Признаки отсутствующего должника при банкротстве: законодательство

Специфика банкротства

Заявление о присвоении отсутствующему неплательщику статуса банкрота направляется конкурсным кредитором или уполномоченным органом. Сумма долга перед кредиторами при этом роли не играет.

Конкурсные кредиторы – это все источники финансирования (кроме уполномоченных органов, учредителей должника и лиц, перед которыми неплательщик ответственен за причинение морального или физического ущерба).

Заявление может быть подано в следующих случаях:

  • физическое лицо-должник или руководить фирмы-должника отсутствует, и выяснить их местонахождение невозможно;
  • имущество ликвидируемого должника не позволяет погасить судебные издержки в связи с делом о банкротстве;
  • в течение года до момента подачи заявления операции по банковским счетам неплательщика не проходили;
  • другие обстоятельства, подтверждающие неосуществление коммерческой деятельности.

Роль должника в деле о банкротстве

Банкротство — финансовая несостоятельность, признанная арбитражной судебной инстанцией, в силу которой возникла неспособность физического или юридического лица выполнить данные ранее денежные обязательства и расплатиться по долгам с кредиторами.

Все правовые моменты, связанные с финансовой несостоятельностью (банкротством), освещает Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности» от 26.10.2002. Согласно данному законодательному акту, все участники разбирательства по делу наделены различными обязанностями и правами.

Главная роль в судебном слушании по делу о материальной несостоятельности отведена должнику. Для него актуальным законодательством предусмотрены действенные способы защиты правых интересов, с помощью которых появляется реальная возможность избежать выполнения финансовых требований кредитора.

В процессуальном деле о материальной несостоятельности должниками могут быть:

  • Физические лица (обычные граждане)
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Предприятие или организация (любые юридические лица, помимо религиозных, казённых и политических учреждений).

Несостоятельным признаётся должник, который, в силу конкретных обстоятельств, не имеет реальной возможности погасить текущие денежные задолженности и выполнить финансовые требования и обязательства перед кредиторами.

Права заемщика

При появлении определённых обстоятельств, когда должник понимает и знает, что возможности выполнить денежные требования кредиторов нет и не предвидится, законодатель предусматривает для него право обращения в суд с заявлением о признании его финансовой несостоятельности. Обращение подаётся в арбитражный судебный орган потому, что суды остальных инстанций права рассматривать подобные дела не имеют.

 
Предвидение банкротства — очевидная ситуация, во время которой должник не видит в дальнейшем возможности исполнить финансовые обязательства перед кредитором и погасить текущие платежи. В этом случае, возможно процессуальное обращение в суд, даже при видимом отсутствии признаков разорения. Сотрудники арбитражного судебного органа обязаны принять такое исковое заявление.

В судебном разбирательстве дела о банкротстве должник имеет законные процессуальные права:

  • Самостоятельно присутствовать, а также принимать участие в слушании по делу;
  • Знакомиться с материалами по делу, снимать с них ксерокопии и выполнять выписки;
  • Получать и обжаловать любые процессуальные акты по текущему делу;
  • Иметь представление о предъявленных другими сторонами жалобах, а также подавать жалобы самостоятельно;
  • Предъявлять различные ходатайства, заявлять об отводе;
  • Предоставлять достоверные факты, исследовать имеющиеся доказательства по делу;
  • Задавать вопросы другим сторонам, участвующим в деле;
  • Выполнять другие действия, не противоречащие актуальному законодательству.

При злоупотреблении своими правами, а также за невыполнение возложенных на него правовых обязательств, должник несёт, предусмотренную законодателем, ответственность.

Обязанности

Должник намного раньше других лиц узнаёт о своих материальных проблемах банкротства. Чтобы предотвратить возникновение убытков у своих кредиторов, он обязан, на ранней стадии разорения, обратиться в арбитражную судебную инстанцию с заявлением о признании материальной несостоятельности.

Важно

Лицо, заявляющее о собственном банкротстве, обязано предоставить доказательства и достоверные факты, подтверждающие невозможность выполнения данных ранее обязательств перед кредитором.

Чтобы в будущем предотвратить обвинения в фиктивном банкротстве, нужно доказать суду, что в период подачи процессуального заявления, у должника не было реальной возможности погасить денежную задолженность перед кредиторами.

Ответственность заемщика в процедуре несостоятельности

Необоснованное обращение в арбитражную судебную инстанцию, при имеющейся реальной материальной возможности расплатиться по долгам и удовлетворить все заявленные финансовые требования кредиторов, рассматривается законодательством, как фиктивное банкротство, которое несёт за собой уголовную, гражданскую, а также административную ответственность.

В этом случае лицо, заявляющее о своей материальной несостоятельности, обязано в полном объёме возместить ущерб и убытки, причинённые кредиторам судебным делопроизводством по исковому заявлению.

