Налоговая проверка ИП: типы проверок, последствия

Как проводится проверка ИП налоговой инспекцией?

Нужно отметить, что порядок проведения налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей практически не отличается. В первую очередь, налоговая проверка ИП направлена на осуществление первичного и камерального контроля сдаваемой налоговой отчетности, включая выездные проверки предпринимателей.

Налоговые проверки ИП можно разделить на такие виды:

  1. Плановые налоговые проверки ИП (проводятся в соответствии с принятым заранее ежегодным планом).
  2. Внеплановые (проводятся с целью контроля устранения выявленных при предыдущей проверке замечаний или при получении ФНС информации о несоблюдении ИП действующего законодательства).

Плановые налоговые проверки ИП

План проверок ИП можно найти на официальном сайте ФНС. Там содержится информация обо всех индивидуальных предпринимателях в текущем году, с указанием точной даты проверки. Т. е.у ИП всегда есть возможность подготовится к визиту инспектора, вовремя устранив все возможные нарушения.

Так же на сайте Генеральной прокуратуры по ссылке proverki.gov.ru, достаточно ввести ИНН организации или ИП, и программа выдаст информацию о том, ждать ли вам гостей из налоговой, а также дату начала проверки.

 В обязанности ФНС перед проведением налоговой проверки ИП входит уведомление предпринимателя о факте предстоящей проверки. Уведомление должно быть получено не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения проверки. ФНС сообщает ИП, что именно будет проверяться.

В статье 21 Налогового кодекса РФ есть требование, в соответствии с которым руководитель организации или индивидуальный предприниматель должны присутствовать во время проведения налоговой проверки.

В случае если ИП не имеет возможности присутствовать при проверке, он оповещает ФНС заранее и предлагает перенести проверку на другую дату.

Стоит обратить внимание на то, что проверяемый период деятельности предпринимателя не может превышать трехлетний срок.

В соответствии с действующим законодательством, повторная проверка одного и того же налога в течение одного года не может быть проведена.

Камеральная налоговая проверка ИП

Камеральная налоговая проверка ИП — процедура повторного контроля сданной индивидуальным предпринимателем отчетности. Данная проверка является регулярной.

Суть проверки состоит в том, что инспектор самостоятельно выявляет факт сдачи отчетности ИП (декларации и тому подобные отчеты). После этого он контролирует содержимое отчетности на предмет правильности сделанных предпринимателем расчетов по налогам. Инспектор также проверяет корректность заполнения документов и достоверность предоставляемых данных. При отсутствии нарушений в ходе проверки, ИП даже не узнает о факте ее проведения.

Камеральная проверка проводится не более чем 3 месяца, с даты предоставления отчетности в ИФНС. Если ИП предоставляет корректирующий отчет, то камеральная проверка по предыдущему отчету прекращается и начинается новая камеральная проверка с даты предоставления корректирующего отчета.

Во время проведения камеральной проверки работник налоговой определяет:

  • имеется или нет нарушение срока сдачи отчетности;
  • правильность заполнения отчета;
  • достоверность данных, указанных в отчете.

В случае если камеральная налоговая проверка ИП выявила нарушения, то направляется уведомление о факте проведения проверки ИП и о нарушениях. Инспектор оповещает о сроках устранения выявленных нарушений.

Налоговый орган может уведомить налогоплательшика о выявленных нарушениях или запросить дополнительную информацию одним из следующих способов:

  • ИП лично (или представителю);
  • через курьера;
  • посредством почтовых услуг (заказным письмом с уведомлением);
  • посредством электронного документооборота.

ИП, в свою очередь, должен в течение 5-ти дней может предоставить первичную документацию, подтверждающую его правоту или устранить нарушения. После этого, предприниматель предоставляет в ФНС документы, которые подтверждают факт исправления нарушений.

