Государственный долг: сущность, последствия и возможность погашения

Государственный долг: общие положения

Полученные в целях покрытия бюджетного дефицита страны средства образуют государственный и муниципальный долг. Полученная величина рассматривается в национальной валюте или в долларах США. Для большего понимания сумма учитывается по отношению к ВВП (валовому внутреннему продукту) в процентах.

Согласно законодательству страны, государственный долг России в 2018 году подразделяется на внутренний (наличие обязательств перед резидентами) и внешний (образовавшаяся задолженность перед иностранными лицами). Кроме того, по характеру задолженности госдолг встречается краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 лет до 30). Статьи бюджетного кодекса РФ предусматривают, что период обязательств не может превышать 30 лет.

Совокупный национальный долг образуется и существует в следующих формах:

  • совокупность кредитных соглашений и прочих видов кредитования с соответствующими государственными организациями, а также крупными международными;
  • центральная эмиссия ценных бумаг;
  • переоформление актуальных долговых обязательств прочих категорий заемщиков;
  • положения о предоставлении разных реальных гос.гарантий.

В обязанности Правительства РФ входит выполнение действий по обслуживанию гос.долга. При этом федеральные власти страны не несут ответственность по обязательствам региональных и муниципальных образований, если иные условия заранее не установлены письмами законодательных органов и постановлением арбитражных судов. Дебиторская зависимость городов и субъектов РФ может быть неравной.

 Долговые обязательства страны могут возникать как между внутренними, так и внешними кредиторами

Внутренний государственный долг

Кредиторская задолженность РФ, выраженная по отношению к гражданам-резидентам, местным корпоративным образованиям, представляет внутренний государственный долг. Параметры перемещения финансовых резервов внутри страны отличаются от внешних капитальных потоков. При необходимости возврата деньги остаются в государстве, работают на благо населения.

Однако такие понятия и методы бюджетной задолженности несут в себе и некоторые негативные последствия. Возрастание прошлых обязательств перед резидентами приводит к расслоению общества, статистика показывает наличие структуры, которая не способствует преодолению неравномерного перераспределения доходов. Иными словами, богатый гражданин увеличивает свое состояние за счет экономии на простых социальных программах. Происходит это по причине того факта, что приобретение ценных бумаг доступно обеспеченным лицам, и, как следствие, взыскание долга увеличивает их состояние за счет бюджетных средств.

Как правило, формула объема внутренней задолженности показывает меньшие результаты, чем цифры внешнего долга. Однако в нашей стране в последние годы происходит уклонение от стандартных значений этого процесса. Выражается это в том, что полученные взаймы средства на международном уровне погашаются в том числе и за счет роста внутренних заимствований. В связи с этим обязательства перед населением и национальными компаниями возрастают. Учитывая общее злостное негативное влияние такой тенденции, в задачи правительства включается поиск переходных схем, которые в состоянии свести объемы таких типов финансовых обязательств до предшествующих минимальных.

Соединенный внутренний долг возникает не только в результате эмиссии ценных бумаг, сюда относят и вклады населения в государственные банки, а также прочие заимствования. Показатель, согласно бюджетному законодательству РФ, выражается в национальной валюте ― в рублях.

Внешний государственный долг

Финансовые заимствования, совершенные за пределами страны, по своему характеру отличаются от внутренних обязательств. Общий вывод такой, что при наличии большого объема задолженности, как правило, превышающего отметку 30% от ВВП, выбрать и получить средства на выгодных условиях становится проблематично. Кредиторы начинают выдвигать иные условия, которые касаются размера процентной ставки и экономической политике государства в целом. Немаловажное значение имеет и наличие временных санкций и других негативных мер, сколько они будут длиться, и какой характер управления будет преобладать.

К основным международным кредитным организациям относят международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития. Перечисленные организации при выдаче займов могут выдвигать в сторону государств-заемщиков ряд условий. По большей части разработанные рекомендации содержат модель построения социальных и экономических программ.

Кроме общих организаций существуют и фонды с более конкретизированным направлением, оказывающие помощь определенным группам стран. В качестве примера здесь выступает арабский валютный фонд.

Еще один источник международных заимствований ― неофициальные объединения кредиторов. Пример тому ― Парижский клуб, созданный по инициативе Франции еще в 1956 году. Он и по настоящее время решает такие задачи, как реструктуризация задолженности развивающихся стран.