К административной, уголовно-правовой и гражданской ответственности суд вправе привлечь граждан, которые преднамеренно нанесли крупный ущерб предприятию, чем спровоцировали его неплатёжеспособность и последующую ликвидацию.

Создание и увеличение неплатёжеспособности должника — это неправомерное действие или бездействие определённых лиц, которые преднамеренно привели предприятие либо индивидуального предпринимателя к частичному или полному разорению.

Представитель должника в деле о банкротстве

Действующие законодательные акты Российской Федерации не предусматривают участия в судебном слушании по делу о материальной несостоятельности отдельных акционеров предприятия-банкрота. Интересы учредителей должника, согласно действующему закону, может представлять только одно лицо — представитель, обладающий самостоятельным процессуальным статусом. Иначе, может возникнуть ситуация, где количество лиц участников должника в судебном разбирательстве будет больше, чем кредиторов.

Вопросы по поводу правового статуса, процедуры избрания, процессуального положения представителя учредителей часто возникают в арбитражном судопроизводстве.

Представителем должника может являться:

  • председатель наблюдательного совета предприятия или председатель совета директоров;
  • лицо, выбранное наблюдательным советом либо советом директоров;
  • лицо, выбранное учредителями предприятия-должника, для представления их правовых интересов в судебном слушании, и при проведении процедур, назначаемых судом при признании материальной несостоятельности.

Закон наделяет представителя должника равными со всеми участниками судебного разбирательства процессуальными правами.

Реализация имущества

В слушании по делу о признании банкротства (несостоятельности), реализация имущества и списание долгов — вещи неделимые.

Процесс реализации имущества начинается по соответствующему ходатайству, когда денежных средств недостаточно, чтобы восстановить платежеспособность и полностью погасить долги по финансовым требованиям и обязательным платежам. Процедура реализации имущества применяется в отношении юридического либо физического лица, признанного арбитражным судебным органом несостоятельным. В такой ситуации судебный орган выносит процессуальное постановление о признании данного лица банкротом. Далее судом назначается процедура реализации принадлежащего должнику имущества.

Процедурой реализации имущества в судебном разбирательстве о несостоятельности занимается арбитражный управляющий, заранее утверждённый арбитражным судебным органом. Он оценивает и в дальнейшем реализовывает имущество лица, признанного несостоятельным.

Срок процесса реализации имущества продолжается в течение 4-6 месяцев, после момента признания банкротства, но может продлеваться по соответствующим ходатайствам.

В период процедуры реализации имущества должника:

  • Судебный орган может запретить лицу, признанному банкротом выезжать за границу Российской Федерации;
  • Назначенный судом финансовый управляющий вправе распоряжаться всеми банковскими счетами и любыми источниками дохода банкрота.

По окончании процесса реализации имущества должника в деле о банкротстве, вырученные материальные средства, направляются судом на удовлетворение финансовых требований кредиторов. За вычетом расходов на почтовые переводы при отправке кредиторам корреспонденции и платы за услуги арбитражного управляющего.

По окончании процесса, лицо, признанное судом несостоятельным, полностью освобождается от исполнения финансовых требований кредиторов. Исключением являются текущие долги по платежам, которые образовались после начала и в процессе разбирательства дела о признании дела о банкротстве должника.

Особенности

В актуальном законе о несостоятельности должника предусмотрены особенности признания банкротства различных категорий юридических лиц:

  • стратегических предприятий;
  • финансовых учреждений;
  • сельскохозяйственных предприятий;
  • градообразующих организаций.

Градообразующая организация — предприятие, где число работников составляет не меньше 5000 человек или 25% работающего населения конкретного населенного пункта.

При процессуальном разбирательстве дела о разорении градообразующего предприятия, ответственными признаются соответствующие государственные органы местного самоуправления. По финансовым обязательствам подобного должника, Российская Федерация, в лице государственных уполномоченных органов, имеет право предоставить своё поручительство.

В отношении градообразующего учреждения период внешнего управления или финансового оздоровления, может быть увеличен судом до одного года. Для остальных категорий должников подобная возможность предоставляется до шести месяцев, продления финансового оздоровления законодательством не предусмотрено.

До завершения финансового оздоровления либо внешнего управления градообразующей организации, государственные уполномоченные органы имеют законное право рассчитаться со всеми долгами, либо удовлетворить финансовые требования кредиторов любым другим способом, предусмотренным законодательством.

К сведению
Важным условием в договоре, при продаже градообразующего предприятия, остаётся сохранность рабочих мест, как минимум для 50% сотрудников.

Сельскохозяйственные организации — учреждения, где основным видом деятельности являются переработка или производство сельскохозяйственной продукции.

Одной из важных особенностей процедуры признания банкротства сельскохозяйственных организаций является учет климатических природных условий, а также других факторов, важных для сельского хозяйства, при анализе материального состояния должника.