С 3 сентября 2018 года вступили в силу изменения в пункт 5 статьи 93 НК РФ. С этой даты, в том числе и в 2020 году, ИП может повторно не подавать любые документы в ИФНС. Достаточно проинформировать инспекцию в ответ на ее требование, о том, что запрашиваемые документы были предоставлены ранее. Если ИП предоставлял запрашиваемые ИФНС документы ранее в иную налоговую, то необходимо указать код этой налоговой инспекции.

Отправить такое отказное уведомление ИП должен не позже дня, следующего после даты получения требования ИФНС на повторную подачу документов.

Однако есть исключения. Подать повторно придется следующие документы:

  • документы, поданные в прошлый раз в подлинниках и возвращенные инспекцией после прошлой проверки;
  • копии документов, поданных ранее, но в связи с форс-мажором утраченные налоговиками.

Выездная налоговая проверка ИП

Как показывает практика, если индивидуальный предприниматель сдает налоговую отчетность в определенные законодательством сроки и производит правильные расчеты, то ему не назначается выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка может применяться при обнаружении нарушений в деятельности ИП.

 Процедура проведения выездной налоговой проверки предполагает не только контроль сданной отчетности, но и всей хозяйственной деятельности, которую осуществляет индивидуальный предприниматель.

В ходе выездной проверки контролю подлежат:

  • финансово-хозяйственнаядеятельность ИП в целом;
  • отдельные сферы (применение ККТ или организация операций с наличными денежными средствами).

Для проведения выездной налоговой проверки на предприятие (в офис) ИП выезжает группа налоговых инспекторов. Ревизия может проводиться в срок до двух месяцев.

ИП обязан предоставить инспекторам рабочее место (помещение) и создать условия для проведения проверки.

В случае, когда у ИП нет офиса, проверка осуществляется в помещении ФНС. Предприниматель предоставляет проверяющим инспекторам всю необходимую для проведения проверки документацию.

В общем случае ревизия может проводиться в срок до двух месяцев. Выездная налоговая проверка ИП может длиться до полугода в следующих случаях:

  • выявления нарушений, требующих дополнительной проверки;
  • нарушение ИП сроков предоставления документации для проверки;
  • при наличии у ИП одного (нескольких) обособленных подразделений;
  • при возникновении чрезвычайных происшествий (пожар, потоп или кража).

Документы ИП для проверки налоговой инспекцией

Инспектор, проводящий проверку, может потребовать от индивидуального предпринимателя предоставления следующих документов:

  • свидетельство о регистрации ИП
  • бухгалтерская отчетность;
  • налоговая отчетность (за период, который подлежит проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензия (если ИП занимается лицензированным видом деятельности;
  • банковские документы.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Налоговая проверка при закрытии ИП не является обязательной процедурой. И далеко не всегда сотрудники налогового органа проводят проверки ИП, подавших заявление на закрытие. Тем не менее, такая возможность не исключается. Налоговая инспекция имеет право назначить выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя, находящегося в стадии аннулирования государственной регистрации в качестве ИП. При этом время проведения и предмет предыдущей проверки значения не имеют.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Проведение налоговых проверок возможно даже после прекращения ИП своей деятельности (снятия с регистрации). Предприниматель может ожидать проверку в течение трех лет с момента прекращения деятельности. Напомним, что после прекращения деятельности и аннулирования государственной регистрации в качестве ИП, гражданин будет снят с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, но останется на учете в качестве налогоплательщика-физическоголица. При выявлении нарушений в ходе налоговой проверки, ИП грозит привлечение к ответственности.

На каких условиях может проводиться проверка после закрытия ИП

Проверка индивидуального предпринимателя после того как он закроет свой бизнес основывается на требованиях п.1 ст. 23 НК РФ. Согласно ему, лицо, занимавшееся предпринимательской деятельностью, должно хранить все документы, касающиеся уплаты налогов и бухгалтерского учета, на протяжении 4 лет после того, как ИП будет закрыто. Именно такой срок давности установлен законодательством для выявления возможных нарушений и доначисления неуплаченных налогов и санкций. По истечении данного периода времени проводить проверку ФНС не имеет права.