Из-за чего растет госдолг?

Госдолг растет из-за постоянного роста дефицита бюджета. В 2018 году дефицит бюджета стал крупнейшим за последние шесть лет. Он достиг отметки в 779 млрд долларов. По оценке экспертов, в последнее время рост дефицита бюджета вызван сокращением налогов. Принятая Трампом налоговая реформа обошлась бюджету в 1,5 триллиона долларов. На увеличение дефицита бюджета также повлияли возросшие расходы на оборону. Согласно оборонному бюджету на 2019 год, они составят рекордную сумму: 716 миллиардов долларов. Госдолг США уже много лет является одним из крупнейших в мире. Согласно прогнозам Конгресса, если ситуация не изменится, только из-за рекордно низкой ставки корпоративного налога, которая сократилась до 20%, к 2028 году размер долга достигнет 96% ВВП.

Кто является кредиторами США?

Крупнейший держатель госдолга США — Федеральная резервная система, она владеет около 40% долга. А самый крупный иностранный кредитор Соединенных штатов — Китай. По официальным данным, КНР владеет казначейскими облигациями США на сумму свыше 1,1 триллиона долларов. В десятку основных кредиторов также входят Япония, Бразилия, Ирландия, Великобритания, Швейцария, Люксембург, Каймановы острова, Гонконг и Бельгия.

Россия тоже является кредитором США. Но в последнее время Банк России активно распродает казначейские облигации Соединенных Штатов. По данным американского Минфина, сейчас у РФ имеются гособлигации США на 12,8 миллиарда долларов. Американские казначейские обязательства считаются наиболее надежными ценными бумагами на финансовом рынке, хотя и не самыми прибыльными.

Какой госдолг у России?

Российский внешний долг в минувшем году сократился на 12,4% (на 64,4 миллиарда долларов). Согласно данным ЦБ, на 1 января 2019 года задолженность России перед иностранными кредиторами составила 453,7 миллиарда долларов. По отношению к ВВП страны госдолг сократился с 40% в 2016 году до 33% в 2017.

Потеря свободы в выборе

Ничего не может быть приоритетнее для любого государства, чем возможность свободно распределять свои ресурсы, более или менее согласовываясь с пожеланиями своего населения. Всему этому могут положить конец высокие долги, которые напрямую угрожают способности правительств контролировать свои бюджетные приоритеты. Ведь долг в любом случае должен быть погашен, а неспособность сделать это приводит к удорожанию заимствований или вовсе – к полному их исчезновению. Именно с такой проблемой столкнулись в уходящем году Соединенные Штаты, у которых процентные платежи превысили выплаты самого долга. В целом по прогнозам Америка в будущем году будет выплачивать более 6% федерального бюджета, а это ни много ни мало четверть триллиона долларов, которые вполне могли быть потрачены в более нужном месте. Например, на введение более низких налоговых ставок. Накапливая год за годом свои долги, многие государства автоматически ограничивают свои варианты в отношении стимулирования роста или нейтрализации экономической нестабильности. Так, например, ни Штаты, ни Япония уже не смогут запустить второй так называемый «новый курс», который бы стимулировал занятость или рост ВВП.

Почему госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга. Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказались бы на экономическом росте и вызвали бы недовольство граждан страны. США проблемы подобного выбора не испытывают: американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль, и при необходимости ФРС всегда готова включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности.

По этой же причине высокий внешний долг не станет причиной дефолта в стране. Дефолт, то есть неоплата процентов или основного долга по долговым обязательствам, возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых. В США такая ситуация может произойти только в одном случае — если Конгресс запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга. Летом 2011 года, во время президентства Барака Обамы, США оказались на пороге технического дефолта, но избежали его, просто повысив планку на $2,1 трлн.

Единственное, что реально волнует американцев, — это соотношение госдолга к ВВП. Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. США не исключение — в последние годы госдолг страны выше ВВП на несколько процентов (в 2019 году этот показатель находился на отметке 108,3%).

Причины возникновения государственного долга и его виды.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов за минусом суммы бюджетных профицитов за этот же период. Он является показателем запаса, так как рассчитывается на определённый момент времени (например, по состоянию на 1 января 2008 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока и рассчитывается за определённый период времени (за год). Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счёт внутреннего и внешнего займов.

