Что такое государственный долг: форма и виды, структура, особенности правового регулирования и методы погашения

Последствия накопления государственного долга

 Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к ВВП.
  • Переложение налогового бремени на будущие поколения.
  • Перераспределение доходов среди населения.
  • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

Кувейт — 7,4
Саудовская Аравия — 7,5
Узбекистан — 9,1
Россия — 9,6
Казахстан — 11
Азербайджан — 10

Государственный долг по странам Европейского союза:

Франция — 75 % ВВП (2010 г.), Германия — 83 % ВВП (2010 г.), Португалия — 97 % ВВП (2010 г.), Италия — 118 % ВВП (2010 г.), Греция — 153 % ВВП (2010 г.).

Для сравнения, США — 62 % ВВП (2011 г.).

Государственный долг по странам

ЗВР за вычетом внешнего гос.долга на 2010 год согласно Справочнику ЦРУ.

Государственный долг Топ-20 (Справочник ЦРУ 2011)[5]
СтранаГос.долг на 2010
(млрд USD)
% ВВПна человека (USD)Гос.долг на 2008
(млрд USD)
США913362%291585415, 38
Япония8512198%673037469, 172
Германия244683%300241931, 66
Италия2113119%346271933, 106
Индия210752%17721863, 56
КНР190719%14271247, 16
Франция176782%270621453, 68
Великобритания165476%263751158, 52
Бразилия128159%6299775, 39
Канада111784%32829831, 64
Испания82360%17598571, 41
Мексика57737%5071561, 36
Греция454143%42216335, 97
Нидерланды42463%25152392, 58
Турция41143%5218362, 40
Бельгия398101%38139350, 90
Египет39880%4846385, 87
Польша38153%9907303, 45
Республика Корея33123%6793326, 24
Сингапур309106%65144
Китайская Республика27934%12075
Справочник ЦРУ по странам мира представляет только гос.долг в % от ВВП, величина гос.долга и гос.долг на человека рассчитаны через ВВП и численность населения, представленные в том же докладе.

Почему госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга. Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказались бы на экономическом росте и вызвали бы недовольство граждан страны. США проблемы подобного выбора не испытывают: американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль, и при необходимости ФРС всегда готова включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности.

По этой же причине высокий внешний долг не станет причиной дефолта в стране. Дефолт, то есть неоплата процентов или основного долга по долговым обязательствам, возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых. В США такая ситуация может произойти только в одном случае — если Конгресс запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга. Летом 2011 года, во время президентства Барака Обамы, США оказались на пороге технического дефолта, но избежали его, просто повысив планку на $2,1 трлн.

Единственное, что реально волнует американцев, — это соотношение госдолга к ВВП. Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. США не исключение — в последние годы госдолг страны выше ВВП на несколько процентов (в 2019 году этот показатель находился на отметке 108,3%).

Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению

Если государственный внутренний долг непрерывно растет, внутригосударственные последствия могут стать катастрофическими. Сокращение финансирования определенных секторов экономики провоцирует протестные настроения (акции, забастовки и т.д.). Одним из ярких примеров недавнего прошлого – ситуация в Греции. Самым серьезным последствием экономического кризиса становится государственный переворот.

Причина роста финансовой напряженности кроется в нарастающей необходимости получения новых кредитов. Крайний случай, когда кредиторы отказываются от дальнейшей финансовой поддержки. В этом контексте проливается свет на тесную взаимосвязь государственного бюджета и государственного долга.

Когда речь заходит о государственном внутреннем долге Российской Федерации, нужно упомянуть ключевую роль Центробанка. Именно он использует важнейший инструмент (ставка рефинансирования), влияя на экономические показатели страны и уровень ВВП. Когда валовый продукт растет быстрее, чем повышается ставка, страна попадает в категорию платежеспособных и может претендовать на получение очередного займа.

