Особенности сбора долга по налогам, получение рассрочки на уплату

Что представляет собой реструктуризация

Реструктуризация – это изменение условий соглашения, на основании которого образовалась задолженность. Это своеобразная уступка должнику, обеспечивающая исполнение обязательств на более удобных условиях. Реструктуризация может предполагать различные условия: изменение процента по задолженности, продление срока выплат. Она требуется в следующих случаях:

  • Утрата прежнего уровня дохода (к примеру, прибыль предприятия уменьшилась).
  • Внезапное изменения курса валют.
  • Большая задолженность, не соответствующая финансовому состоянию компании.
  • Прочие причины.

Главное основание для реструктуризации – невозможность выплачивать задолженность на прежних условиях. Решение об изменении условий принимается кредитором в индивидуальном порядке. Реструктуризация предлагается и ФЛ, и ЮЛ, и государственным учреждениям.

ВАЖНО! Реструктуризация выгодна как кредиторам, так и должникам. Выгоды для последних очевидны. Кредиторы же уменьшают число невыплаченных займов. Иногда условия реструктуризации таковы, что больше выгод получает именно кредитор. Должник же может взвалить на себя еще более непосильное бремя. Для того чтобы избежать этого, нужно внимательно читать договор об изменении условий. Желательно показать его юристу.

Что относят к различным видам налоговой задолженности

Задолженность по налогам – это возникшее, но еще непогашенное обязательство перед бюджетом. В отличие от недоимки задолженность появляется сразу при начислении налога, даже если сроки выплаты еще не наступили. В задолженность по налогам и сборам также помимо недоимки (просроченных обязательств) входят реструктуризированная задолженность, приостановленные платежи и те налоги, срок уплаты по которым изменился.

Та задолженность, которая образуется из-за изменения срока уплаты, включает в себя сам неуплаченный налог, сборы, а также сумму набежавших процентов.

Некоторые специалисты под термином «задолженность», помимо недоимки пени, которые начисляются за просроченный платеж, понимают также и неуплаченные штрафы.

Множество факторов могут спровоцировать возникновение долга. При этом его величина зависит от ряда условий. Специализированная экономическая литература охватывает общие закономерности, которые приводят к формированию задолженности, но, помимо этого, существуют и достаточно специфические факторы. Если тщательно проанализировать, почему возникает налоговая задолженность, то станет понятно, как ее эффективно снижать и какие шаги нужно предпринять для улучшения ситуации.

Сама задолженность состоит не только из суммы неуплаченного налога, но также и из пени, которые начисляются за каждый день просрочки. Пени – это дополнительные платежи, призванные минимизировать потери госбюджета в результате недоимки и задержки уплаты. Все нюансы, затрагивающие уплату пени, упомянуты в ст.75 Налогового кодекса РФ.

Помимо этого, существуют еще налоговые санкции и штрафы. Они начисляются налогоплательщику по итогам налоговой проверки за несоблюдение норм фискального законодательства либо за нарушение правил, которые регулируют порядок государственной регистрации организаций и предпринимателей.

Особенности реструктуризации задолженности по налогам

Раскрывая суть проведения реструктуризации налоговой задолженности 2018 можно обозначить процесс урегулирования возникшей недоимки у физ. или юрлица, с целью облегчения его финансового положения. При осуществлении этой процедуры происходит перераспределение обязательств предприятия-должника из настоящих в долгосрочные перспективы.

В НК РФ существует несколько видов переноса периода погашения налоговых обязательств, но реструктуризация, как один из предложенных законодательно вариантов, имеет следующие преимущества:

  1. Для применения этого вида переноса не существует определённого перечня оснований, но для применения рассрочки у должника должны быть подтверждённые особые обстоятельства, отмеченные в нормативе.
  2. В процессе возможно списание некоторой задолженности по начисленным пеням. Такой же принцип используется и по отношению к предъявленным штрафам.
  3. Реструктуризировать можно налог любого вида.
Появление долгов по налогам чревато негативными последствиями и требует незамедлительного решения

Алгоритм реструктурирования имеет вид:

  • общий период – 10 лет;
  • возмещение производится равными частями;
  • выплата происходит не реже 1 раза в квартал;
  • первые 6 лет производится равномерная оплата долгов;
  • в оставшийся срок происходит выплата несписанных штрафов и пени.