Налоговая инспекция предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения часто проверяет с целью выявить неправомерность применения этой системы.

Если хорошо изучить все юридические нюансы процедуры закрытия ИП, то впоследствии можно и вовсе избежать проверок.

Поэтому предприниматель должен четко придерживаться всех прописанных в законе правил:

  • собственноручно заполнить и подать в налоговую заявление о прекращении предпринимательской деятельности (форма Р26001);
  • уплатить госпошлину;
  • сдать все завершающие отчеты в налоговую, Пенсионный фонд и ФСС;
  • уволить сотрудников (если есть) и осуществить все причитающиеся им выплаты.

Закон не требует при ликвидации предпринимательства закрывать банковский счет в обязательном порядке. Но лучше будет сделать это, закончив все операции по расчетам и разорвав договор на обслуживание.

При соблюдении вышеуказанных правил закрыть ИП можно в любое время.

Согласно ст. 113 Налогового кодекса, если правонарушение установлено по истечении трехгодичного срока после закрытия индивидуального предпринимательства, то это не влечет за собой никакой ответственности для лица, его совершившего.

Какого типа ревизии предусматриваются после закрытия

Проверки налоговой при закрытии ИП могут быть двух видов:

  1. Камеральная.
  2. Выездная.

Камеральную проверку проходят все субъекты предпринимательской деятельности, которые являются физическими лицами. Для юридических лиц такой вид проверки не предусмотрен. Она может быть в интересах предпринимателя, так как в случае выявления переплат с его стороны, предусмотрена возможность вернуть эти суммы даже после закрытия ИП.

  • документам, которые являются подтверждением деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя;
  • документации по расчетам;
  • налоговым декларациям.

Временные рамки осуществления камеральной проверки — 3 месяца со дня подачи документов. На основании декларации о доходах может быть осуществлена полная ревизия ИП.

Во время проведения ревизии сотрудниками ИФНС будут осуществляться:

  • проверка факта ведения предпринимательской деятельности и подачи отчетности в налоговую и внебюджетные фонды;
  • проверка правильности оформления документов и регулярности обязательных платежей;
  • сверка показателей, содержащихся в отчетах предпринимателя с документацией налоговой инспекции.

В случае выявления расхождений сотрудниками ИФНС закрывшемуся предпринимателю будут начислены санкции, а недоплаченные налоги придется доплатить. Если ИП хочет вернуть переплаченные суммы, а документы утеряны — он может составить соответствующий акт и, уплатив комиссию, запросить в налоговой восстановление данных. Однако делать так целесообразно лишь в тех случаях, когда речь идет о значительной сумме.

Местом осуществления камеральной проверки предусматривается как фактический адрес физического лица-предпринимателя, так и налоговая инспекция, где он был зарегистрирован.

Выездные проверки могут быть ИП, в отличие от камеральных, не обязательным мероприятием. Но все, кто занимается индивидуальной деятельностью, должны иметь в виду, что налоговая служба имеет право осуществить их на протяжении 3 лет после закрытия ИП.

По времени выездная ревизия может растянуться до двух месяцев, но и это не предел. В определенных случаях ее сроки продлеваются до полугода.

Решение об этом может быть принято при таких обстоятельствах:

  1. Налоговики располагают сведениями о нарушениях совершенных ИП во время осуществления своей деятельности.
  2. Помещение, в котором должна осуществляться проверка, по каким-либо причинам недоступно.
  3. Если лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, не смогло предоставить все необходимые для ревизии документы в сроки, указанные ИФНС.

При осуществлении выездной проверки ИП все сроки и ревизии, которые были в предыдущие периоды, не учитываются.

Пункт 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ подразумевает, что ревизия будет проводиться по месту регистрации ИП. Если в силу каких-либо причин провести ее по указанному месту не представляется возможным, проверка может быть осуществлена в помещении налоговой инспекции.

