ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физических лиц (действующая редакция)

Что регулирует закон о банкротстве юридических лиц

Статья 1 закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» содержит определение отношений, являющихся сферой регулирования закона. Это отношения, которые возникли между тремя сторонами (кредиторами, должником, третьими лицами) по причине ненадлежащего исполнения должником денежных обязательств перед кредиторами.

Федеральный закон о банкротстве юридических лиц определяет механизм предупреждения финансовой несостоятельности, регулирует порядок процедур в арбитражном суде, проводимых в рамках рассмотрения дел о банкротстве. Юридическое лицо может быть признано банкротом только на основании судебного решения.

Некоторые положения законодательства вступают в противоречие с Гражданским кодексом, но при этом нормы закона № 127-ФЗ являются приоритетными (то есть положения ГК применимы в той степени, в которой не противоречат закону о банкротстве).

Таким образом, закон «О банкротстве» — это главный документ, определяющий порядок правоотношений, которые возникают при проведении судебной процедуры.

Признаки банкротства (кто может быть признан банкротом?)

Законодательство различает общие признаки банкротства (статья 3 ФЗ), применимые к отдельным категориям организаций или рассматриваемые в рамках сложившихся специфических ситуаций. К общим положениям, включенным в закон о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, относятся:

  • неспособность уплачивать обязательные платежи в течение трех месяцев от утвержденной даты их исполнения (просроченная задолженность перед кредиторами или государством);
  • сумма просроченной задолженности составляет не менее 300 тысяч рублей.

Ситуация о возможности признания юридического лица банкротом анализируется в индивидуальном порядке с учетом категории организации, для которой установлены отдельные нормы и порядок банкротства.

К таким юридическим лицам относятся кредитные, страховые компании, застройщики, предприятия стратегического значения, градообразующие компании и некоторые другие организации.

Так, сумма долга для сельскохозяйственных предприятий составляет минимум 500 тысяч рублей.

Признак банкротства кредитной компании — просрочка по исполнению обязательств перед кредиторами — 14 дней при недостаточности активов для погашения долга (п. 8 статья 189 ФЗ «О банкротстве).

Стратегические предприятия признаются несостоятельными при полугодовой просрочке исполнения обязательств и сумме задолженности — 1 миллион рублей.

Для финансовых, страховых компаний и застройщиков установлены отдельные правила подачи заявлений в арбитражный суд по делу о банкротстве. В отношении организаций, для которых установлены специальные положения по проведению процедуры банкротства, применяются общие правила, если законом не предусмотрены иные действия.

Понятие и признаки банкротства юридических лиц

Под несостоятельностью юрлица в 127-ФЗ понимается абсолютная невозможность совершения платежей компанией в пользу своих кредиторов и персонала предприятия. Фактически юридическое лицо более неспособно совершать платежи как в пользу своих партнеров и бюджета, так и внутренние платежи по выплате зарплаты и пр.

Согласно нынешней редакции процедуры банкротства, поводом для инициации процедуры признания финансовой несостоятельности юридического лица являются:

  1. Наличие долговых обязательств у юрлица в сумме не менее 300 тыс. р. При этом в сумму задолженности не включаются пени и штрафы, которые были начислены из-за недобросовестного исполнения долговых обязательств. Стоит отметить, что в 2014 году сумма для открытия дела о несостоятельности была увеличена в три раза: ранее пороговое значение составляло 100 тыс. р.
  2. Просрочка по исполнению обязательств в сторону кредиторов должна составить минимум 3 месяца.
  3. Предприятие не платит зарплату, пособия и обязательные платежи в пользу своих сотрудников.

Признаки банкротства приведены в ст. 3 127-ФЗ.

Косвенные признаки банкротства: рост дебиторской задолженности, отсрочка по выплатам, уменьшение прибыльности, отсрочка по выплатам процентов и невыплата вознаграждения персоналу. Основными причинами признания компании несостоятельной является неумелое управление, некомпетентный персонал, непрофессиональный менеджмент и пр.

Инициация процедуры банкротства дает возможность должнику решить финансовые сложности через пересмотр план расчетов по обязательствам, получение отсрочки по выплатам, рефинансирование долга.

Списание задолженности автоматически не происходит, но у должника появляются дополнительные инструменты для решения проблемы долга, в частности, через продажу принадлежащего ему имущества. Процедура банкротства может стать единственным верным решением в случае, если долговые обязательства превысили активы компании. Но нужно понимать, что большинство дел о банкротстве юрлиц заканчиваются их ликвидацией.

Также банкротство может иметь и скрытые цели: выступать инструментом защиты от рейдерских атак.

Процедуру банкротства могут инициировать как кредитор, так и сам должник при наличии признаков, указанных выше. Согласно изменениям 2014 года, в случае если инициатива исходит от должника, то он не вправе выбрать управляющего при возбуждении дела должником.

Реальное и техническое банкротства

Различают реальное и техническое банкротство. В первом случае речь идет о действительной невозможности юрлица рассчитаться по долгам, тогда как при техническом банкротстве компания не может рассчитаться по счетам в текущий момент, хотя потенциально шанс рассчитаться с долгами есть. Техническое банкротство может возникнуть по причине невозврата дебиторской задолженности или ареста активов.

Кредиторам юрлица банкротство может быть выгодно по следующим причинам. Оно дает им возможность контролировать бизнес должника или завладеть им, компенсировать часть задолженности при продаже имущества, позволяет купить интересующие их активы должника на торгах, вернуть незаконно отчужденное имущество.

В 2014 году в 482-ФЗ внесены поправки в порядок признания банкротства определенного юрлица его кредиторами-банками. Им разрешили сразу же инициировать банкротство при возникновении обстоятельств для этого, не дожидаясь предварительного одобрения арбитражного суда.