При реализации имущества такого предприятия, преимущественное законное право на его покупку, имеют лица, которые занимаются подобной деятельностью и владеют земельным участком, соседствующим с земельным участком должника.

Финансовые учреждения — кредитные, страховые организации.

Рассмотрев исковое обращение о признании финансового учреждения несостоятельным, арбитражный судебный орган вправе принять процессуальное решение о признании кредитной организации банкротом либо об отказе в возбуждении делопроизводства. Другие варианты процедуры банкротства для финансовых учреждений не предусмотрены.

При процессуальном разбирательстве дела о несостоятельности страховой компании лицом, наделённым правовым статусом в арбитражном судебном процессе, признается Минфин Российской Федерации — уполномоченный государственный орган, в обязанности которого входит осуществление надзора за страховой деятельностью.

Стратегические организации и предприятия:

  • Федеральные государственные акционерные общества и учреждения, чьи акции находятся в непосредственной государственной собственности. Предприятия осуществляющие услуги и работы, имеющее важное стратегическое значение для защиты здоровья, законных интересов, прав населения РФ, обеспечения государственной безопасности и обороноспособности страны.
  • Оборонно-промышленные учреждения — исследовательские, проектно-конструкторские, научно-производственные, научно-испытательные и другие предприятия, предоставляющие работы по обеспечению и выполнению оборонного государственного заказа.
К сведению
Перечень стратегических государственных предприятий, в том числе оборонного промышленного государственного комплекса, утверждён Правительством РФ и подлежит опубликованию в обязательном порядке.

Для государственных стратегических оборонных организаций предусмотрены повышенные сроки невыполнения обязательств по финансовым требованиям, до их окончания арбитражный судебный орган не вправе принять исковое обращение о банкротстве.

 

Что представляет собой банкротство отсутствующего должника?

Разработан ряд нормативных актов, в которых рассмотрена освещающая банкротство отсутствующего должника пошаговая инструкция, так же как и особенности проведения данной процедуры.

Для того чтобы юридическое лицо было в судебном порядке признано отсутствующем оно должно удовлетворять следующим признакам:

  • по факту перестало вести свою деятельность;
  • отсутствует информация о том, где находится сам руководитель организации, также как и его офис и имеющееся на балансе имущество;
  • неизвестен адрес проживания или временного проживания руководства организации.

В данном случае для признания банкротства такого должника не принимается во внимание размер его обязательств. Достаточным является выполнение условия, в соответствие с которым срок отсутствия выплат по задолженности превышает один год (это проявляется в отсутствии движения денежных средств по счетам в течение двенадцати месяцев).

Инициатором подачи заявление о банкротстве подобного должника может выступать либо кредитор, либо уполномоченный государственный орган. Сам должник не может воспользоваться статусом отсутствующего и подать соответствующего рода заявление. Если он появился и желает объявить себя банкротом, то проводимая процедура имеет стандартную схему, включающую в себя все предусмотренные законом этапы. Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой выполняются следующие условия:

  • хозяйственная деятельность прекращена;
  • движение по счетам не осуществлялись в течение как минимум двенадцати месяцев;
  • суммарная стоимость имущества меньше, чем требуемые расходы.

В данном случае может быть принято заявление и от самого дебитора.

В чем заключаются особенности банкротства отсутствующего должника?

Ограниченное число возможных инициаторов судебного разбирательства по поводу присвоения статуса банкрота представляет собой одну из основных особенностей данной процедуры. После подачи заявления в Арбитражный суд проходит месяц до того момента, как отсутствующий должник признается банкротом, что влечет за собой ликвидацию организации и начало конкурсного производства. Есть еще один вариант развития событий, при котором может быть объявлено об отсутствии должника. В том случае если во время стадии наблюдения назначенный временный управляющий ставит суд в известность о том, что имеются какие-либо признаки отсутствующего должника, происходит переход к упрощенной процедуре банкротства в установленные сроки (в течение месяца). Этот промежуток времени предназначен для того, чтобы поставить в известность кредиторов отсутствующего должника и получить выставляемые ими требования. Их удовлетворение происходит в порядке очередности.

Таким образом, признается финансовая несостоятельность отсутствующего должника, после чего применяются соответствующие меры.

Используемые упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника означают, что стадии, направленные на восстановление экономического положения организации (такие как финансовое оздоровление и внешнее управление) в данном случае пропускаются. Следовательно, на его проведение уходит гораздо меньше времени, чем при обычной процедуре признания банкротства.

Как только конкурсный управляющий приходит к выводу, что имеется имущество должника, достаточное для погашения судебных расходов по его делу, то он направляет соответствующее ходатайство в суд, после чего начинаются процедуры, которые относятся к делу о банкротстве.