В ходе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции могут:

  • запрашивать любые документы, имеющие отношение к деятельности закрытого ИП;
  • опрашивать контрагентов ИП с целью получения дополнительных сведений о его деятельности;
  • осматривать все помещения, где осуществлялась деятельность ИП;
  • в случае возникновения сложных вопросов пользоваться услугами экспертов для их решения;
  • изымать документы, не соответствующие действующему законодательству;
  • проводить инвентаризацию;
  • запрашивать и брать на рассмотрение документацию деловых партнеров ИП.

Подразделение ИФНС, которым будет проводиться проверка, обязано предупредить ИП о своем визите. Приходить домой к предпринимателю, не получив предварительно его согласия на это, ревизоры не имеют права.

Оформление результатов ревизии

После того, как проверка будет закончена, инспектор должен составить акт о ее результатах. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается предпринимателю, а другой остается у сотрудника налоговой.

По итогам проведенной инспекции налоговой службой могут быть приняты несколько вариантов решений:

  1. О начислении сумм для погашения задолженности по налогам.
  2. О расчете сумм финансовых санкций (штрафов и пени).
  3. О привлечении к ответственности (административной или уголовной).

Занятие предпринимательской деятельностью после ликвидации неофициально является серьезным нарушением. Оно может повлечь за собой уголовное преследование.

В случаях, когда будет установлено, что предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения без надлежащих на то оснований, его обяжут выплатить все налоги за период деятельности на общих основаниях, а также начислят пеню.

В случае несогласия с выводами ревизоров предприниматель в самом акте должен изложить свои возражения по сути выявленных нарушений и передать их сотрудникам налоговой службы.

Следует иметь в виду, что в законодательстве подразумевается, что возражения, обозначенные в акте проверки и обжалование ее результатов — это две отдельные процедуры. Плательщик налогов имеет право прибегать к ним независимо одна от другой. После завершения проверки и составления акта он имеет право обжаловать ее выводы в течение 14 дней.

Налоговая проверка — серьезное мероприятие. Чтобы она не стала для предпринимателя тяжким испытанием, необходимо тщательно вести бухгалтерскую документацию и вовремя уплачивать все налоги.

Особое внимание следует обратить на платежи в бюджетные фонды. Их нужно осуществлять даже в тех случаях, когда это будет идти в убыток предприятию. Даже в случае отсутствия доходов за отчетный период, лучше сдать в налоговую нулевую декларацию. Это сведет к минимуму возможные вопросы со стороны инспектора и позволит завершить свою предпринимательскую деятельность без дополнительных санкций со стороны государства.

 

Последствия закрытия ИП

Цель проверки ИП после закрытия — проверить, не было ли нарушений и несоответствий в деятельности компании. При выявлении ошибок контроллерами возможно:

  • Доначисление налогов.
  • Выставление штрафов.
  • Вынесение пеней.

Выставленные задолженности предприниматель должен непременно погасить.

Если ИП было закрыто в связи с банкротством предприятия, то вновь начать работать в статусе ИП удастся лишь через год — не раньше. Если суд ограничит для вас ведение определенной деятельности, то снова заняться ей вы сможете только по истечении периода, указанного судом.

Итак, если вы желаете, чтобы аудит прошел гладко и без неприятных последствий, заблаговременно подготовьте всю необходимую документацию, связанную с деятельностью предприятия. Конечно, единственно верный и эффективный способ успешного прохождения проверки — работа на законных основаниях, предполагающая своевременную уплату налогов и подачу всей необходимой документации в установленное время.

Если с итогами проверки вы не согласны, то можете возразить против них и передать акт контроллерам. Следует помнить, что на обжалование результатов проверки закон отводит налогоплательщикам 14 дней с момента ее окончания.

Как подготовиться к приходу налоговой службы?