Долгие годы существования рыночной экономики позволили странам, оказавшимся в статусе должника, разработать ряд мер, способствующих сокращению объемов госдолга. Можно выделить следующие:

  • оплата задолженностей за счет использования ограниченного золотовалютного резерва;
  • получение отсрочки (пролонгация долга) или объединение долгов в один на более выгодных условиях;
  • уменьшение ставки по облигациям и векселям (конверсия);
  • реструктуризация долга;
  • аннулирование по инициативе должника (редкий случай) или страны-займодателя (так называемое «прощение долгов»).

«Увеличение госдолга также связано с усиленным инвестированием средств на реализацию военных программ, с возрастанием безработицы».

Состав внутренней задолженности государства в рыночной экономике

Задолженности по кредитам (в том числе бюджетным), по выпущенным облигациям, ваучерам и векселям, а также обязательства, возникающие в связи с государственными гарантиями включаются в структуру государственного долга.

На указанные выше составляющие в объеме внутреннего государственного долга ежегодно накладывается ограничение в полном соответствии с Бюджетным кодексом РФ. На практике возникают ситуации с превышением установленного лимита.

Управление государственным долгом и его обслуживание

Систему мероприятий, основная цель которых состоит в установлении порядка, выплате доходов, погашении займов, выставлении долгового обязательства, называют управлением государственным долгом. Эту задачу берет на себя правительство страны или уполномоченное Министерство финансов. Если речь идет об управлении муниципальным долгом, роль управленца берет на себя местная администрация. В последнем случае в качестве регулирующего документа выступает устав муниципалитета.

Бюджетное законодательство нашей страны четко прописывает необходимость использования методов управления. Речь идет о реструктуризации, новации, конверсии и других методах (о них уже говорилось в предыдущем пункте).

Под обслуживанием государственного и муниципального долга понимается проведение финансовых операций, направленных на выплату доходов (процентов) по имеющимся обязательствам. Отвечает за обслуживание Банк России. К обслуживанию также стоит причислить особый вид деятельности Минфина страны, касающийся фиксации (регистрация в книгах долгов) всех государственных заимствований. Аналогичная деятельность осуществляется и в субъектах страны – долговые книги ведутся усилиями муниципальных образований.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).

    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.

    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.

    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.

    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.

  • Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.

    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.

    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.

    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Что будет, если не погашать государственный долг?

На примере США, Японии и Китая кажется, что внешний государственный долг не влияет на благополучие страны. У вышеупомянутых стран крупная задолженность, но их экономики считаются сильнейшими в мире. Однако непрерывный рост государственного долга может привести к негативным последствиям в будущем:

  • уменьшения уровня инвестиций: кредиторы поймут, что заемщик лишь наращивает обязательства и не погашает их, а потому не будут вкладывать капитал в долговую экономику из-за отсутствия выгоды;

  • увеличение налогового бремени – дефицит бюджета будет невозможно покрыть, и государство начнет все больше требовать с населения;

  • увеличение расслоения общества на бедных и богатых;

  • становление хрупкой экономики, которая не выдержит даже незначительного давления извне.

Последствия роста внешнего государственного долга сказались на России в 1998 году, а также спровоцировали кризис в Греции в 2010 году.

Текущий и капитальный государственный долг

Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.

Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).

Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.

Задачи управления государственным долгом

Управление государственным долгом направлено на решение ряда задач, к числу которых относятся:

  1. удержание объемов внешнего и внутреннего государственного долга на определенном уровне. Решение данной задачи обусловлено тем, что необходимо сохранять экономическую безопасность государства, обеспечивать возможность погашения уже имеющихся обязательств без нанесения ущерба социально-экономическому развитию страны и его финансирования;
  2. минимизация стоимости государственного долга за счет пролонгации займов и сокращения доходности государственных ценных бумаг;
  3. сохранение репутации надежного заемщика за счет своевременного выполнения государственных обязательств перед кредиторами;
  4. поддержание стабильности и предсказуемости государственного долга;
  5. достижение наиболее эффективного и рационального использования средств, полученных по государственным займам;
  6. координация действий государственных федеральных, региональных и муниципальных органов управления на долговом рынке государства;
  7. диверсификация долговых обязательств по различным параметрам, например, по срокам заимствования, формам выплат и так далее.