В остальном же независимо от того, кто выступил с инициативой банкротства, процедура происходит в общем порядке.

Стороны и участники процедуры признания несостоятельности

Сторонами дела о банкротстве и инициаторами признания компании финансово несостоятельной могут являться:

  • сама компания-должник, которая имеет долги по своим обязательствам. Фактически инициатива может исходить от ее руководителей, учредителей, основателей;
  • кредиторы компании. Они вправе инициировать процедуру банкротства, даже если должник продолжает вести хозяйственную деятельность. Главное, чтобы должник отвечал признакам банкрота по сумме и срокам;
  • государственные и контролирующие инстанции: прокуратура и налоговые органы;
  • временная администрация и контрольные органы.

В деле о несостоятельности юрлица принимают участие также такие стороны дела:

  • арбитражный суд. После признания юрлица банкротом все претензии о взыскании задолженности и требования кредиторов рассматриваются представителем суда;
  • собрание кредиторов и уполномоченных органов, которое принимает важнейшие решения о ходе банкротства;
  • управляющий в деле о банкротстве, которому принадлежат важные регулирующие и контролирующие функции. До 2014 года право на выбор управляющего принадлежало должникам и кредиторам независимо от того, кто стал инициатором процедуры. По новым правилам такое право сохранили только за кредиторами.

Результатом прохождения банкротства является списание задолженности и признание ее полностью погашенной, даже если кредиторы не получили всю сумму в полном объеме.

 

Этапы банкротства юридических лиц

Федеральный закон «О несостоятельности» предусматривает проведение пяти этапов в делах о банкротстве, определяет порядок мероприятий и их задачи. Мировое соглашение, являющееся частью процедурного механизма, разрешено проводить и возобновлять на всех стадиях судебного производства.

Стадии (этапы) дела тесно взаимосвязаны между собой и осуществляются в законодательной последовательности:

  • наблюдение;
  • финансовая санация;
  • перевод под внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Рассмотрим подробнее каждую стадию процедуры о финансовой несостоятельности.

Наблюдение

Статья 62-75 № 127-ФЗ предусматривает анализ фактического финансового положения должника, для проведения которого назначается временный управляющий. Ответственное лицо составляет уведомление о начале процедуры наблюдения. Цели этапа — это:

  • обеспечение сохранности материальных активов;
  • извещение кредиторов о начале процедуры;
  • составление перечня (реестра) требований.

На стадии наблюдения руководство компании сохраняет свои функции и возможности осуществлять управление персоналом, но с большими ограничениями. Федеральный закон о банкротстве юридических лиц отводит срок 7 месяцев для этапа наблюдения.

В течение этого времени управляющий собирает информацию о юридическом лице, анализирует хозяйственную деятельность, проверяет законность финансовых операций, полноту документооборота. На основании систематизированных данных рассматривается возможность возобновления работы компании.

Управляющий готовит обобщенный отчет, который направляется в арбитраж вместе с протоколом первого кредиторского собрания. Суд принимает решение о возможности и целесообразности введения одной из следующих процедур банкротства.

Если основания для инициирования процедуры признаются недостаточными, арбитраж прекращает дело. Это означает, что предприятие, по мнению суда, располагает возможностями для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. На стадии наблюдения можно разработать и подписать мировое соглашение, согласно которому все кредиторы получат удовлетворение своих требований, согласно предусмотренным в соглашении условиям.

Финансовое оздоровление

Цель финансовой санации — восстановление платежеспособности организации. На этом этапе выявляются скрытые резервы и возможности компании по погашению долга. Восстановление бизнеса (реанимация хозяйственной деятельности) представляет собой наиболее благоприятное для всех сторон разрешение конфликта, если банкротство не является фиктивным.

На первом собрании кредиторами принимается решение о санации с одновременно разработанной схемой и графиком по выплате задолженности.

Ходатайство о применении стадии допускается к обсуждению и последующему голосованию в случае предоставления документа не позже, чем за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов.

Один экземпляр поступает в распоряжение временного управляющего, другой — в арбитражный суд. Перечень документов, подтверждающих возможность проведения финансовой санации и прилагаемых к ходатайству, определен статьями 77 и 78 закона о банкротстве.

К общим обязательным бумагам относятся: гарантия обеспечения выполнения обязательств (поручительство, залог, гарантии банков, государственных или муниципальных учреждений), план финансового оздоровления, график погашения задолженности.

В период финансового оздоровления предпринимается ряд действий:

  • отменяются решения по взысканию долга, принятые до суда;
  • вводится запрет на выдачу дивидендов и выплату процентов по ценным бумагам;
  • запрещается проводить бартерные, зачетные и другие операции с обязательствами;
  • снимается арест с активов организации, прекращается начисление каких-либо финансовых взысканий.

Арбитражный управляющий — лицо, отвечающее за исполнение плана финансовой санации.

Процедура проводится в течение двух календарных лет. Это максимальный срок, определенный законодательством для стадии финансовой санации. В том случае, когда предпринятые меры не привели к реанимации бизнеса, принимается решение о переходе к внешнему управлению или продаже активов (конкурсному производству).

Внешнее управление

Статья 93-123 № 127-ФЗ определяет цели, задачи, условия и порядок введения внешнего управления. Этап проводится в случае отсутствия возможности восстановить юридическое лицо как хозяйствующего субъекта, способного погасить долги.

План управления, составленный управляющим (кандидатура выбирается на собрании кредиторов и утверждается в арбитражном суде), включает следующие пункты:

  • прекращение ведения деятельности по заведомо убыточным направлениям;
  • изменение стратегии хозяйствования, реорганизация подразделений, внесение изменений в проекты;
  • продажа имущества, не являющегося стратегически важным для компании;
  • работа по взысканию дебиторской задолженности;
  • увеличение вкладов участников общества;
  • получение займов от третьих лиц, дополнительный выпуск собственных акций для обращения.