Таким образом, государственный долг – порождение дефицита бюджета, причины которого могут быть различны. Дефицит может быть связан с чрезвычайными расходами, вызванными стихийными бедствиями, катастрофами, войнами и политическими конфликтами, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам денежных средств. Дефицит может быть следствием кризисных явлений в экономике, её развала, неэффективности финансово-кредитных связей, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Причинами бюджетного дефицита могут быть:

  • низкая эффективность общественного производства, его спад;
  • нерациональная структура бюджетных расходов (например, огромные военные расходы);
  • оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
  • неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики.

Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное явление, а стремление государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. На рост величины государственного долга оказывает влияние и необходимость выплаты его с процентами. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к ещё большим займам.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Государственным внутренним долгом является совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определённый момент государственных облигаций. Государственным внешним долгом являются обязательства перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений.

Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Последствия государственного долга и методы управления им.

Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что они являются в основном неинфляционным источником финансирования дефицита бюджета. Это связано с тем, что формирование дополнительных ресурсов с помощью государственных займов не приводит к увеличению совокупного спроса, а переносит его при покупке государственных ценных бумаг от физических и юридических лиц к исполнительным органам государственной власти. Они, в свою очередь, посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс организации сбережений населения и инвестирования предприятиями временно свободных финансовых ресурсов. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.

При разумной организации отношений по формированию и обслуживанию государственного долга исполнительная власть может эффективно распределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны. Это способ финансирования за счёт заимствованных средств строительство объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно, а на несколько поколений, так как погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.

Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций, внешние государственные кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности в мире.

Негативное влияние государственного долга на социально-экономические процессы проявляется в эффекте вытеснения. Привлекая заёмные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. При чрезмерно высокой доходности государственных бумаг инвесторы отдают предпочтение вложению средств в них по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных бумаг ведёт к росту ставки банковского процента за кредит, что делает его неэффективным для предпринимателя.

Чрезмерное развитие в стране заёмных операций приводит к значительному отвлечению бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития, а также к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это также является негативным моментом в развитии государственных финансов.

Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться, так как оно обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, то есть строит «финансовую пирамиду». Рефинансирование долга ведёт к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны. Когда бюджетных средств уже не хватает для погашения займов, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, то есть объявить суверенный дефолт.

Для финансирования государственного долга правительство может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги. Повышать налоги можно, но до верхней границы налоговых изъятий в государственный бюджет. В современных промышленно развитых странах она составляет около 50% ВВП. Чрезмерное повышение налогового бремени скорее всего приведёт не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства. Это связано с тем, что люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля заработков отбирается государством, и начинают прятать свои доходы от налогообложения, тогда в стране быстро развивается «теневая экономика».

Финансирование государственного долга путём эмиссии денег сверх реальных потребностей экономики – путь в гиперинфляцию. При этом выигрыш бюджета от избыточной эмиссии денег оказывается очень недолговечным, так как расходы возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений. Ведь расходы осуществляются по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а даже возрастает.

Негативным социальным последствием государственного долга является усиление дифференциации населения. Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счёт налогов, которые платит всё население. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства попадают узкому кругу обеспеченных людей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится ещё больше.

Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга и его обслуживания. Выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики.

По абсолютной величине внешнего долга невозможно судить о том, насколько серьёзной экономической проблемой для страны он является, а важно знать относительные показатели. К ним относятся коэффициенты долговой нагрузки: долг по отношению к ВВП, долг по отношению к экспорту и обслуживание долга по отношению к экспорту. Международные кредитные организации ориентируются на некоторые пороговые значения для этих соотношений, чтобы выделить страны, где долговые проблемы приобретают особо серьёзный характер. По оценкам Мирового банка вызывает большие сомнения платёжеспособность стран, у которых доля процентных выплат по долгу в ВВП превышает 80%, а отношение «процентные выплаты – экспорт» больше чем 2,2. Существуют и другие пороговые значения. Так, по Маастрихтскому соглашению 1992 г. условием вхождения в Европейское сообщество были приняты в качестве ориентиров: уровень долга к ВВП 60%, соотношение долга к экспорту в 300% и доля дефицита от ВВП в 3%. Превышение этих показателей создаёт для страны трудности в привлечении новых займов из-за рубежа.

