что с 1 декабря начинает начисляться пеня. Ее начисления будут производиться до того момента, пока не будет погашена налоговая задолженность в полном объеме.

Рассмотри на примере, налоговый платеж составляет 10 тысяч рублей, при этом налогоплательщик оплатил его 11 декабря, то есть он просрочил на 10 дней. Ставка рефинансирования при этом составляет 8,25%.

Расчет пени такой: 10000*8,25/300*10=27,50рублей.

Налогоплательщику необходимо заплатить пеню в размере 27,50 рублей.

Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Состав правонарушения и норма УК РФ

К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания:

Наказание может быть дополнено

штраф

арест

лишение свободы

Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

— непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*;

— включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет

Не предусмотрен

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ)

От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет

На срок до 6 месяцев

На срок до 2 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ)

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет

Не предусмотрен

На срок до 6 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ):

— собственником или руководителем организации;

— иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации

От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет

Не предусмотрен

На срок до 5 лет

Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

* Под иными следует понимать любые документы, предусмотренные НК РФ или принятыми в соответствии с ним федеральными законами и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов, в частности выписки из книги продаж, копии журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

**Содеянное будет квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 г. № 64).

*** Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).

При этом главного бухгалтера могут освободить от уголовной ответственности, если он раньше не совершал подобных противозаконных действий.

Для этого он сам либо организация должны полностью погасить всю сумму недоимки и пеней и уплатить штраф в размере, определенном согласно нормам НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

Примеры расчета пеней по новым правилам

Пени по недоимке, образовавшейся до вступления в силу нововведений, следует начислять по старым правилам независимо от длительности просрочки (п. 9 ст. 13 Закона №401-ФЗ).

Важно!

Это означает, что если срок уплаты налога наступил до 01 октября 2017 г., то расчет пени производится по старым правилам, т.е. исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от количества дней образовавшейся просрочки.

Сам алгоритм расчета периода просрочки по налогам для исчисления пени не изменился.

Пени рассчитываются, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Таким образом, число дней просрочки по налогам для расчета пени определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п.3 и п.4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318). В случае если ставка рефинансирования, попадающая на дни просрочки, изменялась, то расчет пеней производится, исходя из каждой ставки рефинансирования ЦБ РФ отдельно.

Важно!

При этом за однодневное опоздание с уплатой налогов (сборов, страховых сборов) пени начислять и уплачивать не нужно (п.3 ст.75 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 г. №03-02-07/2/39318).

Пример №1

Срок уплаты НДС за 3 квартал 2017 г. в сумме 500 000 рублей (1/3 часть) — 25 октября 2017 г.

Предположим, что компания заплатила налог с опозданием 30 октября 2017 г.

Пени рассчитываются за период с 26 октября по 29 октября 2017 г., т.е. за 4 календарных дня.

Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

Тогда расчет пени за период просрочки составит:

(500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.

Важно!

Аналогичный подход к расчету пени с 1 октября 2017 года будет применяться и в части страховых взносов. То есть, если просрочка по уплате страховых взносов компании составит более 30 календарных дней, то пени рассчитываются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.

Пример №2

Срок уплаты взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2017 г. – 16 октября 2017 г. (перенос с выходного дня).

Компания перечислила страховые взносы с опозданием – 29.12.2017 г.

Сумма недоимки составила 100 000 рублей.

Период просрочки составляет 73 календарных дня (с 17.10.2017 г. по 28.12.2017 г.).

С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

Предположим, что ставка рефинансирования за 73 дня не менялась.

Для того чтобы рассчитать размер пени, необходимо дни просрочки разделить на 2 периода (просрочка до 30 календарных дней включительно) и просрочка с 31 календарного дня по день, предшествующий дню уплаты страховых взносов.

Период просрочки до 30 календарных дней – с 17.10.2017 г. по 15.11.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 300) х 30 дней = 850 рублей.

Период просрочки с 31 календарного дня – с 16.11.2017 г. по 28.12.2017 г. включительно.

Расчет пени за этот период: (100 000 рублей х 8,5% / 150) х 43 дня = 2 436,67 рублей.

Всего за весь период размер пени составил: 850 рублей + 2 436,67 рублей = 3 286,67 рублей.

Таким образом, если просрочка уплаты налогов (сборов, страховых взносов) компании составляет более 30 календарных дней, то размер пени с 31 календарного дня будет в 2 раза выше.

Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом

Перечень налогов, которые обязаны уплачивать юридические лица, указан в НК РФ и зависит от схемы налогообложения. Выделим наиболее распространенные виды налоговых обязательств для организаций:

  • налог на прибыль – рассчитывается в налоговой отчетности, которую предприятие обязано представлять даже при отсутствии дохода;
  • НДС;
  • налог на имущество организации;
  • транспортный налог;
  • иные виды обязательных платежей и сборов.

Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом назначаются по итогам камеральных и выездных проверок. Камеральная проверка проводится на основании отчетности, представленной в ИФНС. Если отчеты, декларации и расчеты не сданы в установленный срок, предприятие понесет самостоятельное наказание по нормам НК РФ и КоАП РФ.