План внешнего управления — в каждом случае индивидуальный документ, составленный с учетом особенностей бизнеса и структуры предприятия. Предусмотренные действия выполняются в течение 1,5-2 лет. При отсутствии ожидаемых результатов суд выносит решение о начале конкурсного производства, то есть о свободной продаже активов организации.

Конкурсное производство

Статьи 124-129 127-ФЗ определяют регламент процедуры конкурсного производства. На этой стадии, если не подписывается мировое соглашение, активы предприятия продаются для погашения долгов перед кредиторами.

Главная цель — максимально полное удовлетворение денежных обязательств через реализацию имущества должника на свободных торгах. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего и возлагает на него следующие обязанности:

  • проведение инвентаризации с определением рыночной стоимости активов;
  • создание реестра имущества, входящего в конкурсную массу (составляется реестр расчетов, куда включаются товарно-материальные ценности юридического лица, выявленные в процессе инвентаризации);
  • прием требований от кредиторов перед проведением торгов;
  • определение очередности и размера удовлетворения денежных требований в отношении каждого кредитора.

Если после продажи активов и проведения расчетов остаются непогашенные долги, требования кредиторов считаются удовлетворенными, а должник освобождается от дальнейших обязательств, возникших во время функционирования предприятия.

Управляющий обязан использовать все возможности для полного погашения долгов, но такие ситуации бывают редко. Деятельность юридического лица прекращается на основании судебного решения, в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.

Мировое соглашение

Закон разрешает подписать мировое соглашение на всех этапах банкротства. Предложение об урегулировании конфликта может быть инициировано должником или кредиторами, но его реализация возможна только при согласии двух сторон. Если инициативу проявляют кредиторы, то это решение утверждается на общем собрании. После подписания мирового соглашения процедура ведения дела о финансовой несостоятельности автоматически прекращается.

В документе прописывается:

  • порядок погашения задолженности;
  • график платежей;
  • форма проведения расчетов и суммы (в том числе процентные ставки).

В документе могут содержаться другие условия, не противоречащие законодательству, а также принимать участие третьи лица. Чаще всего это инвесторы, заинтересованные в сохранении бизнеса (физические и юридические лица).

Банкротство юридического лица

Банкротство юридического лица — это прекращение деятельности организации по решению арбитражного суда в связи с признанием финансовой несостоятельности.

Заявление в суд для возбуждения дела о банкротстве имеют права подавать:

  • должник;
  • кредиторы;
  • уполномоченные органы (ФНС, прокуратура, Минфин и государственные организации).

Важно! Заявитель имеет право выдвинуть кандидатуру арбитражного управляющего, который наделен полномочиями управлять компанией-должником во время проведения процедуры банкротства. Исходя из этого положения, в определенных ситуациях выгодно первому подать заявление в арбитраж.

Закон определяет обязанность должника подавать иск в арбитраж о признании себя банкротом в течение одного месяца с момента выявления признаков финансовой несостоятельности.

Последствия банкротства юридического лица

Положительный момент завершения банкротства для должника — освобождение от денежных обязательств. Отрицательные стороны:

  • потеря финансов;
  • утрата репутации надежного бизнес-партнера;
  • пристальный надзор со стороны органов правосудия.

Поскольку фиктивное банкротство, несмотря на серьезное наказание, по-прежнему распространенное явление, руководство организаций-должников тщательно проверяют на предмет возможного мошенничества и финансовых нарушений.

В случае подтверждения фактов, свидетельствующих против должника, предусмотрено административное и уголовное наказание. Кредиторы, не получившие свои деньги, нередко обращаются в суд для обвинения руководства в противоправных действиях, если есть документальные доказательства вины ответственных лиц.

Даже, если банкротство не было умышленным, судебные разбирательства являются стрессом для ответчика, тем более что решения не всегда бывают объективными. В зону ответственности попадают:

  • учредители;
  • генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер;
  • лица, распоряжавшиеся акциями и имуществом предприятия.

Таким образом, объявление организации банкротом далеко не всегда является окончанием судебных тяжб.

Проект изменений в Закон о банкротстве.

Что изменится для компаний и арбитражных управляющих?

Процедура реструктуризации долгов

Реструктуризация долгов — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику — юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности, сохранения его бизнеса и удовлетворения требований кредиторов.

Согласно Проекту план реструктуризации долгов должно одобрить собрание кредиторов и утвердить суд (п. 72 ст. 1 Проекта). После этого в деле о банкротстве появится антикризисный управляющий.

Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения процедуры (п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Конкурсные кредиторы, управляющий, учредитель или участник банкрота тоже могут предложить свои планы (п. 2 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

В плане должно быть обоснование возможности восстановления платежеспособности компании и удовлетворения требований кредиторов. Он может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, продажу предприятия или части его имущества, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств путем предоставления отступного, изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств, прекращение и изменение условий залога, прощение долга и т.д. Также возможна конвертация требований в доли в уставном капитале компании-должника, ее акции, облигации или иные ценные бумаги (п. 5 ст. 70 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

План реструктуризации должен предусматривать полное погашение задолженности по текущим платежам и требованиям кредиторов первой и второй очереди в течение трех месяцев с даты его утверждения.