Для того, чтобы фискальная ревизия закончилась без каких-либо последствий для предпринимателя, необходимо:

  • хранить все бумаги, имеющие отношение к работе ИП как минимум в течение 4 лет, что даст возможность представлять соответствующие документы по запросу фискального ревизора. При этом все документы в архиве должны храниться в оригинале;
  • важно помнить о том, что фискальной ревизии подлежат лишь последние 3 года деятельности ИП. Если представитель налоговой инспекции затребует документы, имеющие отношение к более раннему периоду, то это должно быть расценено как незаконное действие и может быть обжаловано в судебном порядке;
  • предприниматель имеет полное законное право ознакомиться с решением о проведении проверки, чтобы понять, какова ее цель. Таким образом можно контролировать, чтобы налоговые ревизоры не выходили за рамки обозначенной цели;
  • в течение того периода, пока ИП действует, рекомендуется выплачивать все налоги и сборы, даже когда нет прибыли и убытков. Если в ходе проверки будет обнаружено, что какие-то обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами не были выполнены, то это чревато существенными штрафами. Перестать выполнять обозначенные обязательства можно лишь после того, как официально завершится процесс ликвидации ИП;
  • к бывшему бизнесмену будет гораздо меньше вопросов, если он в процессе деятельности регулярно сдавал налоговую декларацию, пусть даже нулевую.

Правила проверки в инспекции

Камеральной проверке в обязательном порядке подлежит вся сданная в ИФНС налоговая отчетность. При этом обращают внимание на следующее:

  • логичность обязанности представления такой отчетности;
  • правильность применения ставок;
  • обоснованность льгот;
  • правильность арифметических расчетов;
  • корреляцию со сведениями из другой отчетности налогоплательщика, сданной в ИФНС;
  • увязку с другими данными, имеющимися в распоряжении ИФНС;.
  • наличие резких колебаний в размере налоговой базы;
  • обоснованность и логичность изменений при представлении уточненной декларации.

В случае возникновения вопросов инспекция запросит пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ) и необходимые первичные документы (пп. 6, 8, 8.1, 8.3 ст. 88 НК РФ). В интересах налогоплательщика – своевременно отреагировать на такой запрос, приложив к пояснениям копии подтверждающих его правоту документов и расшифровок учетных данных.

 

Когда нужно подать уточненную декларацию во время камеральной проверки первичной декларации

Если же сомнения инспекции в правильности представленной отчетности обоснованы, то нужно вместо пояснений сдать уточненную декларацию, которую в ИФНС снова подвергнут такой же камеральной проверке. При этом по уточненной отчетности также возможен запрос пояснений.

Срок этой проверки – 3 месяца со дня сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Если во время ее проведения отчетность уточняется, то первая проверка прекращается и начинается новая той же продолжительности. Только ее срок считается от даты представления уточненного отчета.

Если в результате пояснений налогоплательщика вопрос ИФНС не снят, то она сочтет, что допущено налоговое правонарушение и через 15 рабочих дней (10 дней дается контролерам на оформление акта + 5 дней на его передачу проверенному лицу) вручит налогоплательщику акт определенной формы (пп. 1–4 ст. 100 НК РФ). Уклониться от его вручения не получится: при невозможности вручения акт направят почтой, и он будет считаться полученным на 6-ой рабочий день после даты отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ). С даты вручения акта у налогоплательщика есть месяц на представление возражения по нему (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Особенности выездной проверки

Выездная проверка отличается от камеральной следующим:

  • Она, как правило, проходит на территории налогоплательщика. Хотя если он не может предоставить инспекторам отдельное помещение, то возможно проведение проверки непосредственно в ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).
  • Правильность расчета налогов проверяют по оригиналам первичных документов (п. 12 ст. 89 НК РФ), в случае возникновения вопросов требуя пояснений у налогоплательщика. При этом налоговые органы вправе произвести осмотр и даже сделать инвентаризацию имущества, используемого налогоплательщиком (п. 13 ст. 89 НК РФ). У налоговиков также есть право проведения экспертизы, привлечения сторонних специалистов, переводчиков, свидетелей и понятых.
  • Проверку проводят на основании решения ИФНС, вынесенного с соблюдением определенного порядка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
  • Она может быть сплошной или выборочной, посвященной нескольким налогам или одному, но не может проводиться чаще раза в год, не может дважды осуществляться по тем же налогам за тот же период и не может охватывать более 3 последних полных отчетных лет (пп. 3–5 ст. 89 НК РФ). При этом филиалы в плане проведения проверок учитываются отдельно. Правила о проведении не чаще раза в год, недопущении проверок уже проверенных налогов и ограничения по периоду не действуют для повторных проверок и проверок, связанных с ликвидацией или реорганизацией (пп. 10, 11 ст. 89 НК РФ);
  • Ее срок составляет 2 месяца (для филиалов – 1 месяц) и считается ото дня вынесения решения до дня составления справки о проверке, но может быть увеличен до 6 месяцев (пп. 6–8 ст. 89 НК РФ). При этом проверка может приостанавливаться на срок не более 6 месяцев (в отдельных случаях – до 9 месяцев) по определенным основаниям (п. 9 ст. 89 НК РФ).

По итогам выездной проверки в порядке, аналогичном установленному для камеральной проверки, составляется акт и подаются возражения по нему. Увеличены только сроки вручения акта: 2 месяца на оформление акта (отсчет ведется с даты оформления справки о проведении выездной налоговой проверки) плюс 5 рабочих дней на вручение акта налогоплательщику (пп. 1, 5 ст. 100 НК РФ).

Что в отношении проверки следует знать ИП

В отношении налоговых проверок ИП, как и любой другой налогоплательщик, подчиняется всем вышеописанным правилам.

Камеральную налоговую проверку ИП в инспекции проводят в отношении всей сдаваемой им отчетности, и вряд ли он обойдется без вопросов со стороны ИФНС. Чтобы снизить вероятность получения запросов о пояснениях и возможность негативных последствий такой проверки, ИП следует соблюдать следующие правила:

  • представлять отчетность не позже установленных сроков, используя для этого только актуальные бланки отчетов;
  • до сдачи отчетности самостоятельно проводить максимально полную ее проверку и увязку с данными других отчетов, сдаваемых в ИФНС;
  • по возможности делать отчетность предельно прозрачной и понятной;
  • оперативно реагировать на запросы о пояснениях, сопровождая свои ответы представлением копий необходимых документов;
  • своевременно и максимально полно отвечать на запросы по встречным проверкам;
  • не создавать препятствий ИФНС, если она в ходе камеральной проверки сочтет нужным осмотреть имущество ИП.

Эти меры позволят не только без потерь пройти камеральную проверку, но и снизят риски проведения выездной налоговой проверки. Обычно первыми кандидатами на выездную проверку становятся те налогоплательщики, которые:

  • часто сдают отчетность с ошибками;
  • не отвечают вообще или отвечают не в полной степени на запросы;
  • препятствуют проведению проверочных мероприятий;
  • не платят вовремя налоги.

Выездная налоговая проверка: группы риска

В соответствие со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Пока существует юридическое лицо, оно обязано представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). Вся отчетность, предоставляемая налогоплательщиками в Федеральную Налоговую Службу, автоматически проверяется при помощи специального программного обеспечения. В первую очередь, на полноту, своевременность, корректность заполнения, отсутствие арифметических ошибок.