Следует отметить, что проведение данного судебного разбирательства имеет ряд отличий от обычной процедуры признания банкротства. В частности, все судебные издержки в данном случае покрываются государственным уполномоченным органом, который подает соответствующее заявление. Именно он должен заплатить госпошлину и вознаграждение привлеченному управляющему по результатам проделанной работы.

Важно помнить, что в роли отсутствующего должника может выступать как юридическое лицо, так и физическое.

Также подчеркнем, что при привлечении арбитражного управляющего для ведения дел отсутствующего должника его ответственность не подвергается дополнительному страхованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно нормам, прописанным в Федеральном Законе «О несостоятельности», установление банкротства может быть осуществлено при выполнении хотя бы одного из двух оснований:

  • местоположение должника неизвестно и не может быть установлено;
  • с момента прекращения предпринимательской деятельности дебитора, приносящей прибыль, прошло более одного года.

Отдельно стоит отметить порядок, по которому признается отсутствующим физическое лицо. В данном случае действуют процедуры, отличные от тех, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ в отношении признанных судом безвестно отсутствующих граждан. Достаточным основанием является прекращение ведения предпринимательской деятельности, доказанная неплатежеспособность, отсутствие движения денежных средств по счету в течение последнего года, наличие недостаточного для покрытия обязательств имущества.

 

Признание должника отсутствующим

Российское законодательство, которое регулирует все вопросы, связанные с признанием лица финансово несостоятельным, говорит о том, что банкротами могут стать физические и юридические лица.Чтобы у судов, а также других государственных органов не возникало какой-либо самостоятельной трактовки таких норм, принят специальный закон о финансовой несостоятельности.

Именно в нем прописаны все нюансы, а также ситуации, при которых может начинаться и осуществляться процедура банкротства. Отдельные нормы данного нормативно-правового акта регулируют вопросы, связанные с должниками которые отсутствуют, а также устанавливают ситуации, при которых они признаются таковыми.

Для того чтобы должник был признан отсутствующим должны наступить следующие правовые последствия.

  1. Прекращение каких-либо финансовых и операционных действий. Под ними подразумевают ведение юридическими или физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями деятельности, которая направлена на получение прибыли, или дохода. Подтверждением этого является полное отсутствие каких-либо финансовых операций, то есть движение материальных средств. На примере это выглядит таким образом.
    В государственном реестре имеется соответствующая запись, говорящая о том, что конкретный субъект экономической деятельности юридически существует. Но фактически он не ведет никакой деятельности, то есть отсутствуют какие либо хозяйственные операции с товарами услугами (нет доходов и расходов).
  2. Отсутствие по месту регистрации. Согласно нормативно-правовым актам, любое лицо, будь оно юридическое или физическое должно иметь регистрацию. Это нужно для того, чтобы различным контролирующим органам проще было осуществлять контроль по уплате всех обязательных платежей (налоги, сборы). Поэтому если субъект экономических отношений не находится по месту регистрации продолжительное время, то это является основанием считать что он отсутствует.
  3. Нельзя определить, где находится субъект. То есть его настоящее место регистрации, пребывания не известно, и установить его не представляется возможным.

То есть если имеется все эти три юридических факта, тогда у кредиторов, и заинтересованных лиц все основания начинать процедуру банкротства.

Схема банкротства отсутствующего должника

Важно запомнить, что законодательством четко установлены сроки, по прошествии которых, можно начинать процедуру признания лица финансово несостоятельным. Это один год с момента появления информации, что банкрот вообще не ведет никакой деятельности и отсутствует по месту регистрации.

Признание отсутствующим юридического лица

Все юридические лица должны иметь органы управления, а также адрес, по которому они зарегистрированы. Осуществление деятельности предприятия и контроль за этим, ведет директор или управляющий, так как они имеют право подписывать документы финансово-хозяйственной деятельности и отчетности. Любое юридическое лицо также должно иметь банковский счет, через который проходят все денежные операции, и идет уплата налогов.

Важно запомнить, что только наличие трех обязательных требований, о которых указано выше будет основанием для обращения в суд. В противном случае будет получен отказ в начале признания субъекта финансово несостоятельным.

Признание отсутствующим физического лица

Физические лица имеют определенный статус, поэтому процесс начала их банкротства, когда установлен факт их отсутствия, немного отличается. Прежде всего, нужно четко понимать, что физические лица в отличии от юридических, могут иметь конкретную регистрацию, но проживать и вести деятельность в разных регионах.

Гражданский кодекс четко регламентирует вопросы, как признать человека отсутствующим. Для этого заинтересованное лицо должно обратиться в судебные органы по последнему месту жительства или регистрации, с заявлением, в котором попросить эти органы признать человека без вести отсутствующим или умершим.

Только после этого, имея на руках такое решение, можно мотивированно обосновать в арбитражном суде факт отсутствия должника и начать процедуру его банкротства. Но нужно обратить внимание на решение пленума Верховного Суда РФ. Он говорит о том, что наличие решения суда о признании конкретного человека без вести отсутствующим не является обязательным.