Срок реструктуризации не может превышать четыре года со дня утверждения плана. Решением собрания кредиторов этот срок можно продлить еще на четыре года (ст. 83 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

После введения реструктуризации долгов:

  • снимаются ранее наложенные аресты и другие ограничения на имущество должника;

  • учредитель должника не сможет получить действительную стоимость доли;

  • нельзя распределять прибыль между участниками и учредителями, не допускается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

  • не начисляются проценты и неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных и неденежных обязательств и обязательных платежей (ст. 64 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Работа арбитражных управляющих

Сейчас кандидатуры арбитражных управляющих предлагает должник или кредитор. Это часто приводит к процедурам контролируемого банкротства, намеренному затягиванию процедур. Проект предлагает назначать арбитражных управляющих случайным образом на основе рейтинга (ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего (ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проект предусматривает подробный порядок и формулы расчета баллов арбитражных управляющих (ст. 44.2 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Так, за каждый утвержденный план реструктуризации управляющие будут получать по 60 баллов, а за успешное исполнение каждого такого плана — еще 140 баллов (п. 3 ст. 44.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, будет состоять из фиксированной суммы и суммы процентов. Фиксированная сумма зависит от процедуры и группы должника. Например, за завершение конкурсного производства/введение реструктуризации долгов/прекращение процедуры банкротства управляющий получит от 100 000 до 500 000 руб.

Антикризисный управляющий сможет получить единовременно за период с даты введения реструктуризации долгов до даты утверждения плана реструктуризации долгов либо прекращения производства по делу о банкротстве от 150 000 до 300 000 руб. (п. 3 ст. 20.6 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проект вводит обязательную государственную регистрацию арбитражных управляющих по аналогии с индивидуальными предпринимателями. Для нее необходимо членство в одной из СРО, а все действующие арбитражные управляющие должны быть внесены в госреестр.

Проект также предусматривает появление нового органа, который будет принимать экзамены на статус арбитражного управляющего, и органа, проводящего проверку заключений арбитражного управляющего о признаках преднамеренного или фиктивного банкротства с полномочиями привлекать управляющих к административной ответственности. Минимальная страховая сумма для арбитражных управляющих увеличивается до 20 млн руб. (п. 2 ст. 24.1 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Сейчас эта сумма составляет 10 млн руб.

Должников разделят на группы

Проект делит всех должников на три группы (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Группа должника влияет на количество баллов, которые получит управляющий при работе с таким должником, и на саму процедуру назначения арбитражного управляющего.

К первой группе должников относятся:

  • граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • компании и индивидуальные предприниматели, доход которых за предшествующий банкротству год не превышает 800 млн руб., а совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на 31 декабря предшествующего календарного года не превышает 300 млн руб. (для юридических лиц).

Вторая группа должников — это компании и индивидуальные предприниматели, доход которых за предшествующий банкротству год не превышает 2 млрд руб., а стоимость активов не превышает 1,5 млрд руб. (для юридических лиц).

Третья группа — все остальные должники, которые не отвечают условиям первой и второй групп (п. 2 ст. 45 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Назначение арбитражного управляющего будет зависеть от того, к какой группе относится сам должник: СРО первой группы может предлагать арбитражного управляющего только для должников первой же группы, СРО второй группы — для должников второй и первой групп, а СРО третьей группы — для любых должников. При отсутствии СРО третьей группы кандидатуры управляющих могут предлагать СРО второй группы. Принадлежность СРО к определенной группе будут определять его члены на общем собрании, а сведения об этом должны содержаться в госреестре.

Продажа имущества банкрота

Проект поправок предусматривает продажу имущества должника по наиболее высокой цене с минимальными расходами и в возможно короткий срок (п. 3 ст. 84 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

На продажу можно будет выставлять как весь имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, так и имущество должника по частям (п. 1 ст. 85 Закона о банкротстве в редакции Проекта). Порядок продажи имущества может предусматривать, что если предприятие должника не было реализовано на первых торгах, то после этого имущество должника подлежит продаже по частям, начиная с новых первых торгов. При этом исчисление сроков, установленных для продажи имущества, начинается заново (п. 5 ст. 90 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Информация будет появляться за 30 дней до начала проведения торгов (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Проведение торгов

Сейчас нельзя провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию. Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

Проект предлагает проводить торги путем последовательного поэтапного изменения (повышения или понижения) начальной цены на один шаг торгов. При этом в ходе каждого этапа может быть представлено только одно предложение о цене, равной цене этого этапа.

Ценой первого этапа является указанная в сообщении о торгах начальная цена (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве в редакции Проекта).

Сейчас в среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности.

Вступление в силу

Предлагаемые поправки в Закон о банкротстве в случае их одобрения вступят в силу через шесть месяцев после их опубликования. Важно, что поправки будут иметь обратную силу — большинство новых норм будет работать в делах о банкротстве, производство по которым было возбуждено до даты вступления в силу поправок (ст. 19 Проекта).

Предполагается, что Госдума начнет рассматривать Проект уже в весеннюю сессию 2020 г. Вступление в силу запланировано на 2021 г.

Как работает Федеральный закон о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для потенциального банкрота. Право на списание долгов регулируется Федеральным законом о банкротстве физлиц, точнее — главой X ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Текст закона подробно регулирует следующие пункты:

  • Порядок осуществления банкротства физических лиц. Банкротиться граждане могут через Арбитражный суд. Либо во внесудебном порядке — через СРО. Банк, учреждение, компания или другое лицо не могут признать человека банкротом;
  • Решения суда по делу о банкротстве. Установлено, что суд может принять решение только по двум процедурам: реструктуризация долгов или реализация имущества;
  • Признаки банкротства физлица. В законе четко установлено, что признаками несостоятельности гражданина является долг от 500 000 рублей и просрочка от 90 дней по кредитам. Банки могут подать на банкротство, если сумма основного долга (без процентов) больше полумиллиона рублей. Сам должник — и при меньшей сумме, если очевидно, что нет средств для выплаты.