Важно! По федеральным пошлинам предоставляется единоразовый случай реструктурирования долгов. В случае несоблюдения регламента перечислений налогов, повторная возможность не даётся.

Работа по преобразованию назначенных сроков оплаты начинается с подачи соответствующего заявления и сопроводительных документов в НС. По статье 64 НК, бумаги необходимо подавать в госорган, предоставляющий рассрочку и обладающий требуемыми полномочиями. После изучения поданных документов происходит согласование предоставления льготной системы либо в отказе от её применения.

Инициирование перераспределения долгов по начисленным пеням и санкционным начётам может иметь следующие достоинства по отношению к плательщику:

  1. При полном перечислении в ФБ сумм в регламентированный договором период в течение двухлетнего срока дисциплинированный контрагент вознаграждается 50 % списанием от остатка суммы долга.
  2. При схожей дисциплине, но четырехлетнего отрезка времени — 100% аннулирования остатка задолженности. Но упразднение долгов без досрочного исполнения условий погашения недоплат невозможно.
У должников имеется возможность провести реструктуризацию налоговой задолженности

Случаи, когда компания может рассчитывать на рассрочки или отсрочки

В 64 ст. НК РФ указано, что рассрочка либо отсрочка по налогу означает изменение срока выплаты конкретного налога при наличии достаточных оснований, отраженных в НК РФ. Базовое различие между этими понятиями в том, что задолженность при рассрочке погашается частями, а при отсрочке – единовременно. Рассрочка или отсрочка может предоставляться как по одному, так и по нескольким разным налогам.

Длительность отсрочки (рассрочки):

  • ФНС России – не более чем на 1 год;
  • Правительство РФ – по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – от 1 до 3 лет;
  • Минфин РФ (согласно 1 п. 64 ст. НК РФ) – по федеральным налогам на срок до 5 лет.

Рассрочка или отсрочка предоставляется заинтересованным компаниям, финансовое положение которых не дает им возможности уплатить налоги в установленные сроки, но имеются весомые основания полагать, что реальная возможность расчета по налогам появится в течение срока предоставления запрашиваемой рассрочки или отсрочки.

Согласно 2 п. 64 ст. НК РФ, рассрочка (отсрочка) по уплате налогов может предоставляться по любому из следующих оснований:

  • причинение компании ущерба в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
  • несвоевременное или неполное финансирование фирмы из бюджета, задержка по оплате выполненного госзаказа, в случаях, когда недофинансирование привело к невозможности погашения обязательств перед бюджетом;
  • сезонный характер изготовления или реализации товаров, выпускаемых компанией (перечень сезонных видов деятельности и отраслей приведен в 382 Постановлении Правительства РФ);
  • угроза появления признаков несостоятельности (банкротства) фирмы, если она единовременно выплатит налоги.

Кстати, 2 п. 3 ст. и 2 п. 6 ст. 127-ФЗ гласит, что у компании появились признаки банкротства, если она не может рассчитаться по:

  • денежным обязательствам перед кредиторами;
  • обязательным платежам в сумме более 100 тыс. рублей, в течение более чем 3 месяцев.

Правила бухгалтерского учета

Для отражения хозяйственных операций применяют План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Планом счетов предусмотрен, для того чтобы учитывать задолженность по налогам и сборам, счет 68. К нему рекомендуется открывать субсчета и обеспечивать аналитический учет по видам налоговых платежей. По кредиту счета отражается начисление налога, а по дебету его уплата или уменьшение за счет налоговых вычетов.

Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Даты начисления и даты уплаты налогов, как правило, не совпадают. Например, налог на прибыль, начисленный к уплате за 2020 год, будет отражен по кредиту счета, а перечислить его организация обязана до 28.03.2019. Это приводит к тому, что на дату начисления налогового сбора по счету 69 возникнет кредитовое сальдо. Это текущая задолженность, она не является просроченной.