Характеристика методов управления государственным долгом

Существует множество методов управления государственным долгом. Основная задача государства в части управления государственным долгом состоит в выборе адекватных методов управления им, что требует оценки определенных факторов, влияющих на выбор этих методов.

К числу таких факторов относится, например, удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета, соотношение валового внутреннего продукта и величины государственных займов.

В отношении внешнего государственного долга могут применяться иные показатели (факторы оценки): например, соотношение величины внешних заимствований и объема экспорта, а также удельный вес расходов, направляемых на погашение внешнего государственного долга, в сумме выручки от экспорта.

Всю совокупность методов управление государственным долгом можно разделить на две группы:

  • финансовые методы управления государственным долгом;
  • административные методы управления государственным долгом.

В первом случае речь идет о выборе способов и форм, посредством которых государство предполагает осуществлять погашение государственного долга. При применении этих методов оценивается финансовые показатели.

Данная группа методов нацелена на обеспечении предельного уровня эффективности использование привлекаемых займов, изыскание мер сведения издержек по их погашению к минимуму. Вторая группа методов основана на оперативном выполнении распоряжение органов государственной власти.

Данная группа методов не предполагает проведение оценки результативности и эффективности действий, связанные с управлением государственным долгом.

Таким образом, непосредственными методами управления государственным долгом являются следующие:

  • во-первых, рефинансирование государственного долга – сущность данного метода состоит в организации выпуска новых займов с целью привлечения средств для погашения уже существующей задолженности по займам;
  • во-вторых, конверсия – сущность данного метода состоит в изменении доходности существующих государственных займов. Преимущественно при применении конверсии государство снижает величину выплат по займам, что позволяет добиться сокращения расходов по обслуживанию и управлению государственным долгом;
  • в-третьих, консолидация – сущность данного метода состоит во внесении изменений в условиях государственных займов в части их сроков. Как правило, такое изменение предполагает увеличение сроков погашения государственных займов;
  • в-четвертых, унификация займа – сущность данного метода состоит в объединении нескольких существующих государственных займов. Данный метод предполагает обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Этот метод часто используется в комбинации с консолидацией;
  • в-пятых, аннулирование государственного долга – данный метод отличается радикальным характером, выражающемся в том, что государство отказывается от исполнения своих обязательств по погашению государственного долга по части государственных займов.

Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом

Государственныйи муниципальный долг– это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ, или муниципальным образованием.

В состав долга входят: кредиты, полученные РФ как заемщиком; ценные бумаги, выпущенные РФ; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы; государственные гарантии; иные долговые обязательства ранее отнесенные к государственному долгу. Все перечисленное относится к государственным заимствованиям
за исключением гарантий.

Классификация государственного и муниципального долга:

  1. По валюте обязательств (по субъекту): внешний долг выражается в иностранной валюте; внутренний долг выражается в рублях, за исключением иностранного целевого кредита.

  2. По сроку: краткосрочный (до 1 года); среднесрочный (1-5 лет); долгосрочный (5-30 лет, МО 5-10 лет).

  3. По субъектам должникам: федеральный; региональный; местный.

Управление государственным долгом – это совокупность методов по выплате доходов кредиторам и погашению кредитов и иных долговых обязательств, а так же порядок и условия выпуска и размещения долговых обязательств. Данная деятельность осуществляется Правительством, а обслуживанием занимается Центральный Банк. Центральный банк выплачивает доходы, погашает долг и размещает долговые обязательства.

Методы
управления государственным долгом:

  1. Рефинансирование – это выпуск новых займов для погашения старых задолженностей.

  2. Конверсия – увеличение или уменьшение процентов по займам.

  3. Консолидация – продление сроков действия ранее выпущенных займов.

  4. Отсрочка (запрещен БК РФ).

  5. Унификация займов – соединение нескольких займов в один.

  6. Аннулирование (в БК РФ отсутствует).

  7. Реструктуризация – это прекращение долговых обязательств, составляющих долг, с заменой иными долговыми обязательствами, иными условиями обслуживания и погашения, путем подписания официального документа.