Но тогда, тому, кто обращается с требованием о признании банкротом гражданина, должен представить серьезные доказательства, подтверждающие поиски, и факт отсутствия, а это сделать весьма затруднительно. Важно запомнить, что под заинтересованными лицами подразумеваются все родственники, а также кредиторы, перед которыми не погашены долговые обязательства.

Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника

При банкротстве отсутствующего должника неизбежно встает вопрос о финансировании этой упрощенной процедуры. Потому что хотя должник и отсутствует, погасить судебные расходы кто-то должен.

По общему правилу если в ходе банкротства имущества должника оказывается недостаточно, то расходы по делу ложатся на плечи заявителя (п. 1,3 ст. 59 Закона N 127-ФЗ). Поэтому уполномоченный орган (к примеру, налоговый орган) может подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, только если есть вероятность обнаружения у него имущества, за счет которого можно будет возместить расходы по делу о банкротстве. Более того, уполномоченный орган должен предоставить тому доказательства и приложить их к заявлению в суд (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N91).

Также, прежде чем подавать заявление, налоговый орган должен оценить вероятность того, что в результате банкротства должника удастся погасить его задолженность по обязательным платежам. А иначе и в суд идти незачем (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67). Если шансов на взыскание долгов нет, то ИФНС может просто исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Если же с заявлением в суд обращается конкурсный кредитор, то он же будет и финансировать расходы по делу о банкротстве либо третье лицо, допустим, другой кредитор (п. 7, 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Когда можно объявить субъекта отсутствующим

Процесс о присвоении субъекту предпринимательства статуса банкрота применим по отношению как к юридическому, так и к физическому лицу. Подавляющее большинство дел о банкротстве по упрощенной схеме возбуждается по отношению к фирмам-однодневкам, которые были созданы для заключения пары-тройки сделок, а потом оказались брошены. Но встречаются и ситуации, когда дело ведется и в отношении внешне благополучных и стабильных предприятий, владельцы которых оказались не способны платить по обязательствам и предпочли исчезнуть.

Для определения признаков банкротства должника учитываются определенные факторы.

  1. Полная неуплата налоговых и кредитных платежей в течение года.
  2. Полная тишина на всех банковских счетах субъекта.
  3. Отсутствие отчетности на протяжении 12 месяцев.
  4. Абсолютное затишье в любом из видов деятельности.
  5. Стоимость собственности пропавшего, не может покрыть расходов, связанных с иском о несостоятельности.
  6. Невозможность определения фактического места пребывания физлица (в соответствии с регистрацией) и руководителя, если речь идет о ликвидации юридического лица.

Судья рассмотрит факт пропажи ответчика, как признак банкротства должника, только если попытки найти и установить связь с исчезнувшим, найдут документальное подтверждение.

Если все признаки отсутствующего должника при банкротстве налицо, это считается достаточным основанием для подачи заявления в арбитражный суд.

Кто подает заявление о банкротстве

Сам процесс проведения банкротства предусматривает несколько обязательных стадий, миновать которые нельзя. Поэтому перед его началом, арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, в обязанности которого входит поиск не только имущества должника, но и его самого.

Обратиться в судебные органы могут прокуроры, служебные лица налоговых органов, а также те физические или юридические лица (кредиторы), перед которыми должник не выполнил своих обязательств.

Исходя из таких особенностей банкротства юридических или физических лиц, подать соответствующее заявление в арбитражный суд, имеет право только конкурсный управляющий, представитель органа управления субъекта хозяйственной деятельности, прокурор, действующий в интересах налоговой инспекции, а также кредитор.

Если вопрос банкротства касается физических лиц, то тут отсутствует орган управления, но появляется родственник отсутствующего, или иное заинтересованное лицо.

Конкурсный управляющий может обратиться в суд о вынесении решения про проведение упрощенной процедуры признания финансовой несостоятельности исходя из личных соображений, либо по согласованию с комитетом кредиторов.

Субъекты, которые могут инициировать банкротство задолжавшего лица

Запустить ликвидацию отсутствующего должника, с учетом прописанных в законе признаков, имеет право конкурсный кредитор или уполномоченный орган. В первом случае лицо-заявитель должен располагать средствами, необходимыми для покрытия всех издержек.

Если к судье обращаются работники налоговой инспекции, то они должны обладать сведениями о собственности должника, реализовав которую, можно покрыть судебные траты, а также возместить задолженности в бюджет государства. Если речь идет о юрлице, и у заемщика нет никакой собственности для покрытия долгов, уполномоченные органы заинтересованы в проведении процедуры банкротства, чтобы убрать предприятие из государственного реестра.

Признание финансовой несостоятельности и том, и в другом случае не зависит от размера долга отсутствующего субъекта.