ПФР имеет полномочия признать задолженность «безнадежной»?

Почти ежегодно Пенсионный фонд признает безнадежной задолженность малых предприятий. Правление Фонда разработало для своих территориальных представителей рекомендации, основанные на статье 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Не смотря на то, что сам 212-ФЗ уже утратил силу, порядок признания безнадежными долгов, утвержденный Постановлением Правительства от 17 октября 2009 года № 820 остался в силе. В них прописана процедура признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам. В документе указано, на основании чего будут приниматься такие решения, а также кто уполномочен решать этот вопрос. На 1 января 2013 года безнадежным к взысканию с экономических субъектов стал долг перед ПФР на сумму 44,5 млрд рублей. Долги же самого Фонда перевалили за 1 трлн рублей. ПФР решил не прощать, а заставлять доказывать неспособность предпринимателя рассчитаться в суде. Причиной такой большой суммы задолженности перед Фондом стало повышение страховых отчислений в 2013 году. Более 400 тысяч ИП закрыли бизнес с начала года.

Как проверить налоговую задолженность

Несвоевременная уплата налогов влечет за собой негативные последствия. Некоторые личности могут быть не осведомлены, что имеют задолженность перед государством. Часто, люди могут получить огромные пени только за то, что когда-то недоплатили или пропустили обязательный платеж в налоговую службу.

Для того чтобы узнать о наличии задолженности ИП, ООО или физического лица, можно использовать различные способы. Для этого необходимо иметь информацию ИНН. По данному уникальному номеру можно проверить долги, поскольку у каждого человека он индивидуален.

Такой вариант подходит для запроса официального документа, с целью подачи его в какую-либо организацию.

Проверка долгов онлайн

Для удобства клиентов, созданы специальные сайты, где можно проверить задолженность перед налоговой службой. Чтобы отслеживать текущее состояние наличия/отсутствия долгов, необходимо зайти на один из подходящих ресурсов, где потребуется пройти идентификацию личности, для получения информации.

Проверка в фнс и на портале Госуслуги

Этот вариант подходящий в случае потребности официального документа налогоплательщику, в случае необходимости предоставить ее в какую-нибудь службу. Если гражданин подает запрос для себя, чтобы выяснить наличие долгов, тогда можно прибегнуть к другим способам уточнения информации.

  • На официальном сайте налоговой службы (фнс). Для этого нужно зарегистрироваться и создать аккаунт. Там можно узнать всю необходимую информацию о задолженностях физическому и юридическому лицу. Для регистрации нужен логин и пароль, электронный адрес, учетная запись доступа к “Госуслуги”;
  • Сайт “Госуслуги” предоставляет информацию о долгах по ИП по ИНН. Юридическое лицо не сможет получить здесь необходимую информации. Физическое лицо обязано пройти аутентификацию с целью регистрации. Это можно сделать, используя интернет-банкинг, центры по предоставлении услуг.

Проверка на фссп

Получить информацию о задолженности могут пользователи соц. сетей Одноклассники и Вконтакте, используя приложение «Банк данных исполнительных производств». Информация доступна также, на мобильных устройствах. Специальные приложения для гаджетов и соц. сетей регулярно информируют о том, есть задолженность. После подписки, Вам будут регулярно приходить оповещения о наличии и изменениях в задолженностях. Такие приложения можно использовать и для оплаты долгов через электронные системы онлайн.

Задолженность перед федеральным бюджетом

Порядком определены процедуры реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. Отметим, что речь идет о реструктуризации задолженности, возникшей по состоянию на 2000 — 2002 гг. При этом законодателем не принят нормативный документ, который предусматривал бы погашение задолженности, возникшей в более поздние сроки.

В соответствии с п. 4 Порядка при принятии решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам — в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организациям, за которыми не числится задолженность по налогам и сборам, в порядке реструктуризации предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение десяти лет. Поскольку наступил 2010 г., интерес представляют вопросы, связанные прежде всего с погашением задолженности по пеням и штрафам, так как период ее погашения еще не истек.