Увлечение внешними заимствованиями ведёт к тому, что государство попадает в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных и теряет политическую независимость. Если правительство страны сегодня проводит политику наращивания государственного долга, то решение текущих проблем за счёт займов и кредитов перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

С появлением у государства долга появляется обязанность его управлением. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов и выпуску новых. От правительства страны с большим государственным долгом требуется проведение грамотной финансовой политики и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития. Основной задачей в процессе управления государственным долгом является удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, не допустить превышение долга над ВВП более чем в 2,5 раза. Считается, что большая величина не позволит стране решать свои проблемы, и все усилия её будут направлены на погашение долга. Эффективное использование заимствованных средств предполагает направление их в проекты, позволяющие за отведённый срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплату по нему процента. Невыполнение этого условия создаёт проблемы поиска других источников средств для выплаты долга. Задержка в выплате долга опасна нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций.

В управлении государственным долгом используются такие методы, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Под конверсией понимается изменение доходности займов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения доходности государственных ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков, обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых деньгах. Отсрочка погашения займа используется правительством в тех случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, так как большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход. Аннулирование государственного долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Это может произойти в результате прихода к власти новых политических сил, нежелающих платить по долгам прежнего правительства. Отказ от долгов считается неразумной мерой, так как подрывает репутацию государства и в последующем оно уже не сможет рассчитывать на получение кредитов.

Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые приёмы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением её в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие предприятий страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В этом случае заинтересованные фирмы выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности. Такая операция ведёт к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга и стимулирует последующий приток иностранных инвестиций в приобретённые таким путём хозяйственные объекты. В данных случаях под конверсией понимают замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

Проблема государственного долга затрагивают различные аспекты социально-экономической жизни страны. В целом же последствия государственного долга приводят к сокращению возможностей роста потребления для населения страны, при наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоёв населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Предотвратить негативные последствия государственного долга можно только проведением тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики, которая должна оцениваться с точки зрения её влияния на состояние государственного долга и перспективы платёжеспособности страны.

Влияние государственного долга на развитие экономики России.

Процесс формирования государственного долга Российской Федерации имеет свои особенности. РФ приняла на себя часть внешнего долга бывшего СССР – 102 млрд. долл. и, таким образом, вынуждена расплачиваться по долгам уже не существующего государства. Остальная задолженность сформировалась вследствие внешних и внутренних займов российского правительства преимущественно в 1992-1998 гг. Это займы у международных финансовых организаций – Международного валютного фонда, Всемирного банка, а также займы у российских инвесторов.

Так как правительству не удавалось сбалансировать бюджет вплоть до 2000 г., дефицит покрывался, начиная с 1995 г., за счёт внутренних и внешних займов. До 1995 г. Министерство финансов покрывало дефицит за счёт прямых заимствований у Центрального банка, то есть осуществляло монетизацию государственного долга. Так ст. 18 Закона о государственном бюджете России на 1992 г. гласила: «Разрешить Центральному банку Российской Федерации предоставить во втором полугодии 1992 года кредит Министерству Финансов Российской Федерации в сумме 544,8 млрд руб. на покрытие дефицита республиканского бюджета Российской Федерации сроком на 10 лет с погашением равными долями начиная с 1996 года и из расчёта 10 процентов годовых…» . Эта практика была прекращена в 1995 г., так как возможности кредитования государства национальным банком были довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить.

Прекратив финансирование за счёт прямых кредитов ЦБ, правительство стало наращивать финансирование за счёт внутренних займов. Выпуская государственные облигации, правительство стремилось покрыть дефицит бюджета неинфляционным путём. Но полученные этим способом средства использовались неэффективно. Они направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата, на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну. При этом не уделялось должного внимания перестройке структуры экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политике. Расширения налогооблагаемой базы не происходило, в результате собираемость налогов в госбюджет была низкой. Правительству удавалось получить не более 50-60% причитающихся налогов. К сокращению налоговых поступлений приводило тяжёлое налоговое бремя, отсутствие налоговой реформы, рост теневой экономики.