Виды займов: по субъектам-эмитентам:федеральныерегиональныемуниципальные. По
срокам: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.

По субъектам-держателям облигаций: размещается только среди физических лицах; размещается только среди юридических лицах; смешанные.По форме распределения дохода: выигрышные; процентные; смешанные целевые.

По форме выпуска: документарные; бездокументарные. По методу: добровольные; обязательные; займы по подписке.

  • Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
  • — кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными
     организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • — государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  • — договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • — переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
  • — соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
  • В таких же формах могут быть выражены обязательства субъекта РФ и муниципального образования с тем исключением, что органы местного самоуправления не вправе заключать подобные договоры с иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

Государственные и муниципальные гарантии – это вид долгового обязательства, в силу которого РФ, Субъект РФ или муниципальное образование как гарант обязано при наступлении определенного события уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия по его письменному требованию за счет бюджета предусмотренную
в обязательстве сумму в соответствии с определенными условиями. В отличий от долга: гарантии носят условный
характер; специфический срок исполнения (может наступить или нет); присуще солидарная и субсидиарная ответственность.

Правовое регулирование государственного долга

  • Бюджетный кодекс РФ осуществил разграничение финансово-правовых категорий «государственный долг Российской Федерации» и «внешние долговые требования Российской Федерации».
  • С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества, на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственною сектора и иностранных государств1.
  • С материальной точки зрения государственный долг рассматривается в качестве общей суммы задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным но ним процентам2.

Под государственным долгом законодательство понимает долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, и исполняется за счет средств федерального бюджета (ст. 102 БК РФ).

Таким образом, государственный долг можно рассматривать как систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика (должника) или гаранта с целью финансирования дефицита государственного бюджета, а также для погашения ранее возникших долговых обязательств (ст. 103 БК РФ). В зависимости от характера отношений государственные долговые обязательства проявляются в следующих видах:

  • 1) кредиты, привлеченные от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • 2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
  • 3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 4) государственные гарантии Российской Федерации;
  • 5) иные долговые обязательства, отнесенные в соответствии с законодательством РФ на государственный долг Российской Федерации (ст. 98 БК РФ).

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).

Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства, принято различать государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Читайте также: Созаемщик по ипотеке: кто это такой и какие у него права на квартиру

Государственный долг субъекта РФ — совокупность долговых обязательств субъекта РФ по установленным законодательством видам долговых обязательств. Муниципальный долг представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования (ст. 99, 100 БК РФ).

В зависимости от валюты, в которой выражены долговые обязательства государства, государственный долг может быть внешним и внутренним (ст. 6 БК РФ).

Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Государственные заимствования являются самой распространенной формой государственного долга и представляют собой государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Таким образом, государственные заимствования осуществляются путем выпуска Российской Федерацией ценных бумаг от своего имени, а также путем заключения Российской Федерацией как заемщиком кредитных соглашений (договоров) с кредиторами, перечень которых установлен законом (ст. 103 БК РФ).

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, будут рассмотрены в следующем параграфе.

Кредитные соглашения и договоры.

В соответствии с законодательством долговые обязательства Российской Федерации возникают из кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права. Кроме того, долговые обязательства Российской Федерации возникают по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет от бюджетов других уровней бюджетной системы.

В отношениях по заключению кредитных договоров и соглашений, ведущих к образованию государственного долга, в роли заемщика всегда выступает Российская Федерация в лице ее уполномоченных органов. Привлечение государством кредитов как дополнительных средств бюджета возможно на основании закона о бюджете на текущий год и плановый период.

Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранных кредитов осуществляется на основе ряда подзаконных актов, в том числе постановления Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития», постановлений

Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 173 «О порядке организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов», от 16 октября 1993 г.

№ 1060 «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов», а также на основе норм международного права — Статей Соглашения Международного валютного фонда, Статей Соглашения Международного банка реконструкции и развития1, а также ряда других норм.