В соответствии с п. 3 Порядка налоговый орган (в то время — Министерство по налогам и сборам) на основании заявления налогоплательщика принимает решение о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам.

Согласно п. 18 Порядка такое решение должно содержать:

  • полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;
  • общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом;
  • график погашения задолженности <2>;
  • указание на обязанность осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.

Отметим, что согласно п. 7 Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком.

Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз (п. 4 Постановления Правительства РФ N 1002).

Право на получение рассрочки уплаты оставшейся части задолженности или на ее списание. Вопрос читателя заключается в следующем. Организация, выполняя принятое решение о погашении задолженности по графику реструктуризации налоговых платежей, штрафов и пени, полностью исполнила свои обязательства по основному долгу перед федеральным бюджетом. Вместе с тем у нее осталась непогашенной задолженность по пеням и штрафам. Вправе ли организация рассчитывать на списание оставшейся задолженности либо на отсрочку ее уплаты?

В Письме от 20.03.2009 N 03-02-07/1-141 Минфин сообщает следующее. Пунктом 2 ст. 64 НК РФ определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых заинтересованным лицам может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора. Нормы Постановления Правительства РФ N 1002 не предусматривают возможности списания реструктуризированной задолженности по основному долгу. Заметим, что законодатель предусмотрел возможность списания пеней и штрафов. В соответствии с п. 5 Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При погашении половины реструктуризируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).

При погашении реструктуризируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации Минфин по представлению МНС или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации — списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком ко взысканию).

Таким образом, если условия, предусмотренные п. 5 Порядка, выполнялись, организация вправе претендовать на списание долга по пеням и штрафам.

Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, реструктурированных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, если срок реструктуризации еще не истек. Для ответа на вопрос, вправе ли налоговые органы принимать решение о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов при наличии у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам, реструктурированной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, если срок реструктуризации еще не истек, обратимся к Письму Минфина России от 16.12.2008 N 03-02-07/2-218. В нем чиновники, сославшись на определения ВАС РФ, разъяснили следующее. Суммы излишне уплаченных налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов подлежат зачету (возврату) в общеустановленном порядке после прекращения реструктуризации. По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налогов, которая в соответствии со ст. 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2005 N 13054/04). С сумм реструктурированной задолженности уплачиваются проценты. Порядок и сроки погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам регулируются специальными нормами, устанавливающими исчерпывающий перечень случаев, когда денежные средства налогоплательщика могут быть направлены на досрочное погашение такой задолженности. При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Следовательно, налоговый орган на основании п. 6 ст. 78 НК РФ не может самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктурированной задолженности.

Кроме того, ВАС РФ в Определении от 30.04.2008 N 5104/08 указал на то, что отсутствие решения о прекращении реструктуризации задолженности является препятствием в принятии мер по зачету излишне уплаченного налога в счет ее погашения.

Учитывая мнение ВАС РФ, Минфин пришел к выводу о том, что при наличии у организации реструктурированной задолженности по налоговым платежам, если срок реструктуризации не истек, налоговые органы не вправе самостоятельно, то есть без заявления и согласия налогоплательщика, принимать решения о зачете сумм излишне уплаченных налогов, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения данной задолженности. При этом сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в установленном порядке по его письменному заявлению.

Признание безнадежной ко взысканию задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам. Основания прекращения обязанностей по уплате налога или сбора изложены в п. 3 ст. 44 НК РФ. При этом в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ, недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера. Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ данная норма применяется в отношении списания безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Отметим, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 100 признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, в случае:

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» <3> — в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица — по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Иных оснований для признания безнадежной ко взысканию и списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам действующим законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрено (Письмо Минфина России от 06.10.2008 N 03-01-03/6-116).

Когда реструктуризация неприменима?

Если гражданин становится банкротом, не всегда он может попросить о реструктуризации. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве граждан, не назначит реструктуризацию в следующих обстоятельствах:

  • доход должника отсутствует или не превышает прожиточного минимума;
  • у должника имеется непогашенная судимость за умышленное экономическое преступление;
  • должник был под административной карой за мелкое хищение или умышленное уничтожение или повреждение имущества;
  • физлицо уже было банкротом в течение 5 последних лет;
  • ему уже предоставлялась реструктуризация в течение 8 предыдущих лет.