Растущие расходы госбюджета не покрывались налоговыми отчислениями и как следствие устойчивый дефицит бюджета. Необходимо было привлечение дополнительных средств. В 1994-1998 гг. государство активно одалживало деньги путём продажи государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Это были ценные бумаги со сроком погашения в три месяца и высокой доходностью, составляющей в определённый период до 200%. Таким способом государству удалось получить в долг почти триллион рублей. Но когда приходило время выплаты процентов и погашения по ГКО, денег в бюджете на это не было, и государство рефинансировало долг. Выпуск новых серий государственных ценных бумаг не давал уже возможности выплаты процентов по ранее выпущенным. В этой ситуации 17 августа 1998г. было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90- дневном моратории на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам. Это вызвало в стране тяжёлый финансовый кризис и привело к разорению многих банков, которые когда-то купили у правительства ГКО на деньги своих вкладчиков. Соответственно потеряли деньги и эти вкладчики. Проблемы правительства России перед кризисом в августе 1998г. состояли в неблагоприятной структуре долга: он был короткий и по нему должны были выплачиваться очень высокие проценты.

Ещё одним последствием чрезмерного увлечения государства ГКО стал отток капитала из реального сектора экономики в финансовый. Гораздо прибыльнее было вкладывать деньги в ГКО с доходностью 100-200% годовых, чем в реальный сектор, где норма прибыли не превышала 15-20%. Предпринимателям невыгодно было брать кредит, так как ставка по нему выросла из-за высокой доходности ГКО, что тормозило развитие производства и инвестиций.

Высокое бремя российских долгов порождало массу трудностей, и в первую очередь бюджетных. Расходы государства на погашение и обслуживание долга возрастали из года в год и отвлекали на себя все большую долю бюджетных средств. Например, с 1993 по 1998 г. они увеличились в номинальном выражении в 45,1 раза, составляя в 1998г. 33,6 % всех расходов федерального бюджета. Этот негативный опыт был учтён при формировании экономической политики на следующее десятилетие.

На протяжении 1991-1999 г. правительством России были проведены переговоры о реструктуризации долговых платежей, которые позволили уменьшить долговую нагрузку на экономику страны. Высокие цены на нефть, сохранявшиеся до сентября 2001 г., позволили России достичь большого внешнеторгового оборота и профицита государственного бюджета. Выплаты по обслуживанию и погашению госдолга в 2001 г. шли с опережением графика. Стратегия в области управления государственным долгом на среднесрочную перспективу нацелена на улучшение структуры долга и снижения стоимости его обслуживания. За последние годы правительство планомерно сокращает внешний долг, в абсолютном выражении он составил: на 1 января 2005 г. – 114,1 млрд. долл., на 1января 2007 г. – 52 млрд. долл., на 1 января 2008 г. – 44,9 млрд. долл. Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности, стала актуальной разработка программ конверсии внешнего долга. Перспективными признаются обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий, выкуп долгов правительством на рублёвые средства с последующим направлением их на инвестиции.

По состоянию на 1января 2007 г. внутренний государственный долг, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1028,1 млрд. руб., внешний долг – 52 млрд. долл. Таким образом, общий государственный долг РФ не превысил 10% уровня ВВП. На основании этих показателей можно сделать вывод о том, что сегодня государственный долг не является опасным для стабильности российской экономики и устойчивого денежного обращения.

Показатели по годам

Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.

Динамика

За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.

Прогноз

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг. Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину. Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

Текущий и капитальный государственный долг

Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.

Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).

Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.


Источники

  • https://MoyDolg.com/debt/obshhie-voprosy-3/gosudarstvennyj-dolg.html
  • https://aif.ru/money/economy/chto_takoe_gosdolg_i_pochemu_on_takoy_bolshoy_u_ssha
  • https://bankist.ru/article/111212/879/
  • https://tass.ru/ekonomika/6109341
  • https://studrb.ru/works/entry9962
  • https://rosinfostat.ru/vneshnij-i-vnutrennij-dolg/
  • https://spravochnick.ru/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/vneshniy_i_vnutrenniy_gosudarstvennyy_dolg/
  • https://www.anews.com/p/114388693-gosdolg-rossii-v-2019-godu-chto-takoe-vnutrennij-i-vneshnij-gosudarstvennyj-dolg/

[свернуть]