Государство в долговых отношениях может выступать не только как заемщик и кредитор, но и как гарант. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым другими лицами на финансовом рынке, то оно играет роль гаранта.

Государственная или муниципальная гарантия — вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).

Государственную гарантию как способ обеспечения исполнения обязательств третьих лиц перед кредитором характеризуют следующие отличительные черты, которые позволяют говорить о ее финансово-правовом характере регулирования:

  • — особый субъектный состав;
  • — то, что гарантом выступает Российская Федерация, т.е. государство. Оно в одностороннем порядке определяет условия и порядок предоставления государственной гарантии, что требует соответствующего утверждения в нормативном правовом акте;
  • — особый порядок предоставления и учета государственных гарантий, предусмотренный ст. 116 БК РФ;
  • — финансовый контроль со стороны государства за предоставлением государственных гарантий, исполнением обязательств по предоставленным гарантиям за счет бюджетных средств, а также проверки получателей государственных гарантий;
  • — исполнение обязательств по выданной государственной гарантии обеспечивается государственной казной, т.е. федеральным бюджетом (ст. 102 БК РФ).

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством РФ.

Минфин России либо иной уполномоченный орган представляет Правительство РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ. По каждому случаю предоставления государственной гарантии принимается соответствующий акт Правительства РФ1.

В акте Правительства РФ о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации должны быть указаны:

  • — лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия Российской Федерации;
  • — предел обязательств по государственной гарантии Российской Федерации;
  • — основные условия государственной гарантии Российской Федерации.

Письменная форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной гарантии должны быть указаны:

  • — наименование гаранта (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
  • — обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
  • — объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
  • — определение гарантийного случая;
  • — наименование принципала;
  • — безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
  • — основания для выдачи гарантии;
  • — дата вступления в силу (дата выдачи) гарантии;
  • — срок действия гарантии;
  • — порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
  • — порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципата, обеспеченных гарантией;
  • — наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
  • — иные условия гарантии, определенные правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта (ст. 115 БК РФ).

Государственные гарантии предоставляются в соответствии с программой предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год (ст. 108.1, 110.2 БК РФ), утверждаемой при рассмотрении проекта федерального бюджета представительным органом власти во втором чтении (ст. 205 БК РФ).

Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в валюте РФ, включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.

Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.

Предоставление и исполнение государственной гарантии Российской Федерации подлежат отражению в Государственной долговой книге Российской Федерации.

Минфин России ведет учет выданных государственных гарантий Российской Федерации, сокращения государственного долга в случае исполнения принципалами либо третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также в случае осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям Российской Федерации (п. 6 ст. 116 БК РФ).

Необходимо также отметить, что в БК РФ получили закрепление виды ответственности за предоставление государственных гарантий с нарушением установленного порядка. Так, в соответствии со ст.

300 БК РФ предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением порядка, установленного Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления уголовное наказание, предусмотренное УК РФ.

Виды и классификация государственного долга

Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования. В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга. В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.

В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая. Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам. В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.

Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики. К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период. Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.

Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.

Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.

Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.

Источники

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/249415
  • https://tass.ru/ekonomika/6109341
  • https://wdia.ru/bankrotstvo/informatsiya/gosudarstvennye-dolgi
  • https://www.anews.com/p/114388693-gosdolg-rossii-v-2019-godu-chto-takoe-vnutrennij-i-vneshnij-gosudarstvennyj-dolg/
  • https://xn--c1abvl.xn--p1ai/articles/dolgi/gosudarstvennyy-dolg-kak-ekonomicheskiy-pokazatel/
  • https://spravochnick.ru/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/vneshniy_i_vnutrenniy_gosudarstvennyy_dolg/
  • https://gszkam.ru/dolgi/chto-takoe-gosudarstvennyj-dolg-forma-i-vidy-struktura-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-i-metody-pogasheniya.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a96e372ad0f223b0cb55b84/gosudarstvennyi-dolg-i-ego-klassifikaciia-5aba91a6a936f4f8a53843e0

[свернуть]