Сроки уплаты платежей в бюджет

Порядок, согласно которому производится оплата, установлен Налоговым кодексом РФ. В правилах сказано, что если крайний срок оплаты выпадает на праздничный нерабочий день или выходной, то налогоплательщик может перечислить деньги за налоги, в ближайший день, который считается рабочим.

Такие дни, когда плательщик может не вносить оплату, установлен в Трудовом кодексе. Кроме этого, правительством каждый год утверждаются переносы выходных дней.

Бывает так, что организация, по каким-либо причинам, не может внести оплату по налогам и сборам в указанное время. Здесь можно воспользоваться функцией рассрочки или же отсрочки платежа. Это установлено регламентом ст. 64 НК РФ.

Не каждая организация сможет воспользоваться таким преимуществом. Есть определенные исключения, которые избавляют такого права, по той или иной причине.

Отсрочки по таможенным платежам

Рассрочки (отсрочки) по налогам, подлежащим уплате из-за перемещения ряда товаров через таможенную границу Таможенного союза, предоставляются при наличии весомых оснований, прописанных в:

  • законодательстве Таможенного союза,
  • российском законодательстве о таможенном деле.

Основные положения 83 ст. Таможенного Кодекса гласят, что условия, основания, порядок изменения сроков выплаты таможенных пошлин определяются одноименным Соглашением. В соответствии в 4 ст. этого Соглашения, решение о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате таможенных пошлин может приниматься исключительно по письменному заявлению плательщика:

  • в Республиках Беларусь и Казахстан – таможенным органом, куда подается соответствующая таможенная декларация;
  • в России – Федеральной таможенной службой или назначенным ей таможенным органом.

Учтите, что в заявлении о предоставлении рассрочки (отсрочки) выплаты пошлин необходимо указать:

  • сведения о плательщике;
  • полные наименования товаров;
  • реквизиты международного или внешнеторгового договора;
  • весомые основания для предоставления рассрочки (отсрочки);
  • сумму таможенных пошлин, по которым запрашивается рассрочка или отсрочка;
  • необходимый срок рассрочки или отсрочки;
  • график с суммами поэтапной выплаты таможенных пошлин по рассрочке;
  • информацию об отсутствии фактов, указанных в 8 статье настоящего Соглашения, наличие которых делает рассрочку или отсрочку невозможной.

По 134 ст. закона 311-ФЗ рассрочка или отсрочка может быть предоставлена при наличии любого из следующих оснований:

  • причинения компании ущерба из-за стихийных бедствий, технологических катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
  • задержек финансирования из федерального бюджета, отсутствия оплаты выполненного компанией госзаказа;
  • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются скоропортящимися;
  • осуществления компанией поставок по международному договору России;
  • если товары, которые ввозятся на территорию РФ, включены в Перечень, утвержденный 101 Постановлением Правительства РФ.

Обратите внимание, что проценты на непогашенную сумму рассрочки начисляются в тех случаях, когда она предоставлялась по причине возможного банкротства компании, либо сезонного характера ее деятельности (4 п. 64 ст. НК РФ).

Порядок взыскания задолженности с налогоплательщика

Данная процедура состоит из нескольких этапов

  1. Отправка требования к плательщику, не позже 3-х месяцев, с момента обнаружения неуплаты. Требование должно быть направлено на протяжении 10 дней;
  2. Если налог не оплачен или не полностью оплачен, тогда следует требование по уплате принудительно, посредством обращения взыскания на средства;
  3. Если у налогоплательщика нет требуемой суммы на счетах, налоговая служба имеет право взыскать долг, используя прочее имущество плательщика;
  4. Если организация не располагает доходами или имуществом, которое может быть изъято за долги, тогда налоговая служба может обратится в суд для инициализации процедуры банкротства.