В роли конкурсного кредитора выступает организация, перед которой заемщик имеет самую крупную задолженность. Вернуть деньги вряд ли получится, но после объявления должника банкротом можно будет уменьшить свою налоговую базу на размер долгового возмещения. Также может быть назначен конкурсный управляющий, представляющий интересы кредиторов. Оплата услуг такого специалиста полностью лежит на компании, инициирующей процедуру признания заемщика банкротом. В обязанности управляющего (ликвидатора) входит не только установления признаков отсутствия задолжавшего субъекта, но и принятие мер по установлению объемов конкурсного массива его имущества, учитываемых при покрытии долгов. Он может выяснить, что собственность, записанная на родственников, принадлежит самому пропавшему субъекту. Также ликвидатор может оспорить законность сделок, по которым собственность заемщика перешла к третьим лицам, если предъявит доказательства, что имущество было реализовано с умышленной целью.

Согласно российскому законодательству, при применении упрощенной схемы не предусмотрены следующие действия:

  • мониторинг деятельности субъекта;
  • передача предприятия под внешнее руководство;
  • меры по экономическому оздоровлению.

Алгоритм признания отсутствующего заемщика финансово несостоятельным

Процедура определения несостоятельности разбита на несколько ступеней.

  1. Сторона-заявитель выходит в Арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего банкротом. Перед тем как начать процесс, судьей учитываются все признаки отсутствующего должника по законодательству о банкротстве.
  2. Судья изучает представленные материалы (на это уходит до 30 дней), после чего принимается постановление о признании отсутствующего субъекта банкротом.
  3. После вынесения определения конкурсному управляющему надлежит проинформировать всех заинтересованных в возврате долгов лиц, о которых ему известно, о статусе заемщика. Обычно на это дается 30 дней. По истечении этого периода кредитующие компании не могут предъявить требования ответчику, как бы ни была велика долговая сумма.
  4. Конкурсный управляющий предоставляет суду реестр кредиторов, принимает должные меры по выявлению имущества задолжавшего физического/юридического субъекта, ходатайствует о продаже собственности банкрота, если о такой известно.
  5. Продажа имущества и выплата по кредитным обязательствам. Распределение долговых платежей проводится в строгой очередности, в которой учитываются размеры обязательств перед каждой компанией.
  6. Запись в Госреестр о ликвидации предприятия в случае признания несостоятельности юридического лица либо признание физического субъекта банкротом.

Если во время процесса конкурсному управляющему удается узнать о существовании имущества, которое принадлежит заемщику и должно быть реализовано, чтобы расплатиться по долговым обязательствам, или узнать о местонахождении самого задолжавшего плательщика, он должен в кратчайшие сроки уведомить об этом судью. По законодательству, в таком случае признаки банкротства должника считаются недействительными, и к субъекту-заемщику применяется общая процедура для ликвидации.

В каких случаях должник-юрлицо может быть признан отсутствующим

Банкротство отсутствующего должника регулируется положениями параграфа 2 Главы 11.

Указанный параграф освещает следующие вопросы банкротства отсутствующего должника:

  1. Кто вправе инициировать процедуру банкротства отсутствующего должника и при каких условиях (на основании ст. 227 127-ФЗ).
  2. Как происходит рассмотрение дела о банкротстве отсутствующих должников (по ст. 228 127-ФЗ).
  3. Как распределяется выручка (по нормам ст. 229 127-ФЗ).
  4. Дополнительные условия, по которым должник может быть приравнен по статусу к отсутствующим (по ст. 230 127-ФЗ).

Должник признается отсутствующим, если юрлицо соответствует следующим признакам (по ст. 227 127-ФЗ):

  1. Он фактически прекратил свою деятельность.
  2. Он отсутствует или установить его местоположение не представляется возможным.

Исходя из положений ст. 230 127-ФЗ, также нормы по упрощенному банкротству применяются, если имущества должника недостаточно для покрытия судебных расходов или если в течение 12 месяцев до подачи заявления о банкротстве не проводились операции по банковским счетам, а также при наличии прочих признаков отсутствия хозяйственной деятельности.

По положениям Гражданского кодекса и 129-ФЗ от 2001 г. компания считается прекратившей деятельность, если в течение последнего года она не представляла положенную отчетность по налогам и сборам, у нее не было операций по банковским счетам. По сути, отсутствующий должник – это компания, которая продолжает числиться в реестре ЕГРЮЛ, хотя и фактически уже не работает длительное время.

Данная процедура распространяется также на граждан и предпринимателей (по п. 39 По­ста­нов­ле­ния Пле­ну­ма ВАС РФ от 2011 года №51).