    Он может подать на банкротство даже заранее до начала просрочек, если есть должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства — в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации: например, установление инвалидности, лишение кормильца — ситуации, когда очевидно, что займы не будут покрыты, и их можно сразу закрывать;

  • Последствия банкротства. Последствия перечислены в законодательстве, сюда относятся, в частности, невозможность повторного признания некредитоспособности в течение 5 лет, запрет быть учредителем или генеральным директором в юрлицах.

    Также установлены временные ограничения, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу — это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений % по кредитным обязательствам;

  • Обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников. Они также проверяют дело на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, проводят торги для реализации имущества должника.

    Действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве фиксированного вознаграждения финуправляющего. Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота — если проводились торги.

Основные положения: фз 127 о несостоятельности банкротстве

Главная цель процедуры признания банкротом заключается в списании всех долгов. Но есть обстоятельства, не позволяющие полностью списать задолженность:

  • Предоставление неверной информации о материальном состоянии должника.
  • Невыполнение взятых обязательств, исходя из корыстных целей.
  • Существуют виды обязательств, которые не подлежат списанию при банкротстве:
  • платежи, возникшие после подачи заявления о признании банкротства;
  • возмещение за причиненный вред жизни или здоровью/моральный вред;
  • долги физлица в отношении кредитора по трудовому договору;
  • выплаты по алиментам;
  • обязательства по возмещению вреда в результате совершенных преступлений;
  • по субсидиарной ответственности при поручительстве кредитов;
  • по умышленно причиненным убыткам юридическому лицу, участником которого должник являлся;
  • по недействительным сделкам, которые признаны финансовым управляющим фиктивными.

Обратите внимание!
Перечисленные требования могут быть предъявлены должнику и после окончания банкротства.

Закон определяет, что банкротом может быть признан любой гражданин у которого накопились долги большее 500 000 рублей и задолженность по кредитам свыше 3 месяцев.

Заявление о банкротстве можно подать самостоятельно или дождаться пока это сделает кредитор. Долги по судебному разбирательству ложатся на банкрота.

Первый шаг в процедуре банкротства — реструктуризация долгов. Это шанс для должника выбраться из кредитов за более долгое время, но без последствий банкротства.

Все кредиторы вписываются в реестр требований должников, где указывается кому, сколько и с какого периода долг. На основании этого проводится реструктуризация.

Для проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в арбитражный суд в сопровождении бумаг, подтверждающих сложное финансовое положение должника, медицинские справки, копию трудовой с отметкой об увольнении и т.д. Это позволит суду принять решение о начале процедуры банкротства.

Заявление о банкротстве должно включать в себя:

  • данные суда, в который направляете иск;
  • личные данные заявителя; (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
  • сведения о кредитных соглашениях (даты и суммы);
  • сумму текущей задолженности;
  • данные кредиторов;
  • причины невыплаты заемной суммы;
  • сроки, касаемо проведенной процедуры займа;
  • исковые требования;
  • список прилагаемых документов;
  • дату и подпись.

Почему же люди торопятся стать банкротами?

Причины есть:

  • Во время реструктуризации, при которой должник продолжает выплачивать кредиты на удобных для себя условиях, не начисляются повышенные проценты, пени и штрафы. Дополнительные списания со стороны банка или МФО исключены.
  • При реализации имущества можно отказаться от оплаты долга. При этом должник не лишится единственного жилья и личных вещей. Скорее всего, он вообще ничего не потеряет: у людей, оказавшихся в кредитной яме, как правило, нет дополнительного имущества.
  • Если у должника есть дополнительное имущество (в том числе, малоликвидное — дача, старая машина, гараж), его смогут продать без непосредственного участия бывшего владельца. Если рыночная стоимость такого имущества не покрывает даже часть долга, цена продажи уже не волнует должника. Так или иначе, задолженности исчезнут.
  • Наконец, должнику уже не нужно брать дополнительные кредиты или займы, чтобы расплатиться с другими кредиторами, усугубляя свою ситуацию. Все будет намного проще.

На практике процедура, несмотря на некоторые ограничения и сложности, открывает путь в нормальную жизнь — без звонков от коллекторов и нервов.

 

Условия банкротства физического лица

Разумеется, подавать на банкротство с суммой долга в 100-200 тысяч рублей и просрочкой в 2-3 недели нет смысла. Да и возможности тоже: закон устанавливает два четких условия, которым должен отвечать заявитель, подающий на банкротство:

  • Просрочка по кредитам и другим выплатам — более 90 дней.
  • Общая сумма задолженностей — более 500 тысяч рублей.

Разумеется, есть и небольшая лазейка: если вы знаете, что не сможете погашать задолженность в течение трех ближайших месяцев и более, а сумма долга за это время может достичь полумиллиона рублей, ждать не стоит. Если вы готовы доказать суду, что не сможете платить в ближайшем будущем, процедуру банкротства запустят раньше.

Процедура реструктуризации долгов

Согласно ст. 213.2 Закона № 127 о банкротстве, реструктуризация — это один из способов урегулирования споров с кредиторами.

Реструктуризация долгов направлена на улучшение финансового состояния неплательщика и восстановление его платежеспособности. Решение о реструктуризации принимает суд.

При реструктуризации согласовываются и утверждаются новые условия кредитного соглашения между банком и заемщиком, такие как: увеличение срока на погашение задолженности, списание части долга, снижение процентной ставки или неустойки, выкуп задолженности со скидкой; ликвидация задолженности с помощью продажи имущества неплательщика; замена задолженности акциями.

Реструктуризация выгодна и должнику, и кредитору. Если кредиторы и должник договорятся об условиях, банки обеспечат выплату долга, а должник упростит свое положение и сможет выплачивать долг меньшими суммами и восстановить свое положение.