Списание долгов по налогам и страховым взносам налоговая амнистия 2020

Налоговая амнистия — возможность освободить лицо от уплаты какого-либо вида налога и сформировавшихся пеней и штрафов. Предпринимательская деятельность должна вести отчетность перед государственными органами. За невыполнение обязательств, плательщик подвергается штрафным санкциям.

Часто предприниматель не получает ожидаемых результатов от своей деятельности, и оставляет дело. Но это не избавляет его от обязанностей перед государством платить за налоги и страховку. Сумма долга возрастает, если ее не погашать, и возникают штрафные санкции и пени.

Основные виды реструктуризации

Существует много видов реструктуризации. Рассмотрим самые распространенные из них:

  1. Пролонгация. Срок выплаты задолженности продлевается. Следовательно, размер ежемесячных выплат уменьшается. Сумма кредита остается прежней.
  2. Кредитные каникулы. Отменяется выплата льгот или основного «тела» кредита на некоторое время. В некоторых случаях выплаты и вовсе отменяются на период, составляющий 3-6 месяцев. Предполагается, что за это время должник приведет свои финансовые дела в порядок и сможет продолжить выплачивать задолженность. Кредитные каникулы предоставляются крайне редко. Связано это с тем, что этот вариант невыгоден для банков.
  3. Изменение валюты, в которой предоставлялся кредит. С ростом доллара организациям стало крайне сложно выплачивать кредиты, ранее оформленные в иностранной валюте. Данная форма реструктуризации также крайне невыгодна банку.
  4. Снижение ставки по процентам. В данном случае уменьшается размер ежемесячных выплат, но сам размер кредита остается неизменным или же увеличивается. Снижение ставки практикуется только в том случае, если кредитная история должника идеальна.
  5. Списание неустойки. Банковские учреждения могут или предоставить отсрочку на выплаты штрафов, или вовсе списать их. Данная мера используется крайне редко. Она актуальна при банкротстве предприятия.
  6. Комбинированная реструктуризация. Предполагает сочетание нескольких способов. К примеру, срок кредитования продлевается. Одновременно с этим списываются пени.

Выбор конкретного способа зависит от пожеланий банковского учреждения и самого должника.

Льготы

Компания может выплатить долги по налогам на льготных условиях. Реструктуризация задолженности по налогам и сборам в 2020 году дает возможность налогоплательщикам выполнить обязательства, накопившиеся в течение предыдущих периодов.

Погашение производится по специальному графику, который согласовывается налоговой службой и налогоплательщиком. В данном документе прописывается последовательность выплаты задолженности с указанием платежей и сроков их внесения.

Долг возмещается равными платежами, которые вносятся плательщиком не реже 1 раза в квартал. Максимальный период, представленный на погашение – 10 лет. Фирма может возместить средства досрочно. Иногда необходимость возместить средства заранее необходима, потому что налогоплательщик не может получить отсрочку по текущим налогам, пока не рассчитается с прошлыми долгами.

Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

От рассрочки и отсрочки инвестиционный налоговый кредит отличается и основаниями предоставления и сроками, на которые он предоставляется и представляет собой не только отсрочку уплаты налогов, но и одну из форм бюджетного кредитования.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет, а в случае, если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития*, на срок до десяти лет.

*В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011г. №392-ФЗ «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, уменьшает платежи по налогу, а потом постепенно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.

Такое уменьшение производится в каждом отчетном периоде до тех пор, пока неуплаченная сумма налога — накопленная сумма кредита, не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Если организацией заключено более одного договора, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

При этом, увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении накопленной суммой кредита размера, предусмотренного этим договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% соответствующих налоговых платежей, начисленных к уплате.

При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, установленные для отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Данные требования применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным в случае, если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития.

В каких случаях требуется финансовое оздоровление?

Такая необходимость может возникнуть в том случае, когда долги компании, как перед партнерами, так и перед государственным бюджетом, становятся настолько большими, что их погашение невозможно и появляется вероятность банкротства. В таких ситуациях фирма может воспользоваться «спасательным кругом» в виде реструктуризации налоговой задолженности.

Задолженность перед бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ N 1002 органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет.