Банкротство отсутствующего должника: пошаговая инструкция

  1. Направление заявления конкурсным кредитором или уполномоченным органом. Уполномоченный орган может подавать заявление о признании неплательщика банкротом, только если он располагает суммой, необходимой для финансирования разбирательства.
  2. Арбитражный суд принимает решение о присвоении неплательщику статуса банкрота в течение одного месяца. Судья разбирает дело единолично. Процедура банкротства отсутствующего неплательщика не предполагает осуществление наблюдения, финансовой санации или внешнего управления.
  3. Все возможные заимодавцы оповещаются о несостоятельности отсутствующего неплательщика конкурсным управляющим.
  4. В течение месяца с момента оповещения заимодавцы предъявляют требования конкурсному управляющему.
  5. Если у неплательщика обнаруживается имущество, суд по ходатайству конкурсного управляющего может отменить упрощенную процедуру и перевести на другую.
  6. Заявки кредиторов удовлетворяются по очереди, предусмотренной при конкурсном производстве. Покрытие финансовых затрат на вознаграждение конкурсному управляющему и судебное производство осуществляется вне очереди.

Кто инициирует процедуру

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, а также уполномоченным органом (по п. 1 ст. 227 127-ФЗ). При этом размер задолженности перед конкретным кредитором не учитывается.

Перед подачей заявления о банкротстве налоговая инстанция должна оценить вероятность погашения задолженности по обязательным платежам. Если в ходе процесса шансы получить налоговую задолженность призрачны, то смысла обращаться в суд с заявлением о банкротстве нет, ведь ИФНС в данном случае может просто исключить отсутствующее юрлицо из реестра ЕГРЮЛ по ст. 21.1 129-ФЗ.

Также инициатива о переходе к упрощенной процедуре банкротства по нормам второго параграфа Главы 11 может принадлежать временному управляющему, если он не смог определить местонахождение должника в ходе наблюдения. В этом случае арбитражный суд выносит определение о переходе к упрощенному банкротству вместо стандартной длительной процедуры.

Но если в ходе конкурсного производства управляющий смог обнаружить имущество должника, которое позволяет покрыть судебные издержки, то он вновь должен подать ходатайство о переходе к стандартной процедуре банкротства.

Как рассматривается дело

Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника происходит в прощенном порядке с учетом положений ст. 228 127-ФЗ:

  1. В течение месяца после поступления заявления о признании отсутствующего должника банкротом суд принимает решение об открытии конкурсного производства.
  2. Суд назначает конкурсного управляющего в деле о банкротстве. При этом дополнительное страхование ответственности управляющего на случай причинения убытков не производится.
  3. Конкурсный управляющий уведомляет всех известных ему кредиторов о банкротстве компании-должника.
  4. У кредиторов есть месяц для заявления своих требований к должнику.
  5. Погашение требований кредиторов происходит в общем порядке по нормам ст. 134 127-ФЗ.
  6. По результатам процедуры компания ликвидируется. Для этого арбитражный суд направляет определение в ФНС, и налоговики вносят отметку в ЕГРЮЛ об исключении сведений о компании.

Таким образом, при упрощенном банкротстве не применяются этапы наблюдения и реабилитирующие процедуры в виде внешнего управления и финансового оздоровления. Также процедура предполагает сжатые сроки для предъявления требований кредиторов: они составляют 1 месяц вместо 2 месяцев в стандартном порядке.

Судебная практика

В судебной практике возникли вопросы касаемо признания лица безвестно отсутствующим с целью признания его банкротом. 16.05.2000 г. Президиумом ВАС была определена позиция, в соответствии с которой для прохождения процедуры банкротства отсутствующего неплательщика не требуется признание его безвестно отсутствующим.

Немаловажен и вопрос о текущих недоимках по обязательным взносам при обращении в суд уполномоченного органа. Как показывает судебная практика, суд не устанавливает связь между процедурой признания неплательщика банкротом и наличием недоимки по обязательным выплатам.

Задолженность по обязательным взносам не является характерной чертой несостоятельности и не обосновывает правовой интерес уполномоченного органа на судебное разбирательство.

Президиум ВАС придерживается такой точки зрения при обозначении доказательств, требуемых для признания неплательщика банкротом, в перечень которых не входят доказательства, подтверждающие задолженность по обязательным взносам. Эта идея отображена в пункте 10 приложения к письму ВАС от 13.01.2000 г. №50.

Что касается правовых норм о заполнении реестра кредиторов по делу о банкротстве, то их просто нет.

При этом следует отметить, что положения о праве заимодавца предъявлять требования конкурсному управляющему и предоставлении ему оплаты предполагают составление реестра и в процедуре банкротства. На практике особое значение составлению реестра требований заимодавца не придается.

Очень часто к отчету об итогах проведения конкурсного производства не прикрепляют реестр с перечислением предъявляемых претензий. Это объясняется тем, что удовлетворение требований не было произведено по причине неимения у должника имущества.