  1. В отношении любой представленной декларации может быть проведена камеральная налоговая проверка, т.е. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах без какого-либо уведомления налогоплательщика. При возникновении сомнений в достоверности данных отчетности, могут быть применены санкции или назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе выездная налоговая проверка. Поэтому всего одна «кривая» сделка, «засветившаяся» в отчетности, может привести к обрушению всей конструкции.
  2. По каждому налогоплательщику рассчитывается величина его налоговой нагрузки, т.е. соотношение оборотов по текущей деятельности и сумм уплаченных налогов. В случае чрезмерно низких показателей, организации предлагается пересмотреть свои коммерческие отношения в сторону повышения рентабельности, увеличения доли налоговых платежей.
    Для оценки самостоятельных рисков налогоплательщика, ФНС России выпустило приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». На убытки и на чрезмерную долю вычетов по налогу на добавленную стоимость у фискалов обычно проявляется тяжелая форма аллергии, в связи с чем они предпочитают, как можно скорее избавится от источников раздражения.
    Более подробно с понятием налоговой нагрузки можно ознакомиться в письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722«О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»
  3. С помощью системы автоматизированного учета и контроля АСК НДС-2, дополнительно проверяется обоснованность данных, включенных в декларации по НДС – в автоматическом режиме сопоставляются показатели, представленные покупателями и продавцами и, в случае расхождения, требуют внести соответствующие корректировки. Если к налогоплательщику возникает слишком много вопросов в следствие результатов работы этой системы, это также может послужить критерием назначения выездной налоговой проверки.
  4. В отдельных регионах дополнительно могут, проверить пропорцию соотношения фонда оплаты труда и выручки организации, размеры выплачиваемой заработной платы и т.п. В случае, если директор, например, получает 1 МРОТ, а организация активно ведет коммерческую деятельность, пригласить его «на ковер», предлагая либо согласится платить заработную плату в «полном объеме» либо провести в отношении него контрольные мероприятия.
    Ведь действительно, средства на выплату «серой» заработной платы должны откуда-то браться на предприятии. Любопытство проверяющих может привести в том числе к выездной налоговой проверке.

Главная задача Федеральной Налоговой службы состоит в наполнении бюджета, т.е в достижении необходимых отчетных показателей – прежде всего повышению сумм и процентного соотношения собранных налогов и понижению налоговых задолженностей по отношению к прошлым периодам.
Каждый налогоплательщик, имеющий в лицевом счете задолженность перед бюджетом, ухудшает отчетные показатели.
Поэтому по отдельным предприятиям при назначении мероприятий налогового контроля, налоговики не только смотрят на то, что предприятие ведет высокорискованную деятельность с точки зрения соблюдения налогового законодательства, но и на то, чтобы оно имело возможность в дальнейшем погасить обнаруженную недоимку. Поэтому некоторым налогоплательщикам вместо карательных санкций, предлагают «уйти с миром», то есть поменять регион постановки на налоговый учет. Фискалы любят «жирного» налогоплательщика – того, кто может расплатиться по предъявленным санкциям.

Основание для проведения проверок

Проверки ИП после закрытия никогда не проводятся без причины — у налоговой должны быть веские основания для проведения данных мероприятий. К ним относятся следующие моменты:

  1. Строгие нарушения в формировании отчетности при закрытии ИП и после прекращения деятельности организации.
  2. Несвоевременность подачи отчетных документов о налоговых отчислениях.
  3. Поступление информации о ведении бывшим предпринимателем нелегальной деятельности после того, как ИП было официально закрыто.
  4. Форс-мажорные обстоятельства, по причине которых произошла порча документов (пожар, наводнение и т. д.).

Налоговые органы могут проверить ИП после закрытия на протяжении первых трех лет. В законности такой проверки сомневаться не стоит: этот момент утвержден Налоговым Кодексом РФ.

Подобные мероприятия проводят с одной целью — подтвердить законность деятельности, осуществляемой предпринимателем. Если во время налогового контроля обнаружатся несоответствия, бывший бизнесмен не отделается простым предупреждением — его ждут штрафы и пени, подлежащие обязательной уплате.

Ответственность за непредоставление документов

Для проведения проверки закрывшийся предприниматель обязан предоставить пакет бумаг в полном объеме в налоговые органы в течение 10 дней с момента предъявления такого требования.

За нарушение этих сроков организация получает штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ.Если данная ситуация повторяется второй раз за год, размер штрафа возрастает вдвое.