Кому важно знать закон о банкротстве

Закон о банкротстве важен для тех, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров. Даже не являясь индивидуальным предпринимателем, физическое лицо может быть признано банкротом.

Это поможет разрешить вопрос с долгом, если на это есть уважительные причины. Такие споры решают как между банками и должником, так и между двумя физическими лицами. Процедура реструктуризации работает и в этом случае.

Если в процессе реструктуризации договориться не получилось, суд выносит решение о реализации имущества должника в счет долга. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать запрет на выезд за пределы страны и займ дальнейших кредитов. Поэтому реструктуризация наиболее благоприятный вариант решения спора.

Суть закона

Первоначально закон был принят для организаций, которые не сумели остаться в экономическом обороте и обанкротились. Положения НПА регулировали порядок признания ЮЛ банкротом, установили требования, предъявляемые к процедуре, правовой статус участвующих в ней лиц.

После внесения дополнений, в 2015 году положения НПА установили порядок признания банкротом не только ЮЛ, но и граждан. Необходимость закона, который бы регулировал этот вопрос, была очевидной. Количество должников в России резко возросло, особенно, это связано с невыплатой кредитов.

В действующей редакции закона установлены обстоятельства, при которых гражданин может признаваться как несостоятельный. Кроме того, указывается на порядок проведения банкротства, круга участников этого процесса, ответственность сторон, последствия. Суть закона состоит в том, чтобы помочь гражданам разобраться с накопившимися долгами, если у них нет возможности удовлетворить требования кредиторов.

Необходимые требования к гражданину

Закон устанавливает критерии, по которым гражданин может быть признан в качестве банкрота.

  1. Размер задолженности: общая сумма составляет не менее 500000.
  2. Невозможность погашать долги в течение 3 месяцев.
  3. Гражданин осознает, что он не может удовлетворять финансовые требования кредиторов.
  4. Гражданин еще может платить по обязательствам, но понимает, что через некоторое время он не сможет это делать. Например, это ситуация, когда человек от работодателя получил письменное уведомление о том, что его фирма сокращает персонал. Из этого следует, что работник трудится 2 месяца, а потом остается без работы.

Инициатором несостоятельности может быть кредитор человека, он сам. Обычно кредиторы подозревают, что их должник имеет возможности для погашения финансовых обязательств, но намеренно этого не делает. Для инициирования судебного разбирательства должник, кредитор подает в АС иск. В нем описываются обстоятельства, которые привели человека к долгам. Вместе с иском подаются документы, подтверждающие правоту заявителя.

Текущий закон предъявляет три варианта действий в рамках судебного процесса:

  1. Реализация имущества и погашение долга кредиторам за счет этой сделки.
  2. Реструктуризация. Заемщик вступает в новые кредитные отношения. Ему выдают займ на условиях, которые он в состоянии исполнять. Чаще всего пересмотру в новом кредите подвергаются % ставки и срок выплат.
  3. Мировое соглашение. В нем действует договоренность, достигнутая между сторонами. Это заемщик и кредитор. Согласие достигнуто по предмету выплаты долга, сроков, размера перечислений.

Размер долга

Одним из условий признания гражданина банкротом выступает сумма его долга. По общим правилам, она составляет 500000. Деньги должник не выплачивает кредиторам три месяца.

Гражданин обязан подать на себя в суд для признания его в качестве банкрота, если сумма долга – 500000 и выше, он его не выплачивает три месяца. Причем закон устанавливает для гражданина срок обращения: не менее 30 дней со дня, когда человек понял, что выплатить долги ему не удается. Если он скрыл этот факт, то привлекается к ответственности по КоАП. Это ст. 4.13 Кодекса. В отличие от ЮЛ, заемщик несет индивидуальную ответственность. При банкротстве, например, ООО учредители отвечают субсидиарно.

Закон позволяет гражданину обратиться в АС РФ, если его материальное положение не позволяет оплачивать финансовые обязательства. При этом человек понимает, что в будущем времени ничего не изменится в сторону улучшения и получения прибыли, доходов. Кроме того, заемщик не обладает достаточным имуществом для покрытия всех долгов. Например, реализация его собственности позволит удовлетворить финансовые претензии двух кредиторов. А третий останется без погашения долга. Такое запрещено.

СПРАВКА: в описанной выше ситуации сумма долгов не имеет решающего значения. Суд может принять иск от лица, попавшего в такую ситуацию.

Сумма долговых обязательств прописана в законе достаточно конкретно. Но споры вокруг нее и минимального размера признания банкротом гражданина не утихают. И в законе прописано положение о том, что суммой в 500000 ограничен конкурсный кредитор. Но не сам должник, который фактически может подать иск на банкротство, отталкиваясь от другой суммы. Например, меньше 500000.

Понятие Арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий в делах о несостоятельности граждан – это лицо, выполняющее посреднические функции между судебной инстанций и гражданином, который подает туда иск. Во время судебного разбирательства Арбитражный управляющий будет вести финансовые дела должника.

Нужно найти соответствующего специалиста из СРО (он должен быть ее членом), подписать с ним договор. Если человек не предоставил эту единицу в суде, то его дело закроют.

Подсудность

Категория дел о банкротстве рассматривается АС РФ по месту жительства гражданина.

Сроки и стоимость процедуры

Процедура признания физического лица банкротом стоит от 40 тыс. рублей. Максимальная стоимость может составлять 100 тыс. при учете всех юридических услуг.

Что входит в стоимость?