Очень важным является следующее пояснение Высшего Арбитражного Суда: так как месячный срок для направления претензий отведен только для заимодавцев, получивших оповещение от конкурсного управляющего, требования заимодавцев, не получивших такое оповещение, могут быть предъявлены до закрытия самого реестра требований. Претензии таких кредиторов вносятся в реестр на основании судебного определения.

При рассмотрении дел о несостоятельности отсутствующего неплательщика процедура наблюдения судом не назначается. Это объясняется тем, что в таких делах директор или другие органы управления, как правило, отсутствуют, и определить их местоположение просто невозможно.

Если имущества нет или его стоимость не позволяет погасить судебные издержки, вводить наблюдение просто не имеет смысла. Процедура не решит первостепенную задачу – обеспечение сохранности имущества неплательщика и ограничение полномочий руководителя организации.

В решении вопросов касаемо открытия конкурсного производства суд независим: он не связан с соображениями заимодавцев, как это происходит при выборе процедуры банкротства по окончании наблюдения.

Арбитражный суд выносит определение об окончании конкурсного производства – на его основании регистрирующим органом проставляется соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

В целом, при осуществлении процедуры банкротства отсутствующего неплательщика никакого имущества, которым можно было бы удовлетворить требования заимодавцев, не выявляется. По этой причине правовое регулирование подобных дел еще больше снижает шансы кредитора на защиту своих законных интересов.

Такая процедура банкротства может быть обоснованной только в случае, если ее проведение не способствует ущемлению прав кредитора.

Кто финансирует процессуальные издержки

Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве отсутствующего должника только при наличии финансов для погашения процедур, которые применяются в деле о банкротстве (по п. 2 ст. 227 127-ФЗ). Кроме того, по разъяснениям Постановления Пленума ВАС от 2009 года №91, уполномоченный орган обязан предоставить доказательства данного факта и приложить соответствующие документы к заявлению в арбитражный суд.

В целом вопрос финансирования процессуальных издержек стоит достаточно остро.

По умолчанию все расходы по делу о банкротстве при отсутствии средств у должника ложатся на заявителя, в данном случае на конкурсного кредитора (по п. 1, 3 ст. 59 127-ФЗ). Кроме конкурсного кредитора, финансирование процедуры может взять на себя и третье лицо (по п. 7, 16 Постановления Пленума ВАС №91 от 2009 года).

Таким образом, процедура банкротства в упрощенном порядке применяется по отношению к должникам, в отношении которых невозможно установить местоположение и которые фактически не ведут предпринимательской деятельности. Процедура проводится в сжатые сроки и состоит из одного этапа – конкурсного производства. Финансирование процедуры происходит за счет заявителя – конкурсного кредитора. Уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением о банкротстве отсутствующей компании, только если ФНС известно о наличии у той средств для погашения судебных издержек.

 

Последствия для должника

До определенного момента существовала такая практика, как умышленное сокрытие руководителя компании или физического лица, чтобы пошла упрощенная процедура банкротства.

Но как оказалось, это не приводит к положительному результату. Во-первых, конкурсному управляющему не нужно прилагать усилий, чтобы всю материальную ответственность перед кредиторами перевести на отсутствующего директора, даже если вина в банкротстве будет лежать на собственниках, или органах управления.

Правила проведения процедуры банкротства, рассмотрены в этом видео:

Во вторых, в случае сокрытия имущества, путем оформления его по фиктивным договорам на родственников, посторонних лиц, конкурсному управляющему будет легче доказать в суде неправомерность таких сделок, наложить арест и реализовать через аукцион.

Поэтому, если реальное место нахождения должника известно, лучше пройти полную процедуру банкротства. Когда предприятие или организация исключены из реестра юридических лиц, то к ним уже никаких требований, в отличие от граждан, предъявить нельзя.

 

Важно запомнить, что для физического лица признание банкротом говорит о том, что в течение нескольких лет оно не может заниматься экономической деятельностью, а если за это время, у него появится какое — либо имущество, то на него может быть наложено взыскание.

Если должник отсутствует, то действующим законодательством предусмотрена упрощенная процедура его банкротства, которая может начаться на любой стадии санации, либо по решению арбитражного судьи.

Источники

  • http://1likvidaciya.ru/likvidacija-i-bankrotstvo/otsutstvujushhego-dolzhnika.html
  • https://bankrotstvo-lite.ru/dolzhnik/
  • https://bankiros.ru/wiki/term/bankrotstvo-otsutstvuusego-dolznika
  • https://pred-pravo.ru/bankrotstvo-otsutstvuyuschego-dolzhnika/
  • https://bankroty.su/kogda-mozhno-obyavit-dolzhnika-otsutstvuyushhim/
  • https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/otsutstvuusego-dolznika.html
  • https://dolg.guru/bankrotstvo/otsytstvyushii-doljnik.html

[свернуть]