Выездные проверки могут проводиться в плановом или внеочередном режиме. О сроках и предмете проверки предприятие уведомляется заблаговременно. В содержании уведомления указывается, какие документы должны быть представлены для проверки.

Процедура привлечения юридического лица к ответственности выглядит следующим образом:

  • во время проверки предприятие вправе давать свои письменные и устные пояснения по всем обстоятельствам;
  • все выявленные факты неуплаты, а также иных нарушений, фиксируются в акте проверки;
  • на основании акта выносится решение о привлечении к ответственности в виде штрафа;
  • для принудительного взыскания издается постановление налогового органа, а в адрес плательщика направляется письменное требование.

Размеры штрафов за неуплаты – 20% при неумышленном правонарушении, 40% если был умысел. Ответственность несет само предприятие, а не конкретный сотрудник, допустивший правонарушение. Если неуплату налога повлекло преступное действий руководителя, главного бухгалтера или иного должностного лица организации, они могут привлекаться к уголовной ответственности. Наказание по УК РФ назначается при выявлении крупного или особо крупного размера ущерба для бюджета.

Ответственность за неуплату налога несет организация, а не конкретный сотрудник, совершивший ошибку.

Для привлечения юридического лица к ответственности также устанавливается форма вины. Это происходит при составлении акта о выявленном нарушении. Для обжалования акта, а также иных процессуальных документов о наложении штрафа, можно обратиться к вышестоящему лицу ИФНС либо в судебные инстанции.

Судебная практика не рассматривает как основание для назначения штрафа случаи, когда предприятие указало ошибочные реквизиты получателя платежа (например, КБК). Налоговые службы могут определить назначение денежных средств по ряду иных косвенных признаков. Несвоевременность поступления средств в бюджет, по причине неверных реквизитов, может повлечь только начисление пени, но не взыскание штрафа.

Самостоятельный штраф по нормам НК РФ грозит предприятию при нарушении обязанностей налогового агента. Если юридическое лицо несвоевременно удержало или перечислило налог в бюджет (например, НДФЛ с зарплаты сотрудников), штраф будет назначен по ст. 123 НК РФ – в размере 20% от суммы, не перечисленной в установленные сроки.

Санкции при просрочке

Если налогоплательщик не перечислит деньги за землю или прочую собственность в установленные законом сроки, то неуплата полагающегося налога на имущество физических лиц предполагает следующую ответственность:

  1. На сумму неуплаченного налога начисляются пени.
  2. Физическое или юридическое лицо обяжут выплатить штраф.
  3. При длительной неоплате ФНС может подать в суд и взыскать все недоимки принудительно.

Надеяться на то, что отсутствие перечислений останется незамеченным, нельзя, ведь налоговики постоянно делают аудиты и сверки бумаг, отдельно изучая проводки и документы с КБК. Поэтому в особо запущенных случаях плательщику может грозить лишение имущества, которое вследствие решения суда могут продать и направить вырученные деньги на оплату налога и штрафных сумм. Чтобы не допустить такого, можно дать поручение стороннему лицу, чтобы оно выполнило задачу по перечислению сбора.

Отсутствие оплаты налога на имущество приведет к дополнительным начислениям для должника

Сроки привлечения к ответственности

Статья 113 НК РФ позволяет привлечь граждан или юридическое лицо к ответственности, если с момента нарушения прошло не более трех лет. Указанный период начинает течь с первого дня, после истечения срока на оплату. Исключение составляют случаи, когда неуплата была связана с неправомерными действиями налогового агента – налоговая служба будет исчислять срок с момента совершения правонарушения.

Резюме

Организации, ИП и простые граждане обязаны платить налоги в установленные законом сроки. Если вы нарушили это правило, вас накажут. В зависимости от тяжести проступка и юридического статуса неплательщика, его могут привлечь к административной, налоговой или уголовной ответственности.

Не следует хитрить и пытаться обмануть государство – афера все равно раскроется, а вас ждет внушительный штраф или тюремный срок.

Источники

  • https://pravoved365.ru/nalogi/neuplata-imushhestvennogo-naloga
  • https://MoyDolg.com/peni/neuplata-naloga-na-imushhestvo.html
  • https://online-buhuchet.ru/kakaya-penya-za-neuplatu-naloga-na-imushhestvo-fizicheskix-lic/
  • https://yur-pomoshch.info/pravo/ugolovnaya-otvetstvennost-za-neuplatu-nalogov
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/468037/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/499258/
  • https://ppt.ru/art/nalogi/ugolovnaya-otvetstvennost
  • https://ugkod.com/prestuplenie/neuplata-nalogov-ugolovnaya-otvetstvennost-s-kakoj-summy.html
  • https://pravoved.ru/journal/shtraf-za-neuplatu-nalogov/
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/ugolovnaya_otvetstvennost_za_uklonenie_ot_uplaty_nalogov.html
  • https://pravoved.ru/journal/chto-grozit-za-neuplatu-nalogov/

[свернуть]