  • При обращении в суд необходимо оплатить госпошлину, которая равна 300 рублям.
  • Оплата депозита, который согласно ст. 213, п.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является вкладом на счет Арбитражного суда и равен 25 000.00 рублей для оплаты услуг финансового управляющего.
  • Оплата услуг финансового управляющего по ст. 20.6 п.3 равна фиксированной оплате в 25 000 руб. + 7% от денежных средств, выплаченных кредитору при реализации имущества.
  • Оплата публикации сведений в реестре требований должников.
  • Отправка писем с уведомлением — примерно 85 рублей;
  • Услуги банка по реструктуризации;
  • Расходы на проведение торгов при продаже имущества.

Прочие расходы без организации торгов обычно составляют около 2 000 рублей.

По срокам процедура признания физического лица банкротом занимает до 2-х лет.

  • Выбор юридической фирмы по банкротству, финансового управляющего займет не менее 7 дней.
  • На сбор документов на банкротство физического лица уйдет около 3-4 недель.
  • Составление и подача в суд заявления. Этот этап может занять как 2 дня, так и год. Если вы решаете этот вопрос в сопровождении грамотного юриста, процедура пройдет быстрее.
  • Принятие судом заявления о банкротстве к производству — 5-7 дней.
  • На назначение даты первого судебного заседания займет от 15 дней до 3 месяцев.
  • Введение судом процедуры реструктуризации долгов — около 5-6 месяцев.
  • Реализация имущества в деле о банкротстве физлица занимает примерно 6 месяцев.
  • Включение в реестр требований кредиторов при банкротстве — от 2,5 месяцев.
  • Проведение финансовым управляющим комплекса мероприятий с имуществом должника — от 5 до 10 месяцев.
  • Оспаривание сделок должника (при их необходимости) — 1-2 года.
  • Реализация залогового и недвижимого имущества — до 6 месяцев.

Упрощенное банкротство физических лиц

Высокая стоимость процедуры не позволяет обратиться к ней каждому, кто в этом нуждается. В связи с этим принято решение о внесение изменений в закон о банкротстве. Основная идея — возможность отказаться от услуг финансового управляющего, что позволяет сэкономить минимум 25 тыс. руб.. Если суд в течение 2 месяцев не назначит финансового управляющего в процедуре банкротства, то дело решается без его участия.

Также упрощенная процедура имеет следующие признаки:

  • долг от 50 тыс. р. до 700 тыс. р.;
  • не более 10 кредиторов;
  • право производства в упрощенной форме распространяется только на физические лица, не имеющие статуса ИП и долей в юридических лицах;
  • инициатором может выступить только сам должник;
  • реструктуризация не предусмотрена. Только реализация имущества.

На данный момент закон об упрощенной процедуре признания физического лица банкротом еще не вступил в силу. Законопроект об изменениях в основной закон находится на стадии обсуждения.

Пошаговая инструкция

В данной статье мы приводим лишь общую информацию о процедуре, подробная инструкция по банкротству для физических лиц приведена в другой статье.

Процедура признания гражданина банкротом включает несколько этапов, последовательно сменяющих друг друга:

  1. Гражданин подает иск в АС по месту своего жительства. И здесь возможно несколько вариантов:
  • обязанность гражданина прийти в суд: когда сума долга превышает 500.000, и он понимает, что, погасив сумму одному кредитору, не сможет финансово удовлетворить другого;
  • право человека обратиться в суд: он знает, что его финансовое положение в будущем не улучшится, долг растет. В этой ситуации разрешается обратиться к суду, если сумма долговых обязательств менее 500000.
  1. Сбор документов. Сюда входят те, которые идентифицируют личность заявителя. А также бумаги, подтверждающие неблагополучное финансовое положение человека.
  2. Выбор Арбитражного управляющего. Это лицо должно быть членом СРО. В суде оно осуществляет посреднические функции между должником и кредитором. Сотрудничество происходит на основании подписанного между ним и должником договора.
  3. Истец имеет право в процессе судебного разбирательства адресовать суду просьбы. С гражданско-процессуальной точки зрения они называются ходатайствами.
  4. Вынесение решения по делу.

Это основные этапы, которые проходит должник.

Имущество и ответственность после банкротства

Ответственность по делам о несостоятельности граждан наступает по уголовному и административному кодексу. В частности, УК РФ содержит триаду статей, которые содержатся в разделе экономических правонарушений:

  1. Ст. 195: неправомерные действия при процедуре несостоятельности гражданина.
  2. Ст. 195, ч. 1: сокрытие имущества при банкротстве.
  3. Ст. 195. ч. 2: должник заплатил одному кредитору по долгам, но не удовлетворил финансовые претензии остальных.
  4. Ста. 195, ч. 3: создание помех в работе финансового управляющего.
  5. Ст. 196: преднамеренное банкротство.
  6. Ст. 197: фиктивное банкротство.

Статьи 14.12 и 14.13 КоАП аналогичны со статьями УК РФ, но разница состоит в тяжести совершения преступлений.

Чем чревато банкротство физлица

Перед тем, как принять решение о банкротстве, должник обязан ознакомиться с теми последствиями, которые оно принесет. Они следующие:

  • человек не сможет возглавлять ЮЛ в течение 3 лет;
  • если гражданин захочет взять кредит, он будет обязан сообщить банку о своем статусе;
  • 5 лет человек не сможет обратиться в суд за очередным званием банкрота.

На членах семьи банкрота его статус также может отразиться. Но при условии, если они вместе с банкротом владеют имуществом.