Дополнительно проверяющие имеют право оштрафовать ответственное лицо на сумму в размере от 300 до 500 рублей.Такие вопросы решаются через суд по заявлению налоговой инспекции. Если ИП функционирует после того, как организация официально прекратила деятельность, бизнесмену грозит уголовная ответственность.

Как избежать налоговой проверки

Налоговые инспекции часто проверяют ИП после закрытия. Проверки проводятся на регулярной основе, и избежать их трудно, но возможно. Для этого нужно правильно закрывать свой бизнес. В данный алгоритм входят следующие действия:

  1. Корректно заполнить документы, касающиеся закрытия бизнеса, и собственноручно сдать их в налоговую.
  2. Оплатить государственную пошлину и сохранить чек.
  3. Сформировать отчеты для налоговой, пенсионного фонда и фонда социального страхования.
  4. Провести увольнение сотрудников при их наличии и рассчитать их.

Это обязательные действия, которые должен выполнить каждый владелец бизнеса после того, как закроет свое предприятие насовсем. Будет нелишним сразу же закрыть расчетный счет в банке, хотя законодательство этого и не требует.

Если хотите избежать проверок при закрытии ИП — обратитесь к бухгалтерским фирмам, которые помогают сформировать отчетности и сдать их вовремя. В любом случае, всем предпринимателям рекомендуется сохранять документы за последние 3 года — от бизнес-планов до накладных, вовремя платить налоги. Тогда любая проверка пройдет гладко.

 

Рекомендации для ИП по проверкам

В отношении выездных налоговых проверок ИП нужно иметь в виду следующее:

  • У ИП чаще, чем у других налогоплательщиков, не бывает возможности принять на своей территории представителей ИФНС. Поэтому выездная налоговая проверка ИП, как правило, проводится на территории ИФНС.
  • При проведении проверки в ИФНС туда придется направить подлинники первички (п. 12 ст. 89 НК РФ). К таким документам обязательно нужно сделать опись.
  • Не стоит пытаться уничтожить, скрыть или заменить первичные документы. При выявлении такого факта ИФНС получит право принудительного изъятия этих документов (п. 12 ст. 89 и п. 8 ст. 94 НК РФ).
  • Не нужно ограничивать проверяющим доступ к имуществу, используемому в предпринимательской деятельности. Не видя реальности, они могут начислить налоги по нему исходя из собственных данных (п. 3 ст. 91 НК РФ).
  • Оперативно надо реагировать на акт налоговой проверки, если есть обоснованные возражения по ее итогам. Инспектор мог что-то не увидеть, не понять или просто ошибиться. Своевременная подача возражений позволяет снять если не все, то хотя бы часть доначислений.
  • ИП может быть проверен после прекращения им предпринимательской деятельности в течение 3 лет с даты ее прекращения. Поэтому надо хранить все документы и быть готовым к такой проверке.

Итоги

ИП должен быть готов в налоговым проверкам – камеральным и выездным. А также должен вовремя представлять запрашиваемые налоговиками документы и информацию, не препятствовать осмотру помещений и территорий, а также иным мероприятиям налогового контроля в рамках налогового законодательства. Процедуры проверок и представления документов отдельно для ИП в НК РФ не предусмотрены – они производятся по общим для всех налогоплательщиков правилам.

Источники

  • https://tbis.ru/nalogi/nalogovaya-proverka-ip
  • https://tvoeip.ru/nalogi/proverka-ip-posle-zakrytiya
  • https://nalog-blog.ru/nalog-plan/proverka-individualnogo-predprinimatelya-nalogovoj-posle-zakrytiya-ip/
  • https://Zapusti.biz/baza/proverki-ip-posle-zakrytiya
  • https://zen.yandex.ru/media/nalognalog/kakie-osobennosti-nalogovoi-proverki-ip-5ae4c37f58166913139d700c
  • https://www.klerk.ru/law/articles/450651/
  • https://bankrotof.net/likvidacija-ip/proverka-ip-posle-zakrytiya/

[свернуть]