Решение об одновременной реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней принимается налоговыми органами с согласия на ее проведение органа (органов), уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта РФ и (или) муниципального образования.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 3 БК РФ субъект РФ вправе самостоятельно законодательно урегулировать порядок реструктуризации задолженности налогоплательщиков по региональным налогам в части сумм, подлежащих уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ. Такова же и позиция Минфина (Письма от 26.08.2009 N 03-01-10/2-103, от 07.04.2009 N 03-02-07/1-173).

В связи с этим субъектам РФ при проведении реструктуризации налоговой задолженности по налогам, подлежащим уплате в бюджет субъекта РФ, следует руководствоваться Порядком или документом, утвержденным самостоятельно. При этом в нормативном акте субъекта РФ должны быть учтены положения Постановления Правительства РФ N 1002.

Включение в состав расходов при исчислении налога на прибыль процентов, уплачиваемых организациями в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам перед бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. Реструктуризация налоговой задолженности осуществляется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ N 1002. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных расходов учитываются проценты, уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Добавим, что указанная норма содержится и в Постановлении Правительства РФ N 1002. Позиция Минфина аналогична (Письмо от 16.07.2009 N 03-03-05/132).

Чем грозит неуплата налогов?

При неуплате в срок налога налоговая служба может прибегнуть к начислению пени и штрафов. Штраф за нарушение срока уплаты налога — 20% от неуплаченной суммы. Если вы не заплатили налог умышленно, штраф составит 40% от суммы налога.

Когда все сроки уплаты задолженности истекут, налоговые органы будут иметь право обратиться в суд с заявлением о взыскании долга за счет вашего имущества. Если задолженность превышает три тысячи рублей, налоговый орган сможет подать в суд в течение полугода после истечения сроков, отведенных на уплату.

Если сумма задолженности не превысила трех тысяч рублей в течение трех лет с того момента как закончился срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, обратиться в суд налоговые органы смогут только через шесть месяцев после того, как прошли эти три года.

Если вы уклонились от уплаты налога в Налоговые органы также могут потребовать банковскую гарантию, поручительство либо залог. С актуальным перечнем банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России.

‘>дополнительные документы.

Для оформления отсрочки (рассрочки) по уплате налога на имущество, транспортного или земельного налога нужно обратиться в управление ФНС России по городу Москве. Чтобы оформить отсрочку (рассрочку) по уплате подоходного налога, обратитесь в инспекцию ФНС России по месту жительства.

Решение о предоставлении или непредоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов будет принято в течение 30 дней после того, как вы подадите заявление. Копия документа должна быть направлена вам в течение трех дней после принятия решения.

Как правило, отсрочка или рассрочка предоставляется на срок, не превышающий один год. Исключение составляет отсрочка или рассрочка по НДФЛ — она может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.

 
Источники

  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/restrukturizaciya-zadolzhennosti/
  • https://www.papabankir.ru/nalogi/vidy-nalogovoj-zadolzhennosti/
  • https://BaikalInvestBank-24.ru/juridicheskie-sovety-ot-jeksperta/restryktyrizaciia-nalogovoi-zadoljennosti-2018-goda-i-ee-osobennosti.html
  • https://www.reghelp.ru/restructizaciya_zadoljennosti.shtml
  • https://ppt.ru/art/nalogi/zadoljennost-po-sboram
  • https://www.buhgalteria.ru/article/vozmozhna-li-restrukturizatsiya-nalogovykh-dolgov
  • https://wdia.ru/spisanie-dolgov-rf/informatsiya-dolgi/sbor-dolga-po-nalogam
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/5109-restrukturizaciya-staroj-nalogovoj-zadolzhennosti
  • http://calculator-ipoteki.ru/restrukturizacija-zadolzhennosti-po-nalogam/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/324834/
  • https://www.mos.ru/otvet-dokumenti/kak-proverit-i-oplatit-nalogovuyu-zadolzhennost/
  • https://raszp.ru/nalogi/uregulirovanie-zadolzhennosti-po-nalogam-i-sboram.html

[свернуть]