Какое имущество не пускается с молотка

По статье рассматриваемого закона (213.15) из конкурсной массы исключается не подлежащее реализации имущество. Закон не содержит его перечень, отсылает к ст. 446 ГК РФ. В частности, нельзя продать имущество должника:

  1. Помещение жилого назначения (его части), если оно для банкрота и членов его семьи выступает единственным местом для пригодного проживания.
  2. Земельный участок, если на нем располагается жилой дом.
  3. Домашние вещи должника и членов его семьи.
  4. Имущество, которое необходимо должнику для исполнения им профессиональных обязанностей.
  5. Имущество, которое используется семьей должника для целей, не связанных с предпринимательством: олени, скот, пчелы, корма для содержания животных.
  6. Семена для посева и т.д.

Плюсы и минусы закона

Закон имеет плюсы и минусы:

+
приостановка исполнительного производства;личными средствами гражданина на время банкротства распоряжается финансовый управляющий;
после банкротства человек не может в течение 5 лет объявлять себя несостоятельным;
реструктуризация долгов;при проведении сделок в период банкротства должник обязан спросить разрешение финансового управляющего;
возможность заключения мирового соглашения;3 года после объявления себя банкротом человек не сможет занимать руководящие должности;
списание долгов.ипотечная квартира реализуется при банкротстве.

Текущая судебная практика

Гражданин для признания банкротом должен соответствовать определенным в законе критериям. Часть требований носит императивный характер, но некоторые – условны. Так, было рассмотрено дело №А13-16684/2015 от 2016 года.

Гражданка Иванова И.П. решила признать себя банкротом. Она обратилась в суд, указала размер ежемесячных доходов, остаток на счете в размере 100 рублей. Суд принял решение о том, что реструктуризация ее долгов не является возможной, признал гражданку Иванову несостоятельной, списал ее долги, без реализации имущества и погашения задолженности. Это положение еще раз подтверждает факт того, что отсутствие у человека имущества в собственности не лишает его права и обязанности подавать на банкротство.

Кроме того, судебная практика сформировала ряд случаев, при которых освобождение человека от долгов не допускается. Примеры:

  1. Постановление АС (Москва) от 2017 года №Ф05-5018/2017 – за должником были сохранены обязательства поручителя. На момент их оформления он не имел нужного дохода, не мог исполнять обязательства перед банком.
  2. Постановление АС (Северо-Западный округ) – долги не списали с банкрота. При подаче заявления он указал сведения ложного характера о подписанных договорах за последние 36 месяцев.
  3. Постановление Уральского АС от 2016 года № Ф09-8211/16. В отношении должника суд не принял решения об освобождении его от финансовой обязанности, так как он не выполнял запросы судебной инстанции и финансового управляющего.

Кратко: мало шансов объявить себя банкротами у граждан, которые изначально понимали, что не смогут выплатить по кредитам, но взяли на себя эти обязательства.

Какие изменения и поправки в закон о банкротстве физических лиц приняты с 2015 по 2020 годы?

Востребованность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц с 2015 года вступил в силу, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

Судебная практика четко показала, что большинство потенциальных банкротов испытывают трудности с тем, чтобы корректно составить заявление о банкротстве и подать с остальными документами, подтверждающими факт несостоятельности, в суд. Интересно, что эксперты до принятия законопроекта прогнозировали буквально шквал заявлений в Арбитражные суды.

Пресса публиковала сумасшедшие цифры в 100 000-300 000 заявлений в месяц, однако реальность оказалась иной. В действительности в первый месяц действия закона о банкротстве физических лиц в суд обратились около 200 граждан. Банкротство набирает популярность — учитывая успешный опыт тех, кто прошел процедуру несостоятельности, граждане перестали бояться Арбитражного суда.

Но до 2020 года должники, получив законную возможность законно списать все долги, по-прежнему предпочитали сидеть и страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако накрывшая страну пандемия и кризис, вкупе с дешевеющей нефтью, заставляет людей искать варианты. Тем более, когда даже Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением в тяжелой финансовой ситуации.

Основная проблема действующего законопроекта — деньги. В среднем стоимость банкротства составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет такой суммы разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. В связи с этим и было принято решение уменьшить размер пошлины при подаче документов в Арбитражный суд в 20 раз — с 6 000 рублей до 300 рублей.

Тем временем сообщества арбитражных управляющих, из числа которых АС назначает финуправляющего для каждого конкретного дела, также начали высказывать неудовлетворенность оплатой своих услуг в размере 10 000 рублей. По мнению экспертов, на управляющих возложена слишком большая ответственность, и 10 000 рублей за процедуру — это невероятно мало.

В результате и были приняты поправки, повысившие размер вознаграждения финансового управляющего до 25 000 рублей.

Ожидаемые изменения в 2020 году

Ожидается, что в 2020 году процедура банкротства юридических лиц станет проще и прозрачнее, учитывая огромное количество накопившихся и неразрешенных дел в суде. Возможно, более широкие полномочия получат уволенные работники компаний, признанных несостоятельными, сократятся сроки судебных разбирательств, ужесточится наказание за преднамеренное банкротство.

Усиление роли государственных органов в проведении инвентаризации стратегических и градообразующих предприятий может быть закреплено законодательно. Планируется увеличить порог задолженности стратегических предприятий с 1 до 5 млн рублей, продлить процедуру финансового оздоровления до 5 лет (сейчас 2 года).

Источники

  • https://urburo1.com/materials/zakon-o-bankrotstve-yuridicheskih-lits/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic
  • https://www.eg-online.ru/article/416326/
  • https://fcbg.ru/zakon-o-bankrotstve-fizicheskih-litz
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ce801e3dd00af00b25ad434/zakon-o-bankrotstve-nesostoiatelnosti-fizicheskih-lic-fz-127-5cf52810f456fd00af81855c
  • https://xn--80abwhoina.xn--p1ai/bez-rubriki/zakon-o-bankrotstve-fizicheskih-lits-127-fz/
  • https://urist-bogatyr.ru/article-item/zakon-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve/

[свернуть]